Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 09:29, контрольная работа
«Один из крупнейших российских историков Ключевский В.О. выделял 4 периода в истории нашей страны: днепровский (VIII-XII вв), верхневолжский (XIII-первая половина XV вв), великорусский (вторая половина XV-начало XVII вв) и всероссийский ( начало XVII- первая половина XIX в).»1
«В XV веке Церковь становится серьезной политической силой, сосредоточившей в своих руках значительные земельные владения, ценности, и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства.
1. Церковь и образование единого русского государства
2. Теория «Москва-третий Рим»
3. Стоглавый собор
4. Система церковного управления. Учреждение патриаршества
В 1675 г. Монастырский приказ был упразднен, но вмешательство государства в церковные дела продолжалось: отменялись имущественные привилегии церковных учреждений и духовенства, государственные повинности распространялись на церковные владения.
Соборное Уложение 1649 г. запретило покупку, заклад, дарение, завещание вотчин в пользу Церкви. Запрещалось церковным учреждениям принимать вотчины на «вечный помин» и при постриге землевладельцев в монахи. (ст. 42, гл. XVII Соборного Уложения 1649 г.). При нарушении этого правила вотчины конфисковывались государством. Ст. 1 гл. XIX Соборного Уложения предусматривала изъятие церковных вотчин, находившихся в Москве и под Москвой».12
«В 1652 г., став патриархом, новгородский митрополит Никон принялся приводить в жизнь реформу в обрядовой области. Заменил на новые те старинные обряды, которые не совпадали с греческими. Было предписано креститься не двумя, а тремя перстами, петь «аллилуйя» не два, а три раза, поклоны совершать не земные, а поясные. Иначе стало писаться имя Христа -Иисус вместо традиционного Исус. Царь Алексей Михайлович находился под влиянием сильной личности патриарха. Никон возгордился, стал суров и надменен. Его называли «великим государем». Но чрезмерное самовластие Никона привело к тому, что тщеславный Алексей Михайлович стал тяготиться патриархом. Царь повелел передать патриарху: «…царское величество повелел сказать тебе, чтобы впредь ты не писался и не назывался Великим Государем…». Оскорбленный Никон заявил, что отказывается быть патриархом «на Москве» и переодевшись в одежду простого монаха, уехал из столицы.»13
«Драматические последствия для отношений Церкви и государства имели решения Собора 1666-1667 гг., основанные на послании восточных патриархов, известном как «Правила касательно власти царской и власти церковной». «Правила» давали царю право смещать патриарха, утверждали божественный характер царской власти, ее приоритет над властью церковной. Присутствовавшие на Соборе греческие архиереи и монахи приняли участие в суде над патриархом Никоном и подвергли критике идею «Москвы – третьего Рима». Церковный Собор окончательно проклял «староверие» и обязал «градские власти» действовать по отношению к его сторонникам в соответствии с Уложением 1649г., согласно которому всякий, «кто возложит хулу на Господа Бога», подлежал сожжению на костре.
Вместе
с тем, мятеж старообрядческих сил против
Церкви и государства, обусловил для русской
общественной элиты отказ от «старины»,
подготовил ее к будущим преобразованиям,
реформам западного образца».14
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: