Древнейшие цивилизации на территории нашей страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 23:31, реферат

Краткое описание

Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях.

Файлы: 1 файл

древнейшие цивилизации.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

          Упоминаемые византийцами славянские  вожди - это вовсе не цари  или князья, а скорее предводители  военных дружин стадии военной  демократии. Дружины всегда шли  впереди своего народа, нередко  углубляясь в своих походах  во вражескую территорию, как бы готовя её к славянской колонизации.  

  К тому времени, когда название «Русь» стало применяться к восточным славянам, т.е. к 8в.,их жизнь претерпела существенные изменения.

      Накануне  объединения большинства восточно-славянских племен под властью Киева здесь существовало 15 крупных племенных союзов.

        В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племен, объединенный названием поляне.

Центром Полянских земельиздавна был  город Киев.

      На  севере от полян жили новгородские словене,группирующиеся вокруг городов Новгород,Ладога.К северо-западу располагались древляне,жители лесов,главным городом которых был Искоростень.Далее,в лесной зоне,на территории современной Беларуси,сформировался племенной союз дряговичей,т.е. болотных жителей/от слова «дрягва»-болото, трясина.                        На северо-востоке,в лесных чащах междуречья Оки,Клязьмы и Волги, жили вятичи, главными  городами  которых были Ростов и Суздаль. Между вятичами и полянами, в верховьях Волги,Днепра и Западной Двины, обитали кривичи. Их главным городом был Смоленск. В бассейне Западной Двины обитали полочане,главным городом стал Полоцк. Племена, которые расселились по рекам Десна, Сейм, Сула и жили к востоку от полян, прозвали северянами. Их главным городом стал Чернигов.  По рекам Сож и Сейм жили радимичи. К западу от полян, в бассейне реки Буг, расселились волыняне и бужане; между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы, чьи земли граничили с Болгарией.                                                      В летописях упоминаются племена хорватов и дулебов, обитавших в Подунавье и Прикарпатье.                                

              Образование древнерусского государства.

      Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного  процесса родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

      Процесс имущественного и социального расслоения, среди общинников привел к выделению  из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу  рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

      Первым  государственным объединением восточных  славян был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием, созданный  в VI в.. Приблизительно в это же время возникло племя дулебов (волынян), оно покорило многие славянские племена и успешно воевало с Византией. Но между дулебами возникли распри. Этим восполъзовались кочевники авары (обры), которые в 565 г. напали и поработили дулебов.

      В VII-IX вв. возникло еще несколько государственных объединений у полян, древлян, дреговичей, полочан и словен. В 859 г. северные славяне и некоторые финские племена были обложены данью со стороны варягов. Варяги или викинги, норманны - жители Скандинавского полуострова и нынешней Дании. Скудость природы, недостаток пищи гнали их на разбойничий промысел. Разбой они совершали на огромной территории - в Германии, Англии, Франции, Испании, Италии и доходили даже до Греции. Они наводили ужас на всю Европу, проявляя дерзость, находчивость и талант разбойников. В 847 г. они заставили платить дань Шотландию, в 1066 г. завоевали Англию, завоевали область во Франции, которая до сих пор называется Нормандией.

      В 862 г. славяне и финны изгнали  варягов за море и «начали сами собой владети». Но начались между ними кровавые раздоры «и встал род на род». Эти раздоры затянулись, старейшины  обратились к варягам с просьбой примирить их. Летопись пишет: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью... Сказали руси чудь словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

      В 879 г. Рюрик умер. После него остался  малолетний сын Игорь. Вместо него стал править Олег (879-912 гг.). Три года он готовился к походу на юг для завоевания всего торгового пути «из варяг  в греки». В 882 г. им были взяты Смоленск и Любеч, его дружина подошла к Киеву, где княжили Аскольд и Дир. В камышах Олег спрятал лодки с дружинниками, а сам с небольшой группой подошёл к воротам крепости и сказал, что они – купцы и хотят продавать товар. Аскольд и Дир пришли, их тотчас окружили спрятанные дружинники и убили. Киев был взят без боя. Таким образом, в 882 г. было создано единое Древнерусское государство.                               

    Быт и нравы древних славян. 

     Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они делали вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол.

     В домах славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев – жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности  корой. Крыша тоже из жердей, а на ней – толстый слой соломы.

     Внутри  такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой: ведь стёкол тогда ещё не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по–чёрному. Это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимали стол и две – три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - постели.

     Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

     Славяне ходили на охоту. Из меха и кожи, убитых зверей, славяне делали себе на зиму тёплое платье. А летом, когда было тепло, они носили одежды из полотна, в которых было легко и не жарко. Когда славяне не воевали и не ходили на охоту, они занимались каким – нибудь другим делом: работали на поле, сеяли хлеб, пасли стада и ловили рыбу в реках и озёрах.

     В каждом посёлке жили обычно родственники, которые хозяйство нередко вели вместе.

     Каждая  семья славян: отец, мать, дети - жили в своей избушке отдельно от других таких же семей. Это была очень  большая семья, и называлась она  родом, или племенем.

     В каждом роду все младшие во всём слушались своих родителей, а больше любили и уважали своего старого деда. Называли его старейшиной и начальником рода.         Названия месяцев славянского календаря связаны с занятиями наших далёких предков. Тяжёлым трудом добывали себе пропитание люди. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу: ведь там, где жили славяне, готовых полей не было. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался «сечень». Далее следовали месяцы «сухий» и «березол», во время которых лес сушили и сжигали.

     Сеяли прямо в золу, слегка разрыхлённую деревянной сохой. Такое земледелие называли «огневым» или «подсечным».

     Чаще  всего сеяли просо, но были известны и другие злаки: пшеница, ячмень, рожь. Из овощей была распространена репа. Месяц  жатвы называли «серпень», а месяц молотьбы «вресень».

     Названия  месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят нам о том, что земледелие было самым главным занятием славян. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мёд диких пчёл.

     Каждая  семья изготовляла для себя всё  необходимое. В маленьких глиняных печах – домницах – из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду.

     Покупали  только то, что нельзя было добыть самим  или сделать на месте, например, соль – ведь её не везде можно было найти.

     Денег тогда ещё не было, поэтому расплачивались пушниной, мёдом, воском, зерном, скотом.

     Издревле и в течение многих столетий простые русские люди употребляли в пищу практически одно и то же. Их меню состояло, прежде всего, из ржаного, реже пшеничного хлеба, каши, овсяного киселя, различных овощей. Мясная пища была обильна и доступна для всех. Кроме домашних животных и птиц, употреблялась всякого рода дичь, которой было полно в лесах. Реки и озёра изобиловали вкусной рыбой. Ели также мясо медведей и белок. Во время праздников большим почётом пользовались пироги и блины.

     Из  напитков русские люди употребляли в основном различные сорта кваса, браги, медовый напиток.                   Славяне были очень добрые люди. Когда в гости к ним приходил какой – нибудь бедный странник, они ласково принимали его и хорошо угощали.

Древнейшие  известия о славянах вообще и о русских в частности рисуют их    жизнерадостным народом, любившим пляски, песни, музыку. С плясками и песнями проходили игрища между селами, совершались на Руси свадьбы, «бесовское пенье и блудное глумление» (вероятно, нескромные песни или шутки) были обычной принадлежностью пира.  Свое жизнерадостное настроение наши предки подогревали хмельным питьем, до которого были великие охотники. Сладкий опьяняющий напиток — мед (ό μεδος) был в большом употреблении у славян еще в Vвеке. О купцах, приезжавших из Руси, писали: «они весьма склонны к вину, пьют его днем и ночью, так что случается им иногда и умирать с кружкой в руках». Византиец Скилица, описывая болгарский поход Святослава, рассказывает, что воины Святослава не помнили об осторожности, пьянствуя по целым ночам, увлекаясь свирелями, бубнами и плясками.

      Эта жизнерадостность в связи с давнишним  экономическим общением с другими  народами, породила некоторые черты  славянского характера, о которых  согласно говорят иноплеменные наблюдатели. Византийский император Маврикий писал о славянах: «они ласковы с чужеземцами, принимают их у себя, провожают от одного места в другое, куда ему нужно, и даже, если гостю приключится какая-либо беда по вине хозяина, то тот, кто принял после него гостя, выступает против нерадивого, считая честью для себя заступиться за гостя».   «Нет народа, — пишет Адам Бременский о поморских славянах, — более гостеприимного, чем они». Эта выработавшаяся особенность народного характера, в свою очередь, явилась благоприятным условием для дальнейшего культурного общения славян и даже слияния их с соседними народностями.                       

                          

                              Славяно-Русское язычество. 

      «Язычество», как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского.

          Главным, определяющим материалом  для изучения язычества является  этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры,  волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический оррамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством. Мир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны.

      Судя  по фольклору, славянские представления  о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли. Оно может  быть на севере, где на стеклянных горах  находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это — отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков, направляется в свои налеты на святую Русь. Это — реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название "Русского моря". До этого моря от лесостепной окраины славянской прародины или (что то же самое) от южной окраины славянских царств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в 16 в., всего лишь за три дня.

          Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, "матерью урожай" была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиня плодородия.

      Небо, в прямой зависимости от системы  хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы плоским, одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь лишь плоскостью своей тундры и животными, на которых они охотились. Охотники мезолита, разобщенные на небольшие группы, затерянные в бесконечной тайге, поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться в лесной пуще во время длительного преследования оленей. Было сделано важное астрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количества медленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегда указывающая Север.

Информация о работе Древнейшие цивилизации на территории нашей страны