Подведомственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:17, контрольная работа

Краткое описание

Значение подведомственности как межотраслевого института права, который объединяет нормы о подведомственности, относящиеся к различным отраслям процессуального права, в настоящее время существенно возросло и изменилось. Более сложная система органов гражданской юрисдикции, наличие множества процессуальных норм, которые сосредоточены в материально-правовых нормативных актах, определяют необходимость их анализа и формулирования выводов общего характера, которые могли быть положены в основу совершенствования законодательства и правореализационной практики.

Оглавление

Введение………………………………………………………….3
Понятие подведомственности………………………………4
Виды подведомственности…………………………………..6
Заключение……………………………………………………...9
Список использованных источников и литературы……..10

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Контрольная  работа

     

    по гражданскому процессуальному праву

 

 

 

 

 

                        Тема: Подведомственность

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………….3         

 

Понятие  подведомственности………………………………4

 

Виды  подведомственности…………………………………..6

 

Заключение……………………………………………………...9

 

Список использованных источников и литературы……..10

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Введение

 

Законодательство Российской федерации непрерывно модифицируется, постоянно протекает процесс  его совершенствования. На данном этапе  развития Россия имеет огромное количество ведомств, велика так же судебная система, огромен гражданско-правовой институт. Каждый орган государства, выполняя возложенные на него задачи, должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий является важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность всего государственного аппарата, в том числе и судов.

Значение подведомственности как  межотраслевого института права, который объединяет нормы о подведомственности, относящиеся к различным отраслям процессуального права, в настоящее время существенно возросло и изменилось. Более сложная система органов гражданской юрисдикции, наличие множества процессуальных норм, которые сосредоточены в материально-правовых нормативных актах, определяют необходимость их анализа и формулирования выводов общего характера, которые могли быть положены в основу совершенствования законодательства и правореализационной практики.

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Понятие подведомственности

 

В самом общем смысле подведомственность - это разграничение компетенции (прав, обязанностей и ответственности) между различными органами в решении тех или иных вопросов. Каждому государственному органу присуща своя прерогатива - исключительное право. Конституция Российской Федерации наделяет исключительным правом осуществлять правосудие только суд. Вся судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В соответствии с законом в систему федеральных судов входят Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, районные, военные, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации. Наряду с системой федеральных судов закон предусмотрел также существование судов субъектов Федерации.

Каждая из судебных ветвей наделена собственной компетенцией. И соответственно защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. Здесь подведомственность очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной власти в соотношении с законодательной и исполнительной, одновременно определяя подведомственность каждому из органов судебной власти.

Подведомственность дел  тем или иным органам устанавливается  законами и иными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о том, какой орган правомочен разрешить дело, т.е. разграничивается подведомственность дел судам общей юрисдикции, с одной стороны, и иным органам судебной, исполнительной власти, третейским судам, международным коммерческим арбитражам и другим, имеющим соответствующие юрисдикционные полномочия. 

В качестве критериев  отнесения отдельных категорий  юридических дел к ведению  определенных органов можно выделить:

- характер спорного  правоотношения (имея в виду его  содержание - связано ли оно с  предпринимательской и иной экономической  деятельностью или нет);

- субъектный состав (состав  участников спора);

- спорность либо бесспорность  права;

- наличие договора между сторонами спора;

- характер правового  акта;

- орган, которым принят  нормативный акт

Могут использоваться в  законодательстве и иные критерии разграничения  подведомственности.

Судам подведомственны  дела приказного производства по требованиям, например, основанным на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме.

Суды рассматривают  и разрешают дела, возникающие  из публичных правоотношений, например, по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и другие дела. Судам подведомственны дела особого производства. Все категории этих дел перечислены в ст. 262 ГПК РФ, всего 11 разновидностей дел.

Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. В этом аспекте подведомственность очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной власти в соотношении с законодательной и исполнительной. Подведомственность выступает и в качестве юридического факта в конкретном фактическом составе, определяющем возникновение гражданского процесса. При обращении в суд подведомственность из качества юридического условия становится юридическим фактом, который устанавливается судьей при решении вопроса о возбуждении гражданского дела. При этом в конкретном фактическом составе юридическим фактом является не сама по себе подведомственность, а ее конкретный, определенный вид.

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Виды подведомственности

 

 

В каждом фактическом составе может  быть либо исключительная судебная подведомственность, либо разновидности множественной  подведомственности.

Исключительная (иногда ее называют единичной), предусматривающая возможность рассмотрения определенных категорий дел только какими-либо одними указанными в законе органами (только судебными, только административными, только общественными), исключая возможность обращения в другой орган. Большинство споров, которые вытекают из гражданских, семейных, жилищных, экологических, земельных, трудовых, налоговых и других правоотношений, рассматриваются только судами общей юрисдикции и не могут разрешаться по существу другими органами. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно  каких-либо одних органов или  нескольких различных органов, подведомственность может быть подразделена на единичную (исключительную) и множественную. Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел установлена исключительная подведомственность.

Напротив, значительная часть имущественных споров между  гражданами, между организациями  имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться  не только государственными (общей  юрисдикции, арбитражными), но и третейскими судами. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную, альтернативную и смешанную.

Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско- правового договора. Закон допускает разрешение дела одним из нескольких юрисдикционных органов по выбору лица, права и законные интересы которого, по его мнению, ущемлены.

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Опять же дела по спорам, вытекающим из железнодорожных, водных, воздушных перевозок, суд может рассматривать только при выполнении истцом так называемого претензионного порядка, т.е. после предварительного предъявления истцом претензий непосредственно к ответчику.

Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения споров установлен в случаях предъявления требования о возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в обязательстве из причинения вреда выступает работодатель, который несет ответственность за вред, причиненный здоровью рабочих, служащих, членов колхозов и других кооперативов, гражданам, работающим по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, трудовым увечьем, происшедшим, как на территории работодателя, так и за ее пределами, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем.

Существует так же договорная подведомственность. Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, граждане по взаимному согласию вправе передать любой возникший между ними спор (кроме споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений) на разрешение третейского суда. При наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению спор между организациями, в том числе и во внешнеэкономической деятельности.

Некоторые авторы говорят  еще о так называемой императивной подведомственности, обособляя ее от условной. Под императивной подведомственностью они понимают последовательное рассмотрение дела несколькими юрисдикционными органами, так сказать, по инстанциям, когда каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору решений другими органами.

Иногда выделяют еще  смешанную подведомственность, в  которой сочетаются признаки, присущие нескольким видам подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В статье 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы  подведомственности связанных между  собой исковых требований, когда  их разъединение возможно. В этой статье ГПК РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение

 

 

Исходя из вышесказанного можно отметить, что институт подведомственности достаточно сложен. При том что  в законодательстве существуют определяющие нормы, которые объясняют обывателю к какому суду относится то или иное дело. На ряду с этим множество проблем возникает с незнанием обращающихся в суд лиц о досудебном шествии дела, перед тем как оно должно попасть в суд. Особенна остро стоит эта проблема перед гражданским законодательством.

Еще одна проблема состоит  в том что порой государственные  органы сами не могут прийти к единогласному  мнению что подведомственно одной  категории судов, а что же другой. Все эти нюансы происходят из-за «недоработанности» законодательства, а именно пробелов и несоответствия норм друг, другу. Единственный выход из сложившейся ситуации, это планомерная систематизация подведомственных норм.

Правильное использование правил подведомственности позволит государству активно и вместе с тем гибко воздействовать на правоприменительный процесс, используя особенности и преимущества различных форм разрешения юридических дел. Что в свою очередь устранит массу правовых коллизий, и увеличит оперативность работы судебных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых  источников  и  литературы

Информация о работе Подведомственность