Источники мусульманского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:48, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих задач:
- определить понятие и характерные черты мусульманского права как разновидности религиозного права;
- изучить историю возникновения и школы мусульманского права;
- проанализировать источники мусульманского права;
- рассмотреть систему мусульманского права и отрасли – уголовное право и судебный процесс.

Оглавление

ГЛАВА І МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА
1.1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой
1.2 Возникновение и школы мусульманского права
1.3 Источники мусульманского права
ГЛАВА ІІ. СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Понятие и общая характеристика системы мусульманского права
2.2 Уголовное право
2.3 Судебный процесс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Давид.docx

— 52.09 Кб (Скачать)

Одной из характерных  черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге — Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории.

Но оно  на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой Другой стране (например, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность и т.д.

Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического  права в странах Европы в том  отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и  всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран  Азии и Африки. [20, c.320] Со временем нормы  шариата вышли далеко за пределы  Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь, бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление — шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц — имамов, считавшихся непогрешимыми. Более того, шииты признавали только те предания о пророке Мухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые восходили к.последнему праведному халифу — Али.

Постепенно  и сторонники ортодоксального направления  шариата (сунниты) сгруппировались  в четыре основных толка (маз-хаба), представлявших собой по существу самостоятельные  правовые школы, связанные с именами  перечисленных выше четырех виднейших  мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты, ша-фииты, ханбалиты. Наиболее распространенный из них ханифитский  мазхаб (от Абу Ханифа) имел своих  последователей прежде всего в таких странах, как Египет. Турция, Индия, а также на территории нашей страны.

Деятельность  основных школ-мазхабов способствовала дальнейшему развитию мусульманского права, рациональному осмыслению новых  явлений общественной жизни, выработке  целого ряда абстрактных правил, отказу от некоторых явно устаревших («пережиточных  норм»). Но постепенно углублялись противоречия и расхождения между этими  школами по важнейшим вопросам права.

Ряд самостоятельных  школ возник и на базе шиизма: исмаи-литская, джафаритская, зейдитская и др.

Таким образом, к концу средневековья шариат, доктринальная и нормативная  основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно  сложным и необычным правовым явлением.

1.3 Источники  мусульманского права

В теории государства  и права под источниками права  понимаются способы закрепления  и выражения правовых норм. [5, c. 248] Исследователи выделяют в составе  мусульманского права две группы взаимосвязанных норм. Первую из них  составляют юридические предписания  Корана и Сунны. Вторую группу образуют нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников или логических приемов  толкования. Это, прежде всего единогласное мнение (иджма) наиболее авторитетных правоведов – муджтахидов и факихов, и кияс (кийас) – суждение по аналогии[16, c.104].

В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране. Вместе с тем, исследователи справедливо отмечают, что ряд наций и этнических групп, принявших ислам в качестве религии (догматики и культа), в регулировании взаимоотношений индивидов продолжали придерживаться прежних социальных нормативов, прежде всего обычаев, которые нередко прямо противоречили мусульманскому праву. Например, бедуины многих районов Аравии, берберы Северной Африки или исламизированные народы Тропической Африки в своих внутри- и межплеменных отношениях весьма ревностно отстаивали приоритет древних обычаев и сопротивлялись попыткам распространить на них мусульманское право как систему юридических норм.[8, c. 321]

Незыблемая  основа мусульманского права – Коран, священная книга мусульман, состоящая  из притч, молитв и проповедей, приписываемых  пророку Мухаммеду. Исследователи  находят в Коране положения, которые  заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев  доисламской Аравии. Составление  Корана растянулось на несколько  десятилетий. Канонизирование его  содержания и составление окончательной  редакции произошло при халифе Омаре (644—-656 гг.). В самом Коране его  правовая значимость определяется следующим  образом: «И так мы ниспослали его  как арабский судебник»[10, сура 6.54]. Коран предписывает арабам также  покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исламом.

Коран состоит  из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и  лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения  мусульман – шар или шариат. При этом не более чем 80 из них  можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала  и обязанностей. Шариат означает в  переводе «путь следования» и  составляют то, что называют мусульманское  право. Однако, содержащиеся в Коране положения юридического характера  явно недостаточны в силу отражения  в нем раннефеодальных отношений. В связи с этим в качестве следующего авторитетного источника права  выступает Сунна.

Сунна (священное  предание) – состоит из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях  и поступках самого Мухаммеда. Окончательное  редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников сунны, наибольшую известность  из которых получил сборник Бухари (умер в 870 году). В Сунне содержатся нормы брачного, наследственного, доказательственного, судебного и некоторых других отраслей права. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержат много противоречащих друг Другу положений, и выбор  наиболее «достоверного» из них всецело  относится к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считается, что имеют  силу лишь те хадисы, которые были пересказаны  сподвижниками Мухаммеда, причем, в  отличие от суннитов, шииты признают действительными лишь те хадисы, которые  восходили к халифу Али и к  его сторонникам.

По степени  определенности согласно мусульманской  доктрине, все нормы Корана и сунны  делятся на две категории. К первой относятся абсолютно точные и  не допускающие различных толкований установления, среди которых значатся все правила религиозного культа и некоторые нормы, регулирующие взаимоотношения людей. Большинство  таких установлений возникло по частным  случаям при решении Пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных  фактов или в ответ на заданные ему вопросы. Преобладающая часть  нормативных предписаний сунны  также имеет казуальное происхождение. Данная категория норм не допускает  иджтихада, а представляет собой  понятные и однозначные правила  поведения, которые могут непосредственно  и единообразно применяться на практике. Причем если конкретные правила исполнения религиозных обязанностей мусульмане должны воспринимать как божественное откровение, смысл которого им не дано понять, то конкретные нормы взаимоотношений  между людьми во многих случаях могут  быть рационально объяснены. Такая  концепция позволяла, по существу, отказываться от применения данных норм в пользу других.[16, c.23]

Вторую разновидность  составляют отвлеченные и недостаточно ясные предписания. Их наличие объясняется  тем, что мусульманское право, не уделяя большого внимания юридическим  тонкостям и деталям (за исключением  подробного регулирования отдельных  видов отношений – например, вопросов наследования), оставляет их на усмотрение мусульман, и идет по пути установления лишь общих ориентиров поведения. Утверждается, что Мухаммед стремился не создать  право в строгом смысле, а научить  людей, как поступать во всех жизненных  ситуациях, как относиться к тому или иному событию, факту, поступку и т.п. Поэтому, полагают многие современные  исследователи, главным в мусульманском  праве является установление самых  общих параметров отношений между  людьми на религиозной основе, а  юридические детали считаются второстепенными, коль скоро религиозно-нравственные рамки поведения не преступаются.

Иджма рассматривается  как «общее согласие мусульманской  общины». [11, c.213] Один из адатов гласит: «То, что мусульмане считают справедливым, справедливо в глазах Аллаха». Такое  положение позволяло и сейчас позволяет докторам ислама создавать  новые правовые нормы, приспособленные  к меняющимся условиям жизни. Отвергаемая некоторыми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. По единодушному мнению докторов права, она используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Легитимированная своей связью с Кораном и Сунной, иджма приобрела силу только после смерти пророка и при наличии ряда условий. Иджма может быть четко выраженной или предполагаемой, но сила последней во много меньше. Для того чтобы норма права была основана на иджме, необязательно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с «обычаем» (орф). Требуемое единство – это единство компетентных лиц (муджтахидов и факихов) – фукаха. Их единогласное мнение придает правовому решению силу закона.

Обязанные толковать  закон мусульманские юристы призывают  на помощь рассуждение (кияс). Таким  путем они смогли «сочетать откровение с разумом человека». Согласно киясу  правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено  к делу, которое прямо не предусмотрено  в этих источниках права. Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать  только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Благодаря  наличию рассуждения по аналогии, создана возможность рационального  толкования источников мусульманского права; но таким образом нельзя создать  фундаментальные нормы, сравнимые  по своей природе с системой традиционных норм, созданной в Х веке. Мусульманские  легисты в этом случае отличны  от юристов общего права, которые, используя  технику различия, создают новые  нормы. [7, c. 321]

Таким образом, можно сказать, что основными  источниками мусульманского права  являются Коран, Сунна, кияс, иджма.

ГЛАВА II. СИСТЕМА  МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

2.1 Общая характеристика  системы мусульманского права

В теории государства  и права система права представляет собой внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный  характером существующих в обществе отношений, включающая в себя отрасли, институты и нормы права. [12, c.354]

Под отраслями  права понимаются самые крупные  составляющие части системы права, представляющие собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующие определенную область (сферу) общественных отношений. [5, c.342] Р. Давид пишет, что шариат отличается от канонического права  в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной  жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы. [8, c.352] Коран и Сунна содержат в себе нормы уголовного, гражданского, семейного, наследственного, государственного, уголовно – и гражданско-процессуального и других отраслей права.

Под институтами  теория государства и права подразумевает  относительно обособленные группы взаимосвязанных  между собой юридических норм, регулирующие определенные разновидности  общественных отношений. [5, c252] Например, к институтам мусульманского права  можно отнести институт купли-продажи  и ссуды в гражданском праве  или отягчающие вину обстоятельства в уголовном.

Нормы права  составляют основу, базис любой системы  права. Это тот строительный материал, из которого создаются все отрасли  и институты права. Нормы права  являются первичными элементами системы  права.

Опора на религиозные  догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Так, нормы «личного статуса» — отрасли, занимающей центральное место в  системе мусульманского права, действуют  главным образом среди мусульман, хотя в современных условиях во многих мусульманских странах религиозный  принцип применения не распространяется на нормы, регулирующие вопросы наследования, завещания и ограничения правоспособности. Данные нормы запрещают мусульманке  выходить замуж за немусульманина. Присутствующие при заключении брачного договора свидетели должны быть мусульманами. Институт вакуфного имущества исходит  из признания .верховного права собственности на такое имущество за Аллахом и использования его на религиозно-благотворительные цели. [16, c.32]

Информация о работе Источники мусульманского права