Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:59, курсовая работа
В начальный период объединения русских земель вокруг Москвы Православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживающую государство, но и соперничавшую с ним. В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Татаро-монголы не собирались обращать Русь в свою веру, и очень скоро православные митрополиты договорились с Ордой, получили от ордынских ханов ярлыки, закреплявшие привилегии Церкви.
Введение
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕРКВИ В XV-XVII ВВ.
1.1. Положение церкви в XV веке
1.2. Положение церкви в XVI-XVII веках
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕРКВИ В XV-XVII ВВ.
2.1. Начало реформы. Церковный диктатор
2.2. Собор 1666-1667 годов
2.3. Появление инквизиции
2.4. Расправа над монастырями
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3.
В 1646 — 1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» и стал известен царю Алексею Михайловичу.
Протопоп Аввакум. Фрагмент иконы 17 в.
В 1652 году - протопоп в городе Юрьевце Повольском, затем священник Казанского собора в Москве. Во главе ревнителей «старого благочестия» Аввакум ведет жестокую борьбу с Никоном. Называет его в своих писаниях «предтечей Антихриста», «Никоном носатым и брюхатым, борзым кобелем, отступником и еретиком».
В 1653 году за резкое выступление против церковной реформы Никона с семьёй был сослан на 10 лет в Тобольск, а затем в Даурию.
Резкие выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе и представителей знати (например, боярыню Морозову).
В 1663 году царь Алексей Михайлович вызывает его в Москву с целью примирить с официальной церковью. Но Аввакум не отказывается от догм старой веры и своих взглядов и продолжает настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю, он обвиняет Никона в ереси.
В 1664 году был сослан в Мезень.
В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. В Пустозерском остроге заточен в земляной сруб.
Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе Аввакум не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные свои произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и др. Аввакум был выдающимся писателем своего времени. Его «Житие» является одним из замечат. произведений древне-русской литературы.
По указу царя Федора Алексеевича в 1681 г. вместе с ближайшими сподвижниками Аввакум был сожжён в срубе.
Закончил свою жизнь с твердыми убеждениями в своей вере и правоте.
Это был талантливый и образованный человек своего времени. Неистовый Аввакум – называли его в народе.
§5. Дальнейшее расширение раскола.
Выступления Нерона, Аввакума и других защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества.
Раскол начал приобретать общенациональный размах. В него вовлекались широкие массы верующих, официальная церковь и церковная власть. Большая часть низшего духовенства, менее образованная, видевшая в реформе церкви ущемление своих интересов и прав, полностью встала на сторону защитников «старой веры». Своими действиями они влияли на широкие массы прихожан, которые тоже становились яростными защитниками «старой веры». Взаимное ожесточение в религиозной борьбе дошло до того, что знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море не только отказался принять «еретические» никонианские книги, но и оказал открытое вооруженное сопротивление церковной и гражданской власти. Соловецкие монахи на царское требование подчиниться дерзко ответили: «Вели, государь, на нас свой царский меч прислать и от сего мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие». В 1668 г. началась 8-ми летняя вооруженная борьба соловецких монахов с царскими стрельцами.
В раскольное движение включались многочисленные массы горожан, (посадских людей). Призывы сторонников «старой веры» получали поддержку и среди представителей светской знати, в том числе - и в окружении царя.
В скором времени, после начала церковных реформ, стало отчётливо просматриваться образование двух сторон раскола. Первую сторону составляли сторонники реформ, которую возглавляла официальная церковь во главе с патриархом и царем. Вторую сторону составляли, в основном, широкие народные массы и низшее звено церковных деятелей.
По существу, это противостояние двух сторон привело к отделению новой, послереформенной, поддерживаемой официальной властью в лице царя, церкви от представителей старой церкви, которых стали называть раскольниками. Сами себя раскольники стали называть старообрядцами.
§6. Борьба с расколом церкви
С первых дней проявления раскола, на неподчинение низших служителей церкви реформе, патриарх Никон ответил применением к ним суровых насильственных мер. Жестоко были наказаны лидеры раскола протопопы Аввакум и Иван Неронов. Многие служители церковного культа были сосланы, многих лишили сана, заточили в монастырь. Представителей раскола из других слоёв населения также подвергли жестоким наказаниям. Их ссылали в Сибирь, приговаривали к смертной казни.
На защиту церковных реформ встал и царь Алексей Михайлович. Однако окружению царя, в лице недовольных патриархом бояр, удалось очернить Никона в глазах Алексея Михайловича. Отношения патриарха и царя резко испортились, царь стал всячески избегать встреч со своим бывшим наставником и другом.
В 1658 г. раздраженный патриарх, написав царю: «отхожу ради твоего гнева», внезапно покинул Москву и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь (в 40 верстах от Москвы). Никон при этом не отказался от патриаршества, оставив русскую церковь без высшего руководителя в такое тяжелое время. Это ненормальное положение сохранялось на протяжении 8-ми лет.
В 1666-67 г. в Москве состоялся великий церковный собор с участием двух восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и нескольких греческих епископов. Собор выслушал жалобы царя на патриарха Никона, объяснения самого Никона, и признал Никона виновным в том, что он «вверенную ему паству самовольно остави без всякого понуждения и нужды» и тем внес смуту и расстройство в церковную жизнь. В наказание великий собор лишил Никона патриаршего сана и сослал простого монаха Никона на жительство в Ферапонтов Белозерский монастырь.
Церковные исправления, произведенные Никоном, собор одобрил, а «еретиков и раскольников» предал «анафеме» и отлучил от церкви.
Великий церковный собор 1666-67 года своим решением официально закрепил послереформенную церковь – «официальной и государственной». Старообрядцы-раскольники были отлучены от официальной государственной церкви, стали её врагами, и собор принял решение ликвидировать их силой.
Принятие такого решения собором и особенно предание старообрядчества «анафеме», церковному проклятию, вызвало новое обострение противостояния официальной церкви со старообрядцами.
Этот этап раскола совпал с периодом крестьянских бунтов в России. В Крестьянской войне под руководством Болотникова, Степана Разина, Василия Уса на Дону лозунги «борьбы за старую веру» стали широко использоваться вдохновителями бунтов.
Соловецкое восстание 1668-1676 годов было раскольническим восстанием в защиту «старой веры». Соловецкие монахи были твердо убеждены, что измена старой вере означала измену «Церкви и Самому Богу». Поэтому они писали: «Лучше нам временною смертью умереть, нежели вечно погибнуть. И если нас предадут огню и мукам или на части рассекут, мы и тогда не изменим апостольскому преданию вовеки». Монахи не согласились признать приехавших из Москвы архимандритов. В этой борьбе монахов монастыря поддерживали многочисленные беглые люди из стрельцов, крестьян, казаков.
В ответ на все просьбы и мольбы соловецких иноков царь послал в Соловецкий монастырь стрелецкую команду, чтобы силой «заставить убогих старцев принять новые книги». Иноки не пустили к себе стрельцов и закрылись в обители за толстыми каменными стенами, готовясь к защите. Царские войска осаждали Соловецкий монастырь в течение восьми лет, с 1668 по 1676 г. Наконец, в ночь на 22 января 1676 г., в результате предательства «одного из братии, нового иуды», стрельцы ворвались в обитель, и началась страшная расправа с жителями монастыря. Было замучено до 400 человек: одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в проруби. Были такие, которых вморозили в лед или подвесили на крючьях, подцепив за ребра. Лишь 14 человек уцелели в тот роковой день. Тела убитых монахов не хоронили полгода, пока не пришел царский указ – предать их земле. Разгромленный и разграбленный Соловецкий монастырь был заселен присланными из Москвы монахами, принявшими новую правительственную веру и новые книги.
Отделение последователей раскола от официальной церкви породило с их стороны новые формы борьбы. Борьба эта по-прежнему продолжается под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия» но в ней появляются новые черты. Старообрядцы не признают новых богослужебных книг, новых обрядов. С целью сохранения «старой веры» многочисленные представители старообрядчества стали покидать места своего проживания и организовывать в глухих местах или на окраинах России свои общины, скиты, тайные секты, монастыри и т. д. Массовый уход в глухие места, Сибирь, Поволжье, районы Севера, на южные окраины государства и даже в другие государства. В наиболее фанатичных общинах старообрядцев широкое распространение получила практика «огненных крещений» (самосожжений) под видом спасения души. Но раскольничество с самого начала и особенно позднее не было единым. Оно всё более и более становилось неоднородным, распадающимся на отдельные общины, секты, «корабли» и т. д. Этому способствовала большая их изолированность друг от друга и всё более возрастающая роль лидеров общин, скитов, монастырей, которые вырабатывали свою местную религиозную практику.
Глава 2. Движение старообрядцев.
§1. Возникновение старообрядчества.
Старообрядчество как религиозно-общественное движение возникло в России в середине XVII века в связи с проводившейся патриархом Никоном религиозной реформой. Отделение старообрядцев-раскольников от официальной церкви происходило под призывы о сохранении старой веры, старинных обрядов, «древлего благочестия». Преследуемые со стороны официальных властей и церкви, старообрядцу уходят в отдаленные районы России, где создают собственные, обособленные от «никониян» общины. Старообрядцы не признают исправленных церковных богослужебных книг, новых икон, троеперстия вместо двуперстия и т.д. В некоторых общинах создаются старообрядческие школы – «грамотицы».
Старообрядчество с самого его возникновения не было единым движением. К концу XVII – началу XVIII в. движение старообрядцев распадается на множество течений, получивших название «толков» и «согласий».
§2. Основные течения старообрядчества.
К концу XVII столетия, раскольничество постепенно становится неоднородным. Оно распадается на множество «толков» и «согласий».
Наиболее известные из них - поповщина и беспоповщина.
Поповцы признали необходимость духовенства (своих священников) и проведения всех церковных таинств по старой вере. Основные районы распространения поповщины – Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань.
Беспоповцы отрицали необходимость церковной иерархии (иметь своих священников (попов)) и отвергали проведения некоторых церковных таинств. Распространение получили в основном на севере Российского государства.
§3. Движение старообрядчества от раскола до наших времен
По мере того, как старообрядческие общины втягивались в рыночные отношения, в них росло предпринимательство. Из среды старообрядцев вышло множество купцов. Постепенно, с течением времени, большинство старообрядческих «согласий» утратили свою оппозиционность по отношению к официальной церкви и царской власти. Особенно это относится к поповщине, из которой вышло много купцов и предпринимателей.
В 1800 году часть старообрядцев-поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. Сохранив свою обрядность, они стали подчиняться местнымепархиальным архиереям.
Поповцы не пожелавшие пойти на соглашение, создали свою церковную организацию, которую в середине 19 века возглавил боснийский архиепископ Амвросий. Центром старообрядческой организации он сделал Белокриницкий монастырь.
В 1853 году была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым таким центром. Часть общины поповцев, которые принимали «беглых» попов (перешедших к ним из господствующей церкви), стали называться «беглопоповщиной». Они не признавали Белокриницкую иерархию.
К концу 17 века вокруг Выговской общины сложился наиболее умеренный в беспоповщине, поморский толк.
На северо-западе России распространилась «федосеевщина», порвавшая с «поморянами».
В первой половине 18 века от поморского толка отделились «филипповцы», которые проповедовали необходимость самоуморений и самосожжений.
В 1971 году Поместный Собор Русской православной церкви принял решение о более лояльном и терпимом отношении к старообрядцам. Однако эта мера не привела к их примерению с ортодоксальным православием.
До наших дней существуют три основных ветви «Древлеправославного старообрядчества»: Белокриницкая иерархия, беглопоповское согласие и поморское согласие.
Заключение.
Церковный раскол затронул все слои населения России, проник в политику государства того периода.
Движение раскола и борьба с ним господствующих классов России сопоставима с религиозными войнами Запада.
Раскол оставил на теле России глубокие, незаживающие рубцы. В результате борьбы с расколом погибли тысячи людей, в том числе и дети. Перенесены тяжелые муки, исковерканы судьбы тысячи людей.
В целом, движение раскола – реакционное движение. Оно препятствовало прогрессу, объединению земель России в единое государство.
В тоже время раскол показал стойкость, мужество народа России в отстаивании своих взглядов, веры, (сохранение старинного уклада жизни, порядков, установленных предками).
Раскол – это часть нашей истории.
Нам современникам нужно знать свою историю и брать из старины всё хорошее, порядочное.
А в наше время, особенно в последние годы, наша духовность находится под угрозой.
Библиография:
С.Г. Пушкарев, «Обзор Русской Истории», изд. «Наука», Москва, 1991 г.
«Большая советская энциклопедия», издание 3, том 1, 5, 17, 18, изд. «Советская Энциклопедия», Москва, 1970 г.
«Большая советская энциклопедия», издание 3, том 21, 23, 24, изд. «Советская Энциклопедия», Москва, 1970 г.
А.О. Чубарьян, «История Европы» в 8-ми томах, том 3 «От средневековья к новому времени (конец XV - первая половина XVII в.)», изд. «Наука», Москва, 1993 г.
А.О. Чубарьян, «История Европы» в 8-ми томах, том 4 «Европа нового времени (XVII - XVIII века)», изд. «Наука», Москва, 1994 г.
Н.И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», изд. «Эксмо», Москва, 2005 г.
Л.Н. Гумилев, «От Руси до России: очерки этнической истории», изд. «Рольф», Москва, 2000 г.