Древнейшие народы на территории нашей страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:15, контрольная работа

Краткое описание

Какие народы являются наиболее древними на территории России? Какие из них могут считаться автохтонными (местного происхождения), а какие пришлыми? Каково происхождение названия Русь – Россия?
Первые люди на территории России появились 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7- 5 вв. до н. э. В 5 веке до н. э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н. э. Севернее греков жили скифы - кочевники. На территории Азербайджана в 4 веке до н. э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым и были разгромлены готами (немецкими племенами).

Файлы: 1 файл

история контрольная 1.docx

— 25.06 Кб (Скачать)

Тема 1. Древнейшие народы на территории нашей страны

                                 1. Проблема:

      Какие народы являются наиболее  древними на территории России? Какие из них могут считаться  автохтонными (местного происхождения), а какие пришлыми? Каково происхождение  названия Русь – Россия?

Первые  люди на территории России появились 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7- 5 вв. до н. э. В 5 веке до н. э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н. э. Севернее греков жили скифы - кочевники. На территории Азербайджана в 4 веке до н. э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым и были разгромлены готами (немецкими племенами).

С востока из-за Дона устремилась  новая волна кочевников - сарматов. В 3- 7 вв. н. э. в эпоху Великого Переселения  народов на территории Северного  Причерноморья, а позднее - между  Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.

В 5 веке н. э. они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди  тюркских племен.

В 6 веке из пределов Монголии вновь  появляются тюркские племена, которые  в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги. Постепенно почти  всё население Восточной Европы (степная часть) подверглась тюркизации. В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно- угорский. На Центральном Кавказе проживает  ираноязычный этнос - аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.

После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое  существовало до первой трети 7 века: распалось  под ударами хазаров. После распада  часть населения ушла на юго- запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария. Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы). Еще часть двинулась на северо- восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

Таким образом, я могу сделать вывод, что в V-VII веках н.э. территория восточно-европейской равнины была заселена. Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на севере доходила до Балтийского моря (Варяжского), на юге их границей была полоса лесостепи (от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова), на западе доходила до Эльбы (Лабы), а на востоке до Сейма и Оки. Там обитало несколько сотен славянских племен. Есть несколько теорий по поводу того, когда и откуда пришли славяне на территорию восточно-европейской равнины: автохтонное происхождение славян (сторонник Б.А. Рыбаков, например), Балтийская теория и Карпатская. Л. Нидерли пишет, что «автохтонистские теории, которые помещают праславян на территорию всей Центральной Европы на восток от Роны и Рейна» научно необоснованны. Он также не разделяет и Балканской теории, так как, к примеру, географические названия свидетельствуют о распространении в период до н.э. на Балканах в районе Дуная других языков. Хотя Дунайскую теорию (Балканскую) отстаивали в ХIХ в. Многие ученые: В. Ключевский, М. Погодин, А. Веселовский. Главным источником этой теории была Киевская летопись, свидетельство которой по Нидерли нельзя считать «ни подлинным, ни правдивым», так как она основана на мифе.

А. Гудзь-Марков, отожествляет прародину  славян с прародиной индоевропейцев. Он пишет, что на просторах от Карпат до Алтая начало осмысленной жизнедеятельности  можно отнести к V тысячелетию  до н.э. Тогда между Доном и  Днепром стала развиваться днепро-донецкая археологическая культура. Ее создателями  по данным археологии и антропологии были индоевропейцами. Они заселяли Европу многократно в IV-I тысячелетиях до н.э., каждый раз разрушая предыдущую культуру и устанавливая собственную. «Вторжению индоевропейцев на север Европы и в Азию предшествовала смена археологических культур в бассейнах Нижней Волги и Дона. В ХХII-ХIХ веках до н. э. представители ямной культуры были рассеяны либо поглощены создателями катакомбной археологической культуры, продвинувшимися в низовья Дона с берегов Каспия». Территория индоевропейцев была обширной, и границы ее в разные эпохи перемещались. Поэтому «краеведческий» подход к теме недостаточен. В V-I тысячелетиях до н. э. славяне появились на пространстве индоевропейцев, с запада ограниченном реками Лабой и Заале, а с востока средним течением Дона и Волги. Карпаты и болота Припяти служили защитой индоевропейцам, которых автор считает протославянами. Правда, что касается восточного рубежа, то его можно отодвинуть на восток, включив бассейн Оки (это подтверждает открытие Зарайской стоянки на берегу реки Осетр, одного из крупных притоков Оки). То есть прародина славян в разное время имела разные очертания: то восточная граница продвигалась, то южная. Время от времени протославяне контактировали с северо-восточными финно-угорскими племенами и с кельтско-италийскими на западе.

До сих пор нет единого  мнения среди ученых о том, что  считать прародиной славян, откуда они пришли, когда это произошло, каким было их хозяйство. Вопрос происхождения славян настолько сложен и запутан, что представить истинную картину далекого прошлого вряд ли возможно в силу отсутствия письменных источников того времени.

Г. А. Хабургаев пишет: «…фиксируемые в древних источниках названия, близкие по звучанию к Русь, дают повод для развития идеи о том, что этим термином именовалось какое- то северно-причерноморское племя, возможно, входившее в "антское" объединение, может быть, и не славянское, но впоследствии ассимилированное славянами и передавшее им свое имя. Анализ происхождения и первоначального значения этого термина требует обращения к самим фактам и собственно славянским (в первую очередь - древнерусским) источникам».

Действительно, в древнейших отечественных источниках, прежде всего в «Повести временных  лет», названия славянских племен, вошедших в состав Древнерусского государства, довольно четко отделяются от Руси.

Приведенные примеры кажутся достаточно красноречивыми. Летописцы не просто различают, но противопоставляют  русь славянам, прямо отождествляя ее с варягами.

Не менее  последовательно различают русь и славян арабоязычные авторы. Их свидетельства  особенно интересны, поскольку всегда отличаются повышенным вниманием к  деталям жизни народов, о которых  ведется рассказ (в отличие, кстати, от европейцев, которые обычно все  сводили к тому, какие соседние народы «грязные и дикие»).

Позднее, когда к началу ХII в. название "русь" утратило первоначальное значение социального  термина, замененного развитой и  дифференцированной социальной терминологией  для обозначения феодального  господствующего слоя, и когда  дальнейшее развитие получило государственно-территориальное  понятие "Русь", "Русская земля", обозначавшее государство, возглавленное  этим феодальным слоем, объединявшим "великих  князей", "светлых князей" и "всякое княжье", "великих бояр", "бояр" и "мужей", от которых  уже отделились купцы - гости (эта развитая феодальная иерархия отчетливо выступает уже в составе социального слоя "руси" по источникам, характеризующим ее еще в начале IX в.), при изложении "Сказания о призвании варягов" упоминание в новгородских летописях о "руси" Рюрика потребовало пояснений, что и вызвало ошибочную, этническую, интерпретацию. До определенного времени употребление слова "русь" в социальном, а не этническом значении не вызывало сомнений. Последние следы этой надплеменной природы военно-дружинной "руси" зафиксированы в начале XI в. "Русской Правдой" Ярослава.

"Русь" как название широкого, надплеменного  дружинно-торгового общественного  слоя, консолидирующегося вокруг  князя, образующего его дружину,  войско, звенья раннефеодального  административного аппарата, наполняющего  города "Русския земли", безотносительно  к племенной принадлежности, защищенного  княжеской "Правдой роськой", - это понятие, несомненно, восточноевропейское.  Название этого по происхождению  и составу своему прежде всего  славянского общественного слоя  родилось на славяно-финско-скандинавской  языковой почве, но в развитии  своем полностью подчинено закономерностям  развития восточнославянского общества  и Древнерусского государства.  В силу этих закономерностей  происходило и перерастание уже  в IX - X вв. социального значения  в этническое: "русь" становится  самоназванием не только для  новгородских словен и киевских  полян, "прозвавшихся русью", но  и для варяжских послов "хакана  росов", а затем посланцев Олега  и Игоря, гордо заявлявших грекам: "Мы от рода рускаго".

2. Восточные славяне в древности  (текст с ошибками)

      Со временем, с ростом населения,  племя, подразделявшееся на несколько вотчин родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами, скорее всего и были летописные "племена" полян, древлян, дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли князья вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз. В экономических военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытнообщинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и также как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных. Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры был съезд было вече. Народные собрания - племенные веча - возникают в глубокой древности. Изучение древнейших свидетельств о них говорит о том, что в них участвовало все население, включая знать.

                                          3. Тест

1. Расположите события в хронологической  последовательности:

б) первые упоминания о славянах (середина I в. н. э.);

д) великое  переселение народов(IV-VII вв.);

а) образование  Тюркского каганата; (552-603гг.)     

в) господство скифов в Северном Причерноморье (после 585г.);

е) появление  греческих колоний в Причерноморье (серVII в.)

г) образование  племенных союзов у славян (VIII в.);   

2. К восточным славянам относятся:

       а) мурома;         б) уличи;         в) словаки;        г) болгары;        д) авары

3. Установите соответствие:

1. поляне    

в) славяне2. чудь    

г) финно-угры3. булгары 

а) тюрки 4. скифы   

б) иранцы              4. Исользованная литература.

  1. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1987.
  2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга 3.М., 2005г.
  3. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1990.
  4. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1958. Т.IV.
  5. Как была крещена Русь. М., 1990.
  6. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков

       (IX  –  XII вв.).  М., 2001.


Информация о работе Древнейшие народы на территории нашей страны