Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:48, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих задач:
- определить понятие и характерные черты мусульманского права как разновидности религиозного права;
- изучить историю возникновения и школы мусульманского права;
- проанализировать источники мусульманского права;
- рассмотреть систему мусульманского права и отрасли – уголовное право и судебный процесс.
ГЛАВА І МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА
1.1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой
1.2 Возникновение и школы мусульманского права
1.3 Источники мусульманского права
ГЛАВА ІІ. СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Понятие и общая характеристика системы мусульманского права
2.2 Уголовное право
2.3 Судебный процесс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Мусульманское
гражданское право (муамалат), регулируя
режим собственности, признает, что
верховное право на любое имущество
принадлежит Аллаху. Широко используется
в частности, при проведении национализации
и аграрной реформы. Предание Пророка
гласит о том, что некоторые объекты
(например, вода и земля) не могут
быть предметом частной
Мусульманское
государственное право требует,
чтобы правитель обязательно
был мусульманином. Значительная часть
полномочий главы государства носит
религиозный характер, связана с
первоочередной защитой интересов
ислама и контролем над исполнением
правоверными своих религиозных
обязанностей. Согласно мусульманской
политико-правовой теории, законодательная
власть в мусульманском государстве
принадлежит муджтахидам —
В мусульманском судебно-процессуальном праве выделяются нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных (предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по большинству дел. Особое значение данная отрасль придает клятве именем Аллаха, с помощью которой ответчик может доказать свою невиновность. При этом действенность подобного способа защиты и его признание судом связываются с особенностями религиозной совести мусульманина, которая не позволяет ему лгать под страхом потусторонней божественной кары. В отдельных случаям только принесение религиозной клятвы является тем юридическим фактом, с которым мусульманское право связывает далеко идущие правовые последствия (например, при обвинении мужем своей жены в нарушении супружеской верности).[19, c.44]
Основной
идеей регулирования
Мусульманское
уголовное право (укубат) в качестве
наиболее опасных правонарушений рассматривает
посягательства на «права Аллаха», среди
которых особо выделяется вероотступничество,
влекущее смертную казнь. Как правило,
к совершившим преступления мусульманам
и представителям иных религий применялись
различные меры наказания. Во многих
случаях раскаяние преступника,
имеющее непосредственное отношение
к его религиозной совести, освобождало
его от наказания. И в то же время
за отдельные правонарушения в качестве
санкции устанавливалось
Итак, мусульманское право представляет собой довольно сложный, многоуровневый комплекс, структурными элементами которого, существующими и функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы, регулирующие все сферы жизни людей.
2.2 Уголовное право
Разрабатывая
теорию правонарушения, мусульманские
юристы исходили из двух основополагающих
философско-богословских начал. Прежде
всего, они считали, что все поступки
и даже мысли людей гак или
иначе предопределяются волей Аллаха.
[6, c.245] Однако, по мнению представителей
большинства мусульманско-
Другим принципиально
важным моментом является рассмотрение
правонарушения как непослушания воле
Аллаха. Поэтому, по мнению мусульманских
ученых-юристов, любое неправомерное
в юридическом, смысле поведение
не просто представляет собой отклонение
от предписаний мусульманского права,
за которое следует
Подобный
подход накладывает отпечаток на
всю уголовно-правовую мусульманскую
концепцию, в которой широкое
понимание правонарушения как серьезного
греха сочетается с его узким
определением в формально-юридическом
значении. С этой точки зрения, согласно
общепризнанному выводу ал-Маварди,
крупнейшего представителя
Ясно, что в данном определении речь идет как об отклонении от любых норм, регулирующих взаимоотношения людей, так и о нарушениях религиозных обязанностей, многие из которых приобрели правовой характер. Одновременно следует иметь в виду, что в соответствии с принятой классификацией система мусульманского права не знает строгих различий между санкциями за нарушение отдельных категорий норм и включает в себя единую отрасль деликтного права. Правда, классифицируя виды правонарушении, мусульманские юристы учитывают такое разграничение, но проводят его с учетом не только и не столько общественной опасности или характера нарушенной нормы, сколько иных критериев, среди которых важное значение придается чисто религиозным моментам. В этом наглядно отражаются как зависимость оценки поведения мусульманина от степени соответствия его «воле Аллаха», закрепленной в той или иной форме, так, в конечном счете, и религиозная природа мусульманского права в целом.
Авторитетные
мусульманские правоведы
Таким образом, преступления в мусульманском праве расцениваются не только как нарушение законности и правопорядка, но и как религиозный грех, который влечет за собой и юридическую ответственность, и ответственность перед Аллахом.
2.3 Судебный процесс
Заслуга в разработке основ организации и деятельности шариатских судов принадлежит мусульманской правовой доктрине, которая традиционно уделяла особое внимание этой проблематике. [19, c.43]
Мусульманские юристы придерживаются совпадающих взглядов на исходные начала правосудия, закрепленные такими ведущими источниками мусульманского права, как Коран и сунна, под которой понимается нормативная практика пророка Мухаммеда, зафиксированная преданиями (хадисами). Ведущим принципом шариатского правосудия называют справедливость, упоминаемую во многих стихах Корана, в котором, например, говорится: «Если же станешь выносить судебное решение, то суди их по справедливости» [10, cура 5:42], «…И мне велено судить по справедливости между вами» [10, сура 42:15].
Хотя по конкретным аспектам организации и функционирования судов позиции ведущих школ мусульманской правовой доктрины (фикха) не всегда совпадают, можно выделить некоторые общие черты их подхода к решению этих вопросов. Это, в частности, относится к условиям, которым должен удовлетворять кади — шариатский судья. Обычно на эту должность назначается дееспособный мужчина-мусульманин. Правда, отдельные школы фикха допускают возложение обязанностей кади и на женщину, но лишь для разрешения имущественных и семейных споров. Что же касается не мусульман, то шариат ограничивает их право выносить судебные решения разрешением конфликтов между своими единоверцами.
Необходимо также, чтоб судья обладал ясным умом и проницательностью, позволяющими ему беспристрастно разбираться в самых запутанных ситуациях. Кроме того, на должность кади может претендовать только свободный и справедливый мусульманин, лишенный серьезных физических недостатков. Своеобразием отличается установленный шариатом порядок рассмотрения судебных дел. Слушание спора обычно начинается с того, что судья предлагает истцу изложить свою претензию, а затем обращается к ответчику с предложением признать обоснованность иска. При согласии ответчика разбор дела завершается, и кади выносит решение. В противном случае судья предлагает истцу представить доказательства своего права. Такая его обязанность установлена известным изречением пророка: «Истец обязан привести доказательство, а тот, кто отрицает правомерность иска, должен дать клятву» [16, c. 202]
Мусульманское
право придает большое значение
объективности доказательств, поскольку
судебное решение должно основываться
не на догадках и предположениях, а
на непредвзятой оценке фактов и внешнего
поведения человека. Одновременно шариат,
допуская возможность принятия ошибочного
решения, недвусмысленно предупреждает
об ответственности за стремление повлиять
на мнение кади вопреки истине, о
чем свидетельствуют слова
Такой принцип
прямо касается судебной этики, основное
требование которой — проявлять
беспристрастность в ходе разрешения
спора и одинаково относиться
к сторонам конфликта. В частности,
пророк требовал, чтобы оба участника
судебного спора сидели прямо
перед кади на равном расстоянии от
него. Объективность судебного