Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:09, контрольная работа
Среди районов, где человечество достигло в древности высоких ступеней развития культуры, Центральная и Южная Америка занимают особое место. История населявших их племен дает уникальную возможность проследить постепенную эволюцию крупных этнических групп начиная с эпохи верхнего палеолита и до сложения первых раннегосударственных образований. Имея много общих черт с древнейшими очагами человеческой культуры в Египте, Месопотамии и в Индии, цивилизации американских индейцев развивались самостоятельно. От первых очагов высоких культур Старого Света их отделяют не только океанические просторы, но и почти четырехтысячелетний разрыв во времени. Известная изолированность американских индейцев при наличии подобного хронологического разрыва позволяет подчеркнуть общие закономерности исторического развития человеческого общества.
Введение ……………………………………………………………………………
Глава I. Источниковедение и историография древней истории Центральной и Южной Америки …………………………………………………………………..
§1. Источники по древней истории Центральной и Южной Америки……...
§2. Источники доклассического периода………………………………………
§3. Источники постклассического периода……………………………………
Во-вторых, это свидетельства первых конкистадоров и монахов о майя. Особую ценность здесь представляют записки уже упоминавшегося Диего де Ланда, сначала уничтожившего библиотеку майя, а затем записавшего многие устные предания, объяснившего чтение утраченных иероглифических письмен, календарь майя. Записки Диего де Ланда помогли современным ученым прочитать календарь и одну треть из известных текстов маяйя.
Самую обширную группу источников
по истории классического периода
цивилизаций Мезоамерики
Большой интерес представляет изучение руин Теотиуакана, крупнейшего центра Мезоамерики в I тысячелетии н.э. (Цивилизация Теотиуакана). Здесь обнаружен крупный ритуальный центр, состоящий из одной длинной (свыше 4 км) улицы «Дорога смерти» и расположенных по обеим ее сторонам религиозно-административных зданий, среди которых особенно выделяются Пирамида луны, Храм земледелия, Храм Тлалока, Храм Кецалькоатля.
Культура майя классического периода (Древнее царство) представлена многочилсенными городами, наиболее крупными из которых были: Тикаль, Копан, Паленке, Йашчилан, Пьедрас-Неграс в низменных тропических районах Северной Гватемалы. В них обнаружены величественные дворцы и храмы, памятники изобразительного искусства, пышные гробницы правителей, знати и жрецов, скульптурные произведения, иероглифическая письменность и календарь.
Богатый археологический материал имеется и по истории индейцев-сапотеков (Цивилизация Монте-Альбана). Руины главного культурного центра сапотеков – Монте-Альбана – находятся вблизи города Оахака в Мексике в одноименной с последним долине. Археологические исследования в долине Оахака выявили специфические для этой цивилизации погребальные комплексы (каменные гробницы прямоугольной формы с нишами в стенах или же крестообразные в плане часто с фресковыми росписями внутри), своеобразную архитектуру (здания с круглыми каменными колоннами у входа), характерную систему письменности и календаря. Письменность у сапотеков так же как и у майя была иероглифической. Сохранились надписи, сделанные красной краской на стенах гробниц, и короткие тексты, высеченные на стелах и алтарях или же запечатленных на керамике.
Индейцы Андской области не создали письменности в нашем понимании. Они хранили информацию с помощью кипу – связок разноцветных шнурков с узелками. Подобная знаковая система была не менее емкой, но она несопоставима с европейской. Кипу не были случайным изобретением, а принципы мышления, лежащие в основе «узелкового письма», тесно связаны с присущими индейцам Анд календарно-астрономическими представлениями и с особенностями их социальной организации (наиболее ранние кипу найдены в погребениях VII в. н.э. культуры уари на побережье Перу, однако вряд ли это самые первые образцы).
Не содержатся какие-либо сведения о доинкском периоде Андских цивилизаций и в более поздних хрониках, которые можно использовать с большой осторожностью лишь для выяснения некоторых аналогов инкского общества в более ранние периоды. Таким образом, как и в предыдущий период главным источником наших сведений по классическим цивилизациям Андской области остаются данные археологических раскопок.
К этому времени относятся руины города Уари близ современного города Аякучо, огромные недостроенные комплексы Виракочапампа и Пикильякта (култура уари); город Тиауанако, расположенный на равнине вблизи оз.Титикака (культура тиауанако); города Моче и Пампа-Гран-де на побрежье Перу (культура мочика). При изучении этих городов и других менее значимых поселений на территориях распространения культур уари, тиауанако и мочика получены интересные данные, свидетельствующие о постепенном преобразовании ранних городов-государств в крупные царства.
§3. Источники постклассического периода
Количество источников, относящихся к этому времени, возрастает по сравнению с предшествующим периодом. Прежде всего это касается письменной традиции.
Письменные источники
X-XV вв. по истории Мезоамерики по-
В настоящее время известны 3 кодекса майя, 13 кодексов миштеков, 5 кодексов не вполне ясного происхождения, хотя и родственных миштекским, и несколько ацтекских кодексов. Кроме того имеется некоторое количество кодексов, созданных уже после завоевания Мексики испанцами.
Майяские кодексы все еще не прочитаны. В других приоткрыт смысл некоторых фрагментов или определенных слоев значений, а часть понята полностью. Помимо реконструкции духовного мира индейцев Мезоамерики, данные кодексов могут служить дополнительным источником их социально-политических институтов.
Еще одной категорией источников по истории постклассического периода являются письма, воспоминания и отчеты непосредственных участников и очевидцев конкисты. Они содержат ценные сведения о религии и культуре индейцев накануне и в период завоевания. Среди этих ранних документов важнейшими являются письма Кортеса к императору Карлу V и записки солдат Берналя Диаса дель Кастильо.
Следующая группа источников представляет собой хроники и исторические труды общего характера, написанные после покорения основной массы индейцев. В них наряду с различными религиозными догмами содержатся ценные фактические сведения. Наиболее значительные работы этого рода написали Диего Дуран, Алонсо Сорита, Альварадо Тесосомок, Фернандо Иштлилшочитл, Диего де Ланда и Бернардино де Саагун. К этой же группе можно отнести и Хронику Куаутитлана, в которой содержатся сведения по истории западных толтеков городов Кулуакана, Теночтитляна и Куаутитлана, а также книги юкатанских индейцев «Чилам Балам».
Письменные источники по истории Мезоамерики весомо дополняются археологическими данными, полученными при раскопках различных ацтекских, майяских и миштекских центров, среди которых отметим Теночтитлан, Тескоко, Чичен-Ицу, Ицмаль, Майяпан, Ушмаль, Митлу и другие. Особый интерес представляют памятники монументального искусства ацтеков, позволяющие разрешить немало проблем, возникающих при истолковании содержащихся в хрониках сведений о высших формах индейской религии. Прежде всего это ацтекские храмы в виде ступенчатых пирамид (теокалли) и большое число превосходных статуй ацтекских божеств, утопленных испанцами в болоте вблизи Теночтитлана и извлеченных оттуда в наши дни.
Письменная традиция
истории постклассического
Существенным дополнением к хроникам являются так называемые visitas – отчеты испанских чиновников о положении дел в провинциях вице-королевства, относящиеся к середине и второй половине XVI века. Они включают частные, нередко отрывочные, но зато подробные и объективные сведения о демографии, социальной организации, отношениях собственности в последние годы существования инкского государства.
Еще один важный источник для изучения последнего периода в истории цивилизаций Андской области – археология. Раскопки столицы государства Чимор города Чан-Чана и инкских городов Куско, Мачу-Пикчу, Уануко Пампа, Хатун Хауха и других позволили существенно уточнить сообщения письменных источников. Большой интерес представляет изучение Нового Куско – уникального города на западных склонах Анд, призванного в свое время воспроизвести облик столицы государства. Развалины этого города хорошо сохранились до наших дней.
В отличие от Мезоамерики, большинство памятников монументального искусства инкского периода было уничтожено испанцами. Одно из немногих исключений – крупная каменная статуя пумы, когда-то находившаяся в главном храме Куско – Кориканче. Зато сохранились детские захоронения на вершинах высоких гор, связанные с ритуалом «великого жертвоприношения».
Еще один источник, общий для Мезоамерики и Центральных Анд – данные этнографического изучения. Чрезвычайно полезными, например оказались этнографические исследования среди индейцев Боливии и Перу, а также в некоторых глухих и труднодоступных уголках Мексики и Центральной Америки, где индейцы все еще во многом сохраняют старый уклад жизни. Сопоставление материков XVI-XVII веков с современными наблюдениями позволяет существенно дополнить содержащиеся в отчетах и хрониках сведения о древних общественных структурах.
Относительно новым
и еще недостаточно разработанным
в отношении истории
В целом многочисленные и разнообразные источники по истории древних цивилизаций Мезоамерики и Андской области, взаимно дополняя друг друга, позволяют довольно полно реконструировать исторические процессы, протекавшие на этой территории в течение нескольких тысячелетий вплоть до трагического для индейцев испанского завоевания.