Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 12:12, реферат
Проблема взаимоотношений государства и церкви в Древней Руси представляет несомненный научный интерес для изучения прошлого нашей страны. Для истории России, как и предшествовавших ей Древнерусского государства и феодальных княжеств, характерна тесная связь светской политической организации власти и управления и церкви. Эта связь в течение столетий менялась.
Вступление
1. Церковь и государство
2. Церковь
1. Истинная церковь
2. Церковь Нового завета
3. Вывод: говоря Церковь, мы подразумеваем Христос
3. Государство
1. Природа государства. Понятие государства
2. Составляющие элементы государства
3. Вывод: говорим государство, подразумеваем Общество
4. Отношение между христианством и цивилизацией
Вывод
Литература.
Санкт-Петербургский
государственный
Кафедра
Управление в социально-экономических
системах
РЕФЕРАТ
по курсу
«Взаимодействие
культуры и государства»
Тема:
«Церковь и государство
в Древней Руси:
взаимодействие и противостояние»
Выполнила:
Ананьева Ю.В.
Гр. з-5242/1
Проверил: кандидат искусствовед
Т.Л. Федотова
Санкт-Петербург
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
Вывод
Литература.
Вступление
На протяжении многих веков идут споры об отношениях Церкви и государства.
Проблема взаимоотношений государства и церкви в Древней Руси представляет несомненный научный интерес для изучения прошлого нашей страны. Для истории России, как и предшествовавших ей Древнерусского государства и феодальных княжеств, характерна тесная связь светской политической организации власти и управления и церкви. Эта связь в течение столетий менялась. Так, в новое время, в XIX в., церковь обслуживала все государственные и официальные церемонии, придавала им идеологический и религиозный характер, в ее ведении находились начальное образование, фиксация актов гражданского состояния и она не только проводила в этой деятельности моральные христианские принципы, но и освящала соответствующие акты своим авторитетом. В средневековье связь между церковью и государством была более прямой и выражалась в том, что церковная организация выполняла ряд государственных функций и была, следовательно, своеобразной частью государственного аппарата, а государственная, княжеская власть содержала церковную организацию на свои средства. В таких условиях проблема церкви и государства в Древней Руси приобретает общеисторический характер и в плане отношения государства и организации религиозного культа на разных этапах существования обоих. (1)
Актуальность темы. Внимание к данной проблеме обусловлено важной социальной, политической и культурной ролью, которую играла церковь в период становления русской государственности, огромным значением духовенства, в становлении ее политических и культурных традиций. Обращение к этой теме позволяет подробно рассмотреть процесс формирования в российском общественном сознании представлении о характере властных отношений. Исследование этой проблемы дает возможность изучить и специфику норм общественно-политического взаимодействия в российском обществе. Обращение к данной проблематике позволяет глубже понять развитие церковно-государственных отношений сегодня, когда представители власти разных уровней всячески демонстрируют, хотя бы внешне, приверженность к православной культурной традиции.
Научный интерес
к проблеме идейно-политического
влияния РГЩ на формирование Великорусского
централизованного государства обусловлен
несколькими, тенденциями в исторической
науке. Во-первых, это начавшийся критический
пересмотр марксистской советской концепции
становления единого государства и, в
частности, роли в этом процессе различных
объективных и субъективных факторов,
а также тех или иных социальных сил. Во-вторых,
это значительно возросший за последнее
десятилетие интерес исследователей к
т.н. «истории ментальностей», предполагающей
использование новых методов исследования,
обращение к достижениям в этой области
как зарубежных, так и отечественных ученых.
В-третьих, появившейся возможностью синтезировать
достижения в области гражданской и церковной
истории при исследовании вопросов, связанных
с историей церкви. Необходимость историографического
анализа проблемы определяется тем, что
без него невозможно дальнейшее продвижение
в ее исследовании.(2)
______________________________
(1) Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII
(2) Соловьев, С. М.
История России с древнейших временУС.М.
Соловьев. -Т. 4.Кн. 2. - М., 1988
1 Церковь и государство.
Более чем тысячелетняя
история православия на Руси доказала
его жизнеспособность, широкие возможности
развития, в основе которого всегда
лежит конфликт. Столкновение мнений
и убеждений, личностей, общественных
движений и организационных структур,
наконец церкви и государства — при всем
своем драматизме и подчас жестокости
служило движению вперед.(1)
Церковь, как
богочеловеческий организм имеет не
только таинственную сущность, неподвластную
стихиям мира, но и историческую составляющую,
входящую в соприкосновение и взаимодействие
с внешним миром, в том числе и с государством.
Государство, которое существует для устроения
мирской жизни, также соприкасается и
взаимодействует с Церковью
Падение Адама принесло
в мир грехи и пороки, нуждающиеся в общественном
противодействии,- первым из таковых было
убиение Каином Авеля. Люди, понимая это,
во всех известных обществах начали устанавливать
законы, ограничивающие зло и поддерживающие
добро.
Священное Писание
призывает власть имущих использовать
силу государства для ограничения зла
и поддержки добра, в чем и видится нравственный
смысл существования государства. Из этого
выходит, что анархия - отсутствие надлежащего
устроения государства и общества,- а равно
призывы к ней и попытка ее установления
противоречат христианскому миропониманию.
Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (2)
Одновременно
христиане должны уклонятся от
абсолютизации государственной
власти и обожествлению
Во взаимоотношениях
между Церковью и государством необходимо
учитывать различие их природ. Церковь
основана непосредственно Самим Богом
- Иисусом Христом; богоустановленность
же государственной власти являет себя
в историческом процессе опосредованно.
Целью Церкви является вечное спасение
людей, цель государства заключается в
их земном благополучии.
Наше государство
является светским и не связывает
себя какими-либо религиозными обязательствами.
(3)
______________________________
(1)Буганов В., Богданов А,. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. – М., 1991. ст.5
(2) Библия. Книги Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1976, 1Тим. 2. 2.
(3) Конституция РФ. М., Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд. «ЭКМОС», 2001, ст.14
Его сотрудничество
с Церковью ограничено рядом областей
и основано на взаимном невмешательстве
в дела друг друга. Однако, как правило,
государство сознает, что земное благоденствие
немыслимо без соблюдения определенных
нравственных норм - тех самых, которые
необходимы и для вечного спасения человека.
Поэтому задачи и деятельность Церкви
и государства могут совпадать не только
в достижении чисто земной пользы, но и
в осуществлении спасительной миссии
Церкви.
Церковь не должна
брать на себя функции, принадлежащие
государству: противостояние греху путем
насилия, использование мирских властных
полномочий, принятие на себя функций
государственной власти, предполагающих
принуждение или ограничение. В тоже время
Церковь может обращаться к государственной
власти с просьбой или призывом употребить
власть в тех или иных случаях, однако
право решения этого вопроса остается
за государством.
Государство не
должно вмешиваться в жизнь Церкви,
в ее управление, вероучение, литургическую
жизнь, духовническую практику и
так далее, равно как и вообще
в деятельность канонических церковных
учреждений, за исключением тех сторон,
которые предполагают деятельность в
качестве юридического лица, неизбежно
вступающего в соответствующие отношения
с государством, его законодательством
и властными органами.
Имея различные
природы, Церковь и государство используют
различные средства для достижения своих
целей. Государство опирается в основном
на материальную силу, включая силу принуждения,
а также на соответствующие светские системы
идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными
средствами для духовного руководства
паствами.
Церковь не властна
умолкнуть и прекратить проповедование
истины, какие бы иные учения ни предписывались
или ни распространялись государственными
инстанциями. В данном отношении
Церковь совершенно свободна от государства.
Правовой суверенитет
на территории государства принадлежит
его властям. Следовательно они
и определяют юридический статус
Поместной Церкви или ее части, предоставляя
им возможность нестесненного
Если власть
принуждает православных верующих к отступлению
от Христа и Его Церкви, также к греховным,
душевредным деяниям, Церковь должна отказать
государству в повиновении. В случае невозможности
повиновения государственным законам
и распоряжениям власти со стороны церковной
Полноты, церковное Священноначалие при
должном рассмотрении вопроса может предпринять
следующие действия:
· вступить в
прямой диалог с властью по возникшей
проблеме;
· призвать народ
применить механизмы
· обратиться в
международные инстанции и к
мировому общественному мнению;
· обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению.
Религиозно-мировоззренческий
нейтралитет государства не противоречит
христианскому представлению о призвании
Церкви в обществе. Однако Церковь должна
указывать государству на недопустимость
распространения убеждений или действий,
ведущих к установлению всецелого контроля
за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями
с другими людьми, а также к разрушению
личной, семейной или общественной нравственности,
оскорблению религиозных чувств, нанесению
ущерба культурно-духовной самобытности
народа или возникновению угрозы священному
дару жизни. В осуществлении своих социальных,
благотворительных, образовательных и
других общественно значимых программ
Церковь может рассчитывать на помощь
и содействие государства. Она также вправе
ожидать, что государство при построении
своих отношений с религиозными объединениями
будет учитывать количество их последователей,
их место в формировании исторического
культурного и духовного облика народа,
их гражданскую позицию.(1)
Областями сотрудничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:
· миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
· забота о сохранении нравственности в обществе;
· духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
· дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
· охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории культуры;
· диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
· попечение
о воинах т сотрудниках
· труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
· наука, включая гуманитарные исследования;
· здравоохранение;
· культура и творческая деятельность;
Информация о работе Церковь и государство в Древней Руси:взаимодействие и противостояние