Донецкий
национальный технический университет
Реферат
по культурологии
на тему:
Древние
цивилизации Америки.
Выполнил:
Студент
группы:
Донецк
2011
I.
ВВЕДЕНИЕ
К тому времени, когда испанские
корабли появились у восточного побережья
Нового Света, этот огромный континент,
включая острова Вест-Индии, был населен
множеством индейских племен и народностей,
находившихся на разных уровнях развития.
Большинство из них были охотниками,
рыболовами, собирателями или примитивными
земледельцами; лишь в двух сравнительно
небольших областях западного полушария
– в Мезоамерике и Андах – испанцы встретили
высокоразвитые индейские цивилизации.
На их территории родились наивысшие культурные
достижения доколумбовой Америки. К моменту
ее “открытия”, в 1492 г., там жило до 2/3 всего
населения континента, хотя по своим размерам
эти области составляли лишь 6,2% общей
его площади. Именно здесь находились
центры происхождения американского земледелия,
а на рубеже нашей эры возникают самобытные
цивилизации предков науа, майя, сапотеков,
кечуа, аймара и др.
В научной литературе эта территория
получила название Срединная
Америка или Зона высоких цивилизаций.
Она подразделяется на два
района: северный – Мезоамерика и южный
– Андская область( Боливия - Перу), с Промежуточной
зоной между ними( южная часть Центральной
Америки, Колумбия, Эквадор), где культурные
достижения хотя и достигли значительной
степени, но так и не поднялись до вершин
государственности и цивилизации. Приход
европейских завоевателей прервал всякое
самостоятельное развитие аборигенного
населения названных областей. Только
теперь благодаря труду нескольких поколений
археологов мы начинаем наконец понимать,
какой богатой и яркой была история доколумбовой
Америки.
Новый Свет представляет собой
и уникальную историческую лабораторию,
поскольку процесс развития местной
культуры происходил в целом
самостоятельно, начиная от эпохи
позднего палеолита( 30-20 тыс. лет
назад) – времени заселения континента
из Севера – Восточной Азии через Берингов
пролив и Аляску – и до тех пор, пока ему
не был положен конец нашествием европейских
завоевателей. Таким образом, в Новом Свете
прослеживаются почти все основные стадии
древней истории человечества: от первобытных
охотников на мамонтов до строителей первых
городов – центров раннеклассовых государств
и цивилизаций. Уже простое сопоставление
пути, пройденного коренным населением
Америки в доколумбову эпоху, с вехами
истории Старого Света дает необычно много
для выявления общеисторических закономерностей.
Требует некоторых разъяснений
и сам термин “открытие Америки”
Колумбом, часто встречающийся в
исторических работах различных
авторов. Не раз справедливо
указывалось, что этот термин
неверен фактически, поскольку до Колумба
берегов Нового Света достигали с востока
римляне, викинги и др., а с запада – полинезийцы,
китайцы, японцы и т.д. Нужно учитывать
также, что этот процесс взаимодействия
и взаимообмена двух культур не был односторонним.
Для Европы открытие Америки имело колоссальные
политические, экономические и интеллектуальные
последствия.
“Ольмекская
проблема”
К числу наиболее значительных
мезоамериканских культур классического
периода относятся теотихуаканская (Центральная
Мексика) и майская (южномексиканские
области, Белиз, Гватемала, запад Сальвадора
и Гондураса). Но прежде несколько слов
о “первой цивилизации” Мезоамерики
– культуре “ольмеков” на южном побережье
Мексиканского залива (Табаско, Веракрус).
Население этих областей в начале Iтыс.
до н.э.(800-400 гг. до н.э.) достигло высокого
уровня в культуре: в это время появляются
первые “ритуальные центры” в Ла-Венте,
Сан-Лоренсо и Трес-Сапотес, сооружаются
пирамиды из адобов(самана) и глины, устанавливаются
резные каменные монументы с сюжетами
преимущественно мифологического и религиозного
содержания.
Среди последних выделяются гигантские
каменные антропоморфные головы
в шлемах, вес которых иногда
достигает 20 тонн. Для “ольмекского”
стиля искусства характерна низкорельефная
резьба по базальту и нефриту. Основным
мотивом ее была фигура плачущего пухлого
ребенка с приданными ему чертами ягуара.
Эти “младенцы-ягуары” украшали и изящные
нефритовые амулеты, и массивные топоры-кельты
(у “ольмеков” существовал культ каменного
топора как символа плодородия), и гигантские
базальтовые стелы. Другой примечательной
чертой “ольмекской” культуры был следующий
ритуал: в глубоких ямах на центральных
площадях поселений устраивались тайники
с приношениями богам в виде отесанных
блоков нефрита и серпентина, топоров-кельтов
и статуэток из тех же материалов и т.д.
общим весом в десятки центнеров. Эти материалы
доставлялись в “ольмекские” центры
издалека: например, в Ла-Венту – с расстояния
160 и даже 500км. Раскопки выявили и гигантские
головы, и ряды ритуально захороненных
могущественных скульптур в чисто “ольмекском”
стиле.
По серии радиоуглеродных дат
это относится к 1200-900 гг.до
н.э. Именно на основе вышеприведенных
данных и была сформулирована
гипотеза о том, что “ольмеки”
- создатели самой ранней цивилизации
Мезоамерики (1200-900 гг. до н.э.) и уже от нее
происходят все остальные высокоразвитые
культуры Мезоамерики – сапотекская,
теотихуаканская, майя и др. Вместе с тем
сегодня приходится говорить о том, что
“ольмекская” проблема еще весьма далека
от своего решения. Мы не знаем об этнической
принадлежности носителей этой культуры
(термин “ольмеки” заимствован от названия
тех этнических групп, которые обосновались
на южном побережье Мексиканского залива
накануне конкисты). Нет ясности по поводу
основных этапов развития культуры “ольмеков”,
точной хронологии и материальных признаков
этих этапов. Неизвестна и общая территория
распространения этой культуры, ее социально-политическая
организация.
Культура “ольмеков” со всеми
ее проявлениями отражает длительный
путь развития: от конца II тыс. до н.э. до
середины – последних веков I тыс. до н.э.
Можно предполагать, что “ритуальные
центры” с монументальной скульптурой
появляются Веракрусе и Табаско примерно
в первой половине I тыс. до н.э. (возможно,
даже и в 800 г. до н.э.), как в Ла-Венте. Но
все, что представлено там археологически
в 800-400 гг. до н.э., вполне соответствует
уровню “вождеств”, “союзов племен”,
т.е. заключительной стадии первобытнообщинной
эпохи. Показательно, что первые известные
нам образы письменности и календаря появляются
на “ольмекских” памятниках только с
I тыс. до н.э. ( стела С в Трес-Сапотес и
др.). С другой стороны, такие же “ритуальные
центры” с пирамидами, монументами и календарными
иероглифическими надписями – представлены
в Оахане сVII - VI вв. до н.э., а без надписей
– в горной Гватемале, у предков майя.
Появившись в Табаско около
4 тыс. лет назад, за 2 тыс. лет
до н.э. они распространили
свое культурное влияние на
огромный регион и исчезли,
чтобы уступить место иным цивилизациям.
Это позволило выдвинуть гипотезу (А.Касо,
в 1941г.), суть которой заключается в тезисе
ос ольмекской культуре как проматери
более поздних культур – майяской, теотихуаканской,
сапотекской и т.д.
Центр, из которого распространилось
это влияние, известен под названием Ла-Вента.
другими важными центрами той же культуры
были Трес-Сапотес в Табаско и Сан-Лоренсо.
Ольмекские мудрецы достигли высочайших
успехов в счете, составлении календаря,
астрономических наблюдениях, иероглифической
письменности и гомеопатии.
Хотелось бы отметить еще одно
явление, распространенное в те
времена – это игра в мяч,
внешне похожая на современный
баскетбол. Игроки должны были
попасть мячом в каменное кольцо,
прикрепленное к стене стадиона
– специального игрового поля. При этом
они должны были касаться мяча не руками,
не ступнями, а лишь бедрами, ягодицами,
плечами и локтями. Для обеспечения своей
безопасности члены “команд” надевали
специальную защитную одежду – маску
и нагрудники. При этом они становились
похожими скорее на бейсболистов. Некоторые
полагают, что в конце игры победитель
отрезал побежденному голову – наподобие
гладиаторов римского Колизея. Однако
в данном случае речь могла идти лишь
о религиозном жертвоприношении. Само
соревнование носило ритуальный, магический
характер. Ритуал этот теснейшим образом
был связан с культом плодородия земли
- изображения сцен игры и обезглавливания
всегда содержали элементы растительного
орнамента.
Во главе общества стояли жрецы-астрономы.
Только в классовом государстве возможно
появление церемониального центра, подобно
Ла-Венте. Социальной и производственной
основой этого общества были земледельцы.
Между верхушкой и земледельцами размещался
слой, состоявший из ремесленников (камнетесов,
гончаров, столяров), слуг, актеров, торговцев.
Простое перечисление секторов хозяйства
того общества способно воссоздать картину
его экономики, основанной на земледелии
и развитом ремесле. Причины подобной
концентрации власти преимущественно
в руках жрецов, как и ее истоки, следует
искать в земледельческом характере самой
религии ольмеков.
В ольмекском пантеоне главенствовал
культ бога-ягуара, породивший позже
культ бога дождя. Образ стилизованного
хищника из семейства кошачьих
имел чрезвычайно важное значение.
Участники ритуальной игры в мяч хотя
и не являлись представителями жреческой
аристократии, но все же принадлежали
к этому сословию.
Цивилизация
майя классического периода
Майя, словно бросая вызов судьбе,
надолго обосновались в негостеприимных
центральноамериканских джунглях, выстроив
там свои белокаменные города. За пятнадцать
веков до Колумба изобрели точный солнечный
календарь и создали единственную в Америке
иероглифическую письменность, использовали
в математике понятие нуль, уверенно предсказывали
солнечные и лунные затмения. Уже в первые
века нашей эры они достигли поразительного
совершенства в архитектуре, скульптуре
и живописи.
Но майя не знали металлов,
плуга, колесных повозок, домашних
животных, гончарного круга. Фактически,
если исходить из набора их орудий, они
были еще людьми каменного века. Происхождение
майяской культуры окутано таинственностью.
Появление первой цивилизации майя относится
к рубежу нашей эры и связано с лесными
равнинными областями на юге Мексики и
севере Гватемалы. В течение многих столетий
здесь существовали многолюдные государства
и города. Но в IX-X вв. период расцвета закончился
внезапной жестокой катастрофой.
Города на юге страны были
заброшены, население резко сократилось,
и вскоре тропическая растительность
укрыла своим зеленым ковром памятники
былого величия. После Xв. развитие культуры
майя, правда уже несколько измененной
влиянием со стороны чужеземных завоевателей
– тольтеков, пришедших из центральной
Мексики и с побережья Мексиканского залива,
продолжалось на севере – на полуострове
Юкатан – и на юге – в горах Гватемалы.
В XVI в. индейцы майя занимали обширную
и разнообразную по природным условиям
территорию, включавшую в себя современные
мексиканские штаты Табаско, Чьяпас, Кампече,
Юкатан и Кинтана-Рио, а также всю Гватемалу,
Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.
В настоящее время большинство
ученых выделяют в пределах
этой территории три крупные
культурно – географические области
или зоны: Северную (п-ов Юкатан),
Центральную (Северная Гватемала, Белиз,
Табаско и Чьяпас в Мексике) и Южную ( горная
Гватемала).
Начало классического периода
в низменных лесных областях
отмечено появлением таких новых
черт культуры, как иероглифическая
письменность (надписи на рельефах, стелах),
календарные даты по эре майя (так называемого
Длинного Счета – числа лет, прошедших
от мифической даты 3113 г. до н.э.), монументальная
каменная архитектура со ступенчатым
“ложным” сводом, культ ранних стел и
алтарей, специфический стиль керамики
и терракотовых статуэток, оригинальная
настенная живопись.
Архитектура в центральной части
любого крупного города майя I
тыс. до н.э. представлена пирамидальными
холмами и платформами различных
размеров и высоты. Внутри они
обычно сооружены из смеси земли и
щебня и облицованы снаружи плитами тесаного
камня, скрепленными известковым раствором.
На их плоских вершинах стоят каменные
здания: небольшие постройки из одной
– трех комнат на высоких башнеобразных
пирамидах – основаниях ( высота некоторых
из таких пирамид – башен, как, например,
в Тикале, достигла 60м.). Это, вероятно,
храмы. А длинные многокомнатные ансамбли
на низких платформах, обрамляющих внутренние
открытые дворики, скорее всего резиденции
знати или дворцы, поскольку перекрытия
этих зданий сделаны обычно в виде ступенчатого
свода, стены их очень массивны, а внутренние
помещения сравнительно узки и невелики
по размерам. Единственным источником
света в комнатах служили узкие дверные
проемы, поэтому внутри уцелевших храмов
и дворцов царят прохлада и полумрак. В
конце классического периода у майя появляются
площадки для ритуальной игры в мяч –
третий тип основных монументальных построек
местных городов. Основной единицей планировки
в городах майя были прямоугольные мощеные
площади, окруженные монументальными
зданиями. Очень часто важнейшие ритуально
- административное постройки располагались
на естественных или искусственно созданных
возвышениях – “акрополях” (Пьедрас-Неграс,
Копан, Тикаль и др.).
Рядовые жилища строились из дерева
и глины под крышами из сухих пальмовых
листьев и были, вероятно, похожими на
хижины индейцев майя XVI-XX вв., описанные
историками и этнографами. В классический
период, как и позднее, все жилые дома стояли
на невысоких (1-1,5 м.) платформах, облицованных
камнем. Отдельно стоящий дом – явление,
редкое у майя. Обычно жилые и подсобные
помещения образуют группы из 2-5 построек,
расположенных вокруг открытого внутреннего
дворика (патио) прямоугольной формы. Это
– резиденция большой патриархальной
семьи. Жилые “патио-группы” имеют тенденцию
объединяться в более крупные единицы
– наподобие городского “квартала” или
его части.