Церковь и государство в XV-XVII веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 09:29, контрольная работа

Краткое описание

«Один из крупнейших российских историков Ключевский В.О. выделял 4 периода в истории нашей страны: днепровский (VIII-XII вв), верхневолжский (XIII-первая половина XV вв), великорусский (вторая половина XV-начало XVII вв) и всероссийский ( начало XVII- первая половина XIX в).»1
«В XV веке Церковь становится серьезной политической силой, сосредоточившей в своих руках значительные земельные владения, ценности, и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства.

Оглавление

1. Церковь и образование единого русского государства
2. Теория «Москва-третий Рим»
3. Стоглавый собор
4. Система церковного управления. Учреждение патриаршества

Файлы: 1 файл

ИОГП контрольная.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский  государственный университет»

    Кафедра «Истории Отечества, государства и права»

 

Специальность  Ю 030501.65 "Юриспруденция" 
 

    Контрольная работа

    по  дисциплине «История отечественного  государства и права»

    на  тему: «Церковь и государство в XV-XVII веках»

 

Вариант №8

                Выполнил: студент ЗФ(УО ДОТ)

                1  года обучения

                шифр  зач. кн.: 11041031468 

                Киселева  Елена Васильевна 

                Проверил:

                _____________________________

                _____________________________  
                 
                 
                 
                 
                 

Хабаровск 2011г.

ПЛАН: 

  1. Церковь и  образование единого русского государства
  2. Теория «Москва-третий Рим»
  3. Стоглавый собор
  4. Система церковного управления. Учреждение патриаршества
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
  1. Церковь и образование единого русского государства
 

     «Один из крупнейших российских историков  Ключевский В.О. выделял 4 периода в истории нашей страны: днепровский (VIII-XII вв), верхневолжский (XIII-первая половина XV вв), великорусский (вторая половина XV-начало XVII вв) и всероссийский ( начало XVII- первая половина XIX в).»1

           «В XV веке Церковь становится серьезной политической силой, сосредоточившей в своих руках значительные земельные владения, ценности, и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства.

           Высший церковный  орган – Освященный Собор в  полном составе входил в «верхнюю палату» Земского Собора. Духовенство как особое сословие наделялось привилегиями и льготами: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей. Церковь в лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности. С этой собственностью было связано большое число людей – управляющих, холопов, крестьян, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей.

           Свою судебную власть Церковь осуществляла через суды епископов, своих наместников и  монастырские суды во главе с игуменом. Епископ назначался митрополитом или государем. Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество.

           Духовенство подразделялось на «белое» (служителей Церкви) и «черное» (монастырское). Церковные учреждения (приходы и монастыри) были землевладельцами, обладали своей юрисдикцией и судебными органами.  Церковная колонизация (создание монастырей, поселений и т.п.), обращение в христианство племен и народностей, бывших язычниками ( на северо-западных, восточных окраинах Руси, в Поволжье и т.д.), активное участие церковных иерархов в государственном управлении, законодательстве, внешних сношениях государства – все это делало церковь важным союзником укреплявшегося московского самодержавия.

           Государство жаловало монастырям земельные участки и угодья. Другим основным источником церковного землевладения были «вклады по душе»: передача монастырям имущества и земель, предназначенных в уплату за молитвы, которые монахи будут произносить за упокой души или во спасение души вкладчика.

           Другой формой вкладов  были вклады для пострижения, взносы, обеспечивающие пожизненное содержание постриженного в монастыре. Численность  постригающихся постоянно возрастала, в связи  с установившимся обычаем  постригаться в старости перед смертью.»2

           «Проблема церковного землевладения  вскоре подверглась  жесткой дискуссии в полемике нестяжателей и иосифлян. Обсуждался вопрос о соотношении духовной и  светской властей, об экономических  основаниях церковной иерархии. Внутри самой Церкви выявились две противоположные идеологические позиции. Представители так называемого нестяжательства требовали отторжения от Церкви ее богатств и лишения ее права владеть населенными землями, отрицали право Церкви вмешиваться в политическую деятельность государства. В вопросе о взаимоотношениях церкви и государства нестяжатели отходили от  византийской концепции «симфонии» властей и настаивали на разграничении для этих властей  сфер деятельности. Наиболее видными представителями нестяжательского лагеря были Вассиан Патрикеев, Нил Сорский, Максим Грек.

           Противоположной точки  зрения придерживались стяжатели, или  иосифляне ( по имени их главного идеолога, настоятеля Волоколамского монастыря  Иосифа Волоцкого). Они отстаивали существующие порядки, защищали экономический статус Церкви, являвшейся землевладельцем.

           Позицию нестяжателей поддержал Иван IV, который стремился провести политику секуляризации церковных земель. Однако, еще на Соборе 1503 г. провозглашалось, что церковные владения не могут быть продаваемы или отчуждаемы, никем не могут изыматься. Процесс секуляризации не состоялся и государственная власть потерпела поражение в борьбе с Церковью.»3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Теория  «Москва  –  третий  Рим»
 

     Тем не менее, в XVI веке Церковь все больше подчинялась светской власти. «Именно в церковных кругах около 1523 г. сложилась теория «Москва – третий Рим». Автор данной теории – монах Псковского Великопустынского монастыря Филофей. В основу данной концепции была положена  идея единой для всей русской земли верховной власти. Сущность верховной власти состоит  в том, что царь поставлен Богом  и есть слуга Божий. Царь заботится  о своих подданных и строго наказывает отступников власти. Филофей сформулировал «симфонию» властей (светской и духовной), в которой преимущество имела светская власть царя. При этом власть должна отвечать  требованиям законного правления и действия правителя ограничиваются законом.»4 «Такая миссия оказалась не по силам Ветхому Риму и Риму Новому, и поэтому она переходит к Москве. Но то, что Московское государство является последним в ряду христианских царств, это не повод для гордыни, а тяжелейшее бремя ответственности. Теория Филофея развивала идею всемирно-исторического значения Московоского государства, но его утверждение о праве церкви на моральную оценку власти не могло быть позитивно воспринято ни Василием III, ни Иваном Грозным. Лишь после смерти последнего, когда потребовалось преодолеть отчуждение между властью и обществом теория «Москва - третий Рим» приобрела статус государственной доктрины».5

     Но  прочность светской власти во многом зависела от авторитета православной церкви. «В народе давно посмеивались над ленивым и неряшливым попом, особо не утруждающим себя на службе  Господу, а более озабоченным насыщением своей утробы. Далекая от евангельских идеалов порочная жизнь части духовенства позволяла высшим православным иерархиям осознать необходимость перемен.

     В 1551 г. при царе Иоанне Грозном в Москве состоялся  церковный Собор, вошедший в историю как Стоглавый, поскольку в тексте итогового документа содержалось ровно 100 глав».6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Стоглавый собор
 

     Стоглав – многоплановый памятник права. Основным источником  его постановлений  являлась церковная практика.

     «Основное содержание  сборника составляли вопросы, относившиеся к церковному праву и внутрицерковным отношениям. В частности в Стоглаве  регламентировались: порядок богослужения, дисциплина духовенства,  монашества и мирян по отношению к церковным обрядам, литургии и церковной жизни, статус монастырских вотчин, юрисдикция церковного суда.  Надзор за благочинием возлагался  на поповских старост, соборных священников, архимандритов, игуменов и протопопов.

     Собор распорядился проверить исправность  всех церковных книг. Запрещались  новшества в иконописи: образцом должны служить древнейшие иконы.  Был разработан и единый порядок исполнения обрядов, запрещалось приглашать на свадьбы скоморохов. Церковное проклятие грозило чародеям, гадающим по звездам и астрологическим книгам. Также Собор наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников и дьяконов.

     В области гражданского права статьи Стоглава регламентировали статус монастырских вотчин, управление которыми было возложено  на государственных чиновников совместно  с монастырскими властями. Собор  постановил вести строгую отчетность относительно имущественных (земельных) вкладов в монастыри. Следовало строго следить за тем, чтобы имущества, пожертвованные в монастырь без права отчуждения и выкупа, не продавались, не закладывались, и не отчуждались иным способом.

     Некоторые нормы Стоглава были посвящены уголовному праву, касаясь вопросов о чародействе, языческих обрядах и  лжеприсяге, которая трактуется исключительно с религиозной точки зрения.»7

     «Как  и другие памятники канонического  права, он регулировал жизнь не только церковных людей, но и мирян. Регулирование  брачно-семейных отношений целиком  осуществлялось церковным правом. Многие главы памятника посвящены регламентации именно этой сферы общественных отношений. В Стоглаве представлены яркие картины из жизни русского народа, его обычаи. Без Стоглава представление об образе жизни русских людей XVI в. было бы не полным.8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Система церковного управления. Учреждение патриаршества.
 

     «13 июля 1588 г. при царе Федоре Иоанновиче в Москве торжественно встречали гостя - константинопольского патриарха Иеремию. Его пребывание в Москве русская Церковь использовала для учреждения в России патриархии. 23 января 1589 г. был созван Церковный Собор, на котором по благословению Иеремии, был избран первый русский патриарх, которым стал митрополит Иов.»9 «В принятой Собором грамоте определялся порядок постановления патриарха: он должен был избираться Собором русской православной Церкви и утверждаться Царем. Константинопольский патриарх только извещался об этом. После  учреждения патриаршества система церковного управления усложнилась. Высшим церковным органом оставался «Освященный Собор» – съезд Высшего духовенства, на котором как правило присутствовал кто-то из восточных патриархов. Главой Церкви считался патриарх Московский и всея Руси. Число епархий увеличилось до 22. Четыре архиепископа - новгородский, казанский,  ростовский и крутицкий – были возведены в сан митрополитов, 6 епископов получили архиепископский сан. При патриархе сложился особый двор со своими должностными лицами. Через него патриарх осуществлял общее руководство церковными делами и имуществом. Созданная при патриаршем дворе Тиунская изба надзирала за соблюдением церковных догматов. Центральным судебным органом Церкви стал суд Патриарха, а разбором церковных дел занимались Патриарший двор и Тиунская изба. С установлением патриаршества Русская православная Церковь стала полностью равной восточным православным Церквам, ее положение внутри государства и за его пределами значительно упрочилось.»10 «Так прекратилась даже формальная зависимость Русской православной церкви от константинопольской. Обращаясь к царю Федору, патриарх Иеремия сказал: “Ветхий Рим пал от ересей, вторым Римом - Константинополем завладели агарянские внуки - турки; твое же великое Российское царство - третий Рим всех превзошло благочестием”».11

     «Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России, ставшей одной из великих мировых держав. Но нельзя не обратить внимание на то, что инициатива этого шага исходила не от Церкви, а от первых лиц государственной власти. Став полностью независимой от Константинополя, Русская православная церковь попадала в еще большую зависимость от светской власти, которая все чаще вторгалась в ее жизнь. «Со второй половины XVII в. государственная власть все более стремится поставить церковь под свой контроль. Эта тенденция  проявилась уже в Соборном Уложении 1649 г., когда в состав Уложения впервые были включены преступления против религии, церкви и нравственности, ранее находившиеся в юрисдикции церкви и регламентировавшиеся в рамках церковного права. Учреждался Монастырский приказ, сугубо государственное учреждение разбиравшее взаимные иски духовных и светских лиц, гражданско-правовые споры, сторонами в которых выступали монастыри, монастырские люди и приходский притч.

Информация о работе Церковь и государство в XV-XVII веках