Церковь и государство в Древней Руси:взаимодействие и противостояние

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 12:12, реферат

Краткое описание

Проблема взаимоотношений государства и церкви в Древней Руси представляет несомненный научный интерес для изучения прошлого нашей страны. Для истории России, как и предшествовавших ей Древнерусского государства и феодальных княжеств, характерна тесная связь светской политической организации власти и управления и церкви. Эта связь в течение столетий менялась.

Оглавление

Вступление
1. Церковь и государство

2. Церковь

1. Истинная церковь

2. Церковь Нового завета

3. Вывод: говоря Церковь, мы подразумеваем Христос

3. Государство

1. Природа государства. Понятие государства

2. Составляющие элементы государства

3. Вывод: говорим государство, подразумеваем Общество

4. Отношение между христианством и цивилизацией


Вывод

Литература.

Файлы: 1 файл

моя работа Word (5).doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет

Кафедра Управление в социально-экономических  системах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  курсу

«Взаимодействие культуры и государства» 

Тема: «Церковь и государство в Древней Руси:       взаимодействие и противостояние» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Ананьева  Ю.В.

Гр. з-5242/1

Проверил: кандидат искусствовед

Т.Л. Федотова 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 г. 
 
 

                                СОДЕРЖАНИЕ 
     
     
     
     
     
     

    Вступление 

  1. Церковь и  государство
 
  1. Церковь
 
    1. Истинная  церковь
 
    1. Церковь Нового завета
 
    1. Вывод: говоря Церковь, мы подразумеваем Христос
 
  1. Государство
 
    1. Природа государства. Понятие государства
 
    1. Составляющие  элементы государства
 
    1. Вывод: говорим  государство, подразумеваем Общество
 
    1. Отношение между христианством и цивилизацией
 
 

       Вывод  
 

     Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вступление 
     

На протяжении многих веков идут споры об отношениях Церкви и государства.

Проблема взаимоотношений  государства и церкви в Древней  Руси представляет несомненный научный  интерес для изучения прошлого нашей страны. Для истории России, как и предшествовавших ей Древнерусского государства и феодальных княжеств, характерна тесная связь светской политической организации власти и управления и церкви. Эта связь в течение столетий менялась. Так, в новое время, в XIX в., церковь обслуживала все государственные и официальные церемонии, придавала им идеологический и религиозный характер, в ее ведении находились начальное образование, фиксация актов гражданского состояния и она не только проводила в этой деятельности моральные христианские принципы, но и освящала соответствующие акты своим авторитетом. В средневековье связь между церковью и государством была более прямой и выражалась в том, что церковная организация выполняла ряд государственных функций и была, следовательно, своеобразной частью государственного аппарата, а государственная, княжеская власть содержала церковную организацию на свои средства. В таких условиях проблема церкви и государства в Древней Руси приобретает общеисторический характер и в плане отношения государства и организации религиозного культа на разных этапах существования обоих. (1)

Актуальность  темы. Внимание к данной проблеме обусловлено  важной социальной, политической и  культурной ролью, которую играла церковь  в период становления русской государственности, огромным значением духовенства, в становлении ее политических и культурных традиций. Обращение к этой теме позволяет подробно рассмотреть процесс формирования в российском общественном сознании представлении о характере властных отношений. Исследование этой проблемы дает возможность изучить и специфику норм общественно-политического взаимодействия в российском обществе. Обращение к данной проблематике позволяет глубже понять развитие церковно-государственных отношений сегодня, когда представители власти разных уровней всячески демонстрируют, хотя бы внешне, приверженность к православной культурной традиции.

Научный интерес  к проблеме идейно-политического  влияния РГЩ на формирование Великорусского централизованного государства обусловлен несколькими, тенденциями в исторической науке. Во-первых, это начавшийся критический пересмотр марксистской советской концепции становления единого государства и, в частности, роли в этом процессе различных объективных и субъективных факторов, а также тех или иных социальных сил. Во-вторых, это значительно возросший за последнее десятилетие интерес исследователей к т.н. «истории ментальностей», предполагающей использование новых методов исследования, обращение к достижениям в этой области как зарубежных, так и отечественных ученых. В-третьих, появившейся возможностью синтезировать достижения в области гражданской и церковной истории при исследовании вопросов, связанных с историей церкви. Необходимость историографического анализа проблемы определяется тем, что без него невозможно дальнейшее продвижение в ее исследовании.(2) 
 

________________________________________________

(1) Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII

(2) Соловьев, С. М. История России с древнейших временУС.М. Соловьев. -Т. 4.Кн. 2. - М., 1988 
 
 
 

    1 Церковь и государство. 

Более чем тысячелетняя история православия на Руси доказала его жизнеспособность, широкие возможности  развития, в основе которого всегда лежит конфликт. Столкновение мнений и убеждений, личностей, общественных движений и организационных структур, наконец церкви и государства — при всем своем драматизме и подчас жестокости служило движению вперед.(1) 

Церковь, как  богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную  стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью 

Падение Адама принесло в мир грехи и пороки, нуждающиеся в общественном противодействии,- первым из таковых было убиение Каином Авеля. Люди, понимая это, во всех известных обществах начали устанавливать законы, ограничивающие зло и поддерживающие добро.  

Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства. Из этого выходит, что анархия - отсутствие надлежащего устроения государства и общества,- а равно призывы к ней и попытка ее установления противоречат христианскому миропониманию. 

Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания  ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (2)

 Одновременно  христиане должны уклонятся от  абсолютизации государственной  власти и обожествлению властителей.  Государство, как и иные человеческие  учреждения, пусть даже и направленные  на благо, может иметь тенденцию к превращению в самодовлеющий институт. Многочисленные исторические примеры такого превращения показывают, что в этом случае государство теряет свое подлинное предназначение. 

Во взаимоотношениях между Церковью и государством необходимо учитывать различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом - Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии. 

Наше государство  является светским и не связывает  себя какими-либо религиозными обязательствами. (3) 

_____________________________________________________________________

(1)Буганов В., Богданов А,. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. – М., 1991. ст.5

(2) Библия. Книги Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1976, 1Тим. 2. 2.

(3) Конституция РФ. М., Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд. «ЭКМОС», 2001, ст.14

Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм - тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви. 
 

Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие  государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В тоже время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. 

Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую  жизнь, духовническую практику и  так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами.  

Имея различные природы, Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей. Государство опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства паствами. 

Церковь не властна  умолкнуть и прекратить проповедование истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. В данном отношении  Церковь совершенно свободна от государства. 

Правовой суверенитет  на территории государства принадлежит  его властям. Следовательно они  и определяют юридический статус Поместной Церкви или ее части, предоставляя им возможность нестесненного исполнения церковной миссии или ограничивая такую возможность. Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. 

Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие при должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: 

· вступить в  прямой диалог с властью по возникшей  проблеме; 

· призвать народ  применить механизмы народовластия  для изменения законодательства или пересмотра решения власти; 

· обратиться в  международные инстанции и к  мировому общественному мнению; 

· обратиться к  своим чадам с призывом к мирному  гражданскому неповиновению.

Религиозно-мировоззренческий  нейтралитет государства не противоречит христианскому представлению о призвании Церкви в обществе. Однако Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства. Она также вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию.(1) 

Областями сотрудничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:

· миротворчество на международном, межэтническом и  гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;

· забота о сохранении нравственности в обществе;

· духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование  и воспитание;

· дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

· охрана, восстановление и развитие исторического и культурного  наследия, включая заботу об охране памятников истории культуры;

· диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;

· попечение  о воинах т сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;

· труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

· наука, включая  гуманитарные исследования;

· здравоохранение;

· культура и  творческая деятельность;

Информация о работе Церковь и государство в Древней Руси:взаимодействие и противостояние