Древние цивилизации Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:32, реферат

Краткое описание

Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами; лишь в двух сравнительно небольших областях западного полушария – в Мезоамерике и Андах – испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации. На их территории родились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки. К моменту ее “открытия”, в 1492 г., там жило до 2/3 всего населения континента, хотя по своим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади. Именно здесь находились центры происхождения американского земледелия, а на рубеже нашей эры возникают самобытные цивилизации предков науа, майя, сапотеков, кечуа, аймара и др.

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии 2.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     Майя превзошли эту систему  прежде, чем римляне завоевали  Галлию и Иберийский полуостров, и много раньше, чем арабы привезли  в Европу десятичную систему  счета. Считается, что она была изобретена в Индии в VII в. н.э. и что арабы передали ее европейцам лишь спустя несколько веков. Майя же пользовались своей сходной с десятичной системой по крайней мере с IV в. н.э. – иначе говоря, 1600 лет назад.

      Как употребляемая нами десятичная система, так и двадцатиричная майяская основывается на едином принципе, согласно которому знак сам по себе ничего не значит, но в сопровождении с другой цифры становится основой для математического обращения, позволившего совершить все завоевания современных наук. Этот знак – ноль, чье свойство увеличивать сочетающуюся  с ним цифру в десятки раз по нашей системе и в двадцать раз по системе майя посредством позиционного перемещения указанной цифры влево в первом случае и кверху во втором делает возможными запись бесконечных множеств и осуществление самых сложных астрономических подсчетов.

     В нашей десятичной системе  имеются девять цифр и ноль. Майяская состоит лишь из двух  – точки и черты – и ноля. Изобретение этого знака в  столь отдаленные времена поднимает математический гений майя на поразительные вершины. Это означало величайший прогресс в области абстрактного мышления. Сведения о науке майя сохранились в весьма незначительном количестве книг, которые избежали катастрофы, наступившей для аборигенных культур Америки с началом европейской конкисты. До настоящего времени сохранились лишь три книги майя. Одна из них в Париже, другая – в Мадриде, третья – в Дрездене.

     В истории майя немало загадок.  Причина культурного упадка майя  – это еще одна тайна в истории майя. Необходимо заметить, что нечто подобное происходило по всей Мезоамерике. Существует немало теорий, истолковывающих причины этого явления – землетрясения, климатические катаклизмы, эпидемии малярии и желтой лихорадки, иноземное завоевание, интеллектуальное и эстетическое истощение, военное ослабление, административная дезорганизация и т.д. Морли утверждал, что “основной причиной упадка и исчезновения Старой империи стал упадок системы земледелия”. Блом согласился с этим мнением, заявив, что “майя истощили свою землю, так как использовали примитивные методы ее обработки, вследствие чего население было вынуждено отправиться на поиски новых мест для выращивания своих урожаев”. Однако археологи А.В.Киддер и Э.Томпсон отбросили эту “земледельческую” версию. Более того Томпсон был готов допустить версию о “культурном угасании”, но совершенно отбрасывал мысль о том, что население могло оставить свои территории.

      Другие исследователи выдвинули  теорию о мощном восстании,  с которым связывают разбитые и опрокинутые тикальские монументы.

     Глубоко изучив теории упадка  культуры майя, Рус пришел к  выводу: “Очевидно, что между  ограниченными возможностями отсталой  сельскохозяйственной техники и  растущим население существовали  неразрешимые противоречия. Они все более усугублялись по мере увеличения доли непроизводительного населения по отношению к земледельцам. Рост строительства церемониальных центров, усложнение ритуала, увеличение числа жрецов и воинов делали все более трудным производство сельскохозяйственного продукта, достаточного в количественном отношении для сего населения.

     Несмотря на глубоко укоренившуюся  в сознании индейцев веру в  богов и покорность их представителям  на земле, поколения земледельцев  не могли не сопротивляться всевозрастающему гнету. Очень может быть, что эксплуатация достигла предела и стала вконец невыносимой, спровоцировав тем самым крестьянские выступления против теократии наподобие Жакерии во Франции в XIV в. Возможно также, что     эти события совпали с усилением влияния из вне, тем более что период угасания культуры майя совпадает с миграцией племен Мексиканского нагорья. Эти народы в свою очередь переживали период всеобщего смятения в связи с вторжением с севера варварских племен, теснивших их к югу. Миграции буквально перетасовали группы индейцев, расположенные на пути переселенцев, и произвели настоящую цепную реакцию, приведшую к вспышке искры крестьянского восстания”. 
 

Цивилизация ацтеков. 

     После гибели Теотихуакана Центральная  Мексика на долгие десятилетия становится ареной драматических и бурных событий: все новые и новые волны воинственных варварских племен “чичимеков” вторгаются сюда с севера и северо-запада, сметая еще уцелевшие островки теотихуаканской цивилизации в Аскапоцалько, Портесуэло, Чалуле и т.д. Наконец, в конце IX – начале X в. в результате слияния этих двух потоков – пришлого (“чичимекского”) и местного (теотихуаканского) – на северо-востоке региона возникает могущественное государство тольтеков с центром в г. Туле – Толлане (Идальго, Мексика).  

     Но и это государственное образование  оказалось недолговечным. В 1160 г. вторжение новых групп варваров  с севера сокрушило Толлан  и положило начало очередному  периоду нестабильности в политической  истории Мезоамерики. Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки (астеки), полуварварское племя, направляемое к поискам лучшей доли указаниями своего племенного бога Уицилопочтли. Согласно преданиям, именно божественное провидение предопределило и выбор места для строительства будущей ацтекской столицы – Теночтитлана в 1325 г.: на пустынных островах в западной части обширного озера Тескоко. В это время в долине Мехико вели борьбу за лидерство несколько городов-государств, среди которых выделялись более могущественные Аскапоцалько и Кульхуакан. Ацтеки вмешались в эти хитросплетения местной политики, выступая в роли наемников у наиболее сильных и удачливых хозяев.

     В 1427 году ацтеки организовали  “тройственную лигу” - союз городов-  государств Теночтитлана, Тескоко  и Тлакопана (Такубы) – и приступили к последовательному завоеванию сопредельных областей. Огромный ужас внушали их обсидиановые булавы, круглые щиты и неуемная агрессивность. Невероятное могущество Ацтекской империи было достигнуто благодаря изобретательности и предприимчивости трех тлатоани – Моктекусомы I(1440-1469), Ашаякатля (1469-1481), и Ауисотля (1481-1502). Было бы неверным считать их просто захватчиками и покорителями более слабых в военном отношении народов – они являлись подлинными государственными деятелями. Совершенствование социальной организации и материального прогресса людей могло осуществиться во многом лишь при наличии у правителя редкого государственного таланта, железной воли, стремления к новому и чувства блестящего исторического предвидения. Немалый вклад в этот исторический подвиг принадлежит Слукоатлю и Тлакаелелю. Он выполнял функции своего рода “железного канцлера”. Этот выдающийся политик умер в начале XVI в., ставшего трагическим для американских индейцев.

После смерти Ауисотля на пост тлатоани был  возведен Монтесума Шопойоцин, что в переводе означает “молодой”. Чаще его называют Моктесома II. Он правил в течение 18 лет . 1 июля 1520 г. он был казнен испанцами. 

       К моменту прихода испанцев  в начале XVI в., так называемая  Ацтекская империя охватывала огромную территорию – около 200 тыс. кв. км – с населением 5-6 млн. человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. Столица империи - Теночтитлан – со временем превратилась в огромный город, площадь которого составляла около 1200 га, а количество жителей, по разным оценкам, достигало 120-300 тыс. человек.

      С материком этот островной  город был связан тремя большими  каменными дорогами - дамбами, имелась  и целая флотилия лодок каноэ. Подобно Венеции, Теночтитлан был прорезан правильной сетью каналов и улиц. Ядро города образовывал ритуально - административный центр: “священный участок” - обнесенный стенами квадрат длиной 400м , внутри которого находились главные городские храмы (“Темпло Майор” - храм со святилищами богов Уицилопочтли и Тлалока, храм Кецалькоатля и др.), жилища жрецов, школы, площадка для ритуальной игры в мяч. Рядом располагались ансамбли пышных дворцов ацтекских правителей – “тлатоани”. По словам очевидцев, дворец Монтесумы (точнее, Моктесумы)II насчитывал до 300 комнат, имел большой сад, зоопарк, купальни.

       Вокруг центра теснились жилые  кварталы, населенные торговцами, ремесленниками, земледельцами, чиновниками, воинами.  На огромном Главном рынке  и меньших по величине квартальных базарах велась торговля местными и провозными продуктами и изделиями. Общее впечатление о великолепной ацтекской столице хорошо передают слова очевидца и участника драматических событий конкиста – солдата Беркаля Диаса дель Кастильо из отряда Кортеса. Стоя на вершине высокой ступенчатой пирамиды, конквистадор с изумлением взирал на странную и динамичную картину жизни огромного языческого города: “И мы увидели огромное количество лодок, одни приходили с различными грузами, другие с разнообразными товарами. Все дома этого великого города находились в воде, а из дома в дом можно было попасть только по висячим мостам или на лодках. И видели мы языческие храмы и часовни, напоминавшие башни и крепости, и все они сверкали белизной и вызывали восхищение”.

     Теночтитлан был захвачен Кортесом  после трехмесячной осады и  ожесточенной борьбы в 1521 г.  И прямо на руинах ацтекской  столицы, из камней ее дворцов  и храмов, испанцы построили новый  город – Мехико, быстро растущий  центр своих колониальных владений в Новом Свете. Со временем остатки ацтекских построек были перекрыты многометровыми напластованиями современной жизни. В этих условиях вести систематические и широкие археологические исследования ацтекских древностей пости невозможно. Лишь от случая к случаю в ходе земляных работ в центре Мехико появляются на свет каменные изваяния – творения древних мастеров.

     Поэтому подлинной сенсацией  стали открытия конца 70 –80 гг. XX в. при раскопках Главного  храма ацтеков – “Темпло Майор” - в самом центре Мехико, на площади Сокало, между кафедральным собором и президентским дворцом. Сейчас вскрыты уже святилища богов Уициопочтли (бог солнца и войны, глава ацтекского пантеона) и Тлалока (бог воды и дождя, покровитель земледелия), обнаружены остатки фресковых росписей, каменная скульптура. Особенно выделяются круглый камень диаметром свыше трех метров с низкорельефным изображением богини Койольшаухки – сестры Уицилопочтли, 53 глубокие ямы – тайники, заполненные ритуальными приношениями (каменные фигурки богов, раковины, кораллы, благовония, керамические сосуды, ожерелья, черепа принесенных в жертву людей и т.д.). Вновь обнаруженные материалы (общее их число превышает несколько тысяч) расширили существовавшие преставления о материальной культуре, религии, торгово-экономических и политических связях ацтеков в период расцвета их государства в конце XV - XVI в.                     
 

Цивилизация Южной Америки. 

       Какие племена и народности  населяли в древности Перу? Подавляющее  большинство считает, что ими были инки. И это кажется правильным. Когда в 1532г. испанские конквистадоры ступили на перуанскую землю, вся страна, а также Эквадор, Боливия и Северное Чили входили в предмет гигантской инской империи, или, как сами инки называли свое государство Тауантинсуйю. Общая протяженность Тауансуйю вдоль Тихоокеанского побережья составляла свыше 4300 км, а население – не менее 6 млн. человек. Однако инки представляли собой лишь внешний фасад древнего Перу, за которым как в Египте или в Месопотамии, скрывалось длинное и славное прошлое.

В конце II тыс. н.э. в горах северо-восточной  области страны внезапно появилась  западная культура Чавин, синхронная с  “Ольмекскими “ памятниками Мезоамерики  и близкая им по характеру (культ  кошачьего хищника – ящера  или пумы, каменные пирамидальные храмы, изящная керамика и т.д.). С рубежа нашей эры в прибрежной зоне Перу на севере возникает цивилизация Мочина, а на юге – цивилизация Наска. Одновременно с ними или чуть позже в горах Боливии и Южного Перу Сформировалась динамичная и оригинальная культура Тиаунакана( названная так по имени своего центрального поселения , близ южного берега оз.Титикана). Что же характерно для всех названных ранних перуанско-боливийских цивилизаций?

       Прежде всего, они родились  самостоятельно, одновременно с классическими цивилизациями Мезоамерики, но без каких-либо заметных связей с ними, Далее, хотя древние перуанцы не создали ни иероглифической письменности, ни сложного календаря, их технологии в целом были совершеннее, чем у населения Мезоамерики. В то время, когда мезоамериканцы жили еще целиком в каменном веке, индейцы Перу и Боливии со II тыс. до н.э.  знали металлургию, обработку золота, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только украшения и оружия, но (как в случае с медью) даже наконечники земледельческих орудий – “палок-копалок” и мотыг. Они, особенно создатели культуры мочика, изготовляли великолепную керамику с полихромной росписью и фигурным моделированием. Их ткани из хлопка и шерсти были тонкими и совершенными. Но особенно изящные виды этой продукции – гобелены, декоративные ткани, парча и кисея – не имеют, пожалуй, себе равных в древнем мире. Их красота лишь усиливалась яркостью красителей, приготовляемых из различных растений (например, индиго) и минералов. Эти три важные компонента местной культуры – металлические изделия, керамика и ткани (хорошо сохраняющиеся в сухом и теплом климате побережья) – придают неповторимое своеобразие всем названным древнеперуанским цивилизациям 1тыс.н.э.

Информация о работе Древние цивилизации Америки