Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 17:03, курсовая работа
Цели и задачи: выявление основных исторически сложившихся типов церквно-государственных отношений, а так же определение специфики формирования социального взаимодействия светской и духовной властей в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выявить исторические типы церковно-государственного взаимодействия.
- анализировать взаимоотношения церкви и государства на современном этапе.
1. Введение…………………………………………………….............3
2. Исторические типы взаимодействия церкви и государства.........6
2.1. Папоцезаризм…………………………………………................7
2.2. Цезаропапизм…………………………………………................9
2.3. Симфония властей……………………………………...............11
3. Принципы взаимодействия церкви и государства в современном мире…………………………………………….………………......13
4. Заключение………………………………………………………..23
5. Список литературы………………………………………………27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
КАФЕДРА
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА
И ПРАВА
ЦЕРКОВЬ
И ГОСУДАРСТВО: ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Курсовая
работа
Студентки 1 курса
Юридического факультета
Заочного отделения бюджетной основы
Елисеевой
Владиславы Владиславовны
Преподаватель: доцент,
кандидат юридических наук
О.А. Заячковский
Научный руководитель:
ассистент кафедры теории и
истории государства и права,
профессор, доктор юридических наук
О.Е.Финогентова
КАЛИНИНГРАД
2010
Содержание:
В курсовой работе рассматриваются исторические модели взаимодействия церкви и государства, а также принципы взаимодействия церкви и государства в современном мире. Данная работа имеет традиционную структуру: она состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Объектом данной курсовой работы являются государство и церковь в контексте их взаимодействия.
Предмет работы: принципы их взаимодействия на историческом современном этапе развития государства.
Цели и задачи: выявление основных исторически сложившихся типов церквно-государственных отношений, а так же определение специфики формирования социального взаимодействия светской и духовной властей в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выявить
исторические типы церковно-
- анализировать
взаимоотношения церкви и
Тема
работы, на наш взгляд, являлась и
является по сей день довольно актуальной,
о чем свидетельствуют
История почти всех государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. Противоречие, заложенное в отношениях церкви и государства точно выражено вопросом: «Как же должны существовать государство и церковь: совокупно или раздельно, кто кому, в какой мере должен быть подчинен?" Чтобы правильнее представить должные отношения между Церковью и государством, надо ясно сознавать различия их природ. Церковь и государство имеют разную природу и происхождение. Церковь основана непосредственно самим Богом - Господом Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти опосредована историческим процессом. Ввиду отличия природы Церкви от природы государства они прибегают к различным средствам в достижении своих целей. Государство опирается на материальную силу, включая и прямое физическое принуждение, Церковь же располагает лишь религиозно-нравственными средствами для духовного руководства своей паствы и для приобретения новых чад.
Государство,
сознающее пределы своей
Анализ
церковно-государственных
Согласно светским определениям, церковь - организационное объединение последователей вероучения. Государство - структура господства, обладающая внешними атрибутами власти.
Иное понимание сущности данных феноменов сложилось в религиозной традиции. Церковь рассматривается как представительство небесного в земной жизни, «душа» общества и культуры. Государство, мирское явление, определяется как сообщество духовно солидарных людей, стремящихся к осуществлению нравственного идеала жизни.
В обоих
случаях наблюдается общность некоторых
задач церкви и государства. Так,
сравнивая функциональные модели церкви
и государства, мы пришли к выводу,
что они совпадают в осуществлении
функции консолидации общества. Исходя
из богословского понимания, оба
общественных института призваны поддерживать
нравственные устои общества на основе
общечеловеческих ценностей.
2. Исторические типы взаимодействия церкви и государства.
История
почти всех государств
Проблема
понимания сущности церковно-государственного
взаимодействия нашла отражение
в различных культурно-
- Папоцезаризм
- Цезаропапизм
- «Симфония властей»
Рассмотрим
их более подробно.
2.1 Папоцезаризм.
Папоцезаризм – такой принцип взаимодействия церкви и государства, когда центральная государственная власть практически отсутствует, а главный церковный иерарх одновременно выполняет и функции правителя.
Такая форма взаимодействия характерна для католических государств, в которых Папа римский, первосвященник, является обладателем не только церковной, но и государственной власти (а также для ряда исламских государств, где главный священнослужитель выше светских властей).
Папоцезаризм подрывал значение императора в смысле верховной власти.
Церковь строила «civitas Dei» - град Божий, но фактически развивалась лишь политическая власть папы, росло политическое его влияние. Здесь были налицо принципиальный уход от нормальных отношений церкви и государства, т. е. усвоение первосвященнику Рима, папе, светской власти.
Папизм
приобрел такое исключительное значение
на Западе потому, что Римской Церкви
долгое время пришлось заменять государство
и нести государственные
Принцип этой модели взаимодействия церкви и государства довольно полно осветил профессор Н. Суворов: «В представлениях западного христианства,- говорит он1 - Церковь мыслилась, как единая духовная монархия, в которой все духовное господствует над всем светским, по правилу omnia spiritualia digniora sunt temporalibus2. Клир есть высшее сословие Церкви, учащее, освящающее и управляющее. Миряне суть низшее, повинующееся клиру. Поэтому Церковь есть общество неравное (Societas inegalis). Лица коронованные, короли и императоры, суть миряне и как таковые не могут иметь никакой правительственной власти в Церкви. Даже и в светских делах они должны покоряться высшему духовному руководству церковной власти. По знаменитой булле Unam Sanctam(Одна вера), Папы Бонифация VIII, 1302 года, в руках Папы находятся два меча, о которых говорится в Евангелии, и под которыми нужно разуметь духовный и светский. Непосредственно осуществляется Папой власть духовного меча. Материальный же меч и светская власть должны находиться в подчинении духовной власти. Подчиненность всякого человеческого создания Папе есть догмат веры.
Из этих посылок делаются такие выводы:
1) Папы
имеют Верховную власть над
всем миром и от них император
и короли получают свои
2) напротив того, светская власть не имеет права вмешиваться в духовные дела, например созывать соборы и т. п.
3) власть
государственная получает
4) законы, издаваемые светской властью в противоречии с церковными требованиями, могут быть кассированы папой.
5) светская власть, в случае неисполнения требований Папы, может быть им смещаема, с передачей другому лицу3».
Таким
образом, при этой точке зрения, монархическая
власть совершенно лишается значения
власти верховной. Поэтому монархия
в Европе не могла бы и развиваться,
если бы это зависело только от папистической
государственной теории.
Цезаропапизм - такой принцип взаимодействия церкви и государства, когда государство присваивает себе власть и многие функции церкви, ставя ее в зависимость от государственной идеологии.
Система цезарепапизма получила осуществление впервые в Византии при Феодосии II, затем аналогичные отношения возникли после Реформации в протестантских странах, где государи присвоили себе власть высших епископов (summus episcopus). Некоторые историки усматривают нечто подобное и в отношениях, установившихся в России со времени уничтожения патриаршей власти между монархом и Православной Церковью в т.н. "Синодальный период" 1700 - 1917 гг.
В светских
государствах, опирающихся на принцип
отделения государства и
Сепарационная
(отделительная) модель государственно-
Кооперационная
модель предполагает сотрудничество государства
и ряда религиозных организаций
в форме объединения
Информация о работе Церковь и государство: принципы взаимодействия