История естествознания: наука в древних цивилизациях Америки: майя, ацтеки, инки

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 17:59, реферат

Краткое описание

Актуальность этой темы заключается в том, что проблемы, связанные с культурно-цивилизационными и национальными отношениями являются крайне острыми для современного человечества. Тенденции глобализации и транс - национализма, имеющие место в жизни современного социума, сопровождаются национальными конфликтами - весьма опасными, кровопролитными, непредсказуемыми по своим культурно-цивилизационным последствиям.
Целью данной работы является изучение процесса образования цивилизации инков, ацтеков и майя и своеобразия их культур, традиций, науки.

Оглавление

Введение
3
Наука в цивилизации Майя
4
Наука в цивилизации Ацтеков
5
Наука в цивилизации Инков
6
Заключение
7
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат на тему история цивилизации Америки.docx

— 31.91 Кб (Скачать)

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Кафедра: Менеджмента и Маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Концепция современного естествознания

на тему «История естествознания: наука в древних цивилизациях Америки: майя, ацтеки, инки»

 

 

Выполнила студентка:

Гуманитарного факультета

Заочного отделения

Направление:

 «Управление персоналом»

Группы УП-13Б

Нургалиева Алёна Андреевна

Проверил преподаватель:

Кротов Лев Николаевич

 

 

 

 

Пермь 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

Наука в цивилизации Майя

4

Наука в цивилизации Ацтеков

5

Наука в цивилизации Инков

6

Заключение

7

Список использованной литературы

8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность этой темы заключается в том, что проблемы, связанные с культурно-цивилизационными и национальными отношениями являются крайне острыми для современного человечества. Тенденции глобализации и транс - национализма, имеющие место в жизни современного социума, сопровождаются национальными конфликтами - весьма опасными, кровопролитными, непредсказуемыми по своим культурно-цивилизационным последствиям.

Целью данной работы является изучение процесса образования цивилизации инков, ацтеков и майя и своеобразия их культур, традиций, науки.

Новый Свет представляет собой уникальную историческую лабораторию, поскольку процесс развития местной культуры происходил в целом самостоятельно, начиная от эпохи позднего палеолита (30-20 тыс. лет назад)–времени заселения континента из Северо – Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску – и до тех пор, пока ему не был положен конец нашествием европейских завоевателей. Таким образом, в Новом Свете прослеживаются почти все основные стадии древней истории человечества: от первобытных охотников на мамонтов до строителей первых городов – центров раннеклассовых государств и цивилизаций. Уже простое сопоставление пути, пройденного коренным населением Америки в доколумбовую эпоху, с вехами истории Старого Света дает необычно много для выявления общеисторических закономерностей.

 

 

 

 

Наука в цивилизации Майя

 

Наиболее оригинальной и высокоразвитой среди мезоамериканских цивилизаций считается цивилизация майя (3000 г. до н. э. - XVI в. н. э.).

Историю и культуру народа майя принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны: период формирования (1000 г. до н. э. - 317 г. н. э.), Древнее царство (317-987 гг. н.э.), Новое царство (987 г. н. э. - XVI в.). В настоящее время известно о существовании не менее 18 обсерваторий периода расцвета Петена. Исследователь Блом провел серию экспериментов на центральной площади Вашактуна.

Вселенная – йок каб (буквально: над землей) - представлялась древним майя в виде расположенных друг над другом миров. С VI или VII в. в соответствии с решениями ученого Собора в Шочикалько майя установили гражданский год в 365 дней. Посредством сложной системы календарной корреляции, названной позже дополнительной серией, они привели этот год в соответствие с действительной длительностью солнечного года, которая, по современным подсчетам, равна 365, 2422 дня.

Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя периоды времени назывались: 20 дней виналь; 18 виналей - тун; тун равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5 дней, называвшихся майе, буквально: "неблагоприятные". Майя умело совмещали два календаря: хааб - солнечный, состоявший из 365 дней, и цолкин - религиозный, из 206 дней.

Как употребляемая нами десятичная система, так и двадцатеричная майяская основывается на едином принципе, согласно которому знак сам по себе ничего не значит, но в сопровождении с другой цифры становится основой для математического обращения. Зодиак майя представлял собой иллюстрацию модели космоса, привязанную к реинкарнационному циклу человека. В нем было 13 главных созвездий.

Наука в цивилизации Ацтеков

 

Ацтеки наиболее многочисленный индейский народ Мексики. Численность около 1,3 млн. человек (на 1977 г.). Язык - науатль. Первоначально ацтеки - бродячее охотничье племя. История его начинается с ухода во второй половине 12 века с мифической прародины - остров Астлан ("место цапель" - отсюда название племени; второе название ацтеков - теночки). После долгих скитаний ацтеки поселились на озеро Тескоко, перешли к земледелию и основали около 1325 г. город Теночтитлан (современный Мехико), ставший центром государства.

Название ацтеки стало применяться ко всем носителям ацтекской культуры. Центральная площадь служила местом народных собраний. Питьевая вода подавалась по акведукам. Более всего почитались божества ветра, дождя и посевов связанные с земледелием, а также бог войны. Большое распространение у ацтеков имел ритуал человеческих жертвоприношений богу Уи цилопочтли.

Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы.

Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустро-федон. Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так называемый ребусный метод; знаки иероглифического характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. "Ацтекский календарь", памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу.

Наука в цивилизации Инков

 

Инки (правильнее инка), первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XI-XIII вв. на территории современного Перу, позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном ими государстве Тауантинсуйу (XV в.) или "Земля четырех частей". Последнее название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу, Кольясуйу, Антисуйу и Чинчасуйу со столицей в городе Куско.

Уже в древности человечество разработало два основных вида письменности - алфавитную и иероглифическую. Последняя ("кэлька") имелась у инков. Наряду с кэлькой инки прибегали и к так называемому узелковому письму.

Чтобы "записывать" все происходящее, инки использовали приспособление из связанных узелками веревок, которое называлось "кипу" и служило для сохранения исторических сведений, переписи населения в провинции и подсчета урожая. Кипу (в переводе с языка кечуа - “узел”) представляет собой шнур длиной не менее 30 см.

Современные исследователи применили для расшифровки кипу компьютеры. Его авторы - антропологи из Гарвардского университета Гари Уртон и Керри Д. Брезин - проанализировали 21 текст кипу, найденных при раскопках в Перу. Система кипу весьма гибка, она семи битная (система расположения семи узлов) и отражает 1536 единиц информации (2 в шестой степени умножить на 24 - количество цветов).

Для математических вычислений инки использовали "абак" - счётную доску, по полосам которой передвигали счётные единицы - круглые камешки. Самой малой мерой длины был "палец". Инки разработали десятичную систему счисления и ввели понятие нуля.

Инки имели представление о солнечном и лунном годе, но календарь инков не был ни Солнечным, ни Лунным и до сих пор остаётся тайной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, в конце XV – начале XVI в. в западном полушарии встретились три мира, совершенно не похожие друг на друга и стоящие на различных стадиях культурно-исторического развития: если наиболее передовые цивилизации индейцев по своему уровню соответствовали в Старом Свете самым архаичным формам государства Древней Востока, Европа уже ликвидировала к тому времени Ренессанс и переживала период антифеодальных революций. И, тем не менее, американским аборигенам было чем поделиться с пришельцами из своих культурных достижений, накопленных за тысячелетия самостоятельного развития. Благодаря им в обиход всего человечества прочно вошли картофель, табак, бобы, томаты, кукуруза, какао, а также хинин, каучук и т.д. Об этом же свидетельствует и обмен слов, взятых из индейских языков, географические названия, названия растений, с которыми европейцы впервые познакомились в Америке, названия животных, птиц, рыб, предметов, воспринятых у индейцев.

Индейские цивилизации Нового Света сумели достигнуть своего апогея без важнейших технических достижений древности, к которым относятся выплавка железа и стали, разведение домашних животных (особенно тягловых и вьючных), колесный транспорт, гончарный круг, плуг иное земледелие, арка в архитектуре. В Анской области обработка цветных металлов, золота и серебра производилось еще во II тыс. до н.э., и к моменту прихода европейцев инки широко использовали в своей практике не только бронзовое оружие, но и бронзовые орудия труда. Быстрый прогресс археологических исследований в важнейших центрах Средней Америки в сочетании с усилиями лингвистов, этнографов, и позволяет сейчас, пусть в самой общей форме, проследить основные этапы развития древне цивилизации в Новом Свете, выявить ее характерные черты и особенности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1 Народы Америки т. 2, М., 1959

2 Вайян Дж., История ацтеков, пер. с англ., М., 1949

3 Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки, М., 1962

4 Латинская Америка: энциклопедический справочник, т. I - М., Советская энциклопедия, 1979

5 Максаковский В. П., Географическая карта мира: 230 "каналов углубления" к курсу "Экономическая и социальная география мира", Ярославль, 1995

 


Информация о работе История естествознания: наука в древних цивилизациях Америки: майя, ацтеки, инки