История древних цивилизаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:09, контрольная работа

Краткое описание

Среди районов, где человечество достигло в древности высоких ступеней развития культуры, Центральная и Южная Америка занимают особое место. История населявших их племен дает уникальную возможность проследить постепенную эволюцию крупных этнических групп начиная с эпохи верхнего палеолита и до сложения первых раннегосударственных образований. Имея много общих черт с древнейшими очагами человеческой культуры в Египте, Месопотамии и в Индии, цивилизации американских индейцев развивались самостоятельно. От первых очагов высоких культур Старого Света их отделяют не только океанические просторы, но и почти четырехтысячелетний разрыв во времени. Известная изолированность американских индейцев при наличии подобного хронологического разрыва позволяет подчеркнуть общие закономерности исторического развития человеческого общества.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………
Глава I. Источниковедение и историография древней истории Центральной и Южной Америки …………………………………………………………………..
§1. Источники по древней истории Центральной и Южной Америки……...
§2. Источники доклассического периода………………………………………
§3. Источники постклассического периода……………………………………

Файлы: 1 файл

История др цивилизаций.doc

— 79.50 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………………

Глава I. Источниковедение и историография древней истории Центральной и Южной Америки …………………………………………………………………..

     §1. Источники по древней истории Центральной и Южной Америки……...

    §2. Источники доклассического периода………………………………………

    §3. Источники постклассического периода……………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди районов, где человечество достигло в древности высоких  ступеней развития культуры, Центральная  и Южная Америка занимают особое место. История населявших их племен дает уникальную возможность проследить постепенную эволюцию крупных этнических групп начиная с эпохи верхнего палеолита и до сложения первых раннегосударственных образований. Имея много общих черт с древнейшими очагами человеческой культуры в Египте, Месопотамии и в Индии, цивилизации американских индейцев развивались самостоятельно. От первых очагов высоких культур Старого Света их отделяют не только океанические просторы, но и почти четырехтысячелетний разрыв во времени. Известная изолированность американских индейцев при наличии подобного хронологического разрыва позволяет подчеркнуть общие закономерности исторического развития человеческого общества.

Племена, заселившие Америку, оказались здесь в значительной мере в иных природно-географических условиях, чем в Европе или в Азии. Небольшое число первоначальных пришельцев из Азии осваивала пространства нового континента чрезвычайно медленно (для того, чтобы продвинуться от Аляски до Огненной Земли, человеку потребовалось 12-15 тысячелетий). В Новом Свете отсутствовали многие поддающиеся приручению животные и полевые растения, известные в Старом Свете. Местная порода лошадей вымерла в Америке очень рано. Коровы и овцы в обеих частях Америки были неизвестны, а карибу (северный олень) и бизон, которые могли бы занять их место, если бы их приучили, водились главным образом в местностях, населенных первобытными племенами, довольствовавшимися охотой на них. В условиях изобилия охотничьей фауны первобытные охотники почти не переходили ни к земледелию, ни к скотоводству. В итоге на огромных территориях Америки в эпоху, соответствовавшую речным и средиземноморским цивилизациям Евразии, обитали многочисленные племена, находившиеся на стадии родоплеменных отношений.

К началу исторического  периода в Америке было уже  многочисленное население, занимающее оба континента от Крайнего Севера до Крайнего Юга. Оно состояло из 160 языковых групп, распавшихся на 1200 диалектов. Это означало, что Америка в  то время была разнообразнее, чем весь остальной мир. Однако, своей наивысшей ступени индейская социальная и материальная культура достигла только в двух центрах – Центральной Америке и области Анд.

Зона древних цивилизаций  простирается от Центральной Мексики  до Северного Чили. Эта область делится на три части: 1) Мезоамерику, включающую Центральную Мексику и Юкотан, Гватемалу, Гондурас, Сальвадор и часть Никарагуа; 2) Промежуточную область, в которую входят остальные страны Центральной Америки, а также андские районы Колумбии и Эквадора; 3) Центрально-Андскую область, состоящую из прибрежных и горных районов Перу и Боливии. Южная и северная части зоны древних цивилизаций к моменту испанского завоевания достигли наивысшего развития на всем полушарии. Промежуточная же область имела большое значение в качестве связующею звена между Мезоамерикой и Андской областью.

Историю цивилизаций  Древней Мезоамерики и Южной  Америки можно разделить на три  больших этапа: 1) формативный, или  доклассический период (III-I тыс. до н.э.); 2) ранний, или классический период (рубеж нашей эры – X в. н.э.); 3) поздний, или постклассический период (X-XVI вв. н.э.).

На раннем этапе развития (до середины II тысячелетия до н.э.) культуры зоны древних цивилизаций развивались  изолированно друг от друга, достигнув в середине II тысячелетия до н.э. примерно одинаковой ступени развития. Этим объясняется легкость распространения земледелия, основанного на кукурузе, что привело к смене систем хозяйства у племен Колумбии, Эквадора и Перу. Начинается этап производящего хозяйства. Распространение кукурузы и элементов материальной культуры шло с севера на юг двумя основными путями: морем и, через территорию Эквадора в Андскую область, и сушей, по Панамскому перешейку на территорию Колумбии. Связи доклассического периода были чрезвычайно оживленными и, вероятно, двусторонними.

Жизнь населения в  следующий, классический период характеризуется  независимым развитием всех ее областей. Базисом служило культурное единство предшествующего периода. К этому  периоду в Мезоамерике относятся теотиуаканская, майяская (Древнее царство), «ольмекская», сапотекская и некоторые другие культуры. В Южной Америке это культуры мочика, уари, тиауанако и лима.

Постклассический период – время оживленных передвижений племен в Мезоамерике и Андской области. Ломаются замкнутые рамки локальных культур предыдущего периода. Основные культуры постклассической Мезоамерики – тольтекская, ацтекская, юкатанских майя, миштеков. В Андской области – царство Чимор и империя инков.

Дальнейшее самостоятельное развитие индейских народов Мезоамерики и Андской области было насильственно прервано испанским завоеванием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Источниковедение и историография древней истории Центральной и Южной Америки

§1. Источники по древней истории Центральной и Южной Америки

Источники по древней  истории Центральной и Южной  Америки довольно многочисленны  и разнообразны. К ним относятся  отдельные тексты сапотеков, майя и  некоторых других народов Мезоамерики; многочисленные письма, воспоминания и отчеты участников и оцевидцев Конкисты; так называемые хроники, написанные в XVI-XVII вв., авторами которых были как испанцы, так и потомки индейской знати; памятники материальной культуры; данные этнографии и сравнительного языкознания.

Удельный вес отдельных категорий источников по различным периодам индейской истории неодинаков. Так, большинство хроник и воспоминаний очевидцев событий почти не освещают события ранее X в. н.э. Основным источником для культур доклассического и классического времени служит, таким образом, археологический материал.

Неоднозначна источниковедческая база и в отношении Центральной  и Южной Америки. Традиции древнемексиканского  общества начала XVI века оказались понятнее европейцам, чем андские. Религиозные  и календарно-астрономические представления, государственные и политические институты, экономические организации, а главное, распространенный в Мексике способ накопления и передачи информации, т.е. письменность, не отличались принципиально от известных европейцам либо но собственному опыту, либо благодаря общению с другими народами Старого Света или сведениям, дошедшими от античности. Представители прежней ацтекской знати в свою очередь сравнительно легко перешли на латиницу и рассказали в своих сочинениях о жизни и истории разрушенного испанцами государства. В Андах пропасть между европейской и местной культурами была столь глубокой, что после конкисты образованные индейцы и метисы оказались способны изложить свои взгляды в доступной завоевателям форме лишь в тех случаях, когда их собственное мышление в определенной мере европеизировалось.

Еще одна категория источников –  памятники материальной культуры –  также представлена в Мезоамерике  лучше. Прежде всего это касается монументального искусства. Инкские  памятники искусства этого рода испанцы уничтожили практически все. Из-за обилия золота и серебра, находившихся в их распоряжении, индейцы Перу делали свои наиболее важные культовые изображения не из камня, а из драгоценных металлов. Естественно, что все это было немедленно пущено испанцами в переплавку.

Типологически все древние цивилизации  Мезоамерики и Андской области  принадлежат к древнему миру. Если оценивать состояние их источниковедческой базы в сравнении с аналогичными обществам III тыс. до н.э. в Старом Свете, то ее несомненно следует признать более весомой, как в отношении археологических свидетельств, так и в отношении письменных материалов.

§2. Источники доклассического периода

Базой для изучения древнейшего  прошлого Мезоамерики и Андской  области служит исключительно археологический материал. На территории Мезоамерики он представлен поселениями, погребальными комплексами и храмовыми постройками. Наиболее ранние памятники относятся к X-XII тыс. до н.э., т.е. ко времени, когда на этой территории обитали группы бродячих охотников и собирателей. Наиболее многочисленные памятники относятся ко II-I тыс. до н.э.

Данные археологии позволяют достаточно точно реконструировать эволюцию хозяйственного и общественного уклада населявших Меозоамерику племен. На раннем этапе (2000-1000 гг. до н.э.) это родовые поселки земледельцев с типичным для этого времени инвентарем (набор каменных орудий труда, керамика простых форм со скудной орнаментацией, статуэтки, изображающие обнаженных женщин). Подобные памятники обнаружены в Западном Гондурасе, на тихоокеанском побережье Гватемалы, на территории Мексики, в долине Техуакан (Южная Пуэбла).

К следующему этапу (1000-500 гг. до н.э.) относятся  первые постоянные системы ирригации (долина Техуакана), множество новых  форм керамики, появление специальных  некрополей (например, в Тлатилько, долина Мехико, и Плайя-де-лос-Муэртос, в Гондурасе) и первых образцов храмовой архитектуры (например, в долине Техуакана, на Юкатане, Тихоокеанском побережье Гватемалы).

К заключительному этапу доклассического  периода относятся многочисленные поселения, размеры которых существенно увеличиваются, монументальные хравомые и административные простройки на пирамидах (например, пирамиды храма Солнца в Теотиуакане и «круглого» храма в Куикуилько), пышные каменные гробницы знати, расположенные под фундаментами храмов. Отчетливо выступают зачатки будущей классической архитектуры, скульптуры, живописи. Наиболее полно эти комплексы представлены в долине Мехико, горной Гватемале (Каминальхуйю), Южный Веракрус и Табаско (культура «ольмеков»), центральный Чиапас и Петен (Северная Гватемала).

Наиболее ранние следы пребывания человека в Южной Америке относятся  к XIII-XII тыс. до н.э. Так же как и  в Мезоамерике это были охотники и собиратели.

В III-II тыс. до н.э. в Андской области  появляются довольно крупные поселения и сопутствующие им некрополи (например, поселение Асия на побережье Тихого океана). К этому времени относятся и хранилища продуктов, в частности кукурузы (например, хранилище Лос-Гавиланес в долине Уармей к северу от Лимы). К концу III тыс. до н.э. относятся и первые образцы монументальной архитектуры (напримерм, поселение Ла-Гальгада).

Следующий этап доклассического периода  в Андской области представлен  крупными храмовыми комплексами. На побережье это комплексы Сечин-Альто, Гарагай и Кабальо-Муэрто. Начиная с XVIII-XV вв. до н.э. в этих храмах появляется роспись, рельефы и объемная глиняная скульптура.

Аналогичные комплексы в горных районах Центральных Анд относятся  к более позднему времени (середина I тыс. до н.э.). Примером здесь может служить крупнейший региональный центр, Чавин-де-Уантар, контролировавший торговый путь через Анды. Важнейшие особенности архитектуры Чавина восходят к прибрежной традиции и встречаются на огромной территории – от лесного коридора, разграничивающего Эквадор и центральноандскую область, до Аякучо и южного поберья Перу.

Таким образом, так же как и в  отношении Мезоамерики, археологические  памятники Андской области позволяют  достаточно полно проследить эволюцию проживавших на этой территории племен. Кроме того они создают хорошую базу для сравнения двух очагов древнейших цивилизаций Америки.

Источники классического периода  в истории древнейших индейских  цивилизаций более разнообразны, однако по-прежнему ведущая роль принадлежит  археологическому материалу.

На этом этапе у  Мезоамериканских племен появляется иероглифическая  письменность. В большинстве случаев  дошедшие до нас фрагменты крайне незначительны, чтобы говорить о  широких возможностях использования  памятников древнейшей письменности. Так, на территории Теотиуакана не было найдено ни одного сколько-нибудь крупного иероглифического текста, или надписи. Ученым удалось пока выявить лишь несколько иероглифических знаков, запечатленных на глине и камне или же на фресковых росписях.

Письменные памятники  древних майя представлены более широко. Иероглифы высечены на многочисленных стелах, рельефах и алтарях. Известно, что в городе Мани существовала богатейшая библиотека доколумбовой поры, в которой были собраны все достижения цивилизации майя. Вся эта библиотека была уничтожена в огне на городской площади по приказу франсисканского монаха Диего де Ланда в 1549 году. Письмо майя было словесно-слоговым, напоминавшим письмо древних египтян и шумеров; оно было расшифровано в 50-х годах русским этнографом и языковедом Ю.В.Кнорозовым. Однако, до сих пор известные иероглифы не прочитаны до конца.

Отдельные сведения о  Мезоамерике классического периода  можно извлечь из более поздних  письменных свидетельств, относящихся  к XVI-XVII вв.

Во-первых, это повествования  самих индейцев записанные на их родном языке, но буквами латинского алфавита вскоре после конкисты. Сведения по майяской истории содержатся в эпосе майя-киче «Пополь-Вух» и в книге юкатанских индейцев «Чилам Балам». К этой же группе источников можно отнести и сочинение Фернандо Иштлилшочитла, изложившего историю восточных толтеков Теотиуакана от сотворения мира. Собственно исторический период у Иштлилшочитла охватывает время с 510 по 959 годы и включает правление девяти правителей толтеков.

Информация о работе История древних цивилизаций