Источники мусульманского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 00:27, реферат

Краткое описание

Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В мирском

смысле оно представляет собой единую исламскую систему социальных норм

регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые

регуляторы, в первую очередь, религиозные и нравственные правила поведения.

Так, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм

религии и государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское право - это прежде

всего религия, затем – государство и культура. Ислам, подчеркивает Р. Давид

– это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а

религиозную, «божественную», природу. В жизни при опосредовании

общественными отношениями все эти нормы тесно взаимодействуют и

переплетаются. Однако как свидетельствует практика правового развития

исламских стран, в данной системе юридические правила поведения занимают

относительно самостоятельное место.

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Основные источники мусульманского права 2

1.1. Коран и сунна 2

1.2. Иджма 2

1.3. Кияс 2

Глава 2. Шариат - правовой путь следования 2

Глава 3. Применение права 2

Глава 4. Государство и мусульманское право 2

Заключение 2

Список использованных источников: 2

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (3).doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Источники мусульманского права

|Московская  Государственная Юридическая Академия                            |

|Московский  Дневной Факультет                                               |

|I курс, 13 группа                                                          |

|                        |Кафедра Теории          |                        |

|                        |Государства и Права     |                        |

|КУРСОВАЯ  РАБОТА                                                            |

|                             |ДИСЦИПЛИНА: Теория государства и права       |

|                             |ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Белинков Антон  Владимирович   |

|                             |ТЕМА: Источники мусульманского  права         |

|                             |ИСПОЛНИТЕЛЬ: Карамыслов Дмитрий Александрович|

С О Д  Е Р Ж А Н И Е

Введение    2

Глава 1. Основные источники мусульманского права  2

  1.1. Коран  и сунна   2

  1.2. Иджма     2

  1.3. Кияс 2

Глава 2. Шариат - правовой путь следования   2

Глава 3. Применение права   2

Глава 4. Государство  и мусульманское право   2

Заключение  2

    Список использованных источников:  2

      Введение

    Мусульманское  право  оказало   глубокое  влияние  на  историю   развития

государства и права целого  ряда  стран  Востока.  Сфера  его действия  как

юридического  и  идеологического  факторов  в  наше  время  также   остается

широкой, что  во  многом  предопределяется  тесными  связями  мусульманского

права с  исламом как религиозной   системой, которая до сих  пор  имеет  едва

ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения

в этих странах. Кроме того, из всех мировых религий  ислам  наиболее  близко

соприкасается с государством и  правом.  Связующим  звеном  здесь  выступают

мусульманское право и  исламская  идеология.  В  свою  очередь,  подчеркивая

государственный характер ислама, мусульманское право  стояло  в  центре  его

учения и  воспринималось не только  как  система  норм,  но  не  в  последнюю

очередь как  универсальная политико-правовая доктрина.

    Мусульманское право можно рассматривать с двух  позиций.  В мирском

смысле оно  представляет  собой  единую  исламскую  систему  социальных  норм

регулирования, которая включает как  юридические  нормы,  так  и  неправовые

регуляторы, в первую очередь, религиозные и нравственные правила  поведения.

Так, Й. Шахт отмечает,  что  для  мусульманского  права  характерен  дуализм

религии и  государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское  право - это  прежде

всего религия, затем – государство и культура. Ислам, подчеркивает Р.  Давид

– это религия  закона,  а  мусульманское  право  имеет  не  рациональную,  а

религиозную,   «божественную»,   природу.   В   жизни   при    опосредовании

общественными  отношениями   все   эти   нормы   тесно   взаимодействуют   и

переплетаются.  Однако  как  свидетельствует  практика  правового   развития

исламских стран, в данной системе  юридические  правила  поведения  занимают

относительно  самостоятельное  место.   Более   того,   с   течением   веков

обособление юридических норм от  прочих,  неправовых  исламских  регуляторов

становилось   все   более   отчетливым,   система   таких   норм   выступает

мусульманским правом в юридическом значении.

      Глава 1. Основные источники мусульманского  права

    Исследователи  выделяют  в составе мусульманского  права две группы

взаимосвязанных норм.  Первую  из  них  составляют  юридические  предписания

Корана и  Сунны. Вторую группу образуют нормы, сформулированные мусульманско-

правовой  доктриной  на  основе  «рациональных»  источников  или  логических

приемов толкования. Это прежде всего единогласное  мнение  (иджма)  наиболее

авторитетных  правоведов - муджтахидов и факихов, и кияс (кийас)  -  суждение

по аналогии.

    В  качестве  основополагающих  рассматриваются  нормы  первой   группы,

особенно  те, которые зафиксированы в Коране.

      Вместе с тем, исследователи  справедливо  отмечают,  что   ряд  наций  и

этнических  групп, принявших ислам в качестве религии (догматики  и  культа),

в регулировании  взаимоотношений индивидов продолжали придерживаться  прежних

социальных  нормативов,  прежде  всего  обычаев,   которые   нередко   прямо

противоречили  мусульманскому  праву.  Например,  бедуины   многих   районов

Аравии, берберы  Северной  Африки  или  исламизированные  народы  Тропической

Африки  в  своих  внутри-  и  межплеменных   отношениях   весьма   ревностно

отстаивали   приоритет   древних   обычаев   и    сопротивлялись    попыткам

распространить  на них мусульманское  право  как  систему  юридических  норм.

Подобный  дуализм наблюдается вплоть  до  настоящего  времени.  Характерен  в

этом  отношении  пример  Йемена,   где   мусульманское   право   традиционно

применялось  только  в  городах,  а  на   территориях,   занятых   племенами

(преимущественно   в  северных   районах   страны),   господствовали   старые

доисламские обычаи. Попытки имама Иахйи в 20-е годы XX  в.  обязать  племена

руководствоваться мусульманским правом ни к чему не привели,  и  государство

было вынуждено  смириться с автономией племен в  вопросах  права.  Доисламские

племенные  социальные  нормы  были  настолько  прочны,  что   вскоре   после

завоевания  независимости  в  НДРЙ  был  даже  принят  закон  об   уголовной

ответственности за кровную месть.  Имеются  свидетельства  сохранения  этого

обычая, противоречащего мусульманскому праву, даже в  современном  Египте  -

стране,  которая  одной  из  первых   стала   объектом   арабо-мусульманских

завоеваний.

      Живучесть  племенных  обычаев   в   противовес   мусульманскому   праву

подтверждается  и наличием судов обычного права в ряде  мусульманских  стран.

Подобные  суды наряду с судами кади сохранялись  до конца 60-х годов  в  Ираке

и до начала 70-х годов в республике Йемен, до сих пор  они  функционируют  в

Иордании, где  действует даже законодательство, признающее  племенные  обычаи

источником  права (аналогичное законодательство было принято в свое  время  в

Ираке). Следует  при этом подчеркнуть, что догматическая  и  ритуальная  части

ислама  воспринимались  и  воспринимаются  племенами  в  указанных   странах

достаточно  последовательно,  хотя  и  подвергаются  определенному   влиянию

местных традиционных религиозных верований. Сказанное  может быть отнесено  и

к ряду стран  Африки, где  значительная  часть  населения  исповедует  ислам.

Здесь действие многих институтов  мусульманского  права  ограничивается  или

даже  полностью  исключается  местным  обычным  правом.  Во  многом  сходное

положение сложилось в Индонезии и ряде других стран Юго-Восточной Азии,  где

местные обычаи (адат) исключают действие многих норм мусульманского права  и

даже влияют на ритуально-догматическую  сторону  ислама  («адатный  ислам»).

Либеральное отношение ислама к обычаям местного населения,  по  мнению  Рене

Давида, способствовало широкому распространению ислама во всем мире

      1.1. Коран и сунна

    Важнейшим считается Коран - священная   книга  мусульман,  состоящая   из

притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку  Мухаммаду.  Коран  состоит

из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стиха (адата). Большая  часть  Корана

имеет мифологический характер, и лишь до  500  стихов  содержат  предписания

верующим - шары или шариат, относящиеся к  правилам поведения мусульман.  Шар

или шариат означает в  переводе  «путь  следования»  и  составляют  то,  что

называют  мусульманское  право.  Однако,  содержащиеся  в  Коране  положения

юридического  характера  явно  недостаточны   в   силу   отражения   в   нем

раннефеодальных  отношений.  В  связи   с   этим   в   качестве   следующего

авторитетного источника права выступает Сунна. Сунна (священное предание)  -

состоит из  многочисленных  рассказов  (хадисов)  о  суждениях  и  поступках

самого  Мухаммада.  В  Сунне  содержатся  нормы  брачного,  наследственного,

доказательственного,  судебного и некоторых других отраслей права.

    Коран - бесспорно, первый источник  мусульманского  права.  Между  тем,

очевидно, что  содержащиеся  в  нем  положения  юридического  характера  явно

недостаточны  для того, чтобы  регламентировать  все  отношения,  возникающие

между  мусульманами,  отдельными   фундаментальными   учреждениями   ислама,

которые в  Коране даже  не  упоминаются.  Сегодня  только  некоторые  крупные

ученые обращаются непосредственно к первоисточникам.  Причем  это  обращение

ограничено  рядом вопросов, и трудно представить  себе,  что  новая  теолого-

правовая  школа может сложиться в наше время. Однако, именно опираясь на  эти

источники, а также на доктрину, специалисты  мусульманского  права  пытаются

найти ответ  для решения современных проблем.  Так  обстоит  дело,  например,

при   регламентации   вопросов   искусственного   осеменения   или   продажи

человеческих  органов. Тем  не  менее,  юридические  положения  Корана  можно

найти в  определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют  их

Информация о работе Источники мусульманского права