Древнейшие и древние цивилизации Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является максимально возможное освещение одной из древнейших цивилизаций - индейской культуры Мексики и Центральной Америки доколумбова периода, создать картину сложного взаимодействия больших и малых индейских культур, существовавших на указанной территории на протяжении последних 25 тысяч лет. И, надо сказать, послуживших во многих латиноамериканских странах важнейшей составной частью для формирования современной национальной идеологии и культуры.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ АНД: ЧАВИН, ПАРАКАС, НАСКА, МОЧИКА, ТИАУАНАКУ 5
2. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА МЕСОАМЕРИКИ: ОЛЬМЕКИ, ТЕОТИУКАН, ТОЛЬТЕКИ 13
3. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА И ЦИВИЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ АНД: «ИМПЕРИЯ ИНКОВ» (ТАУАНТИНСУЙО – «СТРАНА ЧЕТЫРЕХ СОЕДИНЕННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ЧАСТЕЙ СВЕТА»), ЦАРСТВО ЧИМУ 18
4. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВА МЕСОАМЕРИКИ: АЦТЕКИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ для инета.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

      Народы, пришедшие на смену тольтекам  в Мексиканскую долину, долго еще  считали культуру тольтеков своеобразным эталоном, к которому следует стремиться, и сохраняли принципы тольтекайотля. Велики были успехи тольтеков и в сфере материальной культуры. Значительных масштабов достигло земледелие (с использованием орошения), выводились новые сорта культурных растений. На высокий уровень поднялись некоторые отрасли ремесла, в частности ткачество. Жилые комплексы (до 50 соединенных между собой комнат указывают на то, что основной ячейкой тольтекского общества оставалась община. С другой стороны, имеется достаточно веский археологический и графический материал, убедительно свидетельствующий о наличии у тольтеков классов и государства.

      В X в. крупные отряды тольтеков появляются на юге Мексики, в стране майя. Были ли это государственные вооруженные  силы или отряды, посланные на юг каким-либо местным тольтекским правителем, сказать трудно. Скорее всего, тольтеки, двинувшиеся к югу, были группами мигрировавшей части населения.

3. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА И ЦИВИЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ АНД: «ИМПЕРИЯ ИНКОВ» (ТАУАНТИНСУЙО – «СТРАНА ЧЕТЫРЕХ СОЕДИНЕННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ЧАСТЕЙ СВЕТА»), ЦАРСТВО ЧИМУ 

    Около 1000 г. н.э. в Андах устанавливается  общественно-политический строй, напоминающий западный феодализм. Возникает империя инков, царство Чиму. Свою империю сами инки называли, Тауантинсуйу или «Земля четырех частей». Последнее название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу, Кольясуйу, Антисуйу и Чинчасуйу со столицей в городе Куско. Основание страны приписывается легендарному инку Манко Капаку. Само слово «инки» никогда не относилось к названию племени, им обозначался лишь правитель государства. При его преемниках территория государства постоянно расширялась, особенно тогда, когда при Йаруаре Уакаке была создана регулярная армия.

          Покоряя какое-либо государство или город, инки переселяли на их территорию другие племена, благодаря чему национальный элемент, который мог привести к освободительной войне, исчезал. На завоеванных территориях вводился в обязательном порядке государственный язык инков — кечуанский, что также способствовало единению огромной страны. Символом могущества страны был город Куско, один из красивейших городов мира, на территории которого располагались сотни дворцов и храмов. Главной в городе была площадь Уакапата (священная терраса), от которой отходили дороги в четыре главные провинции страны. Там же возвышались дворцы, один из которых имел площадь 30 на 160 метров. Но больше всего поражал своим великолепием храмовый комплекс Куско Кориканча (золотой двор). Главным его сооружением был храм бога солнца Инти, в котором одного золота насчитывалось огромное количество тонн. Золотые окна, двери, стены, крыши, полы, потолки, культовые предметы изумляли людей. Центром храма был многометровый диск из чистого золота, символизирующий Бога солнца. Возле храма находился двор Интипампа (золотое поле), на котором находились изготовленные из золота деревья, растения и травы, олени, бабочки, пастухи и т. д. Причем все это было сделано в натуральную величину и все двигалось при помощи искуснейших механизмов. Это действительно было чудо, не имеющее себе равных в мире. Не меньшей гордостью империи были ее дороги, не уступающие современным трассам.

    Существовала  у инков и государственная  почта, что выглядит, почти фантастически. Несмотря на эти великолепные достижения, инки не знали ни колеса, ни письменности. Впрочем, письменность у них была, но в виде «узлового письма»: нитки в этом узле обозначали либо золото — желтая веревка, либо солдат — красная, и т. д. Цифры обозначались при помощи вязания определенного числа узлов. Однако это не мешало развитию науки и поэзии. Жизнь инков была немыслима без религиозных обрядов, которые отличались невероятной жестокостью. За выполнение обрядов отвечала «каста» профессиональных жрецов, которую возглавлял верховный жрец.

    Подобно истукану на глиняных ногах из книги пророка Даниила, империя инков выглядела грозно и величественно, но если внимательнее присмотреться, то можно увидеть, что основа ее была, как и у истукана, глиняная. Построенная на лжерелигии, жестокости и разврате, империя инков рухнула, оставив после себя жалкие деградировавшие племена несчастных людей, которые не умеют самостоятельно ни шить одежды, ни стрелять из лука, ни строить.

    Царство Чиму, возникающее на севере, подчиняет множество долин, в каждой из которых сооружается свой городской центр. Предком культуры Чиму является культура Мочика.

   Столицей  Чиму был город Чан-Чан в долине Моче, где некогда располагался центр  мочикского государства. Наряду с кварталами бедноты, состоявшими из глинобитных  хижин и не имевшими упорядоченной планировки, в городе находились резиденции зажиточных и знатных граждан. Центр Чан-Чана составляли «сьюдаделы» - огромные, до 10 гектаров, прямоугольные компаунды со стенами из сырца, поднимающимися на высоту до 9 м. Их ширина у основания достигает 4-5 м. Сьюдаделы имели только один вход с северной стороны, где в специальных нишах стояли деревянные статуи божеств-стражей.

   Сельская  округа Чан-Чана была занята полями, орошавшимися при помощи сложных ирригационных  систем. С течением времени под влиянием постепенного тектонического поднятия Тихоокеанского побережья ирригационные системы переставали функционировать и перестраивались. При этом посевные площади неуклонно сокращались.

    Сырцовые  стены сьюдадел были покрыты рельефными узорами «коврового» стиля, состоявшими из повторяющихся изображений божеств и мифологических стен, геометризированных фигур птиц, рыб и животных. Встречаются и чисто геометрические орнаменты - ступенчатые мотивы, спирали. Архитектурный декор стилистически тесно связан с орнаментикой текстильных изделий, которые также встречаются среди археологических находок.

    Чернолощеная  и красноглиняная посуда, в которой  выделяются бутыли со стремявидным горлом, восходящие к мочикским прототипам, сосуды с мостовидной ручкой и  двугорлые часто делались в формах и имели на тулове панель с оттиснутым изображением. Очень характерны маленькие скульптурные фигурки обезьяны или птицы у основания горла сосуда. Изображения на керамике, так же как и вытесненные на металлической посуде, демонстрируют определенную преемственность с образами мочикского искусства, но со следами заметного влияния горных культур. Особенно выделяется фигура антропоморфного божества в сложном головном уборе и с дисковидными серьгами. Возникнув в конце I тыс. н.э., культура Чиму несколько веков развивалась в пределах Чикамы и Моче. В ХШ в. он начинает расширяться, подчинив себе территорию до долины Санья на севере и до Санты на юге.

    Таким образом, к середине XV в. правители  Чан-Чана подчинили себе как родственное, так и иноэтничное население, создав огромную империю, протянувшуюся на 1300 км вдоль перуанского побережья. Империя управлялась из Чан-Чана, в хранилищах которого концентрировалось огромное количество продуктов земледелия и ремесел.

    Предполагается, что основой экономической системы Чимора была концентрация прибавочного продукта в государственных хранилищах с последующим перераспределением его среди населения в виде потребительских товаров и престижных вещей, прежде всего металлических изделий. Рядовое население несло обязательную трудовую повинность по постройке каналов, общественных зданий, дворцов правителей и домов знати.

    Империя Чимор просуществовала очень  недолго. Во 2-й половине XV в. она была завоевана инками создавшими Тауантинсуйю - империю третьего поколения, включившую в себя все Центральные Анды и далеко вышедшую за пределы этой культурно-исторической области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. ДРЕВНИЕ  ЦИВИЛИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВА МЕСОАМЕРИКИ: МАЙЯ, АЦТЕКИ

     Уже в первые века нашей эры появились  первые города майя: Тикаль, Вашактун, Волантун и др. Примерно к V в. относится  возникновение городов Пьедрас-Неграс, Паленке, Копан, Яшчилан.

      В отношении общественно-экономической  функции и роли майясских городов  нет единой точки зрения. Однако если часть (и даже, вероятно, весьма значительная) их населения продолжала заниматься сельским хозяйством, то это все же не дает основания не признавать их в качестве центров ремесла и обмена. Совершенно очевидно, что постройка и поддержание дворцов, храмов и обсерваторий, стадионов, изготовление стел, оружия все это обусловило появление и несравнимо большего числа людей, оторванных от сельского хозяйства, и их более высокой и качественно иной специализации (например, каменотесов-профессионалов по обработке больших глыб камня). Также совершенно ясно, что наличие многочисленной челяди, чиновников, жрецов, ремесленников-профессионалов создавало условия и для появления новых групп ремесленников и возникновения обмена хотя бы в пределах города и прилегающей к нему округи.

     Одновременно  города майя, возможно, представляли собой  своеобразные небольшие рабовладельческие  деспотии восточного типа, религиозные  и политические центры, объединявшие значительное число сельскохозяйственных общин. Основной хозяйственной деятельностью населения было подсечно-огневое земледелие. Вместе с тем проводилась мелиорация заболоченных местностей. Из домашних животных майя, как и другие народы древнейшей Месоамерики, знали индеек и особую породу собак, которых употребляли в пищу; побочными занятиями являлись охота, рыболовство, пчеловодство. Одним из самых важных достижений майя в сфере духовной культуры была иероглифическая письменность. Иероглификой покрывали каменные стелы, устанавливавшиеся через определенные промежутки времени, иероглификой были написаны многочисленные книги (манускрипты, сложенные гармошкой и закрепленные с помощью дощечек и ремешков).

     Как и у всех жителей Месоамерики, у майя было два календаря, используемых одновременно и поочередно. Один календарь был солнечным и включал 365 дней с лишним и был наиболее совершенным изобретением человечества в этой области. Другой календарь, ритуальный, состоял из 260 дней.

Архитектура майя зародилась еще в предыдущий период, однако в то время культура этого народа не была свободна от внешних влияний. Среди архитектурных памятников этого периода можно назвать пирамиду, обнаруженную в городе Вашактуне, в нескольких километрах к северу от Тикаля. Важную роль в архитектуре играли такие элементы, как карнизы, колонны и кровельные гребни, всевозможные варианты которых вместе с пирамидальным основанием положили начало различным архитектурным стилям цивилизации майя.

     Живопись  носила в основном декоративный характер, однако в нее вкладывалось также  определенное религиозное и историческое содержание. Преимущественное развитие получили настенные росписи. Различные рисунки встречаются и в кодексах, на керамике, колоннах и фасадах. На картинах изображены различные религиозные и мифологические сюжеты, а также сцены из жизни, рассказывающие о военных сражениях, описывающие пейзажи, животных и существовавшие обычаи.

Доиспанская культура майя прекратила свое существование  в 1540 г., после того как город Т'хо попал в руки конкистадора Франсиско  Монтехо, основавшего на его месте г. Мериду, административный центр современного штата Юкатан и одноименного полуострова.

        Прямыми наследниками древней идеологии, зародившейся в Теотиуакане стали ацтеки. После упадка Теотиуакана в Месоамерике наступил многовековой период, когда существенные изменения претерпела ее цивилизация прежние города без фортификационных сооружений, управляемые мудрыми жрецами, уступают место военным городам и самым воинственным религиям.

     Все новые и новые волны воинственных варварских племен «чичимеков» вторгаются сюда с севера и северо-запада, сметая еще уцелевшие островки теотихуаканскои цивилизации в Аскапоцалько, Порте-суэло, Чолуле и т. д. Наконец, в конце IX-начале X в. в результате слияния этих двух потоков - пришлого («чичимекского») и местного (теотихуаканского) - на северо-востоке региона возникает могущественное государство тольтеков с центром в г. Туле-Толлане (Идальго, Мексика). Но и это государственное образование оказалось недолговечным. В 1160 г. вторжение новых групп варваров с севера сокрушило Толлан и положило начало очередному периоду нестабильности в политической истории Месоамерики. Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки (астеки), полуварварское племя, направляемое к поискам лучшей доли указаниями своего племенного бога Уицилопочтли. Согласно преданиям, именно божественное провидение предопределило и выбор места для строительства будущей ацтекской столицы - Теночтитлана в 1325 г.: на пустынных островах в западной части обширного озера Тескоко. В это время в долине Мехико вели борьбу за лидерство несколько городов-государств, среди которых выделялись более могущественные Аскапоцалько и Кульхуакан. Ацтеки вмешались в эти хитросплетения местной политики, выступая в роли наемников у наиболее сильных и удачливых хозяев.

     В 1427 г. ацтеки организовали «тройственную лигу» - союз городов-государств Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана (Такубы) - и приступили к последовательному завоеванию сопредельных областей. К моменту прихода испанцев в начале XVI в. так называемая Ацтекская империя охватывала огромную территорию - около 200 тыс. кв. км - с населением 5-6 млн человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. Столица «империи» - Теночтитлан - со временем превратилась в огромный город, площадь которого составляла около 1200 га, а количество жителей, по разным оценкам, достигало 120-300 тыс. человек.

     С материком этот островной город  был связан тремя большими каменными  дорогами-дамбами, имелась и целая  флотилия лодок каноэ. Подобно Венеции, Теночтитлан был прорезан правильной сетью каналов и улиц. Ядро города образовывал его ритуально-административный центр: «священный участок» - обнесенный стенами квадрат длиной 400 м, внутри которого находились главные городские храмы («Темпло Майор» - храм со святилищами богов Уицилопочтли и Тлалока, храм Кецаль-коатля и др.), жилища жрецов, школы, площадка для ритуальной игры в мяч. Рядом располагались ансамбли пышных дворцов ацтекских правителей -«тлатоани». Дворец Монтесумы (точнее, Моктесумы) II насчитывал до 300 комнат, имел большой сад, зоопарк, купальни. Вокруг центра теснились жилые кварталы, населенные торговцами, ремесленниками, земледельцами, чиновниками, воинами. На огромном Главном рынке и меньших по величине квартальных базарах велась торговля местными и привозными продуктами и изделиями.

Информация о работе Древнейшие и древние цивилизации Америки