Церковь и государство: принципы взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи: выявление основных исторически сложившихся типов церквно-государственных отношений, а так же определение специфики формирования социального взаимодействия светской и духовной властей в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выявить исторические типы церковно-государственного взаимодействия.
- анализировать взаимоотношения церкви и государства на современном этапе.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………….............3
2. Исторические типы взаимодействия церкви и государства.........6
2.1. Папоцезаризм…………………………………………................7
2.2. Цезаропапизм…………………………………………................9
2.3. Симфония властей……………………………………...............11
3. Принципы взаимодействия церкви и государства в современном мире…………………………………………….………………......13
4. Заключение………………………………………………………..23
5. Список литературы………………………………………………27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 52.92 Кб (Скачать)

Кооперационная  модель государственно-церковных отношений  жизнеспособна в том и только в том случае, если ведущая конфессия  делает однозначный выбор в пользу свободы вероисповедания, не стремится  использовать свое влияние на государство  и на население для ущемления  прав религиозных меньшинств.

В сегодняшнем  мире цезарепапизм в христианских государствах наиболее ярко проявляет себя в протестантских странах (Великобритании, Швеции, Дании, Греции), где сохраняют одну или более государственных церквей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   «Симфония властей»

«Симфония властей» - идеальная форма церковно - государственных отношений, поскольку  в ней снимается противоречие между «земным» и «небесным». Суть симфонии - обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность  без вторжения одной стороны  в исключительную компетенцию другой. Принцип симфонии есть принцип взаимной свободы, однако если обе стороны взаимно свободны, то это вовсе не означает какой-то всецелой их отдельности.

Принцип симфонии сформировался в Византии в 6 веке н.э. Классическая византийская форма взаимоотношений заключена  в Эпанагоге4 и звучит следующим образом: «Мирская власть и священство относятся между собой как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства».

Безусловно, византийская симфония была лишь идеалом  и никогда не была осуществлена в  идеальной форме. Ее нарушение чаще всего происходило со стороны  государства. Как правило, правители, цари, главы государств всегда претендовали на решающее слово в устроении  церковных дел.. Отметим, что и  церковь, со своей стороны, впадала  в соблазн пожертвовать независимостью ради протекции государства. От идеи сосуществования двух форм власти христианство в дальнейшем переходит к прямой апологии государственной власти.

Есть  иллюстрирующий отношения Симфонии принцип «двух мечей», который  у православных и у римских  католиков прочитывается по-разному. С римско-католической точки зрения, два меча, символизирующие духовную силу и светскую, находятся в руках  Папы Римского. И, таким образом, в  полной мере легитимным государем является только тот, кто признает главенство Рима. Это довольно трудновыполнимо  в наше время, но такова была трактовка  Симфонии.

С православной точки зрения, Церковь действительно  обладает по праву обоими мечами в  силу того, что глава Церкви - сам  Христос, но оставляя в своих руках  меч духовной власти, вручает меч  светской власти государю и далее  не вмешивается в его дела, однако сохраняет право нравственного  суждения по любому поводу, по любому действию, совершенному государством.

Симфония  Властей, императив отношений Церкви и Государства, должен сохраняться  при любой форме внутреннего  государственного правления. Государство  — это суверенная система общественной организации. Сущностью Государства  остается его абсолютный суверенитет, и именно это требуется от него Церковью, прежде всего, а не форма его организации. С точки зрения Церкви, задача Государства в первую очередь — это обеспечить максимальные условия для сохранения, утверждения и распространения православной традиции. Каким образом Государство будет обеспечивать эти условия — это вторичный вопрос и Церкви напрямую не касается. Поэтому не существует никаких форм государственного правления, которые бы были признаны Церковью "богоданными" и никаких других форм правления, которые бы отрицались Церковью как порочные. Любая форма правления, кроме прямой теократии, которая возможна только и только в самой Церкви, — дело рук человеческих. Поэтому распространенная в консервативной среде точка зрения о том, что единственно "богоданной" формой правления является монархия, не имеет никакого оправдания в христианской перспективе. 
 
 
 
 
 
 

  1. Принципы  взаимодействия церкви и государства  в современном  мире.

Рассматривая  взаимоотношения церкви и государства, я вынуждена ограничиться рамками  какой-то конкретной конфессии, поскольку  «религии вообще» не существует, а  объем данной работы не позволяет  останавливаться на всех основных религиях мира поочередно. Мой выбор определяется тем, что я  живу в стране, где  преобладающей является христианская религиозная традиция. Поэтому анализ принципов взаимодействия хотелось бы провести на примере Русской Православной Церкви, поскольку она на протяжении всей истории Российского государства  занимала господствующее положение  и является самой крупной и  влиятельной религиозной организацией в современном Российском государстве.

Особенностью  современного положения церкви и  ее взаимодействия с государством является кардинальное изменение ее роли и  статуса в структуре современного российского общества.

Русская Православная Церковь пытается выступать в роли «миротворца» в политической сфере. Церковь не только призывает политиков к благоразумию и противоречащим миру и нравственности действиям, но и сама активно пытается искать пути к взаимному сотрудничеству всех политических сил страны, сглаживая социальные противоречия. В этом плане весьма показательны встречи с ведущими политическими деятелями. РПЦ патронирует такие политические движения, как Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС), Российское Земское Движение (РЗД), на съездах которых присутствуют представители разных политических сил. По инициативе Московского Патриархата был создан Союз Православных Граждан (СПГ), куда также вошли различные политические деятели.

Сегодня, после десятилетий гонений и  искусственного отстранения Церкви от социальной и благотворительной  деятельности, перед Церковью стоит  высокая задача возрождения традиционного  социального служения. В этой сфере своей деятельности Церковь служит ближнему, имея в виду устроение его блага, духовного и телесного. Здесь интересы государства и Церкви совпадают, так как государство объективно стремится к благу своих граждан. Это совпадение тем более выпукло, что современное Российское государство провозгласило интересы личности приоритетом государственной политики. Минуя политическую составляющую этого приоритета, Церковь естественно заботится, со своей стороны, о том же. Отсюда следует потенциально высокая степень необходимости в тесном взаимодействии Церкви и государства при решении сходных задач. Однако, это взаимодействие сегодня имеет существенные отличия от дореволюционного.

Коренным  отличием такого взаимодействия на современном  этапе является принцип отделения  Церкви от государства. По существу, он означает превращение Церкви в самостоятельную  самоуправляющуюся корпорацию внутри общества. Правовое положение Церкви определяется государственными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с существующими  процедурами. При этом государство, определив место Церкви в правовом поле, тем самым становится равноправным контрагентом Церкви в реализации существующих правовых норм, определяющих правоспособность Церкви и церковно-государственные  взаимоотношения. Взаимодействие Церкви и государства определяется в  этом случае исключительно правовыми  механизмами, что, в известной мере, есть явление позитивное.

Отделение Церкви от государства также означает, что Церковь в своей повседневной деятельности не выполняет функций  органов государственной власти и управления, государственных учреждений, органов местного самоуправления и  иных государственных органов. Такое "разграничение полномочий" дает Церкви широкие возможности самостоятельно, свободно и ответственно, в пределах своей правоспособности действовать  от своего имени в негосударственной  сфере общества, которая на сегодняшний  день существенно расширилась.

Контакты  и взаимодействие Церкви с высшими  органами государственной власти осуществляются Патриархом и Священным Синодом  непосредственно или через представителей, имеющих письменно подтвержденные полномочия. Контакты и взаимодействие с региональными органами власти осуществляются епархиальными Преосвященными непосредственно или через представителей, также имеющих письменно подтвержденные полномочия. Контакты и взаимодействие с местными органами власти и самоуправления осуществляются благочиниями и приходами  по благословению епархиальных Преосвященных. Уполномоченные представители церковного Священноначалия для контактов  с органами власти могут назначаться  как на постоянной основе, так и  для консультаций по отдельным проблемам.

Одним из высших органов церковной власти и управления в Русской православной церкви является Архиерейский собор - собрание (совещание) всех епархиальных, а также возглавляющих синодальные учреждения и духовные школы архиереев, созываемое для решения наиболее важных вопросов канонического, богослужебного, церковно-административного характера. В многочисленные обязанности Архиерейского собора включено и решение вопросов, связанных с взаимоотношениями Церкви с государством.

В августе 2000 г. состоялся Юбилейный Архиерейский Собор, на котором была принят исторический документ - "Основы социальной концепции  Русской Православной Церкви ". В  своем докладе участникам Собора митрополит Смоленский и Калининградский  Кирилл, возглавлявший группу по подготовке документа, отметил: "…мы поняли: в условиях колоссальных исторических перемен, которые произошли в  нашем обществе, да и в мире в  целом в конце второго тысячелетия, мы не можем ограничиваться отдельными заявлениями по злободневным вопросам. Необходима долгосрочная программа  общественного служения Церкви, опирающаяся  на православное богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе. Общество, к которому принадлежит большинство нашей Церкви, не определяется более идеологией государственного атеизма, как в предшествовавшие десятилетия, но отнюдь не является и однородно православным, как это было на протяжении долгих веков - большей части второго тысячелетия".

В документе, однако, рассматривается широкий  круг проблем, которые нашли свое выражение в разделах: Церковь  и нация; Церковь и государство; христианская этика и светское право; Церковь и политика; труд и его  плоды; собственность; война и мир; преступность, наказание, исправление; вопросы личной, семейной и общественной нравственности; здоровье личности и  народа; проблемы биоэтики; Церковь  и проблемы экологии; светские культура, наука, образование; Церковь и светские средства массовой информации; международные  отношения; проблемы глобализации и  секуляризации. В соответствии с темой курсовой работы, мы акцентируем свое внимание на анализе III главы концепций, посвященной взаимоотношениям церкви и государства.

Согласно  этим  концепциям Русская Православная церковь заявляет о своем отделении от государства и о необходимости дистанцироваться от любого государственного строя, партий, властных структур. Церковь провозглашает идеальной моделью государственно-церковных взаимоотношений византийскую модель "симфонии", когда государство и Церковь отделены лишь в юридическом плане, тогда как в плане цели (приведение людей к спасению через обеспечение общественного устройства, строящегося на принципах нравственности, любви, сострадания, милосердия, почитании Церкви и божественных заповедей) они едины. Провозглашается принцип "кесарю - кесарево, а Божие – Богу", когда Церковь заботится о делах духовных, а государство - о земном благополучии людей и содействует Церкви в деле спасения своей волей и материальными ресурсами. "Государство как необходимый элемент жизни в испорченном греховном мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом… Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержания добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства" 5. Тем не менее, Церковь выступает против абсолютизации власти и форм государственной власти, сходных с тоталитарной диктатурой.

"Государство  ни в коем случае не должно  превращаться в самодовлеющий  институт. Мы знаем, что такая  тенденция неоднократно проявлялась  в истории, знаем и то, к каким  опасным последствиям она может приводить"6.

Итак, Церковь  поддерживает государство, но отстаивает позицию независимости от него. "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным делам, Церковь должна отказать государству в повиновении"7.

Документ "Основы социальной концепции" важен, помимо формулировки концептуального  видения мира Церковью, тем, что он ставит Церковь в государственно-церковных  взаимоотношениях совершенно на новый  уровень. Она становится институтом, который должен существовать независимо от государства (при сохранении совместной социальной деятельности), опираясь на общественность, так как Церковь - часть гражданского общества. Более  того, "Основы" дают право Церкви выступать в качестве гаранта  духовности и нравственности общества. Она видит себя заступницей народа в деле его нравственного совершенствования, поэтому и может указывать  государству на его небогоугодные  действия. "Основы социальной концепции", в разделе посвященном государственно-церковным  взаимоотношениям, весьма противоречивы  и неоднозначны. Так, с одной стороны  Церковь молится за власть, но может  призвать к неповиновению против нее своих последователей; утверждает, что монархия одна из наиболее "религиозно укорененных" форм государственности, однако замечает, что для Церкви какого-либо предпочтительного государственного строя нет; принцип свободы совести для нее - одна из причин падения нравственности и бездуховности в обществе, но все же - необходимость, обеспечивающая ее существование в современном секулярном мире; Церковь отвергает всякое участие в политике, однако постулаты "Основ" оставляют возможности ее участия в делах если не равных, то очень близких к политике, да и конкретные факты общественной деятельности доказывают это8. Такая неоднозначность возникла вследствие компромиссного характера документа. "Основы" - это золотая середина, призванная удовлетворить запросы внутрицерковных кругов 9.

Информация о работе Церковь и государство: принципы взаимодействия