Введение
“История
исследований происхождения и религии
славян –это история разочарований”
– так сказал видный славяновед Станислав
Урбанчик, и
у него
были основания заявить это. Можно
сказать, что от культуры славян не
осталось ничего, так как почти все было
уничтожено христианством.
Все
сведения о древних славянах извлечены
из скудных строк исторических и географических
сочинений, принадлежащих древнеримским
и византийским авторам, а также летописям
более позднего христианского пери ода.
На некоторые события пролили свет археологические
находки, но их истолкование порой вызывает
множество мнений и точек зрения.
Ранняя
история и культура восточных славян не
менее загадочна и таинственна, чем история
Атлантиды. Именно поэтому меня привлекла
эта тема. Мне захотелось изучить эту
сторону нашей истории. Изучив материалы
по данной теме, я убедилась, что восточные
славяне оставили нам величайшее духовное
наследие. Древняя религия предков, которую
некоторые считают забытой, до сегодняшнего
дня продолжает жить в наших обычаях. Следовательно,
чтобы лучше понять все происходящее
сейчас,
необходимо изучить и проанализировать
наше прошлое...
В
славянских сказках встречается
множество волшебных персонажей
– то ужасных и грозных, то таинственных
и непонятных, то добрых и готовых помочь.
Современным людям они кажутся причудливым
вымыслом, но в старину на Руси свято верили,
что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в
суровых каменных горах обитает змей,
похищающий красавиц, считали, что девушка
может выйти замуж за медведя, а конь умеет
говорить человеческим голосом.
Такая
вера получила название язычество, т.е.
«народная вера».
Славяне-язычники
поклонялись стихиям, верили в родство
людей с различными животными, приносили
жертвы божествам, населяющим все вокруг.
Каждое славянское племя молилось своим
богам. Единых для всего славянского мира
представлений о богах никогда не существовало:
поскольку славянские племена в дохристианское
время не имели единого государства, они
не были едины в верованиях.
Язычество прошло сложный многовековой
путь от примитивных верований древнего
человека до государственной "княжеской"
религии Киевской Руси к 9 веку. К этому
времени язычество обогатилось сложными
обрядами (можно выделить обряд погребения,
в котором сконцентрировались многие
представления язычников о мире), чёткой
иерархией божеств (создание пантеона)
и имело огромное влияние на культуру
и быт древних славян.
Тема реферата выбрана мной
не случайно. Язычество притягивает
к себе
таинственными обрядами, памятниками
культуры, мужеством древних охотников
и первопроходцев. Именно язычество помогало
древнему человеку противостоять неизвестной
и враждебной стихии, делая мир ближе
и понятнее.
Древнейшие цивилизации
на территории нашей
страны.
В настоящее время в славянских
республиках бывшего СССР доля
славян составляет от 85% до 98%. Однако
такое положение сложилось относительно
недавно. На заре нашей эры
лишь северо-запад Украины входил
в ареал расселения древних
славян. По мере освоения новых земель,
предки русских, украинцев и белорусов
смешивались с местными народами, впитывая
в себя их культуру и обычаи. Поэтому особенно
важно учитывать огромную роль неславянских
народов в становлении Древнерусского
государства.
Северное побережье Чёрного моря
и Кавказ ещё в доисторические
времена были заселены Скифами.
Скифы, в данном случае, могут
отождествляться с иранцами, таврами
(народ, живший на территории
Крыма), фракийцами, финскими и праславянскими
племенами. Изначально Скифы были кочевниками,
но позже основная их масса перешла к оседлому
образу жизни и образовала "Скифское
царство", которое находилось в постоянных
контактах со своими соседями. Примерно
в 7 в. до н. э. началась колонизация
Северного Причерноморья древними греками.
Колонизаторы встречали сопротивление
со стороны скифов, но, как правило, в локальных
стычках выходили победителями, обращая
в рабство непокорные племена. Впрочем,
рабы-скифы не пользовались большим спросом
из-за их строптивости и природной склонности
к вину. Позже скифам приходилось вести
борьбу и с Римлянами.
Только в прошлом веке российскими
археологами была открыта ещё
одна своеобразная культура, существовавшая
примерно в 2-4 веках нашей эры
и названная историками "черняховская".Следы
черняховской" культуры были найдены
на побережье Днепра, недалеко от Киева.
Этнически "черняховцы" были близки
к иранцам, вместе с тем среди них могли
быть и другие этносы, в том числе и праславяне.
Известно, что "черняховцы" имели
весьма тесные контакты с Римской империей
и готскими племенами. Высокая концентрация
населения, а также высокий уровень развития
земледелия и ранних ремёсел создали предпосылки
для создания государственности, но самобытная
цивилизация не устояла под ударами гуннов.
Большие изменения в демографическую
обстановку на территории нашей
страны в то время внесло
гуннское нашествие. Гунны были
известны ещё древним китайцам.
Примерно во 2 веке до н.э. они
были вынуждены отойти на запад
под давлением войск "поднебесной"
и где-то ко 2 веку н.э. вышли к Волге. На
берегах Волги гунны вынуждены были задержаться
почти на два столетия, поскольку встретили
сопротивление со стороны алан (иранцев).
Позже, сломив сопротивление аланских
племён, гунны устремились на поселения
"черняховцев" и далее на запад. Весьма
воинственные гунны вели кочевой образ
жизни, тем не менее, испытывая на себе
влияние культур покорённых народов,
все более тяготели к благам цивилизации.
Знаменитый гуннский царь Аттила уже имел
дворцы и прочие атрибуты оседлого быта.
Таким образом, можно говорить о появлении
на карте мира к 4-5 вв. гуннского государства,
простиравшегося до границ римской империи,
и которое представляло собой сложный
конгломерат народов, где пришлые гунны
уже составляли меньшинство. После смерти
Аттилы, начались распри среди наследников
и покорённые народы, воспользовавшись
ситуацией, оттеснили гуннов на восток
в причерноморские степи.
В составе гуннских племён
можно выделить прототюрков. Поначалу
их роль не была доминирующей,
но положение стало меняться в 6 веке, когда
с востока, из пределов нынешней Монголии,
на запад устремился мощный поток прототюркских
племён. Тогда же ими была образована сильная
конфедерация, названная Тюркский каганат
и которая простиралась на огромном пространстве
от Монголии до Волги. В каганате существовала
чёткая иерархическая структура, во главе
которой находился хакан, имеющий неограниченную
власть и приравненный кочевниками к китайскому
императору. Позже Тюркский каганат распался
на две части, из которых так называемый
Западнотюркский каганат властвовал на
территории от Алтая до Волги, а затем
распространил свою власть и на часть
предкавказья.
Самым серьёзным последствием
этого образования был приход
тюрок на запад, в том числе
и в Восточную Европу. В 6-10 вв. население
почти всей степной части Восточной Европы
подверглось тюркизации, тогда как в лесостепной
утверждался доминант славян.
Только на центральном Кавказе
сохранился мощный массив аланского
(иранского) этноса, который оправился
после гуннского погрома и воссоздал своё
политическое объединение - Аланский союз.
Также, в западном Предкавказье
(территория нынешнего Краснодарского
края) в 6 в. господствующее положение
заняли булгары и образовали
государство, которое получило название
Великая Булгария. Булгары соперничали
с западными тюрками и пытались распространить
своё влияние на западе, в степях современной
Украины. Во второй половине 7 в., под ударами
хазар, они вынуждены были покинуть родину.
Большая часть булгар ушла на Балканы,
часть в Центральную Европу, но некоторые
всё же остались в предгорьях Кавказа.
В 7 в., распадается Западнотюркский
каганат и из него, самостоятельным
образованием, выделяется Хазарское
царство. Изначально хазары описывались
разными источниками как представители
монголоидной расы, однако, позже они имели
уже иной облик с явным преобладанием
европеоидного расового типа. Это говорит
о том, что, будучи представителями гуннских
племён, хазары смешивались с местными
народами. Центром Хазарской державы сначала
был Приморский Дагестан, где находились
первые две столицы - Баланджар и Самандар.
Известно, что хазары часто выступали
союзниками Византии в войнах с Ираном.
Также, они активно соперничали с арабами
и из-за войн с ними вынуждены были перенести
свою столицу севернее, в устье Волги.
Более того, хазары пошли дальше на северо-запад.
Русские летописи отмечают, что им платили
дань славянские племена - вятичи, радимичи
и какое-то время поляне.
Возникновение в низовьях Волги
колонии евреев, гонимых из Византии, и
поражения в войнах с мусульманами подвинуло
определённую часть хазарской знати к
принятию иудаизма. Тогда же главными
действующими лицами стали крупные еврейские
торговцы, которые могли финансово подкрепить
такого рода операцию. Принятие иудаизма,
однако, не принесло Хазарии большой пользы.
К тому же основная часть населения исповедовала
ислам, христианство и старые языческие
культы.
В покорённых хазарами странах
поднимались восстания. К первой
трети 9 в. освободились славяне-поляне,
а к концу 9 в. попытки сбросить хазарскую
власть предпринимались в Волжской Булгарии
- небольшом государстве, возникшем на
Средней Волге. В 10 век Хазария вступила
ослабленной. Главным врагом её теперь
была Русь, которая разгромила Хазарский
каганат.
Происхождение
славян.
Вплоть до первых столетий
нашего века трудно найти какие-либо
упоминания о славянах. И это
не удивительно. Прежде всего,
восточные славяне возникли в результате
слияния так называемых праславян, носителей
славянской речи, с различными другими
этносами Восточной Европы.
В
ранних источниках праславяне назывались
венедами и связывались как с
германскими племенами, так и
с финнами (не современными финнами).
Отсюда можно сделать предположение, что
венеды занимали приблизительно территорию
нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной
Белоруссии и Северо-Западной Украины.
На протяжении 2 в. славяне оттеснили или
ассимилировали какую-то часть других
народов с побережья Балтийского моря
и, позже, заняли районы Прикарпатья.
Гуннское нашествие привело к
значительным перемещениям населения.
Примерно в одно время с
заселением тюрками степной части
Юго-Восточной Европы, её лесостепную
часть постепенно осваивали славяне,
которые уже к 5 в. вышли к среднему
Днепру. Затем они продвинулись в бассейн
реки Десны, получившей славянское название
(Правая). Любопытно, что основная часть
крупных рек на юге сохранили свои старые,
иранские названия. Так, Дон - просто река,
Днепр - объясняется как глубокая река,
Рось - светлая река, Прут - река и т. д.
Главными врагами гуннов были
готы и иранцы, славяне же если
не стали союзниками гуннов, то,
во всяком случае, смогли использовать
сложившуюся ситуацию в свою пользу.
После войн с азиатами в лесостепной части
местное население значительно уменьшилось.
В лесах же оно никогда многочисленным
и не было. При этом славяне первоначально
как жители лесов продвигались вдоль больших
рек, служивших в ту пору едва ли не единственными
транспортными артериями для лесных и
лесостепных областей. Местное население
(иранское, балтское, а затем и финское)
довольно легко ассимилировалось славянами,
как правило, мирным путём.
До 6 в. Византийские историографы
почти не упоминают о славянах, но
позже информация о них начинает расти.
Это связано, скорее всего, с началом активной
колонизации Балкан славянами (они вплотную
приблизились к византийским границам).
Византийцы делили славян на две группы.
Западные славяне так и назывались как
славяне (склавины, склавии). К ним же относились
и балканские славяне. Но, кроме того, упоминались
анты, которые считались особой, скорее
всего восточной, группой славян.
Византийские писатели выделяли
антов как храбрейших из славян.
Любопытно, что анты и склавины часто враждовали
друг с другом и этим умело пользовались
византийцы, ещё больше сталкивая своих
северных соседей.
Целесообразно привести отрывок
из описания славян 6 в. византийцами:
" Племена склавов и антов
одинаковы по образу жизни, и по нравам;
свободные, они никоим образом не склонны
ни стать рабами, ни повиноваться, особенно
в собственной земле. Они многочисленны
и выносливы, легко переносят и зной,
и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку
пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры
и дружественны, препровождают их с места
на место, куда бы там ни было нужно; так
что, если гостю по беспечности принявшего
причинён вред, против него начинает вражду
тот, кто привёл гостя, почитая отмщение
за него священным долгом... У них множество
разнообразного скота и злаков, сложенных
в скирды, в особенности проса и полбы...
Живут они среди лесов, озёр и труднопроходимых
болот, устраивая много, с разных сторон,
выходов из своих жилищ... Ведя разбойную
жизнь, они любят совершать нападения
на своих врагов в местах лесистых, узких
и обрывистых. С выгодой для себя пользуются
засадами, внезапными нападениями и хитростями...
Они опытнее всех других людей и в переправе
через реки и мужественно выдерживают
пребывание в воде, так что некоторые из
них, оставшиеся дома и внезапно застигнутые
опасностью, погружаются глубоко в воду,
держа во рту изготовленные для этого
длинные тростинки, целиком выдолбленные
и достигающие поверхности воды; лёжа
навзничь на глубине, они дышат через них
и выдерживают много часов, так что не
возникает на их счёт никакого подозрения...
Поскольку у них много вождей и они не
согласны друг с другом, нелишне некоторых
из них прибирать к рукам с помощью речей
или даров, в особенности тех, которые
ближе к имперским границам, а на других
нападать".