Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 00:27, реферат
Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В мирском
смысле оно представляет собой единую исламскую систему социальных норм
регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые
регуляторы, в первую очередь, религиозные и нравственные правила поведения.
Так, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм
религии и государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское право - это прежде
всего религия, затем – государство и культура. Ислам, подчеркивает Р. Давид
– это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а
религиозную, «божественную», природу. В жизни при опосредовании
общественными отношениями все эти нормы тесно взаимодействуют и
переплетаются. Однако как свидетельствует практика правового развития
исламских стран, в данной системе юридические правила поведения занимают
относительно самостоятельное место.
Введение 2
Глава 1. Основные источники мусульманского права 2
1.1. Коран и сунна 2
1.2. Иджма 2
1.3. Кияс 2
Глава 2. Шариат - правовой путь следования 2
Глава 3. Применение права 2
Глава 4. Государство и мусульманское право 2
Заключение 2
Список использованных источников: 2
надлежит следовать», «Установленное обычаем равносильно предусмотренному
нормой права». Признание авторитета обычая сквозит и в словах Пророка: «То,
что мусульмане считают хорошим, то и для Аллаха является хорошим». Можно
отметить и такие исходные начала шариата, которые должны лежать в основе
реализации любых его конкретных норм, как исключение риска и причинения
вреда.
В шариате достаточно широкое развитие получили такие институты
гражданского права, как право собственности, договорное право, семейное и
наследственное право. В нем подробно разработан вопрос о гражданской
дееспособности,
которая рассматривает в
приобретения имущественных прав. Факт достижения совершеннолетия в каждом
отдельном случае осуществлялся судьей.
Обязательства по мусульманскому праву делятся на возмездные и
безвозмездные, двусторонние и многосторонние, срочные и бессрочные. Договор
по шариату рассматривается как правовая и одновременно как божественная
связь. В качестве иллюстрации сказанного приведем выдержки из Корана. Так,
в Аятах 282, 283 Суры 2 говорится:
“О, вы, которые уверовали! Если берете в долг между собой на
определенный срок, то записывайте это. И пусть записывает между вами писец
по справедливости. И пусть не отказывается писец написать так, как научил
его Аллах, и пусть он пишет, и пусть диктует тот, на котором обязательство.
И пусть он боится Аллаха, Господа своего, и пусть не убавляет там ничего. А
если тот, на ком обязательство, малоумен или слаб, или не может сам
диктовать, то пусть диктует его близкий по справедливости. И берите в
свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то - мужчину и
двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется
одна, то напомнила бы ей другая. И пусть не отказываются свидетели, когда
их зовут; и пусть не наскучивает вам записывать его - малым или большим -
до его срока. Это - справедливее перед Аллахом, и прямее для свидетельства,
и ближе, чтобы вам не сомневаться. Разве только, если это будет торговлей
наличной, которую вы обращаете между собой, - тогда на вас не будет греха,
что вы не запишете этого. И ставьте свидетелей, когда уславливаетесь между
собой, и не должно причинять неприятности писцу и свидетелю; а если
сделаете, то это - распутство у вас. И бойтесь Аллаха; поистине, Аллах вас
учит, и Аллах знает о всякой вещи!”
“А если вы будете в пути
и не найдете писца, то
кто-нибудь из вас доверяет другому, то пусть возвращает тот, которому
доверено, свой залог и пусть боится Аллаха, Господа своего. И не скрывайте
свидетельства, а если кто скроет, то он - тот, у кого сердце грешно, а
Аллах знает то, что вы делаете!”
Брак по шариату
мусульманина. Необходимым условием для вступления в брак для мужчины
является достижение возраста половой зрелости. Коран признает, что
мусульманин может иметь до четырех жен одновременно, при условии
предоставления каждой из жен имущества, жилища и одежды в соответствии с
его положением. Коран достаточно подробно определяет поводы к разводу и его
процедуру. В тех случаях, когда муж имел физические недостатки, не выполнял
супружеских обязанностей, жестоко обращался с ней или не выделял средств на
ее содержание, жена могла обратиться в суд с иском на расторжение брака.
По шариату наследованию подлежат только имущественные права.
Обязанности умершего не могут переходить на наследников. В первую очередь
наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследство
открывалось только после покрытия расходов, связанных с погребением
умершего и уплаты всех его долгов.
Мусульманские правоведы все преступления разделяют на три группы. К
первой относятся посягательства на права мусульманской общины, а именно:
отступничество от Ислама, преступления против порядка управления, кражи,
употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в
последнем.
Прелюбодеяние считалось
свидетелей.
Вторую группу составляют противоправные действия, посягающие на права
отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, носят бланкетный характер и
обращаются к обычному праву. Так, в случае убийства или смертельного
ранения шариат допускал кровную месть со стороны потерпевших. Шариат
предусматривает возможность и замены кровной мести денежным выкупом, если
родственники убитого прощали преступника. За нанесение телесных повреждений
ответственность возникала по принципу талиона (см. суру 5 адат 49).
Третью группу преступлений составляют такие действия как оскорбления,
хулиганство, растрата государственных средств, азартные игры и т.д.
Наказания по шариату носили публичный и устрашающий характер.
Существовали такие виды смертной казни, как повешение, четвертование,
утопление, убийство битьем камнями. У воров отсекали пальцы и руки.
Широко применяется и тюремное заключение. Мусульманское право знает и
имущественные санкции (конфискации, штрафы), а также ссылку и высылку.
Однако реализация норм мусульманского права имеет некоторые
особенности.
Глава 3. Применение права
Известно, что для мусульманского права характерно преобладание
религиозного принципа применения: оно действует, прежде всего, во
взаимоотношениях мусульман. Данный принцип в целом сохраняется и в наши
дни. Например, брачно-семенные нормы мусульманского права распространяются
исключительно на мусульман и не применяются другими религиозными
конфессиями. Предусматриваемая уголовным законодательством Марокко и
Иордании ответственность за несоблюдение поста во время рамадана касается
только мусульман, а по Уголовному кодексу Северной Нигерии по
мусульманскому праву могут быть наказаны только последователи ислама.
Вместе с тем религиозный принцип применения мусульманского права
никогда не проводился в жизнь без изъятий, последовательно и безусловно. С
самого возникновения ислама и становления мусульманского государства многие
нормы мусульманского права распространялись и на немусульман. Это
относится, например, к государственному праву или к положениям,
устанавливающим налоги на немусульманское население. Другим случаем
является подчинение нормам мусульманского права немусульманки, вышедшей
замуж за мусульманина. Наиболее нагляден отход от религиозного принципа при
применении норм «личного статуса», которые традиционно рассматриваются в
тесной связи с вероисповеданием лица. Так, в настоящее время мусульманско-
правовые нормы относительно завещания, наследования, ограничения
правоспособности, вакуфного имущества в большинстве арабских стран
распространяются и на немусульман.
Применение мусульманского права в случае молчания гражданского
законодательства также не учитывает религиозной принадлежности сторон.
Однако нормы современного мусульманского уголовного права в Саудовской
Аравии, Судане, Иране, Ливии и некоторых других странах также применяются
ко всем гражданам соответствующих стран вне зависимости от их
вероисповедания (в Судане это явилось причиной массового недовольства
жителей юга страны, не принявших ислам). В Кувейте с 1982 г. запрет на
употребление спиртных напитков распространен даже на иностранных
дипломатов. Представляется, что закрепление норм мусульманского права в
принимаемых государством законах и их распространение на всех граждан не
могли бы иметь места, если бы мусульманское право не являлось системой
юридических
норм, обладающих относительной
к религиозным постулатам ислама.
Действительно, тезис о
права представляется правильным только с весьма существенными оговорками.
Он может быть принят при условии рассмотрения мусульманского права с одной
точки зрения - в максимально широком, а не специально юридическом смысле,
т.е. как «божественного закона» - шариата, который в таком понимании
практически поглощает собой ислам в целом. Естественно, при этом
юридические
нормы действительно
ритуальных или нравственных предписаний, растворяются в них. Понятно, что
такой подход не позволяет выявить особенности именно юридических норм как
относительно самостоятельной части всего мусульманского социально-
нормативного комплекса. Более того, если принять за аксиому положение о
неразрывном единстве религиозных предписаний (догматических и ритуальных),
нравственных и собственно правовых норм в исламе, то вопрос о самом
существовании мусульманского права в юридическом смысле вообще снимается. В
самом деле, если исходить из того, что так называемые правовые нормы в