Древнейшие и древние цивилизации Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является максимально возможное освещение одной из древнейших цивилизаций - индейской культуры Мексики и Центральной Америки доколумбова периода, создать картину сложного взаимодействия больших и малых индейских культур, существовавших на указанной территории на протяжении последних 25 тысяч лет. И, надо сказать, послуживших во многих латиноамериканских странах важнейшей составной частью для формирования современной национальной идеологии и культуры.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ АНД: ЧАВИН, ПАРАКАС, НАСКА, МОЧИКА, ТИАУАНАКУ 5
2. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА МЕСОАМЕРИКИ: ОЛЬМЕКИ, ТЕОТИУКАН, ТОЛЬТЕКИ 13
3. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА И ЦИВИЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ АНД: «ИМПЕРИЯ ИНКОВ» (ТАУАНТИНСУЙО – «СТРАНА ЧЕТЫРЕХ СОЕДИНЕННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ЧАСТЕЙ СВЕТА»), ЦАРСТВО ЧИМУ 18
4. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВА МЕСОАМЕРИКИ: АЦТЕКИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ для инета.doc

— 458.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Кафедра гуманитарных наук 
 
 
 
 
 
 

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
 

Дисциплина: «культурология» 

Тема:  «Древнейшие и древние цивилизации Америки»

                  Выполнил:

                                    

                                                Проверил:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск, 2009 
 
 
 
 

ПЛАН  РАБОТЫ 

                                     

  ВВЕДЕНИЕ 3
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ АНД: ЧАВИН, ПАРАКАС, НАСКА, МОЧИКА, ТИАУАНАКУ 5
2. ДРЕВНЕЙШИЕ  ГОСУДАРСТВА МЕСОАМЕРИКИ: ОЛЬМЕКИ,  ТЕОТИУКАН, ТОЛЬТЕКИ 13
3. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА  И ЦИВИЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ АНД: «ИМПЕРИЯ ИНКОВ» (ТАУАНТИНСУЙО – «СТРАНА ЧЕТЫРЕХ СОЕДИНЕННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ЧАСТЕЙ СВЕТА»), ЦАРСТВО ЧИМУ 18
4. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ  И ГОСУДАРСТВА МЕСОАМЕРИКИ: АЦТЕКИ 22
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

     Пожалуй, не было на Земле более загадочных цивилизаций, чем древние цивилизации  Америки. С одной стороны, мы знаем  о них довольно много благодаря  сохранившимся памятникам архитектуры  и материальной культуры. С другой стороны, их история до сих пор  полна неразгаданных тайн.

     В соответствии с данными, считающимися в настоящее время наиболее достоверными, человек начал проникать на Американский континент 40 000 лет назад. Предки индейцев прибыли из Сибири. В погоне за дичью они по льду перебрались через Берингов пролив. Одиннадцать тысяч лет назад они достигли южной оконечности Южной Америки. Культуры высокого уровня сформировались на территории части центральной Америки (в настоящее время это в основном современная Мексика и Гватемала), а также в центральной части Анд (сейчас здесь расположены Перу и плоскогорная область Боливии).

     Много спорят о причинах, заставивших жителей  таких далеких широт предпринять  столь дальнее путешествие. Однако независимо от этого факт состоит  в том, что человек прибыл в  будущую Америку, где должен был заняться новой деятельностью, отличающейся от той, которая была ему заранее уготована судьбой. Он должен был создать новые культуры, не такие, как в Европе, но не менее ценные, совершенно оригинальные, с искрами гениальности и интеллектуальными достижениями. 

     Актуальность  выбранной темы обуславливается  тем, что происхождение древнеамериканских цивилизаций всегда было дискуссионным, вокруг древних и древнейших цивилизаций Америки всегда существовал ореол мистики, созданный недостатком сведений и непониманием движущих сил тех или иных процессов. Изучение доколумбовых культур месоамериканских индейцев продолжается И нет сомнения в том, что в самые ближайшие годы многие загадки и проблемы этих забытых цивилизаций будут успешно решены.

      Целью данной работы является максимально возможное освещение одной из древнейших цивилизаций - индейской культуры Мексики и Центральной Америки доколумбова периода, создать картину сложного взаимодействия больших и малых индейских культур, существовавших на указанной территории на протяжении последних 25 тысяч лет. И, надо сказать, послуживших во многих латиноамериканских странах важнейшей составной частью для формирования современной национальной идеологии и культуры.

     Историю государства и права древнеамериканских цивилизаций принято делить на следующие категории:

- древние  цивилизации Месоамерики

- и  древние государства Южной Америки

Месоамерика - территория между Южной и Северной Америкой. Первые свидетельства о появлении в Мексике признаков диместикации (одомашивания) маиса относятся к V столетию до н.э. В IV тысячелетии до н.э. в долине Теукана распространяется маисовое земледелие. Окончательно к оседлому образу жизни население в долине Теукана перешло в середине III тысячелетия до н.э.

Южная Америка - делится на:

- область  Анд (от Колумбии до Чили), включающая  в себя культуру инков Перу;

- ареал  Тропического леса, в основном  занятый Амазонскими джунглями;  к нему примыкает Гайана;

- Большое  Чако;

- Южный  ареал, протянувшийся до Огненной  Земли. 
 
 
 

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ АНД: ЧАВИН, ПАРАКАС, НАСКА, МОЧИКА, ТИАУАНАКУ

      Область центральных Анд включает следующие  цивилизации: Чавин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанаку. 

      Раньше  других, примерно во второй половине II тысячелетия до н. э. складывается цивилизация Чавин, наиболее полно воплотившая в себе черты формативного периода. Ее ареал северо-западная часть современного Перу. Она уходит корнями в глубину тысячелетий. История существования этой цивилизации охватывает огромный отрезок времени; ее упадок начинается лишь в IV в. до н. э. Влияние Чавина простирается на обширные территории северной и центральной части перуанской сьерры и косты. Центральный памятник Чавина, носящий название Чавин-де-Уантар, находится в перуанской провинции Уари (департамент Анкаш). Пока еще нет точной датировки памятника, к тому же отдельные его части, видимо, относятся к различным периодам. Не исключено, что первоначально Чавин-де-Уантар представлял из себя скромное городище, но в период расцвета он, скорее всего, являлся крупным религиозным центром, на что указывают изображения священных животных (кошачьих, кондоров, змей) и наличие специальных мест культового назначения. В качестве основного строительного материала чавинцы использовали камень, в обработке которого (в том числе и художественной) они достигли большого мастерства. Вместе с тем именно в чавинском обществе впервые в Андской области довольно широкое применение в ремесленном производстве стали находить металлы сначала золото, позднее серебро и медь. Бурный рост ремесла предопределил и установление широких торговых связей с очень отдаленными районами. Экономическое могущество Чавина, несомненно, еще больше укрепляло власть жрецов, стоявших во главе государства. Однако чавинская теократия в условиях территориальной и экономической экспансии с одной стороны, усиления эксплуатации трудящихся масс, следовательно, и роста их недовольства с другой, неизбежно должна была прибегать к решительной централизации власти, вследствие чего верховный правитель, жрец, мог все больше приобретать черты восточного деспота, а само чавинское общество раннерабовладельческой деспотии, при которой сельская община превращалась в коллектив тружеников, подвергающийся эксплуатации со стороны деспотического государства. Власть над огромной территорией, экономическое могущество, высокий престиж Чавина как культового центра, наконец, все большее сосредоточение юридической, законодательной и судебной власти в руках верховного правителя благоприятствовали зарождению и укреплению концепции мирового центра, каковым стал считаться Чавин.

      Просуществовав  свыше полутысячелетия, пережив  расцвет и упадок, чавинское общество окончательно распадается, и цивилизация  Чавин угасает. Однако задолго до этого чавинская культура вступила в активный процесс взаимодействия с культурами народов, находящихся за ее пределами. Это был один из факторов, который не только поддерживал силы чавинского общества и предопределил его столь длительное существование, но и обеспечил активный переход элементов высокой чавинской цивилизации к другим этносам: здесь эти элементы сыграли своего рода роль катализатора общественного развития. Разумеется, влияние цивилизации Чавин оказалось эффективным лишь в тех районах, где производительные силы достигли относительно высокого уровня. Там оно будет затем ощущаться в течение столетий. Чавин оказал столь глубокое воздействие на развитие человеческого фактора в Центральных Андах, что перуанские ученые склонны видеть в Чавине корень культуры Анд.

      Период  после угасания цивилизации Чавин, охватывающий в среднем три-четыре века, перуанские историки именуют эпохой региональной эмансипации, хотя речь идет не столько об освобождении местных культур от чавинского влияния, сколько о плодотворном взаимодействии между чавинскими и местными элементами. Указанное взаимодействие и подготовило качественно новый этап в древнейшей истории Андской области, именуемый эпохой регионального расцвета, а также классическим этапом (этапом классических локальных культур).

      Начиная с первых веков н. э. в Центральных Андах возникают новые цивилизации: Паракас, Наска, Мочика (позднее ее прямой наследник Чиму), Тиауанако. Главные очаги цивилизации, известной сегодня под названием Паракас, располагались к югу от современной перуанской столицы. На ранних ступенях развития Паракаса особенно ощутимо сказывалось культурное влияние Чавина, но и позже сохраняются мотивы кошачьих (ягуара) и кондора в паракасском изобразительном искусстве. В отличие от Чавина данная цивилизация никогда не занимала большой территории. Культура Паракаса достигла больших высот, особое восхищение вызывают паракасские ткани. Ни в одной части земного шара на столь ранней стадии общественного развития искусство ткачества не достигало такого совершенства. Ткани Паракаса привлекают внимание не только качеством, разнообразием и мастерской выработкой, но и обилием сюжетов и узоров. В них можно найти изображения рыб, змей, людей, обезьян, божеств, сложные геометрические орнаменты, а также таинственные сцены с участием большого числа существ, трудно идентифицируемых с реальными представителями животного мира.

Видимо, эти  изображения запечатлели переход  от тотемических верований к очеловеченным  культам, начавшийся еще в недрах родового общества. Отсюда такие сочетания, как рыба с лицом человека. По всей видимости, среди паракассцев начинала складываться концепция главного бога. Что же касается содержания сцен, то высказываются предположения, что они представляли собой разновидность пиктографического письма.

      Другим  достижением паракасской цивилизации  был высокий уровень хирургии, широко применявшей средства антисептики и анестезии.

      Совершенно  очевидно, что достижения паракасских  ремесленников и ученых, высокий  уровень их специализации оказались  возможны лишь на основе значительного  развития земледелия. И действительно, в могильниках Паракаса были обнаружены остатки маиса, фасоли, арахиса. К этим плодам добавлялись обильные дары прибрежных вод Тихого океана.

      Таким образом, как и в чавинском  обществе, здесь сложились условия  для появления прибавочного продукта, а затем и социальной дифференциации. В паракасских могильниках покоятся останки людей, разнящихся между собой в имущественном и социальном положении, хотя масштабы этих различий не были значительны.

      Хронологические рамки Паракаса пока не установлены. Одни исследователи определяют срок этой цивилизации в 600-700 лет, другие увеличивают его чуть ли не вдвое.

 Периодом становления  цивилизации Наска является первая половина I тысячелетия н.э., генетически восходящей к паракасской и вначале выступавшей лишь как одно из ее ответвлений, окончательно отпочковываясь от нее на стыке III и IV в. н. э. Сохранив в преобразованном виде многое из паракасского наследия, Наска дала в то же время замечательные образцы оригинального проявления культуры полихромную керамику, необычайно разнообразную по стилю и содержанию; некоторые мотивы росписей (кошачьи хищники, двухголовые змеи) восходят к культуре Паракас.

Одной из загадок цивилизации Наска  являются многочисленные полосы и фигуры, прочерченные на пустынных плато  юга перуанского побережья.

     Содержание  этой наземной росписи также многообразно: геометрические линии и орнаменты, изображения паука, рыбы, птицы. Отдельные  линии достигают колоссальных размеров до 8 км. Некоторые изображения обнаружены лишь с самолета, их функциональное назначение неясно. Высказано много догадок и гипотез, но до сих пор не выяснено, были ли они наземным календарем, носили ли ритуальный или военно-ритуальный характер, а может быть, являются следами космических пришельцев?

Информация о работе Древнейшие и древние цивилизации Америки