Государство и церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

В начальный период объединения русских земель вокруг Москвы Православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживающую государство, но и соперничавшую с ним. В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Татаро-монголы не собирались обращать Русь в свою веру, и очень скоро православные митрополиты договорились с Ордой, получили от ордынских ханов ярлыки, закреплявшие привилегии Церкви.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕРКВИ В XV-XVII ВВ.
1.1. Положение церкви в XV веке
1.2. Положение церкви в XVI-XVII веках
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕРКВИ В XV-XVII ВВ.
2.1. Начало реформы. Церковный диктатор
2.2. Собор 1666-1667 годов
2.3. Появление инквизиции
2.4. Расправа над монастырями
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 141.00 Кб (Скачать)


 

Введение

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕРКВИ В XV-XVII ВВ.

 

1.1.

Положение церкви в XV веке

 

1.2.

Положение церкви в XVI-XVII веках

 

 

Выводы по главе 1

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕРКВИ В XV-XVII ВВ.

 

2.1.

Начало реформы. Церковный диктатор

 

2.2.

Собор 1666-1667 годов

 

2.3.

Появление инквизиции

 

2.4.

Расправа над монастырями

 

 

Выводы по главе 2

 

ГЛАВА 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕРКВИ В XV-XVII ВВ.

 

1.1 Положение церкви в XV веке

 

В начальный период объединения русских земель вокруг Москвы Православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживающую государство, но и соперничавшую с ним. В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Татаро-монголы не собирались обращать Русь в свою веру, и очень скоро православные митрополиты договорились с Ордой, получили от ордынских ханов ярлыки, закреплявшие привилегии Церкви. Тем не менее по мере подъема движения за освобождение русских земель Церковь включилась в борьбу против татаро-монголов.

Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, крупных монастырей и городских соборов обладала огромным имуществом, в первую очередь земельным, выступая в качестве феодала. Вместо десятины, которой она была наделена еще при крещении Руси, церкви в Московской государстве получили иные источники доходов: поступления от определенных статей княжеских доходов - городских торговых, таможенных и судебных пошлин.

Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувствовать себя независимой от государства и даже бороться с ним за влияние в обществе. Однако к концу периода московским князьям удалось взять верх. В обмен за сохранение в неприкосновенности ее земельных преимуществ Церковь признала верховенство светской власти.

Противоречивым было отношение Церкви к проблеме централизации Русского государства. Среди церковных иерархов той поры были и горячие сторонники укрепления государственного единства Руси, и силы, оказывавшие упорное сопротивление этому процессу.

В организационном отношении Церковь представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит. В 1448 г. русская Православная церковь стала автокефальной - самостоятельной по отношению к вселенскому патриарху, сидевшему в Византии. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии. До XV в. русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. Теперь они стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей. [2, с. 157]

 

 

1.2 Положение церкви в XVI-XVII веках

 

Как уже говорилось, духовенство, точнее церковь, поскольку юридически земля принадлежала патриархии, митрополичьим и архиерейским кафедрами монастырям, выступала как класс феодалов. Церкви принадлежало до 1/3 всех обработанных земель и феодально зависимых крестьян. Кроме того, монастыри вели обширную торговлю, занимались ростовщичеством. Их владения продолжали расти, что представляло уже угрозу для дворянства. В первой половине XVII в. был создан Монастырский приказ для управления церковными землями, и они, таким образом, были поставлены под контроль государства.

Духовенство оформилось в самостоятельное сословие. Оно было освобождено от несения государственной службы и повинностей и от налогов, а также имело свое сословное управление и суд. Духовенство делилось на белое (приходские попы - священнослужители и вспомогательный персонал: дьячки, пономари и т.д. - церковнослужители) и черное (монахи), жившее в монастырях. Белому духовенству разрешалось жениться, но только один раз в течение жизни. Черное духовенство (монахи) давали обет безбрачия. И дело здесь не только в проповеди аскетизма и отречении от мирских забот, но и в том, чтобы не дробились между наследниками-детьми церковные и монастырские земли. Ведущие церковные должности могли занимать только монахи.

Высшим органом церковного управления и суда является московский митрополит, который в 1589 г. был возведен в сан патриарха. Смысл этой акции состоял в том, что если митрополит, хотя бы формально подчинялся константинопольскому патриарху, то с учреждением московской патриархии ее глава - патриарх по своему сану стал равен константинопольскому патриарху. Иными словами, Русская православная церковь становилась полностью независимой (автокефальной) и ее центром и в формально-юридическом смысле становилась Москва. Патриарх, хотя и избирался Поместным собором, состоявшим из высших церковных иерархов, но по традиции восточного православия, шедшей еще с византийских времен, утверждался в своей должности царем. Поэтому учреждение Московской патриархии являлось как бы завершающим актом, утверждавшим суверенитет Русского централизованного государства. Поместный собор и патриарх являлись не только высшими органами духовного суда, но их акты были источниками церковного (канонического) законодательства. Церковному суду подлежало все духовенство и зависимое от церкви население, кроме дел об измене, «душегубстве, татьбе и разбое с поличным». По ряду дел (например, преступления против нравственности, разводы и т.п.) церковному суду подлежали и все светские люди.

Православная церковь фактически осуществляла идеологическую функцию государства, являлась носителем государственной идеологии, поэтому государство всячески поддерживало церковь и материально, и политически, и законодательно. Не случайно во всех судебниках и Соборном Уложении 1649 г. преступления против церкви стояли на первом месте, а уклонения от официальных церковных догм («ереси» - своеобразное диссидентство тех времен), совращение в иную религию государство сурово наказывало. Но в то же время цари ревниво оберегали свою власть от вмешательства церкви. И, когда глава церкви митрополит Филипп (Федор Колычев) попытался выступить против опричнины, то по приказу царя Ивана Грозного он был лишен сана и посажен в тюрьму, где впоследствии и погиб.

Однако в годы «смуты» в начале XVII в. роль церкви существенно возросла. После пресечения царской власти, когда правительство «семибоярщины» открыто предавало интересы народа иностранным интервентам, глава Православной церкви патриарх Гермоген выступил с призывом к возрождению русской государственности. Патриарх Гермоген, репрессированный «правительством национальной измены» и погибший в феврале 1612 г. от голода в подвалах Чудова монастыря, в глазах русских людей того времени являлся национальным героем (наравне с Мининым и Пожарским). Усилению роли церковных властей способствовал и тот факт, что с 1618 г. (после возвращения из польского плена) страной фактически правил отец юного царя Михаила Романова патриарх Филарет, присвоивший себе даже титул «великого государя» (кстати, получивший впервые свой патриарший сан из рук «тушинского вора» - Лжедмитрия II). Последняя попытка поставить власть патриарха выше царской была предпринята в середине XVII в. патриархом Никоном (тоже носившим титул «великого государя»).

Дело в том, что в связи с воссоединением Украины с Россией встал вопрос об унификации церковных книг и церковно-обрядовой практики. Однако часть верующих не согласилась с церковными реформами патриарха Никона (и в частности, с его указом креститься не «двумя, а тремя перстами»). Следствием этих реформ явился церковный раскол. Он определялся не столько богословскими факторами, сколько явился формой социального протеста против политики правительства и особенно усиления феодального гнета. Царизм использует репрессии против раскольников. Царь Алексей Михайлович активно поддерживал церковные реформы Никона. Патриарх Никон - человек немалого ума, обладавший властным и нетерпимым характером и сильной волей, воспользовался этой поддержкой, чтобы поставить власть патриарха выше царской. Эта попытка окончилась его смещением из патриархов и ссылкой в один из дальних монастырей. [3, с. 214]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Оглавление:

 

    Введение          3 стр.

 

    Глава 1. Истоки возникновения раскола

 

    §1. Ситуация в государстве в 40-60-х г. XVII века  5 стр.

 

    §2. Русская православная церковь накануне раскола   7 стр.

 

    Глава 2. Раскол Русской православной церкви в XVII веке.

 

    §1. Избрание Никона патриархом      9 стр.

 

    §2. Начало реформ         11 стр.

 

    §3. Патриарх Никон         13 стр.

 

    §4. Протопоп Аввакум         15 стр.

 

    §5. Дальнейшее расширение раскола      17 стр.

 

    §6. Борьба с расколом церкви       19 стр.

 

    Глава 3. Движение старообрядцев.

 

    §1. Возникновение старообрядчества    22 стр.

 

    §2. Основные течения старообрядчества.    22 стр.

 

    §3. Движение старообрядчества от раскола до наших времен 23 стр.

 

    Заключение          15 стр.

 

    Библиография:         16 стр.

 

 

 

 

   

 

    Введение.

 

    Реформа патриарха Никона, которая спровоцировала раскол в Русской православной церкви в XVII веке, явилась важнейшим событием в истории православия на Руси. Реформа должна была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в церковных обрядах. Не было единодушия лишь в вопросе, что взять за основу реформы – переводы византийских богослужебных книг на старославянский язык, сделанные в 1453 году, или греческие тексты. По личному указанию Никона были сделаны новые переводы греческих текстов, при этом в них появились разночтения с древними славянскими переводами. Это послужило формальным основанием для раскола. Поиск истинных причин раскола православной церкви – цель данного исследования.

 

    Все нововведения, предложенные реформаторами во главе с Никоном, касались обрядовой стороны, а не существа православия. Однако у них сразу нашлись ярые противники. На лозунг главного из них - протопопа Аввакума: «Как жили наши отцы и деды, так и мы должны жить», горячо откликнулись воинствующие религиозные деятели из духовенства, которые яростно защищали патриархальный быт и старые церковные обряды, старинные духовные книги, а также верующие, не принявшие изменения привычных обрядов.

 

    В произошедших затем событиях ярче всех проявились  позиции царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и протопопа Аввакума.

 

    Эти исторические личности оказали огромное влияние на развитие и дальнейший ход истории раскола.

 

    В результате цепи трагических событий, произошедших во второй половине XVII века, церковь закрепила за собой роль государственной церкви (официальной), тесно срослась с монархическим строем России и стала опорой самодержавия и выразителем его интересов.

 

    Последствия этого раскола православной церкви оказали значительное влияние на весь дальнейший ход истории государства российского.

 

 

 

Глава 1. Истоки возникновения раскола

 

    §1. Ситуация в Российском государстве  в 40-60-х г. XVII века

 

    В 40-60-х годах XVII века, накануне раскола, в Российском государстве правил царь Алексей Михайлович. Царь Алексей вступил на престол в 16-ти летнем возрасте. Главную роль в управлении государством играл его воспитатель, боярин Борис Иванович Морозов (1590-1661), который руководил приказами Большой казны, Стрелецким, Аптекарским, Новой четью. Стремясь увеличить доходы казны, Морозов сократил жалованье служилым людям и ввёл высокий косвенный налог на соль. Морозова окружали многочисленные приказные дельцы, своекорыстные и самоуправные, которые угнетали, притесняли и раздражали московское население. В итоге, летом 1648 года в Москве вспыхнул бунт. Мятежники, явившись к царю, потребовали казни Морозова и ряда других чиновников. Но царь укрыл боярина в своем дворце, «отпросил» его от казни и отправил в фиктивную ссылку в Кириллов монастырь. Нескольких чиновников из окружения Морозова москвичи «миром убили», «и в те поры всякие люди пошли по всей Москве боярских дворов грабить и жечь».

Информация о работе Государство и церковь