Древнее Двуречье . Основы цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

На территории Месопотамии с VII по IV тыс. до н.э. шел процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения классового общества. В начале III тыс. до н.э. образовались первые большие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период охватывающий первую половину III тыс. до н.э. носит название реннединастической эпохи. В ХХIV – ХХIII вв. до н.э. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, Рухнувшего под натиском кочевников – кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству с центром на юге – в городе Уру, историей которого завершается III тыс. до н.э.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Происхождение шумеров....................................................................2-5
Глава 2. Становление государства в Двуречье..............................................6-14
2.1Первые города-государства Древнего Шумера. Занятия жителей и экономическое развитие, храмовое хозяйство................................................6-9
2.2 Раннединастический период.....................................................................9-11
2.3 Аккадский период....................................................................................11-13
2.4 Шумеро-Аккадское царство с центром в г.Уре.....................................13-14
Заключение.............……...…………………………………………......……15-17
Список литературы..............................................................................................18

Файлы: 1 файл

древнее двуречье.основы цивилизации.docx

— 36.31 Кб (Скачать)

Отделение храмового хозяйства  от общинного вело к укреплению экономических, а затем и политических позиций  жреческой администрации во главе  с энси. Энси отдалялся от коллектива общинников и приобретал сакральные признаки отмеченного богом правителя  и становился во главе бюрократического аппарата. Первоначально выборная должность  жреца-энси приобретала тенденцию  к наследованию.

2.2 Раннединастический период

Раннединастический период характеризуется:

1. Борьбой соседних протогосударств  за политическую гегемонию;

2. Борьбой правителей  протогосударств за усиление  и укрепление своей власти, расширение  и распространение ее за счет  соседей. «Армию» составляют: войско  из небольшого отряда тяжеловооруженных  воинов и вспомогательная сила  – колесницы на сплошных колесах,  используемые для метания дротиков.

Правители городов-государств предпринимали попытки объединить отдельные государства в одно целое, но в большинстве случаев  попытки были не удачны по причинам политическим, социально-экономическим  и идеологическим. Частым явлением становятся войны, их причиной было стремление овладеть территориями, источниками, пастбищами для скота. В периоды кризисов и войн, общим советом аристократической  верхушки выбирался один лидер –  лугаль («большой человек»). Он управлял городом на протяжении всего периода, пока угрожала опасность, а затем  почетным героем возвращался к своим  прежним занятиям. Все более сокращавшиеся  сроки перемирия давлали лугалю возможность распространить свое влияние  и на другие сферы общественной жизни, навязывая свое слово старейшинам.

В борьбе городов-государств в ХХVIII-ХХVII вв. до н.э. успех на стороне Киша, в 2870 г. до н.э. его правитель, принявший титул лугаля, Месилим подчинил Лагаш и Умму. Кратковременный период взлета сменяется упадком, происходит возвышение Урука. В конце 2700 г. до н.э. Урук вобрал в себя 76 ближайших поселений. При Гильгамеше Урук подчинил Лагаш, Нипур и др. Население Урука составляло около 50 тыс. жителей. Значение термина «лугаль» приобрело постепенно иной смысл – царь, власть которого должна была переходить к выбираемому им преемнику (родилась традиция передачи трона, стали оформляться различные династии). Но, несмотря на укрепление монархии, цари продолжали искать поддержку у жречества. Царь приравнивался к сошедшему на землю божеству и объявлялся наместником бога на земле. Так, царь города Ура, совершая множество ритуалов в день начала нового года, на вершине зиккурата совершался символический обряд, соединявший царя со жрицей, исполнявшей роль богини Инаны. Цари стали пользоваться практически неограниченной властью во всех сферах жизни общества, большое значение имел и аппарат управления – руководители проектов строительных работ, надсмотрщики, инспекторы, сборщики налогов, писцы.

В ХХV в. верховенство захватывает Ур, на рубеж ХХV-ХХIV вв. – Лагаш. Его правитель Эанатум присоединил Киш, Урук, Ларсу и др. и добился усиление политического и военного могущества («стела коршунов»). За счет этого другой правитель Лугальанд проводит политику централизации власти, но имеют место злоупотребления (в несколько раз увеличены налоги, грабежи и произвол со стороны вооруженных отрядов по сбору налогов). Возникает заговор, Лугальанд в результате восстания был низложен, а к власти пришел Уруинимгина.

2.3 Аккадский период

С III тыс. до н.э. идет процесс энергичного заселения Двуречья скотоводческими семитскими племенами, заимствовавшими достижения шумерской цивилизации, в том числе и идею божественного происхождения царской власти («царская власть спустилась с небес на землю»).

Представитель и выразитель активной наступательной политики семитских  племен в конце ХХIV вв. стал Саргон (Древний или Аккадский), годы правления с 2316 по 2261 гг. до н.э. (не вписываются в схему: 25 лет царствования Лугальзагеси дает с 2350 до 2313 гг. до н.э.). Родился около 2370 г. до н.э.. По преданию мать положила своего незаконнорожденного сына в корзину, обмазанную дегтем, и вручила его судьбу воле богов, пустив корзину по течению Евфрате. Случайно корзину заметил и выловил из реки шумерский земледелец, черпавший воду для орошения поля, он взял ребенка к себе и воспитал как собственного сына. Поступил на службу к правителю г. Киша, быстро продвигался по служебной лестнице, стал важным лицом, заняв место виночерпия царя Киша, а после смерти правителя создал собственное государство. Воевал с соседями, затем провозгласил себя лугалем нового города Аккада, построенного на севере Шумера. Вел войны с Лугальзагеси, одержал победу, предпринял походы против всех главных городов и фактически завоевал весь Шумер. Результатом успешной завоевательной политики стало объединение Шумера и Аккада (10 региональных подразделений – городов-государств). Впервые в истории Месопотамии было создано единое государство, объединяющее одну нацию и возглавляемое единственным правителем (Саргон управлял страной около 50 лет). «Политическая власть перешла из Урука, центра классической шумерской цивилизации, в новый центр, где стала возникать политическая структура, отличная по своему характеру от традиционной структуры городов-государств… Саргон стал представителем имперских устремлений в мире городов-государств, т.е. желания выйти за пределы естественных сфер влияния.».

Через Аккад проходила  международная караванная торговля по дороге, соединявшей Средиземноморье, Переднюю Азию, Аравию и Индию. Саргон ввел единую систему мер и весов, наладил внешнюю и внутреннюю торговлю. Вел широкое строительство.

Создание крупного централизованного  единого государства позволило  сконцентрировать всю полноту власти в руках правителя. Все важнейшие  административные посты сосредоточены  в руках аккадцев. Храмы и царское  хозяйство составляли основу могущества центра. Дворец существовал за счет налогов, собираемых централизованной бюрократией, а служили в нем  люди, которые обязаны были нести  военную службу. Рента-налог с  общинников, дань с соседей и повинности населения составляли основу нормального  функционирования структуры.

При преемниках Саргона стали  заметны признаки упадка, проявлявшиеся  в возрастании регионального  сепаратизма и недовольстве покоренных, приводивших к восстаниям. Сын  Саргона Римуш (2313-2305 гг. до н.э.), главную цель своей политики видел в сохранение завоеванного отцом. Он подавлял многочисленные восстания в Шумере, государствах, расположенных на берегу Средиземного моря, в Малой Азии. Роковым для него стал заговор сановников его двора, предположительно возглавленный его братом, в результате которого Римуш был убит. Против его преемника Маништусу (2305-2291 гг. до н.э.) восстали 32 города в Иране. Восстания были подавленны, захвачены большие богатства.

Внук Саргона I Нарамсин (2290-2254 гг. до н.э.) начал расширение пределов государства за счет городов-государств в Сирии, Эламе, городов в горной стране севернее Аккада. Он совершает походы в Аравию с целью захвата путей в Индию, откуда привозили специи, золото, диковинные сорта деревьев, слоновую кость. Нарамсин предпринял попытку укрепления администрации центра – официально повелел именовать себя богом, наследственные энси были заменены назначенными чиновниками. Усиливаются тайные и явные союзы, направленные против Аккада, что ослабляло страну перед внешним врагом, с которым пришлось столкнуться последнему аккадскому царю Шарганишарри (2253-2230 гг. до н.э.). Государство просуществовало 180 лет и пало под ударами племен кутиев (гутиев), пришедших с территории Ирана. Установив свою власть, кутии осуществляли управление с помощью наместников из числа региональных правителей-энси, выплачивавших завоевателям дань.

2.4 Шумеро-Аккадское царство  с центром в г.Уре.

Рубеж ХХII-ХХI вв. до н.э. ознаменовало падение кутиев, освободительное восстание возглавлял царь Урука Утухенгаль. В результате дворцового переворота в 2100 г. до н.э. Утухенгаль был свергнут Ур-Намму, который силой и интригами создал единое государство Шумера и Аккада. Во главе царства встали представители третей династии Ура (2118-2007 гг. до н.э), основателем династии стал Ур-Намму (ок. 2112-2094 гг. до н.э.). Период царствования этой династии характеризуется возрождением в экономике, искусстве и архитектуре, что проявилось в:

· расцвете царско-храмового  хозяйства;

· унификации мер и весов (всеобщим эквивалентом становится серебро, сикль – единицей денежного измерения);

· развитии товарно-денежных отношений;

· более заметном имущественное  расслоение в общине (ростовщики, безземельные, нуждавшиеся и продававшие себя в кабалу – долговое рабство).

При Ур-Намму был принят свод законов («судебник»), закрепивший  достижения и изменения в экономической  и социальной сферах, а также механизм действия судебной системы.

Цари Ура правили Месопотамией либо непосредственно, либо через управителей  областей, назначаемых из центра наместников  – энси, которые сидели в Сузах, Мари и Ашшуре и защищали свои владения от набегов горцев и жителей пустынь. Власть правителя была в высокой  степени централизованна. «Прославленный многочисленными храмами и дворцами Ур процветал; многочисленные торговые пути вели к Уру и с гор и  от моря, и это доказывало благосостояние страны и безопасность торговцев, что  в Месопотамии всегда было показателем  эффективной царской власти».

 

 

 

 

Заключение

Самым наглядным примером возникновения  того, что уже можно было считать  первыми зачатками цивилизации, является Древнее Двуречье, расположенное  в междуречье Тигра и Евфрата. «В эпоху неолита этот край Плодородного полумесяца был густо усеян селениями  земледельцев»46.

На территории Месопотамии с VII по IV тыс. до н.э. шел процесс разложения первобытнообщинного строя и  возникновения классового общества. В начале III тыс. до н.э. образовались первые большие государства в  южной части страны, в исторической области Шумер. Период охватывающий первую половину III тыс. до н.э. носит  название реннединастической эпохи. В  ХХIV – ХХIII вв. до н.э. политический центр  перемещается в центральную часть  Месопотамии, где возникает государство  Аккад, объединившее под своей властью  Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, Рухнувшего под  натиском кочевников – кутиев, гегемония  в Месопотамии вскоре переходит  к Шумеро-Аккадскому царству с  центром на юге – в городе Уру, историей которого завершается III тыс. до н.э.

При рассмотрении общественного строя  Месопотамии бросается в глаза  тот факт, что «стратификация общества была обусловлена экономическим  статусом»47 - это не относилось, разумеется, к царю, занимавшему особое положение, и к рабам, которые во все периоды  были немногочисленны и находились в собственности у частных  лиц. Однако в ряде случаев — применительно  к отдельным регионам и периодам иноземных влияний — это утверждение  потребует некоторых уточнений. Следует особо отметить отсутствие класса воинов, нередко возникающего в результате иностранных завоеваний. Более того для ученых людей и  жрецов тоже  не было специального статуса (если не считать таковым саму принадлежность к святилищу).

По мере того, как росла численность  населения Месопотамии, все больше земли отводилось под сельское хозяйство. Здесь очень рано появилась возможность получать урожай с избытком, с помощью которого поддерживалась жизнь города. Кроме того, неподалеку располагалось море и можно было заниматься рыболовством.

Такое положение Междуречья имело  не одни только преимущества, были здесь  и трудности, связанные с заболоченностью  и непостоянством вод рек Тигр и Евфрат.

Сознание человека раннего энеолита (медно-каменного века) уже далеко продвинулось в эмоциональном и  мыслительном восприятии мира. При  этом, однако, основным способом обобщения  оставалось эмоционально окрашенное сопоставление  явлений по принципу метафоры, т.е. путем  совмещения и условного отождествления двух или более явлений с каким- либо общим типичным признаком (солнце — птица, поскольку и оно, и  птица варят над нами; земля  — мать). Так возникали мифы, которые  были не только метафорическим истолкованием  явлений, но и эмоциональным переживанием.

В основном мифология Древнего Двуречья связана с сотворением мира, загробной  жизнью и во всех, так или иначе, повествуется о божественном вмешательстве  в человеческую жизнь либо о самих  богах. Например, такие мифы как о  Потопе, о Рае о создании людей, о воскрешении из мертвых и  т.д.

Шумерская литература оказала на древнееврейскую  глубокое и сильное влияние. Поэтому  одной из важнейших и увлекательнейших сторон расшифровки и перевода клинописных  текстов явилось установление сходства или параллелей между шумерскими и библейскими сюжетами.

При анализе шумерской мифологи можно заметить, что большое количество мифов посвящено жизни богов  и царей, в которой так же существуют свои законы и правила, и при их нарушении незамедлительно следует  наказание.

Помимо клинописи, благодаря изобретению  письменности, перед нами раскрываются и многие иные стороны прошлого. Поскольку в письменных источниках сохранились образцы литературы, мы можем, наконец, опираясь на твёрдую почву, судить о менталитете людей того времени.

Храмы у шумер являлись самой  сердцевиной ранних городов. Этот народ  считал, что люди созданы для того. Чтобы трудиться на богов, пантеон  которых у них создался, при  этом каждый из богов считался ещё  и покровителем определённого города.

У шумер существовали жрецы, которые  совершали различные обряды в  честь богов в некоторых храмах полностью обнаженными, при чём  ещё удаляли все волосы с головы и тела.

Информация о работе Древнее Двуречье . Основы цивилизации