Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:53, курсовая работа
На территории Месопотамии с VII по IV тыс. до н.э. шел процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения классового общества. В начале III тыс. до н.э. образовались первые большие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период охватывающий первую половину III тыс. до н.э. носит название реннединастической эпохи. В ХХIV – ХХIII вв. до н.э. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, Рухнувшего под натиском кочевников – кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству с центром на юге – в городе Уру, историей которого завершается III тыс. до н.э.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Происхождение шумеров....................................................................2-5
Глава 2. Становление государства в Двуречье..............................................6-14
2.1Первые города-государства Древнего Шумера. Занятия жителей и экономическое развитие, храмовое хозяйство................................................6-9
2.2 Раннединастический период.....................................................................9-11
2.3 Аккадский период....................................................................................11-13
2.4 Шумеро-Аккадское царство с центром в г.Уре.....................................13-14
Заключение.............……...…………………………………………......……15-17
Список литературы..............................................................................................18
Содержание
Введение......................
Глава 1. Происхождение шумеров.........
Глава 2. Становление государства
в Двуречье....................
2.1Первые города-государства
Древнего Шумера. Занятия жителей
и экономическое развитие, храмовое
хозяйство.....................
2.2 Раннединастический период........................
2.3 Аккадский период........................
2.4 Шумеро-Аккадское царство
с центром в г.Уре.............
Заключение.............……...……
Список литературы.............
Введение
Страну, где в древности жили шумеры и акадцы обычно называют Двуречьем, потому что свои деревни и города они строили по берегам двух больших рек — Тигра и Евфрата. Теперь там находится государство Ирак.
Тепло, вода, плодородная
почва и трудолюбие жителей уже
в глубокой древности превратили
Двуречье в цветущий сад. Шумеры и
аккадцы были не только трудолюбивы,
но и необыкновенно
К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Происхождение шумеров
Месопотамией называется территория от гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе. Месопотамия в переводе «Междуречье» или «Двуречье» от двух рек Тигра и Евфрата.
Еще в ХVIII в. историкам ничего не было известно о цивилизации существовавшей здесь. Единственным источником, дававшим сведения, была Библия, в которой упоминался Вавилон и задуманное строительство грандиозной башни и Ниневия – город, спасенный от гибели пророком Ионой. Но фактических данных не было и эти рассказы с критических позиций могли быть расценены как преувеличение или даже сказка. Но европейцы, путешествовавшие в этих местах, нередко слышали рассказы местных жителей о том, что под холмами находятся великие города и несметные сокровища. В качества доказательств демонстрировались разного рода находки, покрытые затейливым клинообразным орнаментом. Когда были начаты раскопки, пусть незначительные и далекие от археологических методик, результаты намного превзошли ожидания. От песка открылись не только останки городских сооружений, храмов и стен, но и барельефы, предметы быта, статуи крылатых быков с головами людей и т.д. Кроме того, было высказано предположение, что клинообразный орнамент представляет собой систему письма, надписи копировались и делались попытки дешифровки. В середине ХIХ в. была найдена целая библиотека глиняных табличек, приоткрылась завеса над мифологией, историей, религией и др. сферами жизни месопотамских государств сменявших друг друга.
Территория Месопотамии практически лишена природных ресурсов (нет ни камня, ни строительного леса, ни залежей руд), отчасти это компенсировалось использованием подручных средств, в первую очередь глины (кирпич, керамика, материал для письма), но потребность в применении леса, железа, меди, камня существовала всегда. Это способствовало установлению обменных контактов, как между областями Двуречья, так и с соседними странами, и широкому развитию торговли.
Возникшая сравнительно поздно культура Убейд (конец V тыс. до н.э.) представляет собой поселок около 10 га., в котором проживало около 5 тыс. человек. Центральную роль играл храмовый комплекс, вокруг него были расположены дома «элиты», следующее «кольцо» - дома ремесленников и, в наибольшем удалении от храма, земледельцев. На лицо развитое специализированное ремесло (гончарный круг, металлургия, ткачество), принципы архитектуры и храмового строительства (архитектурная традиция возведения храма на одном и том же месте, формирование понятия «священная территория»). Жители использовали воды реки для орошения полей. В этой связи возникает вопрос, на который невозможно ответить: наличие каналов привлекало поселенцев или рост населения требовал строительства каналов для увеличения продуктов земледелия.
Ко времени позднего Убейда
храм становится центром экономической
и социальной жизни. Развиваются
и усложняются межобщинные
Культура Убейда – протошумерская, именно на ее основе возникла цивилизация Двуречья. Но ее создатели не убейдцы, а шумеры. Возможно, они отчасти восприняли достижения предшественников или будучи более высокоразвитым народом на убейдской основе создали нечто иное.
Прародина шумеров:
· Обычно считали, что они являются автохтонным, т.е. местным, населением и их исторической прародиной было Древнее Двуречье.
· Легендарная шумерская версия прародину переносит на юг, в приморские районы Персидского залива.
· Историки (Э. Спайзер и С. Крамер, М. Никольский) склонны искать прародину за пределами Двуречья, на востоке и северо-востоке. Язык шумеров схож с языками народов побережья Каспийского моря.
· Ш. Оттен на основе исследований захоронений утверждал, что шумеры – выходцы с Кавказа.
Вероятным временем появления шумеров в долине рек Тигра и Евфрата считается 8500 г. до н.э., когда здесь были основаны первые земледельческие поселения. Первоначально шумеры осели на юге долины в дельте, где реки впадают в Персидский залив. На протяжении VII-VI тыс. до н.э. шло освоение долины Тигра и Евфрата. На рубеже V-IV тыс. до н.э. шумеры появились в Месопотамии. Археологические находки говорят о резком культурном скачке во второй половине IV тыс. до н.э. Первые признаки их присутствия обнаружены при исследовании самой южной части Двуречья – города Эриду.
Когда шумеры пришли в южное
Двуречье, то встретили упорное
Периодизация шумеро-
Шумерский период:
1. 5000-3500 гг. до н.э. – раннеземледельческие халафская и убейдская культуры.
2. Начало III тыс. до н.э.- первые небольшие государства на юге (Шумер).
3. 2900-2400 гг. до н.э. – раннединастический период.
4. 2400-2230 гг. до н.э. – аккадский период, перемещение политического центра в Аккад, объединивший под своей властью Шумер и северную часть Месопотамии.
5. Конец III тыс. до н.э. Шумеро-Аккадское царство с центром в г.Уре.
Вавилонское царство:
1. ХIХ-ХVI вв. до н.э. - Cтаровавилонский период
2. ХVI -ХII вв. до н.э. - Средневавилонский (касситский).
3.ХII – VII вв. до н.э. - Ослабление Вавилона, борьба за независимость.
4. VII - VI вв. до н.э. - Нововавилонский период.
Глава 2 Становление государства в Двуречье
2.1 Первые города-государства Древнего Шумера
К середине IV тыс. до н.э. относятся первые города-государства в Южном Двуречье. В конце IV тыс. до н.э. на территории расселения шумеров было создано около 20 небольших городов-государств, а в первой четверти III тыс. до н.э. их стало уже почти 40. Среди них выделялись Урук, Ур, Шуррупак, Ларса, Лагаш, Киш, наиболее крупным из них был Урук. Источником по истории г. Урук служат глиняные таблички, содержащие документы хозяйственной отчетности.
Система администрации в
Уруке тесно связана с культом
бога неба Ана. Храм в его честь
– общественный и хозяйственный
центр, жрецы исполняли функции
управителей. Во главе стоял верховный
жрец. Храмовое хозяйство имело большой
штат – жрецы-администраторы, писцы,
хранители имущества, пленники. Они
существовали за счет земледельцев-общинников,
осуществляя необходимую
Храм представлял собой также склад и амбар, где находились запасы и общественное достояние, а также центр ремесленного производства. Здесь жили пленные иноземцы.
Первые попытки орошения были весьма скромны – вода доставлялась в сосудах из рек на небольшие участки. Позже делались узкие проемы в плотинах естественного происхождения, создавались запруды из глины и ила. Из запруд вода подавалась в мелкие оросительные каналы с помощью шадуфа – ведра для черпанья воды. Возникла сеть каналов по берегам вдоль рек, со временем протяженность каналов была увеличена до нескольких километров (акведуки, шлюзы, колодцы). В почве заостренными палочками или рогами животных делались углубления, в которые закладывались семена. С расширением площади обрабатываемой земли возделывали более твердую почву. В IV тыс. до н.э. изобретен медный плуг, в который стали впрягать быка. Около III тыс. до н.э использовалось более прочное орудие из бронзы.
Возросла потребность
в каналах и дамбах, необходимость
в усилиях большого количества людей.
Для занятий земледелием был
необходим целый комплекс работ:
ирригационных, мелиоративных, дренажных,
осуществлявшихся в течение всего
года. Организация общественных работ
- сложное ирригационное
Торговцы осуществляли все виды перевозок. Для переправы строительного леса и камня вниз по реке с севера осуществлялась на плотах, плавучесть которых увеличивалась за счет прикрепленных к ним накаченных воздухом шкур животных. Караваны ослов перевозили товары по территории Сирии к побережью Средиземного моря и на восток через горы Заргоса в земли эламитов. Лодки, вероятно, переправлялись через Персидский залив и двигались дальше, в Аравийское море, на юг до Омана и далее до Магана и Мелуххи, откуда ввозили некоторые виды растений и животных, строительный лес и драгоценные камни. Перевалочным пунктом был Дильмун (остров Бахрейн в Персидском заливе), через него ввозились медная руда, слоновая кость и др.
Ввозили руду, металлы, камень (бирюзу, лазурит), лес, экзотические товары (гребни из слоновой кости, сердоликовые бусы), новые идеи (рассказы о жизни иноземцев, необычных традициях).
О довольно быстром развитии Урука свидетельствует:
· рост населения;
· совершенствование трудовых навыков;
· обогащение культуры труда;
· процессы обмена;
· усложнение внутренней структуры:
1) сначала храм был
центром хозяйства и общины
или группы общин, которые
2) вторая треть III тыс. до н.э. население составляло десятки тысяч, общинных деревень – десятки, вследствие этого происходит отделение общинных полей от полей храма, устанавливается выплата ренты-налога без обработки храмовых земель, но при участии в общественных работах – каналы, дамбы, дороги, храмы, с обеспечением питанием и выдачей орудий труда из храмовых амбаров и складов.