Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 17:03, курсовая работа
Цели и задачи: выявление основных исторически сложившихся типов церквно-государственных отношений, а так же определение специфики формирования социального взаимодействия светской и духовной властей в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выявить исторические типы церковно-государственного взаимодействия.
- анализировать взаимоотношения церкви и государства на современном этапе.
1. Введение…………………………………………………….............3
2. Исторические типы взаимодействия церкви и государства.........6
2.1. Папоцезаризм…………………………………………................7
2.2. Цезаропапизм…………………………………………................9
2.3. Симфония властей……………………………………...............11
3. Принципы взаимодействия церкви и государства в современном мире…………………………………………….………………......13
4. Заключение………………………………………………………..23
5. Список литературы………………………………………………27
В современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм — тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви.
Нельзя
понимать принцип светскости государства
как означающий радикальное вытеснение
религии из всех сфер жизни народа,
отстранение религиозных
Церковь
не должна брать на себя функции, принадлежащие
государству: противостояние греху
путем насилия, использование мирских
властных полномочий, принятие на себя
функций государственной
Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям.
Религиозно-мировоззренческий
нейтралитет государства не противоречит
христианскому представлению о
призвании Церкви в обществе. Однако
Церковь должна указывать государству
на недопустимость распространения
убеждений или действий, ведущих
к установлению всецелого контроля
за жизнью личности, ее убеждениями
и отношениями с другими
Условиями
церковно-государственного взаимодействия
должны являться соответствие церковного
участия в государственных
Областями сотрудничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:
1) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
2) забота о сохранении нравственности в обществе;
3) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
4) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
5) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
6) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
7) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их 8уховно-нравственное воспитание;
9) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
10) наука, включая гуманитарные исследования;
11) здравоохранение;
12) культура и творческая деятельность;
13) работа церковных и светских средств массовой информации;
14) деятельность по сохранению окружающей среды;
15) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
16) поддержка института семьи, материнства и детства;
17)противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.
Церковно-государственное сотрудничество представляется также возможным в ряде других сфер в тех случаях, когда оно служит исполнению задач, соответствующих вышеперечисленным областям церковно-государственного взаимодействия.
Несмотря
на развитие положительных тенденций,
все же сотрудничество государства
и Церкви не остается без проблем.
Главные проблемы, решаемые Церковью
в настоящее время, связаны с
преодолением тяжелого исторического
наследия, восстановлением материальной,
организационной основы, развитием
и укреплением внешних связей,
необходимых для обеспечения
успешной церковной деятельности. Со
стороны государства, ключевой задачей,
требующей безотлагательного
В условиях
нового кризиса, усугубившего проблемы
экономического, социального и политического
характера, Русская Православная Церковь
активно включилась в общественную деятельность.
Опираясь на православные ценности, Церковь
участвует в решении многих проблем не
только религиозно-этического характера,
связанных с внутрицерковной жизнью, но
и общественно-значимых гуманитарных
проблем, взаимодействует с государством
в различных областях.
Церковь всегда проповедовала общечеловеческие ценности как неотъемлемый элемент культуры, она и сама является носителем этих ценностей. Государство, в свою очередь, - не только и не столько средство организации общественной акции путем властвования над его гражданами, не только орудие насилия и принуждения, сколько средство объединения людей. Возникнув из осознания необходимости самозащиты, самосохранения и ограждения от распада и хаоса общественной жизни, оно призвано сплачивать людей, объединять в единой цели - устроении общественного порядка и благоденствия посредством права. При таком понимании места и назначения церкви и государства обнаруживается их единство.
В целом поиски взаимоотношений церкви и государства выразились в формах, определяемых богословским языком как цезарепапизм, папоцезаризм и симфония властей.
На всем протяжении истории отношения между Церковью и государством в России выстраивались в рамках «симфонической» модели. То есть, проще говоря – церковь не вмешивается в реальное управление страной, а государство во внутренние дела патриархата. Именно такое положение дел сложилось в современной России. Однако, практическая реализация данного принципа по-разному проявляется в политической, социально-экономической и культурной сферах.
Политическое сотрудничество. Согласно «Основам концепции Русской Православной Церкви» - официальной социально-политической и социально-экономической программе Церкви, принятой в 2000 г. прописано, что церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. Реализуя данное стремление, церковь не участвует в политической борьбе, не поддерживает каких-либо кандидатов или политические партии, а священнослужителей не благословляет выдвигаться в органы власти. Такое решение было принято еще на Архиерейских соборах в 1994 и 1997 гг. Однако, православные миряне могут создавать общественно-политические организации и действовать при духовном попечении Церкви.
Правовое сотрудничество. В рамках правового обеспечения сотрудничества Церкви и государства в различных сферах были заключены соглашения между Церковью и отдельными государственными ведомствами. Сегодня все чаще звучит мнение, что для постоянного и профессионального взаимодействия Церкви с государственными органами в правовой сфере необходимо создать в епархиях специальные правовые отделы. Целью такой работы может являться рассмотрение принимаемых региональных законов и других правовых актов, подготовка рекомендаций по их развитию и совершенствованию, особенно в сферах образования, культуры и других, а также разработка региональных программ сотрудничества Церкви и государства.
Укрепление общественной безопасности. Интересным представляется сотрудничество церкви и государства в сфере укрепления общественной безопасности. С начала 90-х годов XX века проводятся конференции по обсуждению сотрудничества Церкви и армии в современной России. В ряде военных академий начал читаться курс «Введение в Православие», были восстановлены первые храмы в воинских частях. Все это стало основой к проведению конференции в Генеральном штабе в 1994 году, на которой был обсужден Договор между Церковью и Министерством обороны. По итогам этой конференции в Московской патриархии был создан Отдел по связям с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. В дальнейшем подобные договоры были заключены Церковью с МВД, ФПС, ФАПСИ, МЧС. В договорах поставлены цели преодоления духовно-нравственного кризиса, укрепления порядка и законности, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания, реализации религиозных прав военнослужащих, открытия храмов и часовен. При учебных заведениях и по месту жительства при поддержке Церкви создаются военно-исторические клубы и союзы молодежи в честь святых князей Александра Невского, Димитрия Донского, полководцев Александра Суворова, Георгия Жукова и других. С середины 90-х годов православные призывники по рекомендации настоятелей храмов и монастырей могут призываться в воинские части, в которых действуют или строятся православные храмы и ведется пастырская работа священнослужителями. В воинских частях, расположенных рядом с некоторыми крупными монастырями, — Троице-Сергиевой лаврой, Валаамским монастырем и др., по согласованию с Церковью, созданы православные подразделения, в которых служат учащиеся духовных училищ и семинарий.
Экономические отношения. Как видно из вышеперечисленного, влияние церкви на законодательно-правовую сферу и сферу безопасности носит косвенный, миссионерский характер. Куда более действенным представляется «возрождение православия» в хозяйственно-экономических вопросах и, прежде всего в вопросах возвращения церковной собственности. Церковь в решении Архиерейского Собора отказалась от требования о возврате всей церковной недвижимости, кроме жизненно необходимой. Для восстановления возвращаемых церковных зданий государство в отдельных случаях выделяет средства на ремонт. Церковь развивает и собственные хозяйственные подразделения. В большинстве епархий действуют производства по изготовлению церковной утвари, свечей, пошиву облачений. Развивается в епархиях и православное книгоиздание, создается сеть книжных лавок и магазинов. Одним из направлений экономического сотрудничества Церкви с производственными и хозяйственными структурами является создание нескольких коммерческих банков в Москве и церковного филиала одного из банков в Санкт-Петербурге. Самостоятельная банковская деятельность в православной среде не получила серьезного развития из-за нестабильности российской экономики и ростовщического процента, заложенного в основу европейской банковской системы и неприемлемого для Церкви.
Однако,
выступая за возврат земель, конфискованных
еще до революции и покойный и
нынешний Патриархи достаточно резко
высказывались против создания органа,
который бы контролировал деятельность
религиозных организаций в
Синода, что автоматически означало бы и контроль над церковными экономическими ресурсами.
Социальная сфера. По настоящему значительным является влияние Церкви в сфере науки, культуры, образования, медицины и молодежного движения. В начале 90-х годов были созданы общецерковный и епархиальный отделы по благотворительности и социальному служению. На основе полученного опыта Церковь в середине 90-х годов заключила договоры с министерствами и ведомствами для организации совместной работы в больницах и медицинских учреждениях.
Отделение
церкви от государства делается из сугубо
добрых побуждений и государство не автономизируется
от церкви, а сама церковь согласна с таким
отделением и приветствует его, хотя это
опасно не только для государства, но и
для самой церкви. Предоставленная церкви
свобода и независимость порождает в ней
внутренние негативные процессы и состояния:
самоуспокоенность, сектантскую замкнутость,
чувство самодостаточности и в конечном
итоге ведет к самоизоляции и гибели церкви.
Симптомы этой болезни уже начинают проявляться
в нашей церкви сегодня. Это опасные симптомы,
их необходимо преодолеть, пока они не
стали запущенной болезнью.
Информация о работе Церковь и государство: принципы взаимодействия