Древний Восток стал колыбелью цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

Древний Восток стал колыбелью цивилизации. Примерно в середине IV тыс. до н.э. здесь возникли первые государственные образования – сначала в Месопотамии, Египте, затем в Персии, Индии, Китая. Раннему развитию земледелия в этих регионах благоприятствовали теплый климат, наличие плодородных речных долин, легко обрабатываемой почвы, возможность ежегодного ее орошения.

Файлы: 1 файл

Древний Восток стал колыбелью цивилизации.docx

— 52.96 Кб (Скачать)

 

Примерно в конце XII в. крито-микенская дворцовая цивилизация  сошла с исторической арены при  загадочных, до конца еще не выясненных обстоятельствах (некоторые исследователи  говорят о дорийском завоевании). Во второй раз классовое общество и государство зародилось почти  через три столетия, но уже в  совершенно иной форме.

 

Хозяйство гомеровского периода (XI – IX вв. до н.э.) было довольно отсталым, греческое общество было отброшено  на стадию первобытнообщинного строя. Характерна удручающая бедность материальной культуры. Господствовало натуральное  хозяйство, скот считался мерилом богатства, денег гомеровское общество не знало.

 

Однако в этот период произошли  важные изменения. Во-первых, в X – IX вв. до н.э. в греческую экономику  широко внедрилось железо, оно использовалось для изготовления всех рубящих, колющих, режущих орудий труда. Во-вторых, на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Земельные участки прочно закрепились за отдельными семьями. Право распоряжения землей простиралось вплоть до дробления при передаче по наследству и, возможно, отчуждения.

 

Налицо имущественное  расслоение, однако жизнь даже самых высших слоев общества поражает простотой, нет и речи о комфорте микенской дворцовой элиты. Рабство не получило широкого распространения. В аристократических хозяйствах использовался труд нанятых на время поденщиков – фетов.

 

Политическим и экономическим  центром стало поселение, называемое полис. С городом его сближали компактная застройка, наличие укреплений. Однако основная масса населения  – не ремесленники и торговцы, а  крестьяне-земледельцы и скотоводы. Можно говорить об экономической  изоляции Греции в XI – IX вв. до н.э.: общины вели совершенно обособленное существование. Ремеслом и торговлей греки почти  не занимались, нужные им чужеземные вещи добывали силой.

 

Таким образом, к концу  этого периода Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединявших крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была резко выделена.

 

В архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) изменения в хозяйственной  жизни привели к созданию новой  экономической системы. Греция обогнала в своем развитии все соседние страны. Сельское хозяйство интенсифицировалось: крестьяне перешли к выращиванию  более доходных культур – винограда  и маслин.

Основными ячейками сельскохозяйственного  производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные  поместья родовой знати, обрабатываемые обедневшими сородичами. Земли сдавались  в аренду, в качестве платы аристократы  взимали 1/2 урожая.

 

Ремесло сосредоточилось  в городах, четко оформились его  отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение. Гончарное производство носило массовый серийный характер. Ведущей  отраслью стала торговля, о ее масштабах  говорят находки греческой керамики вплоть до Центральной и Западной Европы. Появились деньги (предание приписывает их изобретение лидийцам). Сделки купли-продажи распространились на все виды материальных ценностей. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. Рабы поступали также из колоний. Тем не менее экономическая роль рабов была небольшой, основную массу ремесленников составляли свободные люди.

 

В VIII – VI вв. осуществилась  Великая греческая колонизация. Ее причинами являлись, во-первых, недостаток земли вследствие увеличения населения и концентрации земель в руках знати; во-вторых, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для продукции сельского хозяйства и ремесла, потребность в отсутствовавшем в самой Греции металле, стремление греков поставить под контроль торговые пути; в-третьих, политическая борьба, вынуждавшая потерпевших поражение искать удачи в колониях.

 

Выделяют три основных направления колонизации. Первое –  западное, самое мощное. Сицилия  и Италия были так густо заселены колонистами, что стали называться Великой Грецией. Второе – северо-восточное  – на побережье Черного моря. Третье – южное и юго-восточное, самое слабое, поскольку здесь  греки встретили мощное сопротивление  финикийских торговцев.

 

Колонизация несколько приглушила социальные конфликты, способствовала развитию ремесла, торговли. Она широко распространила очаги эллинской  культуры, открыла простор способностям человека, высвобождая личность из-под контроля рода.

 

В VIII – VI вв. шло формирование античных полисов – городов-государств с прилегающей к ним территорией. В основе полиса лежала античная форма собственности, представлявшая собой единство государственного и частного принципов собственности. Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности), выступавшая в качестве экономической основы свободы. Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д.

 

Можно выделить два основных типа полисов: 1) аграрный, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием торговли и ремесел, товарно-денежных отношений, большим  удельным весом труда зависимых  работников, как правило, с олигархическим устройством (Спарта, города Фессалии, Беотии); 2) торгово-ремесленный. С большим  удельным весом ремесел и торговли, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство, демократическим  устройством (Афины, Коринф, Милет, Сиракузы и др.). Ранее всего полисный строй появился в южной части Греции на полуострове Пелопоннес (более всего изучена Спарта), позднее – в Аттике (Афины).

 

В Спарте все наиболее плодородные  земли были разделены в соответствии с числом полноправных граждан на 9000 наделов и розданы спартиатам во временное владение. Их нельзя было дарить, дробить, завещать, после смерти спартиата они возвращались государству. Для Спарты характерны стремление к  полному равенству, презрение к  роскоши, суровая система воспитания, запрещение гражданам заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром, ограничение  контактов е внешним миром. Все  это было зафиксировано в законах  Ликурга (IX в. до н.э.). Спартиаты коллективно  эксплуатировали порабощенное население  – илотов. На каждый надел земли  приходилось несколько семей  илотов, которые были обязаны раз  в год платить натуральный  оброк, равный примерно 1/6 — 1/7 урожая.

 

Афины в экономическом  отношении были более развиты, здесь  быстрее разлагались родовые  отношения. Законы Драконта (621 г. до н.э.) оформили право частной собственности. Самой важной из реформ Солона (594 г. до н.э.) была так называемая сисахфия (стряхивание бремени) – все долги, сделанные под заклад земли, были прощены, крестьяне восстановили статус собственников, было запрещено обращение афинян в рабство за долги, ограничен ссудный процент. Был разрешен вывоз оливкового масла с целью наживы, а зерна – запрещен. Ремесленная деятельность поощрялась. Был введен земельный максимум для ограничения концентрации земельной собственности.

 

Огромное значение имели  реформы, подорвавшие политическое господство знати: все афинские граждане были разделены на четыре разряда  по величине земельного дохода. Теперь размер частной собственности определял  значимость человека. А законодательство Клиссрена (509 г. до н.э.) завершило ликвидацию родового строя – все граждане, независимо от имущественного положения, наделялись равными правами.

 

Таким образом, в VIII – VI вв. до н.э. произошло разложение родового строя и установились новые формы социально-экономической организации, хотя этот процесс в разных частях Эллады протекал по-разному.

 

В классический период (V – IV вв. до н.э.) основной чертой социально-экономического развития стало господство полисов  и распространение в торгово-ремесленных  полисах рабства классического  типа, хотя сохранялась зависимость  типа илотии.

 

Большинство современных  ученых называют эпоху середины I тыс. до н.э. – середины I тыс. н.э. (вплоть до падения Римской империи) временем существования рабовладельческого способа производства. Этот способ производства не был господствующим в современном ему мире, распространился  только в Древней Греции и Древнем  Риме, но именно он определил характер той эпохи. Мы уже неоднократно упоминали  о существовании рабства у  разных народов, но это рабство было патриархальное. Очевидно, оно являлось универсальной ступенькой становления  классовых обществ. При классическом рабстве раб .лишался не только собственности на орудия и средства производства, но и представлял собой "говорящее орудие", полностью принадлежал своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось.

 

Классическое рабство  было направлено на создание прибавочной  стоимости.

 

Источники рабства были различными: 1) продажа военнопленных и части  лиц, захваченных во время военных  действий; 2) долговое рабство для  лиц, не имевших гражданства; 3) внутреннее воспроизводство рабов; 4) пиратство; 5) самопродажа, продажа в рабство своих детей, воров и других преступников.

 

В этот период рабский труд проник во все сферы жизни и  производства. По приблизительным подсчетам  в Афинах общее количество рабов  достигало 30 – 35 % населения. Основной контингент рабов состоял из людей  негреческого происхождения, центрами рабства помимо Афин были Хиос, Коринф и Эгина.

 

В этот период эксплуатация раба давала довольно высокий доход  – в среднем раб, занятый в  ремесле, приносил в день сумму, на которую  можно было прокормить семью из 3 – 4 человек. Рабов отпускали на оброк, сдавали в аренду; раб мог скопить  определенную сумму и выкупиться на волю. В сельском хозяйстве рабский  труд применялся, однако крупные рабовладельческие  хозяйства были исключением. Более  широко рабы применялись в ремесле, в больших мастерских, практически  чисто рабским был труд в шахтах и мастерских по переработке руды, например в Лаврионских серебряных рудниках.

 

Новыми явлениями в V в. стали повышение товарности сельского  хозяйства, его региональная специализация, хотя натуральная основа хозяйства  оставалась незыблемой. Оливки, масло, а также вино были предметом выгодного  экспорта.

 

Для ремесла характерен количественный рост рабов, увеличение произведенной  продукции, разделение труда, тесная связь  с рынком. Успешно развивались  металлургия, металлообработка, кораблестроение  керамическое и гончарное производство. Греки изготавливали разнообразные  изделия высокого качества – одних  только видов столовой посуды насчитывалось  несколько десятков. Они освоили  обработку камня, особенно мрамора, вели активное строительство.

 

Катализаторами торговли стали рост населения, недостаток зерна, сырья, излишки продукции. В товарном обращении находились и предметы повседневного спроса, а не только предметы роскоши, как это было на Древнем Востоке. Более развитой была внешняя торговля, особенно морская. Совершенствовалась расчетная система, появились зачатки банковских операций. Их осуществляли менялы (трапедзиты). Для удобства в проведении торговых операций купцы, особенно связанные с заморской торговлей, создавали объединения – фиасы, задачами которых были взаимная выручка ссудами, страховка, обмен информацией.

 

IV в. до н.э. исследователи  определяют как время кризиса  древнегреческого классического  полиса. Он проходил в условиях  экономического подъема, вызванного  восстановлением хозяйства после  Пелопоннесской войны (431 – 404 гг. до н.э.), в которой Афины  потерпели поражение. Полис же, как община граждан земледельцев  стал тормозом в развитии товарно-денежных  отношений. Полисные принципы  мешали значительной части богатых  жителей Афин – метекам, занимавшимся  ремеслом, торговлей. Не имея прав  гражданства, они не могли получать  в качестве залога землю. В  то же время не земля, а  деньги становились престижной  формой богатства: в IV в. резко  увеличилось число сделок по  купле-продаже земли. Результатом стала концентрация земельной собственности в одних руках. Подрывался принцип полисной жизни – единство понятия гражданина и земельного собственника: можно было быть гражданином и не иметь земли и наоборот. Характер собственности изменялся, античная форма все более вытеснялась частной собственностью, полисная мораль уступала место индивидуализму. Кроме того, стало сокращаться число граждан полисов, росло число рабов, стали встречаться рабы-греки. Все чаще даже в земледелии стал применяться труд вольноотпущенников. Усилилась социальная дифференциация, что подрывало устои полиса. Автаркия и автономия мешали расширению экономических связей.

 

Однако полис не исчез  с исторической арены, и на эллинистическом  этапе развития древнегреческой  цивилизации (конец IV – I вв. до н.э.) получил  новые импульсы для существования, будучи включенным в рамки крупного государства, обеспечившего автономию  полиса и его безопасность. К концу I в. до н.э. эллинистические государства  были подчинены Риму. И уже в  новой форме – римского муниципия  — полис стал одной из основных социально-экономических и политических единиц Римской империи, способствуя  экономическому и культурному прогрессу  многих народов Средиземноморья.

 

Для рассмотрения эволюции рабовладельческого способа производства в Древнем Риме (возник в 754 – 753 гг. до н.э.) целесообразно выделить следующие  периоды: Ранний Рим (VIII – VI вв. до н.э.) – период разложения родового строя; VI – Ш вв. до н.э.; II – I вв. до н.э.; I – II вв. н.э. – период расцвета Римской империи; III – V вв. н.э. – период кризиса и разложения античной экономической системы.

 

В VIII – VI вв. до н.э. родоплеменной  строй стал разлагаться, складывались соседские общины, усилилось социальное расслоение. Огромное значение для  разрушения родового строя имели  реформы царя Сервия Туллия (579 – 535 гг. до н.э.), который стремился найти опору вне родовой аристократии. Вся римская территория была разделена на 21 трибу (округ) – 4 городских и 17 сельских. Как и Солон в Афинах, Сервий Туллий ввел цензовый принцип деления мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов. На основе имущественного ценза комплектовалось войско. Можно говорить о том, что эти реформы создали новое государственное устройство.

 

Для социально-экономической  жизни Италии VI – III вв. до н.э. характерно преимущественное развитие сельского  хозяйства. В наиболее развитых областях (Этрурия, Капания, Апулия) выращивали пшеницу, ячмень, просо, бобы; в менее развитых и гористых районах – полбу, ячмень, бобы, репу. Население занималось виноградарством, разведением олив, скотоводством.

 

Земля принадлежала либо знатным  патрицианским родам, либо плебеям, но часть ее (агер публикус) была собственностью города-государства, считалась общей, ее можно было занимать, внося в казну арендную плату. Сначала плебеи не имели такого права, что обусловило их длительную, в течение VI – III вв. до н.э., борьбу за допуск к агер публикус, за снижение ссудного процента, за политическое равноправие, а также против долгового рабства. Чтобы ослабить борьбу за землю, Рим стал основывать на завоеванных землях колонии, раздавая там участки плебеям. В V в. до н.э. было основано 10, в IV в. – 15 колоний.

 

В V в. плебеи добились частичного удовлетворения своих требований. "Законы XII таблиц" закрепили частную собственность, рабство, уменьшили ссудный процент  до 8% в год, вместе с тем браки  между патрициями и плебеями были запрещены. В IV в. до н.э. плебс завоевал еще ряд побед. В 367 г. закон Лициния и Секстия запретил владеть более чем 500 югерами земли (югер = 0,25 га). Можно полагать, что речь шла о допуске плебеев к агер публикус, но в реальной жизни такой возможностью пользовалась лишь плебейская верхушка. В 326 г. по закону Петелия была отменена долговая кабала для римских граждан и членов их семей. В рабов можно было обращать преимущественно военнопленных. А к концу III в. до н.э. плебеи добились и политического равноправия с патрициями. В результате побед плебса Рим к началу III в. превратился в гражданскую общину – цивитас, аналогичную греческому полису.

Информация о работе Древний Восток стал колыбелью цивилизации