Древний Восток стал колыбелью цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

Древний Восток стал колыбелью цивилизации. Примерно в середине IV тыс. до н.э. здесь возникли первые государственные образования – сначала в Месопотамии, Египте, затем в Персии, Индии, Китая. Раннему развитию земледелия в этих регионах благоприятствовали теплый климат, наличие плодородных речных долин, легко обрабатываемой почвы, возможность ежегодного ее орошения.

Файлы: 1 файл

Древний Восток стал колыбелью цивилизации.docx

— 52.96 Кб (Скачать)

 

В VI – III вв. прогрессировали  ремесло и торговля. В производстве использовали как железо, так и  бронзу. Самым массовым из ремесел  было керамическое: изготавливались  посуда, тара, водопроводные трубы, черепица, кирпич, светильники и  т.д. Активизировались торговые контакты. Торговали предметами роскоши, железом, металлическими изделиями, керамикой, хлебом, вином и оливковым маслом. Наиболее крупными торговыми центрами были Сиракузы, Тарент, Популония, Адрня, Спина. Потребности торговли вызвали появление чеканной монеты. Первоначально пользовались греческими монетами, а со второй половины IV в. появились римские монеты. Основными номиналами в Риме были бронзовый асе, серебряный сестерций (= 2,5 ассам), серебряный денарий (=10 ассам = 4 сестерциям).

 

Особо следует остановиться на развитии рабовладельческих отношений  в Древнем Риме. В историографии  существуют различные взгляды на эту проблему. Одна группа исследователей полагает, что рабство существовало лишь эпизодически, было слабо развито  и играло небольшую роль в жизни  античных обществ. Другая, хотя и считает  рабство весьма значительным фактором экономической жизни, все же далека от признания рабовладельческих  отношений как определяющих сущность античного общества. Марксистская историография  выделяет целую рабовладельческую  общественно-экономическую формацию. Учитывая такой разброс мнений, небезынтересно проследить эволюцию римского рабства.

 

Применительно к периоду IV – III вв. до н.э. можно говорить о  патриархальном рабстве, эксплуатация раба еще не достигла крайних пределов. Институт рабства зафиксирован "Законами XII таблиц". В документах IV в. до н.э. рабы упоминаются чаще. Судя по тому, что в 357 г. до н.э. был введен налог на отпуск рабов на волю, их число было значительным, хотя подсчитать его не представляется возможным. Рабовладельческие отношения были еще далеки от привычных стереотипов. Раб мог выступать в делах в качестве поручителя, выполнять жреческие функции, пользоваться защитой плебейских трибунов в случае особой жестокости господ. Грань между свободой и рабством не была резкой.

 

Рост числа рабов был  связан с военной активностью  римлян, постепенно войны стали главным  источником их получения. Возможность  использовать рабов-чужаков привела  к отмене долговой кабалы, постепенно рабовладельческие отношения проникли во все сферы жизни.

 

Изучая социально-экономическую  структуру римско-италийского общества во II – I вв. до н.э., большинство историков  пришли к выводу о том, что на рубеже III – II вв. до н.э. патриархальное рабство  развилось в классическое. Можно выделить внешние (удачные войны) и внутренние (эволюция общественно-политических отношений в IV – III вв.) причины этого перехода. Причем последние играли решающую роль, а войны лишь ускоряли развитие внутренних процессов.

 

Концентрация земли, распространение  частной собственности, рост ремесла, торговли, денежного обращения требовали  дешевой рабочей силы. Мелкого  собственника, наделенного участком земли, практически невозможно было заставить работать на другого. Такой рабочей силой мог быть только лишенный прав и имущества раб.

 

 

Сразу подчеркнем, что никакими письменно подтвержденными цифровыми  данными о соотношении рабского и свободного труда наука не располагает. Есть лишь отдельные предположения. К примеру, немецкий историк конца XIX начала XX в. Ю.Белох определял его как 3:5 (37,5% рабов и 62,5% свободных); американский историк У.Уестерман – как 1:2 (33 % рабов и 67 % свободных).

 

Развитая система рабства  позволила перейти от мелкого  к более крупному централизованному  производству. Господствующими стали  имения в 100 – 250 югеров земли с 13 – 20 работниками. Это означало общую  интенсификацию экономики. Хотя традиционный крестьянско-общинный сектор занимал  важное место, именно в рамках рабовладельческого сектора сельскохозяйственное производство приобрело новую направленность, определившую лицо римско-италийской экономики.

 

В II – I вв. сельское хозяйство  переживало подъем. О его состоянии  подробно сообщают римские авторы Катон (II в. до н.э.) и Варрон (I в. до н.э.). Широко распространилось виноградарство, оливко- и плодоводство, урожайность зерновых к I в. до н.э. достигала сам-10 – 15 ц/га. Земледелие обеспечивало Италию продуктами питания, в том числе хлебом (привозного хватало только на Рим и войско), оно считалась престижным занятием.

 

Подъем сельского хозяйства II – I вв. до н.э. можно объяснить тремя  причинами.

 

1. Широкое внедрение рабства.  И Катон, и Варрон дают рекомендации по использованию рабского труда, из их сочинений следует, что более усердных рабов поощряли даже небольшим имуществом – пекулием, и вместе с тем ставили надзирателей, принуждавших работать.

 

 

2. Установление рыночных  связей между городом и деревней, нуждавшихся в продукции друг  друга. Господствующим типом стало  рабовладельческое имение, связанное  с рынком. Этот факт послужил  для ряда крупных ученых (Эд.Мейер, М.И.Ростовцев, У.Уестерман) основанием признать товарное производство в Риме II – I вв. до н.э. капиталистическим. Более близкой к истине представляется та точка зрения, которая признает одновременное существование товарного и натурального хозяйства. Товарной отраслью в имении была, как правило, только какая-либо одна. Основная же масса продуктов в рыночный оборот не вовлекалась. К примеру, катоновское имение обеспечивало себя всем вплоть до кольев и ивовых прутьев для подвязки винограда.

 

3. Переход от мелкого  к крупному землевладению. Это,  бесспорно, стало достижением  римлян. Обширных имений, так называемых  латифундий, с большим числом  рабов было немного, так как  их труд было слишком сложно  организовать. Господствующим типом  были имения в несколько сот  югеров земли с 10 – 20 рабами. В таких имениях, где контроль за рабами был более эффективным, использовались элементы простой и сложной кооперации. Существовали также мелкие хозяйства сельского плебса в 10 – 30 югеров земли с использованием 1 – 2 рабов. Хотя такие хозяйства часто разорялись, они приспосабливались ко всем изменениям экономики.

 

Разорение земледельцев вызвало  мощное движение свободного гражданства  за аграрные реформы. Частично эта проблема была решена законом Тиберия Гракха (134 г. до н.э.), ограничивающим количество земли, которую можно было взять в аренду у государства из фонда агер публикус, – не более 1000 югеров на семью. Земля сверх этой нормы возвращалась государству и делилась на участки по 30 югеров для безземельных и малоземельных граждан. Чтобы предотвратить новое разорение, эти земли нельзя было дарить или продавать. В III в. до н. э. этот принцип был отменен: все граждане, владевшие государственной землей в пределах 500 югеров, получали их в полную частную собственность. Это событие имело двоякое значение: с одной стороны, способствовало развитию товарно-денежных отношений в деревне, стремлению владельцев сделать имения более доходными, с другой – фактически открывала путь к концентрации земли в руках богачей.

 

На рубеже II – I вв. начался  бурный подъем ремесла, в которое  также стало проникать рабство. Преобладали мастерские, где работал  свободный мастер с 1 – 2 рабами, лишь в отраслях, производивших товары массового спроса, насчитывалось  до сотни работников. Достаточно часто  стали выходить на волю рабы-ремесленники (вольноотпущенники).

 

Ремесло бурно развивалось  за счет узаконенной эксплуатации провинций, которые рассматривались как "поместья римского народа". Римлянам принадлежит  заслуга изобретения бетона (II в. до н.э.), открытие способа изготовления дутого стекла (I в. до н.э.). Определилась специализация различных видов  ремесла, сложились ремесленные  центры: в Путеолах производили изделия из железа, в Капуте – из бронзы и свинца, в Калах и Минтуриях сельскохозяйственные орудия, в Арреции – керамику, в Таренте – шерстяные изделия, Северной Италии – льняные ткани. Ремесленники создавали коллегии по профессиям, куда принимали также вольноотпущенников и рабов.

 

Процветала торговля. Крупными торговыми центрами были Рим, Путеолы, Сиракузы. Характерно, что в Западное Средиземноморье из Италии вывозили готовую продукцию в обмен на сырье, а торговый баланс с Восточным Средиземноморьем был пассивным, поскольку римские изделия не могли конкурировать с греческими.

 

Большое значение приобрела  внутри итальянская торговля. Этому  способствовало создание сети прочных, прямых, прекрасно вымощенных, без  крупных подъемов и спусков дорог. Они использовались не только в военных, но и в торговых целях. Интенсификация торговли способствовала развитию денежного  обращения. Римские серебряные монеты – денарий и сестерций –  стали основной валютой Средиземноморья. Развивалось меняльное дело, ростовщичество, причем в ростовщических операциях, разорявших целые города, принимала  участие римская знать. Однако торговый капитал не финансировал и не организовывал производство, что свидетельствует о достаточно низком уровне экономического развития общества.

 

В I – II вв. н.э. Римская империя  достигла наибольших успехов. Оживилась  экономика провинций, вводились  новые сорта зерновых, использовались минеральные удобрения. Совершенствовалась техника, например, в Галлии применялось  такое сложное устройство, как  галльская жнейка, был изобретен  колесный плуг, начали применяться  водяные мельницы. Египет стал житницей империи.

 

В самой Италии стали намечаться признаки кризиса рабовладельческого сельского хозяйства. На место средних  интенсивных хозяйств пришли обширные поместья, охватывавшие пространства по нескольку тысяч югеров. Сложилось несколько типов латифундий: 1) централизованная рабская, руководимая из центра и обрабатывавшаяся рабами; 2) децентрализованная с колонами (колон – свободный человек, вольноотпущенник, или раб, получавший в пекулиум участок земли и инвентарь); 3) смешанная, когда вся латифундия делилась на две части – одна обрабатывалась рабами, другая дробилась на участки и сдавалась в аренду колонам.

 

Латифундии были малорентабельны, обрабатывались крайне небрежно, поскольку  организовать труд больших масс рабов  было сложно. Часть владельцев старалась  заинтересовать рабскую администрацию, сдавая рабам-управляющим целые  виллы, где они сами вели дело и  выплачивали хозяевам определенную плату; рядовых рабов старались  поощрять за хорошую работу, например лучше кормили и т.д., но заинтересовать всех рабов было невозможно.

 

Постепенно укреплялось  право рабов на пекулии: господин терял право расплачиваться с  долгами за счет пекулиев рабов, был  признан действительным долг господина  рабу, а если раб был должен господину, тот не мог отобрать его пекулий. Прекращение удачных войн во II в. н.э. привело к уменьшению числа  рабов, цены на них выросли, повысилась роль внутренних источников рабства. Рабовладельцы  были вынуждены пойти на допущение  семейных отношений в среде рабов, было запрещено их беспричинное убийство, а Антоний Пий даже приравнял  убийство господином своего раба к  убийству чужестранца.

 

Положение колонов также  изменилось. В I в. они вносили за аренду установленную обычаем денежную сумму. Необходимость продавать  на рынке часть урожая отвлекала  колонов от обработки земли, часто  денежная форма аренды разоряла их, росли недоимки. Тогда латифундисты вместо денежной платы стали брать  долю урожая. Во II в. такая аренда стала  господствующей, хотя сохранилась и  денежная, затем к ним прибавилась  отработочная. Во многих поместьях  колоны превратились в пожизненных  арендаторов, что уже предвосхищало  их закрепощение. Очевидно, что шло  разложение основных классов-сословий античного мира: часть рабов становилась  владельцами средств производства, а часть мелких собственников оказывалась в положении рабов.

 

Наряду с частными земельными владениями распространилось императорское  землевладение, особенно в провинциях. Оно состояло из громадных латифундий – сальтусов, управлявшихся специальным чиновником. Наряду с вышеназванными сохранились товарные рабовладельческие виллы, хозяйства собственников, ветеранов.

 

В I – II вв. продолжало развиваться  ремесло. Оно становилось специализированным, особенно в Риме. Известны даже такие  мастера редких профессий, как варщики  клея для изделий из слоновой кости, ремесленники, делавшие глаза для  статуй. Мастерские оставались небольшими, в ряде случаев во главе мастерских, лавок хозяин ставил раба. Создавались  и крупные предприятия. Наиболее известны мастерские по изготовлению художественной керамики, где работали 100 – 150 рабов. Труд рабов широко использовался в производстве предметов роскоши. Рабы-мастера ценились. Обычно их потом отпускали на волю, они могли даже стать компаньонами хозяев, завести собственное дело. Для II в. характерен подъем провинциального ремесла, особенно галльских городов. В самой Италии ремесленные центры переместились с полуострова в Северную Италию (Милан, Аквилеи), ближе к источникам сырья. Зародилось ремесло в латифундиях.

 

Процветала торговля, окрепли  экономические связи провинций. В каждом городе были торговые лавки  и склады, а в Риме в начале II в. был построен грандиозный Троянов рынок из пяти этажей, включавший около 150 лавок для продажи разных товаров. Увеличила обороты морская торговля. Корабли грузоподъемностью до 500 и даже до 1000 т, вмещавшие до 600 пассажиров, были соизмеримы с судами XVII – начала XVIII в. В ряде случаев торговля была специализирована, к примеру, известны корпорации трансальпийских и цизальпинских купцов, коллегии виноторговцев, торговцев вазами, зерном, маслом. Торговали и за пределами империи – с германскими племенами, с Индией, даже с племенами Африки, с Дальним Востоком, куда направлялись караваны, шедшие через Аравию.

Информация о работе Древний Восток стал колыбелью цивилизации