Государство и церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

В начальный период объединения русских земель вокруг Москвы Православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживающую государство, но и соперничавшую с ним. В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Татаро-монголы не собирались обращать Русь в свою веру, и очень скоро православные митрополиты договорились с Ордой, получили от ордынских ханов ярлыки, закреплявшие привилегии Церкви.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕРКВИ В XV-XVII ВВ.
1.1. Положение церкви в XV веке
1.2. Положение церкви в XVI-XVII веках
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕРКВИ В XV-XVII ВВ.
2.1. Начало реформы. Церковный диктатор
2.2. Собор 1666-1667 годов
2.3. Появление инквизиции
2.4. Расправа над монастырями
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

 

    В ряде челобитных, обращенных к царю, москвичи, жалуясь ему на произвол, насилие и злоупотребления приказных  чиновников, требовали, чтобы управление и суд в Московском государстве были поставлены на основу закона, известного всем. Дело в том, что в то время законы и указы царя не публиковались и были известны только приказным дельцам, которые пользуясь этим ловко манипулировали ими по своему усмотрению. На совещании царя с боярами и высшим духовенством было решено законы «написати и изложити, по его государеву указу, общим советом, чтобы Московского государства всяких чинов людем, от большего и до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем ровна». Заседавший в 1648-1649 годах Уложенный собор рассмотрел и утвердил предложенный ему проект кодекса, получившего впоследствии название «Соборное Уложение 1649 г.». Уложение было скреплено подписями высшего духовенства (начиная от патриарха), бояр и выборных людей (всего 315 подписей), - «чтобы то все Уложенье впредь было прочно и неподвижно». Новое Уложение напечатали в количестве 2000 экземпляров и разослали по всему государству.

 

    Соборное  Уложение 1649 г., с одной стороны, было шагом вперед, т.к. стремилось поставить суд у управление в государстве на прочное и «неподвижное» основание закона, но с другой стороны, прикрепляло крестьян к владельцам, посадских людей к тяглым посадским общинам и этим усиливало и укрепляло тот «тягловый» строй, который так тяжело давил на низшие слои населения.

 

    То  и дело в государстве всыхивали мятежи. В 1650 г. в Новгороде и Пскове вспыхнули серьезные мятежи. Новгородский мятеж утих сравнительно скоро, а вот Псковский продолжался несколько месяцев.

 

    В 1654 г. началась война с Польшей за Малороссию. Это принесло населению новые тяготы.

 

    Правительство, остро нуждаясь в деньгах для  ведения войны, в 1656 г.приступило к чеканке медных денег. Медные деньги выпускались по цене серебряных, что очень быстро привело к падению их стоимости. Началась страшная дороговизна, от которой жестоко страдали низшие слои московского населения. Летом 1662 г. в Москве произошел серьезный «медный бунт», и в 1663 г., медные деньги отменили и из оборота изьяли.

 

 

ГЛАВА 2. Русская православная церковь накануне раскола.

 

    В XVII столетии Россию ждали события, потрясшие  духовную основу государства - Церковь. Как и всегда, при всеобщем увлечении борьбой за власть, дела более прозаические: хозяйственные нужды, забота о просвещении, культуре и тому подобное - не то чтобы игнорировались, но поневоле уходили на второй план. Жизнь же - прежде всего проза, то есть обычай, обиход, традиция, а Смута ввергла страну в большой беспорядок, даже в хаос.

    Беспорядок  обнаружился и в Церкви, которая  не смогла выполнить роль «духовного врача», хранителя нравственного здоровья народа. Естественно, что после Смуты реформа Церкви стала самой насущной проблемой. Остро стоял вопрос о так называемом многогласии. В храмах Великороссии для экономии времени практиковались одновременные службы разным святым и разным праздникам, ибо службы были очень длинные и «выстаивать их целиком московитам было недосуг: то в Орду надо ехать, то в Тверь, а то с татарами сшибка». В предшествующие времена многогласие никого не волновало. Иначе взглянули на него в эпоху бунтов и самозванцев: теперь казалось, и в этом был резон, что прихожане выходят из-под влияния Слова Божьего. Это надлежало исправить.

    Однако  конфликтная ситуация этим не исчерпывалась. Конфликт только разрастался. Его обусловили различия в московском и греческом обряде, прежде всего в перстосложении: великороссы крестились двумя перстами, греки - тремя. Эти различия привели к спору об исторической правоте.

    Фактически  спор свелся к выяснению вопроса  о том, появился ли русский церковный обряд (двуперстие, «осьмиконечный» крест, богослужение на семи просфорах, сугубая «аллилуйя», хождение «посолонь», то есть по солнцу, при совершении обрядов и так далее) в результате искажения невежественными переписчиками богослужебных книг или нет.

    Доказано (в частности, Е. Е. Голубинским - самым  авторитетным историком Церкви), что русские вовсе не исказили обряд и что в Киеве при князе Владимире крестились двумя перстами - точно так же, как крестились в Москве до середины XVII в. Дело в том, что в эпоху христианизации Руси в Византии пользовались двумя уставами: Иерусалимским и Студийским, которые в обрядовом отношении разноречили. Восточные славяне приняли и соблюдали первый; у греков, а вслед за ними и у других православных народов, в том числе у малороссов, возобладал второй.

 

    Вообще  следует сказать, что обряды - это  не догматы. Догматы должны быть святы и нерушимы, обряды же могут меняться, что на Руси происходило не раз, и притом без особых потрясений. Например, при митрополите Киприане: в 1551 г. Стоглавый собор понудил псковичей, употреблявших троеперстие, вернуться к двуперстию.

    Но  к середине XVII в. обстоятельства радикально изменились. Уходила в прошлое «светлая Русь» с ее относительным единством в мировоззрении и поведении людей. Стране предстоял троякий выбор: изоляционизм (путь Аввакума); создание теократической вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в «концерт» европейских держав (выбор Петра), с неизбежным подчинением Церкви государству. 

 

 

  

Раскол  Русской православной церкви в XVII веке.

 

§1. Избрание Никона патриархом

 

    Появившиеся в Москве еще до присоединения  Украины киевские монахи, самым замечательным из которых был Епифаний Славинецкий, стали настаивать на исправлении церковной службы и книг в соответствии со своими представлениями.

    В этот острый момент умер патриарх Иосиф (1652). Нужно было избрать нового патриарха; без патриаршего благословения в ту пору на Москве никакого государственного, а уж тем более церковного мероприятия провести было невозможно. Сам царь Алексей Михайлович, человек благочестивый и набожный, был сильно заинтересован в скорейшем избрании патриарха и хотел видеть на патриаршем престоле своего «собинного друга» - новгородского митрополита Никона, которого очень ценил и с которым всегда считался.

    Будущий патриарх московский Никон был человеком крайне тщеславным и властолюбивым. Происходил он из мордовских крестьян и в миру носил имя Никиты Минича.

    Сделав  головокружительную карьеру, Никон прославился твердым нравом и суровостью, характерной не столько для церковного иерарха, сколько для светского властителя.

    Имея  огромное влияние на царя и власть над боярами и руководствуясь принципом «Божее выше царева», Никон задумал узаконить свои права, получив власть в государстве, равную царской.

    Вопрос  об избрании Никона на патриарший престол  был решен заранее, так как  многие бояре поддержали желание  царя и в пользу кандидатуры Никона высказались в своих посланиях православные патриархи Востока: константинопольский, иерусалимский, антиохийский и александрийский.

    Никон, конечно, знал об этом, но, желая иметь абсолютную власть, прибег к давлению. Во время процедуры поставления в патриархи он в присутствии царя демонстративно отказался принять знаки патриаршего достоинства. Все были потрясены.

    Никог отрекался до момента, пока, наконец, 22 июля сам царь Алексей Михайлович, окруженный боярами и бесчисленным народом, в Успенском соборе, перед мощами св. Филиппа, стал кланяться Никону в ноги и со слезами на глазах умолял его принять патриарший сан. И тогда Никон сурово спросил, «будут ли меня почитать, как архипастыря и отца верховнейшаго и дадут ли мне устроить церковь?». Лишь получив царское слово и согласие на это всех присутствовавших, Никон согласился взять символ патриаршей власти - посох первого жившего в Москве русского митрополита Петра.

    25 июля 1652 г. Никон стал патриархом и получил от царя огромную власть и аналогичный царскому титул «Великого Государя».

    Никон в соответствии с духом времени не всегда был сдержан, распоряжаясь своей властью, не только по отношению к людям Церкви, но и по отношению к князьям и боярам.

    Царю Алексею Михайловичу иногда приходилось браться за перо и в письмах просить Никона быть помягче к тому или иному вельможе, который имел несчастье прогневать патриарха.

 

§2. Начало реформ

 

    Чрезмерно сильная воля и жажда деятельности Никона не давали ему покоя, ему хотелось совершить что-нибудь необычайное. Он хотел быть творцом, строителем, но воспитание, полученное Никоном, «осудило его на слишком узкий кругозор». Ему негде было приобрести и усвоить ясных и сильных убеждений о необходимости просвещения, о научном образовании. Он получил воспитание у желоводского монаха, ограничивался чтением кое-каких церковных книг в плохих переводах, часто непонятных. Никон поневоле усвоил грубость окружавшей его среды и перенес её с собой на патриарший престол.

   У Никона благочестие не шло дальше соблюдения обрядности. Таков был  идеал церкви по Никону.

    «Ревнители  благочестия» поначалу совсем не опасались  вновь избранного патриарха, ибо  были с ним коротко знакомы и принадлежали к числу его единомышленников. Так же как и они, Никон был сторонником введения единогласия и сам в начале своего патриаршества крестился двумя перстами. Но Епифаний Славинецкий не терял времени даром: через некоторое время он сумел убедить Никона, что его друзья не правы и исправлять церковные книги все-таки необходимо. «Достойно и праведно исправлять, сообразно старым харатейным и греческим спискам».

    Никон передает типографию и дело исправления  книг Епифанию Славинецкому с его «киевскою братиею» и греку Арсению Суханову.

    В Великий пост 1653 г. Никон в особой «памяти» (меморандуме) предписал своей пастве принять троеперстие. Тогда же в Москву прибыл горячий поклонник (а после столь же горячий противник) Никона - антиохийский патриарх Макарий, и в стране было официально объявлено о введении троеперстия, а те, кто продолжал употреблять при молитве двоеперстие, были преданы церковному проклятию.

    Между тем, у Никона появились враги: «то  были отставленные справщики, которых  самолюбие было сильно задето».Они говорили, что он поддаётся «наущениям киевлян, зараженных латинской ересью». Горячими противниками Никона становятся протопоп Иван Неронов его и друг, юрьевский протопоп Аввакум, живший в его доме, во время пребывания в Москве. Неронов оставлял пока вопрос об исправлениях в стороне и «нападал» на Никона за его жестокость. «Патриарх, мучитель, терзает свою братию членов церкви, творит над ними поругание, одних расстригает, другихпроклинает», писал Неронов своим друзьям.

    Интересно, что именно отношение к своим бывшим друзьям ярче всего характеризует Никона как личность. Позднее, когда Иван Неронов, сосланный Никоном, решил примириться с нововведениями, он был немедленно прощен - Никон отнесся к нему великодушно. Его, как видим, интересовало лишь беспрекословное подчинение своей патриаршей власти. Но те, кто, как протопоп Аввакум, не пожелали поступиться своей совестью и склониться перед властью Никона, продолжали оставаться в ссылках. 

 

    §3. Патриарх Никон.                         Никон (1605-1681). Светское имя Никита Минов.

 

    Родился в семье мордовского крестьянина в селе Вельдеманово Нижегородского края.

 

    Самостоятельно  научился чтению.

 

    В 19 лет стал священником в своем селе.

 

    В  1635 г. ушел в Соловецкий  монастырь и постригся в монахи.

 

    С  1643  года – игумен Кожеозерского монастыря.

 

    В 1646 году приезжает в Москву, где  представляется молодому царю Алексею Михайловичу.

    Патриарх  Никон

 

 

 

    На  Алексея Михайловича Никон производит сильнейшее впечатление своей величественной наружностью, красноречием и славой подвижника.

 

    В 1646 г. по настоянию царя Никон поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, где и примкнул к влиятельному «Кружку ревнителей благочестия».

 

    С  1648  года – митрополит Новгородский (2-я по важности должность в церковной иерархии).

 

    В 1650 г., участвуя в подавлении Новгородского восстания, проклял всех без разбора жителей Новгорода, чем только сплотил и ожесточил их.

 

    В 1652 году, после смерти патриарха Иосифа, по желанию и настоянию царя, Никон возведен в сан патриарха Московского и всея России.

 

    В 1652 г. получил от царя Алексея Михайловича огромную власть и аналогичный царскому титул «Великого Государя».

 

    В 1653 г. начинает реформы в Русской православной церкви.

 

    В 1654 г. царь Алексей Михайлович уезжает на войну с Речью Посполитой и поручает патриарху все управление государством и попечение над царской семьей.

 

    Никон активно участвует в решении вопросов политической жизни России. Склоняет царя к прекращению войны с Польшой и к началу войны со Швецией в Прибалтике. Потерпев неудачу в этой кампании, царь ставит провал в вину патриарху.

 

    Никон выдвинул лозунг «священство выше царства» вызвав тем самым гнев царя.

 

    Окончательный разрыв происходит в 1658.

 

    Никон оставляет патриарший престол и  удаляется в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, в надежде на то, что царь его скоро вернет.

 

    Этого не происходит, царь приказывает ему  оставаться в монастыре.

 

    В 1664 г. самовольно приезжает в Москву и пытается снова занять патриарший престол. Царь высылает его обратно.

 

    В 1666-67 г. решением Великого Церковного Собора лишен сана патриарха и выслан в Ферапонтов Белозерский монастырь.

 

    В 1681 году царь Федор Алексеевич разрешает ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь по дороге в который Никон умирает.

 

 

 

 

   

 

    §4. Протопоп Аввакум       Аввакум Петрович (1620/21 — 14.04.1682).

 

    Сын сельского  священника.

 

    Протопоп  Аввакум является одним из основателей старообрядчества, писателем.

Информация о работе Государство и церковь