История древних цивилизаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:09, контрольная работа

Краткое описание

Среди районов, где человечество достигло в древности высоких ступеней развития культуры, Центральная и Южная Америка занимают особое место. История населявших их племен дает уникальную возможность проследить постепенную эволюцию крупных этнических групп начиная с эпохи верхнего палеолита и до сложения первых раннегосударственных образований. Имея много общих черт с древнейшими очагами человеческой культуры в Египте, Месопотамии и в Индии, цивилизации американских индейцев развивались самостоятельно. От первых очагов высоких культур Старого Света их отделяют не только океанические просторы, но и почти четырехтысячелетний разрыв во времени. Известная изолированность американских индейцев при наличии подобного хронологического разрыва позволяет подчеркнуть общие закономерности исторического развития человеческого общества.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………
Глава I. Источниковедение и историография древней истории Центральной и Южной Америки …………………………………………………………………..
§1. Источники по древней истории Центральной и Южной Америки……...
§2. Источники доклассического периода………………………………………
§3. Источники постклассического периода……………………………………

Файлы: 1 файл

История др цивилизаций.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Во-вторых, это свидетельства первых конкистадоров и монахов о майя. Особую ценность здесь представляют записки уже упоминавшегося Диего де Ланда, сначала уничтожившего библиотеку майя, а затем записавшего многие устные предания, объяснившего чтение утраченных иероглифических письмен, календарь майя. Записки Диего де Ланда помогли современным ученым прочитать календарь и одну треть из известных текстов маяйя.

Самую обширную группу источников по истории классического периода  цивилизаций Мезоамерики составляют памятники материальной культуры, добываемые при археологических раскопках. Для «ольмекской» культуры важнейшими памятниками являются Ла-Вента, Трес-Сапотес, Серро-де-лас-Месас и Сан-Лоренсо на побережье Мексиканского залива. Их раскопки позволили выявить характерные черты «ольмекской» культуры, проследить ее эволюцию и связь с другими культурами Мезоамерики.

Большой интерес представляет изучение руин Теотиуакана, крупнейшего  центра Мезоамерики в I тысячелетии  н.э. (Цивилизация Теотиуакана). Здесь  обнаружен крупный ритуальный центр, состоящий из одной длинной (свыше 4 км) улицы «Дорога смерти» и расположенных по обеим ее сторонам религиозно-административных зданий, среди которых особенно выделяются Пирамида луны, Храм земледелия, Храм Тлалока, Храм Кецалькоатля.

Культура майя классического периода (Древнее царство) представлена многочилсенными городами, наиболее крупными из которых были: Тикаль, Копан, Паленке, Йашчилан, Пьедрас-Неграс в низменных тропических районах Северной Гватемалы. В них обнаружены величественные дворцы и храмы, памятники изобразительного искусства, пышные гробницы правителей, знати и жрецов, скульптурные произведения, иероглифическая письменность и календарь.

Богатый археологический  материал имеется и по истории  индейцев-сапотеков (Цивилизация Монте-Альбана). Руины главного культурного центра сапотеков – Монте-Альбана – находятся вблизи города Оахака в Мексике в одноименной с последним долине. Археологические исследования в долине Оахака выявили специфические для этой цивилизации погребальные комплексы (каменные гробницы прямоугольной формы с нишами в стенах или же крестообразные в плане часто с фресковыми росписями внутри), своеобразную архитектуру (здания с круглыми каменными колоннами у входа), характерную систему письменности и календаря. Письменность у сапотеков так же как и у майя была иероглифической. Сохранились надписи, сделанные красной краской на стенах гробниц, и короткие тексты, высеченные на стелах и алтарях или же запечатленных на керамике.

Индейцы Андской области  не создали письменности в нашем понимании. Они хранили информацию с помощью кипу – связок разноцветных шнурков с узелками. Подобная знаковая система была не менее емкой, но она несопоставима с европейской. Кипу не были случайным изобретением, а принципы мышления, лежащие в основе «узелкового письма», тесно связаны с присущими индейцам Анд календарно-астрономическими представлениями и с особенностями их социальной организации (наиболее ранние кипу найдены в погребениях VII в. н.э. культуры уари на побережье Перу, однако вряд ли это самые первые образцы).

Не содержатся какие-либо сведения о доинкском периоде  Андских цивилизаций и в более  поздних хрониках, которые можно  использовать с большой осторожностью  лишь для выяснения некоторых  аналогов инкского общества в более  ранние периоды. Таким образом, как и в предыдущий период главным источником наших сведений по классическим цивилизациям Андской области остаются данные археологических раскопок.

К этому времени относятся  руины города Уари близ современного города Аякучо, огромные недостроенные комплексы Виракочапампа и Пикильякта (култура уари); город Тиауанако, расположенный на равнине вблизи оз.Титикака (культура тиауанако); города Моче и Пампа-Гран-де на побрежье Перу (культура мочика). При изучении этих городов и других менее значимых поселений на территориях распространения культур уари, тиауанако и мочика получены интересные данные, свидетельствующие о постепенном преобразовании ранних городов-государств в крупные царства.

     §3. Источники постклассического периода

Количество источников, относящихся к этому времени, возрастает по сравнению с предшествующим периодом. Прежде всего это касается письменной традиции.

Письменные источники X-XV вв. по истории Мезоамерики по-прежнему представляют собой отрывочные иероглифические  тексты майя и полупиктографические рукописи миштеков и ацтеков. Индейские рисованные книги, известные под названием «кодексы», составляют особую группу источников. Содержат они ритуальные, календарные и генеалогические сведения. Кодексы рисовались на длинных, сложенных гармошкой полосах бумаги и оленьей кожи шириной около 30 сантиметров и длиной иногда свыше 14 метров. Эти полосы с двух сторон были покрыты цветными пиктограммами по белой известковой грунтовке.

В настоящее время  известны 3 кодекса майя, 13 кодексов миштеков, 5 кодексов не вполне ясного происхождения, хотя и родственных миштекским, и несколько ацтекских кодексов. Кроме того имеется некоторое количество кодексов, созданных уже после завоевания Мексики испанцами.

Майяские кодексы все  еще не прочитаны. В других приоткрыт смысл некоторых фрагментов или определенных слоев значений, а часть понята полностью. Помимо реконструкции духовного мира индейцев Мезоамерики, данные кодексов могут служить дополнительным источником их социально-политических институтов.

Еще одной категорией источников по истории постклассического  периода являются письма, воспоминания и отчеты непосредственных участников и очевидцев конкисты. Они содержат ценные сведения о религии и культуре индейцев накануне и в период завоевания. Среди этих ранних документов важнейшими являются письма Кортеса к императору Карлу V и записки солдат Берналя Диаса дель Кастильо.

Следующая группа источников представляет собой хроники и  исторические труды общего характера, написанные после покорения основной массы индейцев. В них наряду с различными религиозными догмами содержатся ценные фактические сведения. Наиболее значительные работы этого рода написали Диего Дуран, Алонсо Сорита, Альварадо Тесосомок, Фернандо Иштлилшочитл, Диего де Ланда и Бернардино де Саагун. К этой же группе можно отнести и Хронику Куаутитлана, в которой содержатся сведения по истории западных толтеков городов Кулуакана, Теночтитляна и Куаутитлана, а также книги юкатанских индейцев «Чилам Балам».

Письменные источники  по истории Мезоамерики весомо дополняются археологическими данными, полученными при раскопках различных ацтекских, майяских и миштекских центров, среди которых отметим Теночтитлан, Тескоко, Чичен-Ицу, Ицмаль, Майяпан, Ушмаль, Митлу и другие. Особый интерес представляют памятники монументального искусства ацтеков, позволяющие разрешить немало проблем, возникающих при истолковании содержащихся в хрониках сведений о высших формах индейской религии. Прежде всего это ацтекские храмы в виде ступенчатых пирамид (теокалли) и большое число превосходных статуй ацтекских божеств, утопленных испанцами в болоте вблизи Теночтитлана и извлеченных оттуда в наши дни.

Письменная традиция истории постклассического периода  Центральных Анд значительно  беднее Мезоамериканской. Перуанские хроники XVI-XVII вв. в целом дают несколько более искаженную картину жизни инков, чем аналогичные работы по истории и культуре ацтеков. К тому же большинство хроник написано не участниками событий 1530-х годов, а их потомками во втором и третьем поколении. Наиболее значимыми среди работ подобного рода являются хроники Инка Гарсиласо де ла Вега и Педро де Сьеса де Леона.

Существенным дополнением  к хроникам являются так называемые visitas – отчеты испанских чиновников о положении дел в провинциях вице-королевства, относящиеся к середине и второй половине XVI века. Они включают частные, нередко отрывочные, но зато подробные и объективные сведения о демографии, социальной организации, отношениях собственности в последние годы существования инкского государства.

Еще один важный источник для изучения последнего периода в истории цивилизаций Андской области – археология. Раскопки столицы государства Чимор города Чан-Чана и инкских городов Куско, Мачу-Пикчу, Уануко Пампа, Хатун Хауха и других позволили существенно уточнить сообщения письменных источников. Большой интерес представляет изучение Нового Куско – уникального города на западных склонах Анд, призванного в свое время воспроизвести облик столицы государства. Развалины этого города хорошо сохранились до наших дней.

В отличие от Мезоамерики, большинство памятников монументального искусства инкского периода было уничтожено испанцами. Одно из немногих исключений – крупная каменная статуя пумы, когда-то находившаяся в главном храме Куско – Кориканче. Зато сохранились детские захоронения на вершинах высоких гор, связанные с ритуалом «великого жертвоприношения».

Еще один источник, общий  для Мезоамерики и Центральных  Анд – данные этнографического изучения. Чрезвычайно полезными, например оказались  этнографические исследования среди индейцев Боливии и Перу, а также в некоторых глухих и труднодоступных уголках Мексики и Центральной Америки, где индейцы все еще во многом сохраняют старый уклад жизни. Сопоставление материков XVI-XVII веков с современными наблюдениями позволяет существенно дополнить содержащиеся в отчетах и хрониках сведения о древних общественных структурах.

Относительно новым  и еще недостаточно разработанным  в отношении истории американских индейцев источником являются данные сравнительного языкознания. Сопоставляя результаты языковой реконструкции с археологическими фактами и сведениями письменных источников, удается получить представления о многих этнических процессах древности.

В целом многочисленные и разнообразные источники по истории древних цивилизаций  Мезоамерики и Андской области, взаимно дополняя друг друга, позволяют довольно полно реконструировать исторические процессы, протекавшие на этой территории в течение нескольких тысячелетий вплоть до трагического для индейцев испанского завоевания.


Информация о работе История древних цивилизаций