Древнейшие и древние цивилизации Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является максимально возможное освещение одной из древнейших цивилизаций - индейской культуры Мексики и Центральной Америки доколумбова периода, создать картину сложного взаимодействия больших и малых индейских культур, существовавших на указанной территории на протяжении последних 25 тысяч лет. И, надо сказать, послуживших во многих латиноамериканских странах важнейшей составной частью для формирования современной национальной идеологии и культуры.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ АНД: ЧАВИН, ПАРАКАС, НАСКА, МОЧИКА, ТИАУАНАКУ 5
2. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА МЕСОАМЕРИКИ: ОЛЬМЕКИ, ТЕОТИУКАН, ТОЛЬТЕКИ 13
3. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА И ЦИВИЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ АНД: «ИМПЕРИЯ ИНКОВ» (ТАУАНТИНСУЙО – «СТРАНА ЧЕТЫРЕХ СОЕДИНЕННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ЧАСТЕЙ СВЕТА»), ЦАРСТВО ЧИМУ 18
4. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВА МЕСОАМЕРИКИ: АЦТЕКИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ для инета.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

      Хронологически  цивилизация Наска почти полностью совпадает по времени становления и упадка с самой северной перуанской цивилизацией Мочика (или Мучик), центром которой была долина Чикама. В конечном счете Мочика также восходит к Чавину, но между Мочика и Чавином лежит несколько веков, в течение которых на севере территории, ныне занимаемой Перу, существовали культуры Салинар и Куписнике. Через них-то (особенно последнюю) Мочика генетически и связана с Чавином. Хозяйственной основой общества было орошаемое земледелие, причем в некоторых долинах крупные ирригационные системы возникли еще в домочиканскую эпоху. Масштабы этих систем были весьма значительны. Так, магистральные каналы в долине Виру составляли не менее 10 км в длину, несколько метров в ширину и глубину. Поля, разбитые на прямоугольные участки размером в 20 кв. м, получали воду из распределителя. Длина же канала в долине Чикама 113 км. Широко использовались удобрения (гуано с близлежащих островов). Мочикские земледельцы (помимо окультуренных ранее тыквы, кукурузы, перца, фасоли и др.) ввели в оборот новые овощи и фрукты: камоте, юку, чиримойю, гуанабано и др. Из животных разводились используемые в пищу ламы и морские свинки. Важное место в экономике мочиканцев принадлежало рыболовству, охоте (к примеру, на морских львов), сбору птичьих яиц.

      Довольно  далеко в мочиканском обществе зашел  процесс отделения ремесла от земледелия. О развитии текстильного производства свидетельствует, в частности, изображение на одном мочиканском  сосуде целой ткацкой мастерской. Чаще всего изготовлялись ткани из хлопка, реже из шерсти, иногда шерсть добавлялась в хлопчатобумажные ткани.

 Одно из первых мест занимала Мочика в сфере металлургии и металлообработки (золото, серебро, медь и сплавы этих металлов).

Наиболее  выразительное проявление культуры Мочика это многообразная по форме, мастерски выполненная керамика в виде скульптурных портретов, целых человеческих фигур-сосудов, покрытых рисунками, порой настолько сложными и своеобразными, что вполне оправданны попытки некоторых ученых видеть в них одну из форм пиктографии. Этот богатейший изобразительный материал, а также некоторые иные данные позволяют судить о мочиканском обществе как о раннем государственном образовании, идущем по пути становления деспотии с высоким уровнем централизации и высокой степенью развития военного дела.

      Цивилизация Мочика исчезает примерно в VIII в. н. э., т. е. в то самое время, когда так  называемая экспансия Тиауанако (точнее, его варианта Уари) достигает северных районов Перу. Однако Мочика не исчезает бесследно. Несколько забегая вперед, можно отметить, что после сравнительно недолгого периода существования на месте бывшего мочиканского ареала новой культуры Томвала здесь возникла богатая цивилизация Чиму, во многом унаследовавшая элементы мочиканской культуры, в том числе и политической.

      Цивилизация Тиауанако вместе с родственной  культурой Уари распространилась на огромной территории. Хотя ее памятники  уже в эпоху инков стали  предметом восхищения, изучения и  даже попыток реставрации, вопрос о  ее истоках долгое время оставался невыясненным и до сих пор гипотетичен. Лишь в 1931 г. американский ученый У. К. Беннет обнаружил в южной части бассейна озера Титикака на полуострове Тарако остатки культуры Чирипа, предшествующей Тиауанако или современной ее ранним этапам. Позже следы этой культуры были обнаружены и в других местах. Датировка этих находок, определенная радиоуглеродным методом, середина либо вторая половина I тысячелетия до н. э. Однако некоторые исследователи определяют возраст одного из памятников культуры предшественницы Тиауанако 129-130 лет до н. э.

 Если в  отношении этнической принадлежности творцов культур Чавин, Паракас, Наска трудно строить даже догадки, то этнолингвистический облик создателей Тиауанако выглядит значительно более определенным: многие исследователи полагают, что это были далекие предки современных индейцев аймара. Согласно другой точке зрения, протоаймара обитали в периферийных районах Боливийского плоскогорья, а создатели тиауанакской цивилизации были родственны населению юга горного Перу. Хотя расстояние между центрами цивилизации Чавин и Тиауанако весьма значительно (более 1000 км по прямой), в памятниках тиауанакской культуры обнаруживаются элементы, сходные с чавинскими: двухголовая змея, кондор, кошачьи. Особенно бросается в глаза сходство между изображениями чавинского божества на стеле Раймонди и центрального персонажа барельефа на так называемых Воротах солнца. Наиболее ярким памятником этой цивилизации является городище Тиауанако в Боливии, к югу от озера Титикака место предполагаемого центра тиауанакской культуры. Здесь находятся руины величественных мегалитических сооружений, пирамид и храмов, а также гигантские каменные изваяния. Основной строительный материал, андезит, доставлялся сюда на плотах по озеру Титикака. Типичным проявлением этой культуры стала также керамика своеобразной формы и росписи.

      Расцвет культуры приходится на вторую половину I тысячелетия н. э., когда влияние  цивилизации собственно Тиауанако  и родственной ей Уари распространяется на огромную территорию от северо-запада Аргентины до северных районов Перу, охватывая при этом и перуанское побережье.

      Гибель  Тиауанако завершила эпоху древнейших цивилизаций в Центральных Андах. Все цивилизации и культуры развивались  здесь во взаимодействии друг с другом, что дает латиноамериканским исследователям право говорить о древнейшей территории Центральных Анд как о единой культурно-исторической области.

      Падению древнейших цивилизаций в данной области несомненно сопутствовали, а в некоторых случаях и  содействовали какие-то миграционные процессы, поскольку наряду с зонами высоких культур и цивилизаций существовала варварская периферия: бассейн Амазонки, обширные районы сельвы. Их натиск на очаги высоких культур и цивилизаций был исторически неизбежен. Поэтому ситуация, возникшая после падения Тиауанако, включала в себя и такие факторы, как выход на историческую арену новых этнолингвистических групп.

      Район, где некогда процветали цивилизации  Наска и Паракас, оказался в руках  новых пришельцев; местное население  не было готово для организации им должного отпора. Оно было либо уничтожено, либо ассимилировано.  
 
 

2. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА МЕСОАМЕРИКИ: ОЛЬМЕКИ, МАЙЯ, ТЕОТИУКАН, ТОЛЬТЕКИ

      Месоамерика - вторая обширная культурно-историческая область Западного полушария, которая, как и Центральные Анды, по темпам развития производительных сил, а вместе с тем и общественного развития в целом значительно опережала другие районы континента. Среди множества факторов, предопределивших этот феномен, важнейшим тоже является переход к земледелию (в том числе орошаемому) на базе окультуривания ценнейшего злакового растения маиса, а также фасоли, тыквы и др.

      Как и в Центральных Андах, в Месоамерике  насчитывается несколько древнейших цивилизаций, причем роль праматери  мексиканской культуры справедливо отводится ольмекской цивилизации, самой древней в регионе. Ученые, занимающиея древней историей Америки, датируют эпоху ольмекской цивилизации 120-400 гг. до н. э.

 Судя по археологическим  памятникам, основным (хотя и не единственным) ареалом расселения ольмеков было побережье Мексиканского залива. В развалинах древних поселений (например, в Трес-Сапотес) обнаружен материал, свидетельствующий о наличии у ольмеков цифровой системы, календаря и иероглифической письменности. Трудно судить не только об этнолингвистической принадлежности ольмеков, но и об их расово-семантических чертах. Гигантские базальтовые головы изображают круглоголовых людей с несколько приплюснутым носом, опущенными углами рта, толстыми губами. С другой стороны, на одной ольмекской каменной стеле изображены длинноносые бородатые фигуры.

      Интересно отметить определенное сходство между  цивилизацией ольмеков и Чавином, притом не только в сфере материальной культуры (маис), но и духовной: стелы с изображением кошачьих (у ольмеков ягуары). Вряд ли здесь имело место взаимодействие между культурами (хотя и оно не исключается, особенно в опосредованной форме); скорее всего, перед нами типичный пример конвергенции.

      Ольмекское  наследие оказало глубокое воздействие  на другие, несколько позднее возникшие древнейшие мексиканские цивилизации, особенно на культуру майя.

      Некоторые исследователи склонны считать, что цивилизация майя могла возникнуть непосредственно на основе ольмекской культуры и что ольмеки и майя до их переселения в более южные районы один и тот же народ. Можно предположить также, что частичная миграция ольмеков на Юкатан началась задолго до фатальных для ольмекской цивилизации событий и поэтому, после поражения, пользуясь уже проторенными путями, ольмеки смогли отступить на юг в относительном порядке, что и позволило им в значительной степени сохранить многие элементы своей культуры и возродить их в новом регионе обитания.

      Древнейшую  историю майя можно подразделить на следующие эпохи: ольмекскую (IV в. до н.э. I в. н.э.) и классическую. Большим подспорьем в установлении хронологии майя являются стелы с высеченными на них датами. Культура майя развивалась на огромной территории, превышающей 325 тыс. квадратных километров, примерно там, где в настоящее время находятся мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, восточная часть штата Чьяпас, большая часть Гватемалы (за исключением узкой полоски Тихоокеанского побережья), Белиз и западная часть Гондураса и Сальвадора.

Фактически  в состав майя входили различные, но сходные по своему этническому составу группы с более или менее близкими физическими чертами, говорившие на различных языках, образующих единую лингвистическую ветвь . В течение этого периода появляются типичные черты культуры майя: строительство храмов с использованием ступенчатого свода, культ времени, нашедший выражение в невероятно точном его отображении на стелах с высеченными иероглифами, которые не только говорят о хронологии событий, но и представляют собой литературные источники. На этом этапе полностью прекращается влияние других культур. Достигает своего апогея архитектура, скульптура, живопись, керамика, прикладное искусство, особенно резьба по камню, астрономия, математика, иероглифическая письменность и т. д. В то время как на протяжении предыдущего этапа культура майя развивается в горных районах, период расцвета приходится на равнинные районы, в горных же заметны черты упадка.

     Наконец, в период упадка под влиянием других народов культура майя постепенно размывается до такой степени, что в конце его и в начале следующего короткого 50-летнего периода, эта цивилизация вновь опускается до уровня начального периода. Наверное, именно на этом этапе и завершается история развития собственно майяской цивилизации. В дальнейшем речь идет уже о потомках классических майя, наследниках преимущественно крестьянской культуры.

      Название цивилизации Теотиуакан происходит от наименования ее центра города Теотиуакана, к которому и было долгое время приковано внимание ее исследователей. Позднее было доказано, что граница ее распространения намного шире территории города и его окрестностей. Проявления теотиуаканской культуры были обнаружены на всей территории долины Мехико, а также в прилегающих к ней частях штатов Идальго, Пуэбла, Морелос и Тласкала. Создатели теотиуаканской цивилизации относились к языковой группе науа, в которую входило население и последующих обществ, процветавших в долине Мехико, а именно тольтеки и ацтеки.

 Хронологические рамки цивилизации неясны и определяются многими исследователями по-разному. Скорее всего - это рубеж III и IV вв. до н. э.

В годы расцвета Теотиуакан по площади превосходил, например, Рим времен империи, хотя и уступал ему по количеству жителей. В настоящее время от города остались лишь пирамиды, имевшие культово-религиозное назначение. Они поражают современного наблюдателя и размерами и точностью расчетов, и размахом замыслов, и тщательностью исполнения. Декоративный мотив, господствующий в Теотиуакане, пернатый змей, символ Кецалькоатля, бога и культурного героя. Интересно отметить, что теотиуаканские пирамиды как бы надстроены над остатками небольших более древних сооружений.

      Экономической основой существования теотиуаканского  общества являлось орошаемое земледелие. Орошение осуществлялось, скорее всего, в виде строительства чинамп, т. е. насыпных островков (реже полуостровков), среди озер и болот. Чинампы могли также создаваться в результате дренажных работ. Высокая производительность труда на чинампах открывала возможность относительно быстрого накопления прибавочного продукта, а следовательно, и формирования классовых отношений.

      В VII-VIII вв. н. э. (по некоторым данным, в IV в.), в период своего процветания, теотиуаканская цивилизация была разрушена варварами, вторгшимися с севера. Не исключено, что нашествие извне было поддержано восставшими городскими и сельскими низами.

     В IX в. в Теотиуакане вновь восстанавливается  общественная жизнь, государственная  организация, но творцами всего этого  были уже не сами теотиуаканцы, а  новые группы племен науа тольтеки, мигрировавшие в долину Мехико с севера.

После упадка Теотиуакана в Месоамерике наступил многовековой период, когда существенные изменения претерпела ее цивилизация, прежние города без фортификационных сооружений, управляемые мудрыми жрецами, уступают место военным городам и самым воинственным религиям. Один из таких городов Тула возникает к 950 г. н.э. и становится столицей тольтеков.

Информация о работе Древнейшие и древние цивилизации Америки