Государство и церковь в первой половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:17, аттестационная работа

Краткое описание

В первой половине XIX века Россия была абсолютной монархией. В своем лице император совмещал все виды власти. Государственные учреждения имели лишь те полномочия, которые им делегировал царь. Таким образом, под государственной властью в первой половине XIX века следует понимать императора, лиц, поставленных им во главе управления, а также высшие государственные учреждения - Государственный совет, Комитет министров, Сенат, министерства. С помощью этих учреждений император проводил свою политику.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Взаимоотношения церкви и государства в первой четверти XIX века.
1.1 Взаимоотношения церкви и государства
в 1801-1825гг.
1.2 Библейское общество.
Глава 2. Взаимоотношения церкви и государства до середины XIX века.
2.1Взаимоотношения церкви и государства
в 1825-1855гг.
2.2« К вопросу о подчинении церкви государству
в первой половине XIX века.»
Глава 3. Сравнительная характеристика Русской православной церкви в первой половине XIX века и в XXI веке.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по ист гос упрPoint.ppt

— 1.37 Мб (Скачать)

 

 

 

 

Государство и церковь  в первой половине XIX века.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение.

Глава 1. Взаимоотношения  церкви и государства в первой  четверти  XIX века.  
1.1 Взаимоотношения церкви и государства  
в 1801-1825гг. 
1.2 Библейское общество.

 Глава 2. Взаимоотношения церкви и государства до середины  XIX века.  
2.1Взаимоотношения церкви и государства  
в 1825-1855гг. 
2.2« К вопросу о подчинении церкви государству

 в первой половине XIX века.»

Глава 3. Сравнительная характеристика  Русской православной церкви  в первой половине XIX века и  в XXI веке.

Заключение.

Список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

Введение

 

В первой половине XIX века  Россия была абсолютной монархией. В своем лице император совмещал  все виды власти. Государственные  учреждения имели лишь те полномочия, которые им делегировал царь. Таким образом, под государственной  властью в первой половине XIX века  следует понимать императора, лиц, поставленных им во главе управления, а также высшие государственные  учреждения - Государственный совет, Комитет министров, Сенат, министерства. С помощью этих учреждений  император проводил свою политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

К высшим органам государственного  управления принадлежал и Св.Синод. В компетенции этого учреждения  входило управление Русской православной  церковью. Св.Синод являлся структурой, параллельной светскому управлению, и подчинялся напрямую императору. По замыслу Петра I, Св.Синод сочетал  в своем лице власть патриарха  и церковного Собора. В этой  сфере император также обладал  значительными правами, будучи по  российским законам главой православной  церкви.

 

 

 

 

Целью работы является рассмотрение взаимоотношений Русской православной церкви с государственной властью в первой половине XIX века.

Объектом  исследования являются отношения государства и высшего управления Русской православной церкви в первой половине XIX века.

 

 

 

 

Задачи работы:

  • Рассмотрение политики Александра I и НиколаяI по отношению к Русской православной церкви.
  • Рассмотрение взаимоотношений Св.Синода с высшими государственными учреждениями.

 

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списков литературы.

 

 

 

 

Глава 1. Взаимоотношения  церкви и государства в первой  четверти  XIX века.  
1.1 Взаимоотношения церкви и государства  
в 1801-1825гг. 

 

В 1801 году, после 

убийства 

императора Павла, на 

российский престол 

взошел его сын 

АлександрI.

В начале царствования  император мало интересовался  церковными делами. [2, c.185]

 

 

 

 

 

Ближайшее его окружение  составляли католик князь А.А  Чарторыжский и малорелигиозные  люди -  Новосильцев, граф Кочубей, граф Строганов.

А.А Чарторыжский    Н.Н. Новосильцев

 

 

 

 

Ближайшее окружение АлександраI

 

Граф П. А. Строганов        В. П. Кочубей

 

 

 

 

В 1803 г. обер – прокурором  стал друг юности царя князь  Л.Н. Голицын. Он не получил никакого  религиозного образования и в  молодости к церкви относился  хуже, чем равнодушно. С годами  он  проникся религиозными настроениями.

В 1807г. по утвержденному  докладу Голицына был образован  особый комитет из духовных  и светских лиц.[3,c.139]

 

 

 

 

В него вошли митрополит  Амвросий, архиепископ Феофилакт, обер-священник  И.Державин, а также сам Голицын  и Сперанский. Комитету было поручено  составить план реформы духовного  образования и изыскать способы  лучшего обеспечения духовенства. Через год комитет с успехом  решил свою задачу. В 1808г. началось  проведение важнейшей в истории  богословского образования реформы.[3,c.140]

 

 

 

 

В 1812г. на Россию обрушились  бедствия наполеоновского нашествия. Вражеские полчища опустошили  и разорили те уезды, по которым  они прошли, двигаясь на Москву. Разорению и сожжению подверглась  столица. В храмах завоеватели  устраивали казармы, конюшни и  бойни.[1,c.548]

 

 

 

 

 

В самом начале войны  Святейший Синод в особом послании  благословил православный народ  на отпор врагу и защиту  Отечества. В храмах служились  молебны о победе русского  оружия.

Накануне Бородинского  сражения главно-

командующий князь М.И. Кутузов вместе с русскими  воинами усердно молился перед  Смоленской иконой Божией Матери.[3,c.141]

 

 

 

 

Синод пожертвовал на  военные нужды 1.5 миллиона рублей. На спасение родины жертвовали  свои сбережения архиереи и  монастыри, священнослужи-

тели и миряне. После  войны всюду, где 

Побывали французы, надо  было восстанавливать монастыри  и храмы, оказывать помощь разоренному  духовенству. На эти цели Синод  выделил еще 3.5 миллиона рублей.[6]

 

 

 

 

Таким образом, мы можем  сказать, что Россия первой половины XIX века была тотально религиозной  страной. Русская православная церковь  контролировала многие аспекты  человеческой жизни. Государство  также строго следило за исполнением  населением своих христианских  обязанностей.

 

 

 

 

1.2 Библейское общество

 

С 1812 г. в стране действовало  Библейское общество. Своей целью  общество объявляло распространение  Библии среди иностранцев и  инославных. Этому обществу покровительствовал  сам император, который поставил  в его главе своего приятеля  А.Н.Голицына, пожертвовал 25 тыс. рублей  и делал ежегодный взнос в 10 тыс. рублей. [7]

 

 

 

 

В общество входили  министры, сенаторы, губернаторы. В  состав Библейского общества  ввели нескольких архиереев и  других духовных лиц. Из частного  общества, оно превратилось в  официальное правительственное  учреждение. Рост влияния общества  не вызывал радости у ревнителей  православия.[7]

 

 

 

 

В 1817 г. Министерство народного  просвещения было преобразовано  в Министерство духовных дел  и народного просвещения, во главе  которого стал тот же Голицын  Однако к 1820-м гг. Александру I становится  ясно, что Библейское общество  не может выполнить поставленной  перед ним задачи. Более того, влиятельному церковному деятелю  архимандриту Юрьева монастыря  Фотию удалось убедить императора, что Общество ущемляет права  православной церкви, всегда бывшей  опорой престола.[7]

 

 

 

 

В 1822 г. последовал указ, запрещавший  тайные общества, причем, с военных  и гражданских чинов должна  была быть взята подписка о  непринадлежности к указанным  организациям. В 1824 г. Была прекращена  деятельность Библейского общества, мечты императора о единении  христианских религий разбились  о реалии жизни.[7]

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Взаимоотношения  церкви и государства  
до середины  XIX века.  
2.1Взаимоотношения церкви и государства  
в 1825-1855гг. 

 

Царствование НиколаяI

началось подавлением 

декабрьского восстания 

на Сенатской площади.

[1,c.540] 

 

 

 

 

В 1848г. русские войска  помогли разгромить революцию  в Европе. Во внутренней политике  этот период по всем линиям  усиливался охранительный курс. Всякая оппозиция правительству  искоренялась  в зародыше.

Политика эта распространялась  и на Церковь. Устрожалась духовная  цензура, были прекращены работы  над переводом Библии на русский  язык, запрещалось читать Библию  воспитанникам военно-учебных заведений  «в предотвращении помешательства ( под тем предлогом, что 2 кадета  уже помешались)

 

 

 

 

 

При НиколаеI усилился  обер-прокурорский надзор за ходом  церковных дел. В 1833г. обер-прокурором  был назначен 

С.Д. Нечаев, он получил  министерские полномочия. К духовенству  он относился недружелюбно и  сразу повел настоящую войну  против синодальных иерархов.

Нечаев добился того, что  под негласный надзор поставлен  был митрополит Московский Филарет. [4,c.36]

 

 

 

 

Вскоре недовольство Нечаевым  в Синоде стало столь велико, что иерархи решились просить  государя о замене его другим  лицом.

Преемником Нечаева 

стал граф 

Н.А. Протасов.

Это был один из 

самых умных и 

энергичных 

сановников николаевской  эпохи. [4, c.38]

 

 

 

 

Протасов хотел сделать  государство моноконфессиональным, но на церковь он смотрел  прежде всего с точки зрения  государственного интереса, государственной  пользы, видел в ней одну из  опор правительства и в этом  он был верным продолжателем  линии ПетраI.[3,c.150]

 

 

 

 

 

Протасов скоро подчинил  себе учреждения, находившиеся прежде  всего в ведении Синода –  Духовно-учебное управление, преобразованное  из Комиссии духовных училищ, подведомственной Синоду, счетную  часть Синода, которую он преобразовал  в Хозяйственный комитет. Но при  этом, он заботился о престиже  Святейшего Синода и не позволял  главам смежных 

 

 

 

 

министерств вмешиваться  в церковные дела. Считая Русскую  Православную Церковь своим ведомством, Протасов брал на себя инициативу  в решении чисто церковных  дел и даже вопросов богословского  характера.[4, c.41]

 

 

 

 

 

Конец царствования НиколаяI совпал с неудачной для  России  Крымской войной.

Православное духовенство  во время войны самоотверженно  служило родине. Корсунский женский  монастырь под Севастополем был  обращен в лазарет, и инокини  служили в нем сестрами милосердия.

Соловецкий монастырь  выдержал двухдневную бомбардировку  английской эскадры.

Многие из воспитанников  духовных школ записались в  ополчение и отправились в  действующую армию

 

 

 

 

 

Епархиальные архиереи, монастыри, духовные школы, церковные причты  собирали средства на военные  нужды, на помощь раненым, инвалидам, вдовам и сиротам убитых воинов.[6]

 

Таким образом, синодальная  система окончательно оформилась  в эпоху НиколаяI, как деспотическая  диктатура гражданского чиновника- обер- прокурора над Синодом и  духовенством вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

Корсунский женский монастырь.

 

 

 

 

2.2« К вопросу о подчинении  церкви государству в первой  половине XIX века.»

 

Отношения государства  и церкви  на протяжении XIX века, а в частности его первой  половины, складываются в рамках  господства государства над церковью.

К 1803г. Синод был лишен  права прямого обращения с  высшими государственными учреждениями  и мог работать с ними только  через обер-прокурора, который подчинялся  царю. В результате этого высший  орган управления Русской православной  церковью был превращен в правительственный  комитет, который полностью подчинялся  самодержавной власти.[5,c.30]

 

 

 

 

Все органы управления  православной церковью строились  по образцу административных  органов империи, а церковные  иерархи были превращены в  государственных чиновников. Члены  Синода и весь епископат назначались  императором по представлению  обер- прокурора Синода.

К сер. XIX в. церковнослужители  все более приобретали статус  государственных служащих, 

 

 

 

 

превращались в своего  рода чиновников от религии, т.к. церковный приход обязан был  вести разнообразные формы отчетности  государству.

Государством были установлены  размеры жалованья духовенству  в натуральной или денежной  форме.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о церкви, находившейся  в первой половине XIX века в  тисках государственного пресса.[5,c.31]

 

 

 

 

 

Однако обществом данное  обстоятельство воспринималось  как союз государства и церкви, т.е.  как показатель реакционности  и антинародности церкви. Это  лишало ее надежды на поддержку  общественности в противостоянии  государственной власти и заставляло  опираться на эту власть как  на единственную ее опору за  пределами крестьянской массы. [5, c.31]

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Сравнительная характеристика  Русской православной церкви  в первой половине XIX века и  в XXI веке.

 

Поместный собор, Архиерейский  собор и Священный Синод

 

Священный Синод

 

Высший орган церковного  управления

 

Патриарх

 

Митрополит, обер-прокурор

 

Глава церкви

 

XXI век

 

Первая половина XIX века

 

 

 

 

Отсутствие какого-либо  контроля

 

 

 

Строгий контроль со  стороны государства

 

Контроль государства  за соблюдением христианских  обязанностей

 

Духовные школы

 

Духовные академии

Информация о работе Государство и церковь в первой половине 19 века