Церковь и государство: принципы взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи: выявление основных исторически сложившихся типов церквно-государственных отношений, а так же определение специфики формирования социального взаимодействия светской и духовной властей в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выявить исторические типы церковно-государственного взаимодействия.
- анализировать взаимоотношения церкви и государства на современном этапе.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………….............3
2. Исторические типы взаимодействия церкви и государства.........6
2.1. Папоцезаризм…………………………………………................7
2.2. Цезаропапизм…………………………………………................9
2.3. Симфония властей……………………………………...............11
3. Принципы взаимодействия церкви и государства в современном мире…………………………………………….………………......13
4. Заключение………………………………………………………..23
5. Список литературы………………………………………………27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 52.92 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА 
 
 
 

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО: ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 

Курсовая  работа 
 
 

Студентки 1 курса

Юридического  факультета

Заочного  отделения бюджетной основы

Елисеевой Владиславы Владиславовны 

Преподаватель:  доцент,

кандидат  юридических наук

О.А. Заячковский 

Научный руководитель:

ассистент кафедры теории и

истории государства и права,

профессор, доктор юридических наук

О.Е.Финогентова 
 
 
 
 

КАЛИНИНГРАД

2010

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………….............3
  2. Исторические типы взаимодействия церкви и государства.........6
    1. Папоцезаризм…………………………………………................7
    2. Цезаропапизм…………………………………………................9
    3. Симфония властей……………………………………...............11
  3. Принципы взаимодействия церкви и государства в современном мире…………………………………………….………………......13
  4. Заключение………………………………………………………..23
  5. Список  литературы………………………………………………27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение.

В курсовой работе рассматриваются исторические модели взаимодействия церкви и государства, а также принципы взаимодействия церкви и государства в современном  мире. Данная работа имеет традиционную структуру: она состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Объектом данной курсовой работы являются государство и церковь в контексте их взаимодействия.

Предмет работы: принципы их взаимодействия на историческом современном этапе развития государства.

Цели и задачи: выявление основных исторически сложившихся типов церквно-государственных отношений, а так же определение специфики формирования социального взаимодействия светской и духовной властей в современных условиях.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

- выявить  исторические типы церковно-государственного  взаимодействия.

- анализировать  взаимоотношения церкви и государства  на современном этапе.

Тема  работы, на наш взгляд, являлась и  является по сей день довольно актуальной, о чем свидетельствуют различные  дискуссии и мнения. Вопрос об отношениях между церковью и государством, по своему существу, есть юридический.

История почти всех государств включает в  себя взаимоотношения светской и  церковной властей, государства  и религиозных организаций. Противоречие, заложенное в отношениях церкви и государства точно выражено вопросом: «Как же должны существовать государство и церковь: совокупно или раздельно, кто кому, в какой мере должен быть подчинен?" Чтобы правильнее представить должные отношения между Церковью и государством, надо ясно сознавать различия их природ. Церковь и государство имеют разную природу и происхождение. Церковь основана непосредственно самим Богом - Господом Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти опосредована историческим процессом. Ввиду отличия природы Церкви от природы государства они прибегают к различным средствам в достижении своих целей. Государство опирается на материальную силу, включая и прямое физическое принуждение, Церковь же располагает лишь религиозно-нравственными средствами для духовного руководства своей  паствы и для приобретения новых чад.

Государство, сознающее пределы своей компетенции, не претендует на то, чтобы высказывать  авторитетное суждение о вероучительных предметах или о формах богопочитания - о богослужении; равным образом, не дело Церкви судить о формах государственного устройства, о мероприятиях правительства  с точки зрения их политической целесообразности. Церковь и государство имеют  свои отдельные сферы действия, свои особые средства и в принципе независимы друг от друга.

Анализ  церковно-государственных отношений  предполагает необходимость расширенного толкования таких понятий как  церковь и государство, в связи  со светскими и философско-религиозными интерпретациями.

Согласно  светским определениям, церковь - организационное  объединение последователей вероучения. Государство - структура господства, обладающая внешними атрибутами власти.

Иное  понимание сущности данных феноменов  сложилось в религиозной традиции. Церковь рассматривается как представительство небесного в земной жизни, «душа» общества и культуры. Государство, мирское явление, определяется как сообщество духовно солидарных людей, стремящихся к осуществлению нравственного идеала жизни.

В обоих  случаях наблюдается общность некоторых  задач церкви и государства. Так, сравнивая функциональные модели церкви и государства, мы пришли к выводу, что они совпадают  в осуществлении  функции консолидации общества. Исходя из богословского понимания, оба  общественных института призваны поддерживать нравственные устои общества на основе общечеловеческих ценностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Исторические типы взаимодействия церкви и государства.

 История  почти всех государств включает  в себя взаимоотношения светской  и церковной властей, государства  и религиозных организаций. Взаимоотношения  религиозных институтов и политических  структур в истории религии  приобретали крайне разнообразные  формы. 

Проблема  понимания сущности церковно-государственного взаимодействия нашла отражение  в различных культурно-исторических формах и принципах их взаимодействия: 

- Папоцезаризм

- Цезаропапизм

- «Симфония  властей»

Рассмотрим  их более подробно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Папоцезаризм.

Папоцезаризм  – такой принцип взаимодействия церкви и государства, когда центральная  государственная власть практически  отсутствует, а главный церковный  иерарх одновременно выполняет и  функции правителя.

Такая форма взаимодействия характерна для  католических государств, в которых  Папа  римский, первосвященник, является обладателем не только церковной, но и государственной власти (а также  для ряда исламских государств, где  главный священнослужитель выше светских властей). 

Папоцезаризм  подрывал значение императора в смысле верховной власти.

Церковь строила «civitas Dei» - град Божий, но фактически развивалась лишь политическая власть папы, росло политическое его влияние. Здесь были налицо  принципиальный уход от нормальных отношений церкви и государства, т. е. усвоение первосвященнику  Рима, папе, светской власти.

Папизм  приобрел такое исключительное значение на Западе потому, что Римской Церкви долгое время пришлось заменять государство  и нести государственные функции.

Принцип этой модели взаимодействия церкви и  государства довольно полно осветил профессор Н. Суворов: «В  представлениях западного христианства,- говорит он1 - Церковь мыслилась, как единая духовная монархия, в которой все духовное господствует над всем светским, по правилу omnia spiritualia digniora sunt temporalibus2. Клир есть высшее сословие Церкви, учащее, освящающее и управляющее. Миряне суть низшее, повинующееся клиру. Поэтому Церковь есть общество неравное (Societas inegalis). Лица коронованные, короли и императоры, суть миряне и как таковые не могут иметь никакой правительственной власти в Церкви. Даже и в светских делах они должны покоряться высшему духовному руководству церковной власти. По знаменитой булле Unam Sanctam(Одна вера), Папы Бонифация VIII, 1302 года, в руках Папы находятся два меча, о которых говорится в Евангелии, и под которыми нужно разуметь духовный и светский. Непосредственно осуществляется Папой власть духовного меча. Материальный же меч и светская власть должны находиться в подчинении духовной власти. Подчиненность всякого человеческого создания Папе есть догмат веры.

Из этих посылок делаются такие выводы:

1) Папы  имеют Верховную власть над  всем миром и от них император  и короли получают свои территории  на ленном праве, как вассалы  Апостольского престола, так что  они подчинены Папе и в светских  делах. 

2) напротив  того, светская власть не имеет  права вмешиваться в духовные  дела, например созывать соборы  и т. п. 

3) власть  государственная получает оправдание  и освящение только служа духовной.

4) законы, издаваемые светской властью  в противоречии с церковными  требованиями, могут быть кассированы  папой. 

5) светская  власть, в случае неисполнения  требований Папы, может быть им  смещаема, с передачей другому  лицу3».

Таким образом, при этой точке зрения, монархическая  власть совершенно лишается значения власти верховной. Поэтому монархия в Европе не могла бы и развиваться, если бы это зависело только от папистической  государственной теории. 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Цезаропапизм.

Цезаропапизм - такой принцип взаимодействия церкви и государства, когда государство присваивает себе власть и многие функции церкви, ставя ее в зависимость от государственной идеологии.

Система цезарепапизма получила осуществление  впервые в Византии при Феодосии II, затем аналогичные отношения  возникли после Реформации в протестантских странах, где государи присвоили  себе власть высших епископов (summus episcopus). Некоторые историки усматривают  нечто подобное и в отношениях, установившихся в России со времени  уничтожения патриаршей власти между  монархом и Православной Церковью в  т.н. "Синодальный период" 1700 - 1917 гг.

В светских государствах, опирающихся на принцип  отделения государства и церкви, сформировались две модели цезаропапизма: сепарационная и кооперационная.

Сепарационная (отделительная) модель государственно-конфессиональных отношений не предусматривает сотрудничества, но обозначает четыре функции светского  государства в религиозной сфере: контроль за соблюдением принципа отделения  религиозных организаций от государства  во всех сферах; правовое регулирование  создания, деятельности и ликвидации религиозных объединений, регистрация  религиозных объединений, контроль за соблюдением ими законодательства; защита прав верующих и их объединений. Такая модель исторически сложилась  во Франции, Нидерландах, Ирландии.

Кооперационная  модель предполагает сотрудничество государства  и ряда религиозных организаций  в форме объединения деятельности (кооператива) в каких-либо сферах. Предполагается, что, обладая наиболее полной информацией  о соответствующей сфере общественных отношений и имея реальные рычаги влияния на религиозные объединения, государственные органы могут оптимальным  образом сотрудничать с избранными конфессиями. Например, такая модель существует в Австрии, Бельгии, Германии, Португалии, Испании, Италии, Швеции. Кооперационная модель оптимальна для России, поскольку она полностью выражает дух нашей истории и цивилизационную специфику сферы отношений государства и религиозных организаций.

Информация о работе Церковь и государство: принципы взаимодействия