Церковь и государство: принципы взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи: выявление основных исторически сложившихся типов церквно-государственных отношений, а так же определение специфики формирования социального взаимодействия светской и духовной властей в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выявить исторические типы церковно-государственного взаимодействия.
- анализировать взаимоотношения церкви и государства на современном этапе.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………….............3
2. Исторические типы взаимодействия церкви и государства.........6
2.1. Папоцезаризм…………………………………………................7
2.2. Цезаропапизм…………………………………………................9
2.3. Симфония властей……………………………………...............11
3. Принципы взаимодействия церкви и государства в современном мире…………………………………………….………………......13
4. Заключение………………………………………………………..23
5. Список литературы………………………………………………27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 52.92 Кб (Скачать)

В современном  мире государство обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Его  сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство  сознает, что земное благоденствие  немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм — тех самых, которые  необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать  не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви.

Нельзя  понимать принцип светскости государства  как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений  от участия в решении общественно  значимых задач, лишение их права  давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга.

Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие  государству: противостояние греху  путем насилия, использование мирских  властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или  ограничение. В то же время Церковь  может обращаться к государственной  власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса  остается за государством.

Государство не должно вмешиваться в жизнь  Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую  практику и так далее, равно как  и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением  тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в  соответствующие отношения с  государством, его законодательством  и властными органами. Церковь  ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям.

Религиозно-мировоззренческий  нейтралитет государства не противоречит христианскому представлению о  призвании Церкви в обществе. Однако Церковь должна указывать государству  на недопустимость распространения  убеждений или действий, ведущих  к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями  и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению  религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни. В осуществлении своих  социальных, благотворительных, образовательных  и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства. Она также  вправе ожидать, что государство  при построении своих отношений  с религиозными объединениями будет  учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию.

Условиями церковно-государственного взаимодействия должны являться соответствие церковного участия в государственных трудах природе и призванию Церкви, отсутствие государственного диктата в общественной деятельности Церкви, невовлеченность  Церкви в те сферы деятельности государства, где ее труды невозможны вследствие канонических и иных причин.

Областями сотрудничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:

1) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;

2) забота о сохранении нравственности в обществе;

3) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

4) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

5) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;

6) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;

7) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их 8уховно-нравственное воспитание;

9) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

10) наука, включая гуманитарные исследования;

11) здравоохранение;

12) культура и творческая деятельность;

13) работа церковных и светских средств массовой информации;

14) деятельность по сохранению окружающей среды;

15) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;

16) поддержка института семьи, материнства и детства;

17)противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

Церковно-государственное сотрудничество представляется также возможным в ряде других сфер в тех случаях, когда оно служит исполнению задач, соответствующих вышеперечисленным областям церковно-государственного взаимодействия.

Несмотря  на развитие положительных тенденций, все же сотрудничество государства  и Церкви не остается без проблем. Главные проблемы, решаемые Церковью в настоящее время, связаны с  преодолением тяжелого исторического  наследия, восстановлением материальной, организационной основы, развитием  и укреплением внешних связей, необходимых для обеспечения  успешной церковной деятельности. Со стороны государства, ключевой задачей, требующей безотлагательного решения, является четкое закрепление правового  статуса Русской Православной Церкви, соответствующего ее положению, месту  в обществе и позволяющего Церкви развиваться в качестве института  гражданского общества, создание условий  для ее общественно-полезной деятельности, конструктивного сотрудничества с  государственными органами власти и  управления, прежде всего, в разработке социальной доктрины, способной определить дальнейший вектор цивилизационного развития российского общества.

В условиях нового кризиса, усугубившего проблемы экономического, социального и политического характера, Русская Православная Церковь активно включилась в общественную деятельность. Опираясь на православные ценности, Церковь участвует в решении многих проблем не только религиозно-этического характера, связанных с внутрицерковной жизнью, но и общественно-значимых гуманитарных проблем, взаимодействует с государством в различных областях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Заключение.

Церковь всегда проповедовала общечеловеческие ценности как неотъемлемый элемент  культуры, она и сама является носителем  этих ценностей. Государство, в свою очередь, - не только и не столько средство организации общественной акции путем властвования над его гражданами, не только орудие насилия и принуждения, сколько средство объединения людей. Возникнув из осознания необходимости самозащиты, самосохранения и ограждения от распада и хаоса общественной жизни, оно призвано сплачивать людей, объединять в единой цели - устроении общественного порядка и благоденствия посредством права. При таком понимании места и назначения церкви и государства обнаруживается их единство.

В целом  поиски взаимоотношений церкви и государства выразились в формах, определяемых богословским языком как цезарепапизм, папоцезаризм и симфония властей.

На всем протяжении истории отношения между  Церковью и государством в России выстраивались в рамках «симфонической» модели. То есть, проще говоря – церковь не вмешивается в реальное управление страной, а государство во внутренние дела патриархата. Именно такое положение дел сложилось в современной России. Однако, практическая реализация данного принципа по-разному проявляется в политической, социально-экономической и культурной сферах.

Политическое  сотрудничество. Согласно «Основам концепции Русской Православной Церкви» - официальной социально-политической и социально-экономической программе Церкви, принятой в 2000 г. прописано, что церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. Реализуя данное стремление, церковь не участвует в политической борьбе, не поддерживает каких-либо кандидатов или политические партии, а священнослужителей не благословляет выдвигаться в органы власти. Такое решение было принято еще на Архиерейских соборах в 1994 и 1997 гг. Однако, православные миряне могут создавать общественно-политические организации и действовать при духовном попечении Церкви.

Правовое  сотрудничество. В рамках правового обеспечения сотрудничества Церкви и государства в различных сферах были заключены соглашения между Церковью и отдельными государственными ведомствами. Сегодня все чаще звучит мнение, что для постоянного и профессионального взаимодействия Церкви с государственными органами в правовой сфере необходимо создать в епархиях специальные правовые отделы. Целью такой работы может являться рассмотрение принимаемых региональных законов и других правовых актов, подготовка рекомендаций по их развитию и совершенствованию, особенно в сферах образования, культуры и других, а также разработка региональных программ сотрудничества Церкви и государства.

Укрепление  общественной безопасности. Интересным представляется сотрудничество церкви и государства в сфере укрепления общественной безопасности. С начала 90-х годов XX века проводятся конференции по обсуждению сотрудничества Церкви и армии в современной России. В ряде военных академий начал читаться курс «Введение в Православие», были восстановлены первые храмы в воинских частях. Все это стало основой к проведению конференции в Генеральном штабе в 1994 году, на которой был обсужден Договор между Церковью и Министерством обороны. По итогам этой конференции в Московской патриархии был создан Отдел по связям с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. В дальнейшем подобные договоры были заключены Церковью с МВД, ФПС, ФАПСИ, МЧС. В договорах поставлены цели преодоления духовно-нравственного кризиса, укрепления порядка и законности, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания, реализации религиозных прав военнослужащих, открытия храмов и часовен. При учебных заведениях и по месту жительства при поддержке Церкви создаются военно-исторические клубы и союзы молодежи в честь святых князей Александра Невского, Димитрия Донского, полководцев Александра Суворова, Георгия Жукова и других. С середины 90-х годов православные призывники по рекомендации настоятелей храмов и монастырей могут призываться в воинские части, в которых действуют или строятся православные храмы и ведется пастырская работа священнослужителями. В воинских частях, расположенных рядом с некоторыми крупными монастырями, — Троице-Сергиевой лаврой, Валаамским монастырем и др., по согласованию с Церковью, созданы православные подразделения, в которых служат учащиеся духовных училищ и семинарий.

Экономические отношения. Как видно из  вышеперечисленного, влияние церкви на законодательно-правовую сферу и сферу безопасности носит косвенный, миссионерский характер. Куда более действенным представляется «возрождение православия» в хозяйственно-экономических вопросах и, прежде всего в вопросах возвращения церковной собственности.  Церковь в решении Архиерейского Собора отказалась от требования о возврате всей церковной недвижимости, кроме жизненно необходимой. Для восстановления возвращаемых церковных зданий государство в отдельных случаях выделяет средства на ремонт. Церковь развивает и собственные хозяйственные подразделения. В большинстве епархий действуют производства по изготовлению церковной утвари, свечей, пошиву облачений. Развивается в епархиях и православное книгоиздание, создается сеть книжных лавок и магазинов. Одним из направлений экономического сотрудничества Церкви с производственными и хозяйственными структурами является создание нескольких коммерческих банков в Москве и церковного филиала одного из банков в Санкт-Петербурге. Самостоятельная банковская деятельность в православной среде не получила серьезного развития из-за нестабильности российской экономики и ростовщического процента, заложенного в основу европейской банковской системы и неприемлемого для Церкви.

Однако, выступая за возврат земель, конфискованных еще до революции и покойный и  нынешний Патриархи достаточно резко  высказывались против создания органа, который бы контролировал деятельность религиозных организаций в России наподобие института Обер-прокурора  Святейшего

Синода, что автоматически означало бы и  контроль над церковными экономическими ресурсами.

Социальная  сфера. По настоящему значительным является влияние Церкви в сфере науки, культуры, образования, медицины и молодежного движения.  В начале 90-х годов были созданы общецерковный и епархиальный отделы по благотворительности и социальному служению. На основе полученного опыта Церковь в середине 90-х годов заключила договоры с министерствами и ведомствами для организации совместной работы в больницах и медицинских учреждениях.

Отделение церкви от государства делается из сугубо добрых побуждений и государство не автономизируется от церкви, а сама церковь согласна с таким отделением и приветствует его, хотя это опасно не только для государства, но и для самой церкви. Предоставленная церкви свобода и независимость порождает в ней внутренние негативные процессы и состояния: самоуспокоенность, сектантскую замкнутость, чувство самодостаточности и в конечном итоге ведет к самоизоляции и гибели церкви. Симптомы этой болезни уже начинают проявляться в нашей церкви сегодня. Это опасные симптомы, их необходимо преодолеть, пока они не стали запущенной болезнью.  
 
 

Информация о работе Церковь и государство: принципы взаимодействия