Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 00:27, реферат
Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В мирском
смысле оно представляет собой единую исламскую систему социальных норм
регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые
регуляторы, в первую очередь, религиозные и нравственные правила поведения.
Так, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм
религии и государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское право - это прежде
всего религия, затем – государство и культура. Ислам, подчеркивает Р. Давид
– это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а
религиозную, «божественную», природу. В жизни при опосредовании
общественными отношениями все эти нормы тесно взаимодействуют и
переплетаются. Однако как свидетельствует практика правового развития
исламских стран, в данной системе юридические правила поведения занимают
относительно самостоятельное место.
Введение 2
Глава 1. Основные источники мусульманского права 2
1.1. Коран и сунна 2
1.2. Иджма 2
1.3. Кияс 2
Глава 2. Шариат - правовой путь следования 2
Глава 3. Применение права 2
Глава 4. Государство и мусульманское право 2
Заключение 2
Список использованных источников: 2
Источники мусульманского права
|Московская
Государственная Юридическая
|Московский
Дневной Факультет
|I курс, 13 группа
| |Кафедра Теории | |
| |Государства и Права | |
|КУРСОВАЯ
РАБОТА
| |ДИСЦИПЛИНА: Теория государства и права |
|
|ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Белинков
| |ТЕМА: Источники мусульманского права |
| |ИСПОЛНИТЕЛЬ: Карамыслов Дмитрий Александрович|
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение 2
Глава 1. Основные источники мусульманского права 2
1.1. Коран и сунна 2
1.2. Иджма 2
1.3. Кияс 2
Глава 2. Шариат - правовой путь следования 2
Глава 3. Применение права 2
Глава 4. Государство и мусульманское право 2
Заключение 2
Список использованных
Введение
Мусульманское право оказало
государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как
юридического и идеологического факторов в наше время также остается
широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского
права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва
ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения
в этих странах. Кроме того, из всех мировых религий ислам наиболее близко
соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают
мусульманское право и исламская идеология. В свою очередь, подчеркивая
государственный характер ислама, мусульманское право стояло в центре его
учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю
очередь как
универсальная политико-
Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В мирском
смысле оно представляет собой единую исламскую систему социальных норм
регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые
регуляторы, в первую очередь, религиозные и нравственные правила поведения.
Так, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм
религии и государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское право - это прежде
всего религия,
затем – государство и
– это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а
религиозную, «божественную», природу. В жизни при опосредовании
общественными отношениями все эти нормы тесно взаимодействуют и
переплетаются. Однако как свидетельствует практика правового развития
исламских стран, в данной системе юридические правила поведения занимают
относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков
обособление юридических норм от прочих, неправовых исламских регуляторов
становилось все более отчетливым, система таких норм выступает
мусульманским правом в юридическом значении.
Глава 1. Основные источники
Исследователи выделяют в составе мусульманского права две группы
взаимосвязанных норм. Первую из них составляют юридические предписания
Корана и Сунны. Вторую группу образуют нормы, сформулированные мусульманско-
правовой доктриной на основе «рациональных» источников или логических
приемов толкования. Это прежде всего единогласное мнение (иджма) наиболее
авторитетных правоведов - муджтахидов и факихов, и кияс (кийас) - суждение
по аналогии.
В качестве основополагающих
рассматриваются нормы
особенно
те, которые зафиксированы в
Вместе с тем, исследователи справедливо отмечают, что ряд наций и
этнических групп, принявших ислам в качестве религии (догматики и культа),
в регулировании
взаимоотношений индивидов
социальных нормативов, прежде всего обычаев, которые нередко прямо
противоречили мусульманскому праву. Например, бедуины многих районов
Аравии, берберы Северной Африки или исламизированные народы Тропической
Африки в своих внутри- и межплеменных отношениях весьма ревностно
отстаивали приоритет древних обычаев и сопротивлялись попыткам
распространить на них мусульманское право как систему юридических норм.
Подобный дуализм наблюдается вплоть до настоящего времени. Характерен в
этом отношении пример Йемена, где мусульманское право традиционно
применялось только в городах, а на территориях, занятых племенами
(преимущественно в северных районах страны), господствовали старые
доисламские обычаи. Попытки имама Иахйи в 20-е годы XX в. обязать племена
руководствоваться мусульманским правом ни к чему не привели, и государство
было вынуждено смириться с автономией племен в вопросах права. Доисламские
племенные социальные нормы были настолько прочны, что вскоре после
завоевания независимости в НДРЙ был даже принят закон об уголовной
ответственности за кровную месть. Имеются свидетельства сохранения этого
обычая, противоречащего мусульманскому праву, даже в современном Египте -
стране, которая одной из первых стала объектом арабо-мусульманских
завоеваний.
Живучесть племенных обычаев
подтверждается и наличием судов обычного права в ряде мусульманских стран.
Подобные суды наряду с судами кади сохранялись до конца 60-х годов в Ираке
и до начала 70-х годов в республике Йемен, до сих пор они функционируют в
Иордании, где действует даже законодательство, признающее племенные обычаи
источником права (аналогичное законодательство было принято в свое время в
Ираке). Следует при этом подчеркнуть, что догматическая и ритуальная части
ислама воспринимались и воспринимаются племенами в указанных странах
достаточно последовательно, хотя и подвергаются определенному влиянию
местных традиционных религиозных верований. Сказанное может быть отнесено и
к ряду стран Африки, где значительная часть населения исповедует ислам.
Здесь действие многих институтов мусульманского права ограничивается или
даже полностью исключается местным обычным правом. Во многом сходное
положение сложилось в Индонезии и ряде других стран Юго-Восточной Азии, где
местные обычаи (адат) исключают действие многих норм мусульманского права и
даже влияют на ритуально-догматическую сторону ислама («адатный ислам»).
Либеральное отношение ислама к обычаям местного населения, по мнению Рене
Давида, способствовало широкому распространению ислама во всем мире
1.1. Коран и сунна
Важнейшим считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из
притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммаду. Коран состоит
из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стиха (адата). Большая часть Корана
имеет мифологический характер, и лишь до 500 стихов содержат предписания
верующим - шары или шариат, относящиеся к правилам поведения мусульман. Шар
или шариат означает в переводе «путь следования» и составляют то, что
называют мусульманское право. Однако, содержащиеся в Коране положения
юридического характера явно недостаточны в силу отражения в нем
раннефеодальных отношений. В связи с этим в качестве следующего
авторитетного
источника права выступает
состоит из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках
самого Мухаммада. В Сунне содержатся нормы брачного, наследственного,
доказательственного, судебного и некоторых других отраслей права.
Коран - бесспорно, первый источник мусульманского права. Между тем,
очевидно, что содержащиеся в нем положения юридического характера явно
недостаточны для того, чтобы регламентировать все отношения, возникающие
между мусульманами, отдельными фундаментальными учреждениями ислама,
которые в Коране даже не упоминаются. Сегодня только некоторые крупные
ученые обращаются
непосредственно к
ограничено рядом вопросов, и трудно представить себе, что новая теолого-
правовая школа может сложиться в наше время. Однако, именно опираясь на эти
источники, а также на доктрину, специалисты мусульманского права пытаются
найти ответ
для решения современных
при регламентации вопросов искусственного осеменения или продажи
человеческих органов. Тем не менее, юридические положения Корана можно
найти в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их