Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 23:31, реферат
Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях.
Упоминаемые византийцами
К тому времени, когда название «Русь» стало применяться к восточным славянам, т.е. к 8в.,их жизнь претерпела существенные изменения.
Накануне
объединения большинства
В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племен, объединенный названием поляне.
Центром Полянских земельиздавна был город Киев.
На
севере от полян жили новгородские
словене,группирующиеся вокруг городов
Новгород,Ладога.К северо-западу располагались
древляне,жители лесов,главным городом
которых был Искоростень.Далее,в лесной
зоне,на территории современной Беларуси,сформировался
племенной союз дряговичей,т.е. болотных
жителей/от слова «дрягва»-болото, трясина.
Образование древнерусского государства.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Процесс
имущественного и социального расслоения,
среди общинников привел к выделению
из их среды наиболее зажиточной части.
Родоплеменная знать и
Первым государственным объединением восточных славян был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием, созданный в VI в.. Приблизительно в это же время возникло племя дулебов (волынян), оно покорило многие славянские племена и успешно воевало с Византией. Но между дулебами возникли распри. Этим восполъзовались кочевники авары (обры), которые в 565 г. напали и поработили дулебов.
В VII-IX вв. возникло еще несколько государственных объединений у полян, древлян, дреговичей, полочан и словен. В 859 г. северные славяне и некоторые финские племена были обложены данью со стороны варягов. Варяги или викинги, норманны - жители Скандинавского полуострова и нынешней Дании. Скудость природы, недостаток пищи гнали их на разбойничий промысел. Разбой они совершали на огромной территории - в Германии, Англии, Франции, Испании, Италии и доходили даже до Греции. Они наводили ужас на всю Европу, проявляя дерзость, находчивость и талант разбойников. В 847 г. они заставили платить дань Шотландию, в 1066 г. завоевали Англию, завоевали область во Франции, которая до сих пор называется Нормандией.
В 862 г. славяне и финны изгнали варягов за море и «начали сами собой владети». Но начались между ними кровавые раздоры «и встал род на род». Эти раздоры затянулись, старейшины обратились к варягам с просьбой примирить их. Летопись пишет: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью... Сказали руси чудь словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
В
879 г. Рюрик умер. После него остался
малолетний сын Игорь. Вместо него стал
править Олег (879-912 гг.). Три года он
готовился к походу на юг для завоевания
всего торгового пути «из варяг
в греки». В 882 г. им были взяты Смоленск
и Любеч, его дружина подошла к Киеву, где
княжили Аскольд и Дир. В камышах Олег
спрятал лодки с дружинниками, а сам с
небольшой группой подошёл к воротам крепости
и сказал, что они – купцы и хотят продавать
товар. Аскольд и Дир пришли, их тотчас
окружили спрятанные дружинники и убили.
Киев был взят без боя. Таким образом, в
882 г. было создано единое Древнерусское
государство.
Быт
и нравы древних славян.
Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они делали вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол.
В домах славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев – жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности корой. Крыша тоже из жердей, а на ней – толстый слой соломы.
Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой: ведь стёкол тогда ещё не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по–чёрному. Это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимали стол и две – три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - постели.
Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
Славяне ходили на охоту. Из меха и кожи, убитых зверей, славяне делали себе на зиму тёплое платье. А летом, когда было тепло, они носили одежды из полотна, в которых было легко и не жарко. Когда славяне не воевали и не ходили на охоту, они занимались каким – нибудь другим делом: работали на поле, сеяли хлеб, пасли стада и ловили рыбу в реках и озёрах.
В каждом посёлке жили обычно родственники, которые хозяйство нередко вели вместе.
Каждая семья славян: отец, мать, дети - жили в своей избушке отдельно от других таких же семей. Это была очень большая семья, и называлась она родом, или племенем.
В каждом роду все младшие во всём слушались своих родителей, а больше любили и уважали своего старого деда. Называли его старейшиной и начальником рода. Названия месяцев славянского календаря связаны с занятиями наших далёких предков. Тяжёлым трудом добывали себе пропитание люди. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу: ведь там, где жили славяне, готовых полей не было. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался «сечень». Далее следовали месяцы «сухий» и «березол», во время которых лес сушили и сжигали.
Сеяли прямо в золу, слегка разрыхлённую деревянной сохой. Такое земледелие называли «огневым» или «подсечным».
Чаще всего сеяли просо, но были известны и другие злаки: пшеница, ячмень, рожь. Из овощей была распространена репа. Месяц жатвы называли «серпень», а месяц молотьбы «вресень».
Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят нам о том, что земледелие было самым главным занятием славян. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мёд диких пчёл.
Каждая семья изготовляла для себя всё необходимое. В маленьких глиняных печах – домницах – из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду.
Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте, например, соль – ведь её не везде можно было найти.
Денег тогда ещё не было, поэтому расплачивались пушниной, мёдом, воском, зерном, скотом.
Издревле и в течение многих столетий простые русские люди употребляли в пищу практически одно и то же. Их меню состояло, прежде всего, из ржаного, реже пшеничного хлеба, каши, овсяного киселя, различных овощей. Мясная пища была обильна и доступна для всех. Кроме домашних животных и птиц, употреблялась всякого рода дичь, которой было полно в лесах. Реки и озёра изобиловали вкусной рыбой. Ели также мясо медведей и белок. Во время праздников большим почётом пользовались пироги и блины.
Из напитков русские люди употребляли в основном различные сорта кваса, браги, медовый напиток. Славяне были очень добрые люди. Когда в гости к ним приходил какой – нибудь бедный странник, они ласково принимали его и хорошо угощали.
Древнейшие известия о славянах вообще и о русских в частности рисуют их жизнерадостным народом, любившим пляски, песни, музыку. С плясками и песнями проходили игрища между селами, совершались на Руси свадьбы, «бесовское пенье и блудное глумление» (вероятно, нескромные песни или шутки) были обычной принадлежностью пира. Свое жизнерадостное настроение наши предки подогревали хмельным питьем, до которого были великие охотники. Сладкий опьяняющий напиток — мед (ό μεδος) был в большом употреблении у славян еще в Vвеке. О купцах, приезжавших из Руси, писали: «они весьма склонны к вину, пьют его днем и ночью, так что случается им иногда и умирать с кружкой в руках». Византиец Скилица, описывая болгарский поход Святослава, рассказывает, что воины Святослава не помнили об осторожности, пьянствуя по целым ночам, увлекаясь свирелями, бубнами и плясками.
Эта
жизнерадостность в связи с давнишним
экономическим общением с другими
народами, породила некоторые черты
славянского характера, о которых
согласно говорят иноплеменные наблюдатели.
Византийский император Маврикий писал
о славянах: «они ласковы с чужеземцами,
принимают их у себя, провожают от одного
места в другое, куда ему нужно, и даже,
если гостю приключится какая-либо беда
по вине хозяина, то тот, кто принял после
него гостя, выступает против нерадивого,
считая честью для себя заступиться за
гостя». «Нет народа, — пишет Адам Бременский
о поморских славянах, — более гостеприимного,
чем они». Эта выработавшаяся особенность
народного характера, в свою очередь, явилась
благоприятным условием для дальнейшего
культурного общения славян и даже слияния
их с соседними народностями.
Славяно-Русское язычество.
«Язычество», как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского.
Главным, определяющим
Судя по фольклору, славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это — отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков, направляется в свои налеты на святую Русь. Это — реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название "Русского моря". До этого моря от лесостепной окраины славянской прародины или (что то же самое) от южной окраины славянских царств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в 16 в., всего лишь за три дня.
Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, "матерью урожай" была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиня плодородия.
Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы плоским, одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь лишь плоскостью своей тундры и животными, на которых они охотились. Охотники мезолита, разобщенные на небольшие группы, затерянные в бесконечной тайге, поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться в лесной пуще во время длительного преследования оленей. Было сделано важное астрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количества медленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегда указывающая Север.
Информация о работе Древнейшие цивилизации на территории нашей страны