Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 17:03, курсовая работа
Цели и задачи: выявление основных исторически сложившихся типов церквно-государственных отношений, а так же определение специфики формирования социального взаимодействия светской и духовной властей в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выявить исторические типы церковно-государственного взаимодействия.
- анализировать взаимоотношения церкви и государства на современном этапе.
1. Введение…………………………………………………….............3
2. Исторические типы взаимодействия церкви и государства.........6
2.1. Папоцезаризм…………………………………………................7
2.2. Цезаропапизм…………………………………………................9
2.3. Симфония властей……………………………………...............11
3. Принципы взаимодействия церкви и государства в современном мире…………………………………………….………………......13
4. Заключение………………………………………………………..23
5. Список литературы………………………………………………27
Кооперационная
модель государственно-церковных
В сегодняшнем
мире цезарепапизм в христианских государствах
наиболее ярко проявляет себя в протестантских
странах (Великобритании, Швеции, Дании,
Греции), где сохраняют одну или более
государственных церквей.
«Симфония властей» - идеальная форма церковно - государственных отношений, поскольку в ней снимается противоречие между «земным» и «небесным». Суть симфонии - обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в исключительную компетенцию другой. Принцип симфонии есть принцип взаимной свободы, однако если обе стороны взаимно свободны, то это вовсе не означает какой-то всецелой их отдельности.
Принцип
симфонии сформировался в Византии
в 6 веке н.э. Классическая византийская
форма взаимоотношений
Безусловно, византийская симфония была лишь идеалом и никогда не была осуществлена в идеальной форме. Ее нарушение чаще всего происходило со стороны государства. Как правило, правители, цари, главы государств всегда претендовали на решающее слово в устроении церковных дел.. Отметим, что и церковь, со своей стороны, впадала в соблазн пожертвовать независимостью ради протекции государства. От идеи сосуществования двух форм власти христианство в дальнейшем переходит к прямой апологии государственной власти.
Есть
иллюстрирующий отношения Симфонии
принцип «двух мечей», который
у православных и у римских
католиков прочитывается по-
С православной точки зрения, Церковь действительно обладает по праву обоими мечами в силу того, что глава Церкви - сам Христос, но оставляя в своих руках меч духовной власти, вручает меч светской власти государю и далее не вмешивается в его дела, однако сохраняет право нравственного суждения по любому поводу, по любому действию, совершенному государством.
Симфония
Властей, императив отношений Церкви
и Государства, должен сохраняться
при любой форме внутреннего
государственного правления. Государство
— это суверенная система общественной
организации. Сущностью Государства
остается его абсолютный суверенитет,
и именно это требуется от него
Церковью, прежде всего, а не форма его
организации. С точки зрения Церкви, задача
Государства в первую очередь — это обеспечить
максимальные условия для сохранения,
утверждения и распространения православной
традиции. Каким образом Государство будет
обеспечивать эти условия — это вторичный
вопрос и Церкви напрямую не касается.
Поэтому не существует никаких форм государственного
правления, которые бы были признаны Церковью
"богоданными" и никаких других форм
правления, которые бы отрицались Церковью
как порочные. Любая форма правления, кроме
прямой теократии, которая возможна только
и только в самой Церкви, — дело рук человеческих.
Поэтому распространенная в консервативной
среде точка зрения о том, что единственно
"богоданной" формой правления является
монархия, не имеет никакого оправдания
в христианской перспективе.
Рассматривая
взаимоотношения церкви и государства,
я вынуждена ограничиться рамками
какой-то конкретной конфессии, поскольку
«религии вообще» не существует, а
объем данной работы не позволяет
останавливаться на всех основных религиях
мира поочередно. Мой выбор определяется
тем, что я живу в стране, где
преобладающей является христианская
религиозная традиция. Поэтому анализ
принципов взаимодействия хотелось
бы провести на примере Русской Православной
Церкви, поскольку она на протяжении
всей истории Российского
Особенностью
современного положения церкви и
ее взаимодействия с государством является
кардинальное изменение ее роли и
статуса в структуре
Русская Православная Церковь пытается выступать в роли «миротворца» в политической сфере. Церковь не только призывает политиков к благоразумию и противоречащим миру и нравственности действиям, но и сама активно пытается искать пути к взаимному сотрудничеству всех политических сил страны, сглаживая социальные противоречия. В этом плане весьма показательны встречи с ведущими политическими деятелями. РПЦ патронирует такие политические движения, как Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС), Российское Земское Движение (РЗД), на съездах которых присутствуют представители разных политических сил. По инициативе Московского Патриархата был создан Союз Православных Граждан (СПГ), куда также вошли различные политические деятели.
Сегодня, после десятилетий гонений и искусственного отстранения Церкви от социальной и благотворительной деятельности, перед Церковью стоит высокая задача возрождения традиционного социального служения. В этой сфере своей деятельности Церковь служит ближнему, имея в виду устроение его блага, духовного и телесного. Здесь интересы государства и Церкви совпадают, так как государство объективно стремится к благу своих граждан. Это совпадение тем более выпукло, что современное Российское государство провозгласило интересы личности приоритетом государственной политики. Минуя политическую составляющую этого приоритета, Церковь естественно заботится, со своей стороны, о том же. Отсюда следует потенциально высокая степень необходимости в тесном взаимодействии Церкви и государства при решении сходных задач. Однако, это взаимодействие сегодня имеет существенные отличия от дореволюционного.
Коренным отличием такого взаимодействия на современном этапе является принцип отделения Церкви от государства. По существу, он означает превращение Церкви в самостоятельную самоуправляющуюся корпорацию внутри общества. Правовое положение Церкви определяется государственными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с существующими процедурами. При этом государство, определив место Церкви в правовом поле, тем самым становится равноправным контрагентом Церкви в реализации существующих правовых норм, определяющих правоспособность Церкви и церковно-государственные взаимоотношения. Взаимодействие Церкви и государства определяется в этом случае исключительно правовыми механизмами, что, в известной мере, есть явление позитивное.
Отделение
Церкви от государства также означает,
что Церковь в своей
Контакты
и взаимодействие Церкви с высшими
органами государственной власти осуществляются
Патриархом и Священным Синодом
непосредственно или через
Одним из высших органов церковной власти и управления в Русской православной церкви является Архиерейский собор - собрание (совещание) всех епархиальных, а также возглавляющих синодальные учреждения и духовные школы архиереев, созываемое для решения наиболее важных вопросов канонического, богослужебного, церковно-административного характера. В многочисленные обязанности Архиерейского собора включено и решение вопросов, связанных с взаимоотношениями Церкви с государством.
В августе
2000 г. состоялся Юбилейный
В документе, однако, рассматривается широкий круг проблем, которые нашли свое выражение в разделах: Церковь и нация; Церковь и государство; христианская этика и светское право; Церковь и политика; труд и его плоды; собственность; война и мир; преступность, наказание, исправление; вопросы личной, семейной и общественной нравственности; здоровье личности и народа; проблемы биоэтики; Церковь и проблемы экологии; светские культура, наука, образование; Церковь и светские средства массовой информации; международные отношения; проблемы глобализации и секуляризации. В соответствии с темой курсовой работы, мы акцентируем свое внимание на анализе III главы концепций, посвященной взаимоотношениям церкви и государства.
Согласно этим концепциям Русская Православная церковь заявляет о своем отделении от государства и о необходимости дистанцироваться от любого государственного строя, партий, властных структур. Церковь провозглашает идеальной моделью государственно-церковных взаимоотношений византийскую модель "симфонии", когда государство и Церковь отделены лишь в юридическом плане, тогда как в плане цели (приведение людей к спасению через обеспечение общественного устройства, строящегося на принципах нравственности, любви, сострадания, милосердия, почитании Церкви и божественных заповедей) они едины. Провозглашается принцип "кесарю - кесарево, а Божие – Богу", когда Церковь заботится о делах духовных, а государство - о земном благополучии людей и содействует Церкви в деле спасения своей волей и материальными ресурсами. "Государство как необходимый элемент жизни в испорченном греховном мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом… Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержания добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства" 5. Тем не менее, Церковь выступает против абсолютизации власти и форм государственной власти, сходных с тоталитарной диктатурой.
"Государство
ни в коем случае не должно
превращаться в самодовлеющий
институт. Мы знаем, что такая
тенденция неоднократно
Итак, Церковь поддерживает государство, но отстаивает позицию независимости от него. "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным делам, Церковь должна отказать государству в повиновении"7.
Документ
"Основы социальной концепции" важен,
помимо формулировки концептуального
видения мира Церковью, тем, что он
ставит Церковь в государственно-
Информация о работе Церковь и государство: принципы взаимодействия