Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:41, реферат
Процессуальные нормы о подведомственности дел арбитражному суду в современном законодательстве в совокупности составляют институт арбитражного процессуального права. Они содержатся, в основном, в Арбитражном процессуальном кодексе, а также в других нормативных актах, таких как Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" и других. Общие правила подведомственности дел арбитражному суду установлены статьями 4 и 22 АПК РФ.
Подведомственность экономических споров возникающих из гражданских правоотношений
Подведомственность экономических споров возникающих из административных правоотношений
Подведомственность и подсудность споров с участием иностранных юридических лиц
Практика рассмотрения споров возникающих по иным основаниям
П
Л А Н
1. Подведомственность экономических споров возникающих из гражданских правоотношени
Процессуальные нормы о подведомственности дел арбитражному суду в современном законодательстве в совокупности составляют институт арбитражного процессуального права. Они содержатся, в основном, в Арбитражном процессуальном кодексе, а также в других нормативных актах, таких как Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" и других. Общие правила подведомственности дел арбитражному суду установлены статьями 4 и 22 АПК РФ. Положения, содержащиеся в этих статьях, представляют собой конкретизацию ст. 127 Конституции Российской Федерации, то есть арбитражным судам подведомственны лишь те дела и споры, которые законом изъяты из подведомственности судов общей юрисдикции и прямо отнесены к подведомственности арбитражных судов. Если подведомственность судов общей юрисдикции обозначена через указание на то, что к судам общей юрисдикции относятся гражданские, уголовные, административные и иные дела, то подведомственность споров и иных дел арбитражным судам определена ст. 127 Конституции РФ через понятие экономических споров.
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений. Понятие экономического спора означает, что арбитражным судам подведомственны споры, имеющие определенное имущественное содержание. Это может быть либо прямое имущественное требование, либо требование о защите определенного имущественного права. Данный критерий является основным, поэтому споры, не имеющие какого-либо экономического имущественного содержания, не затрагивающие экономических прав и интересов, арбитражным судам не подведомственны.
Другими
критериями, определяющими
Однако само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя еще не дает оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде, необходимо, чтобы спор носил экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, допускаемой законодательством.
Таким образом, для решения вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие совокупности названных критериев, то есть сочетание характера правоотношений и состава участников. Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, представляют собой наиболее характерную и самую распространенную категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом.
Споры о разногласиях по договору (преддоговорные споры) подведомственны арбитражному суду в двух случаях. Во-первых, когда законом или иными правовыми актами предусмотрены, обязанность одной из сторон заключить договор либо право на передачу спора, возникшего при заключении договора, арбитражному суду. Во-вторых, если стороны заключили соглашение о передаче преддоговорного спора на рассмотрение арбитражного суда. Арбитражному суду в силу соглашения сторон подведомственны также споры о разрешении разногласий по отдельным условиям договора, возникшие при его заключении.
Споры
об изменении условий и
Арбитражный
суд рассматривает споры, связанные
с неисполнением или
Споры
о признании права
С июля 1995 года к подведомственности арбитражного суда впервые отнесена новая категория дел по спорам, связанных с защитой чести, достоинства и деловой репутации. Честь, достоинство и деловая репутация рассматриваются гражданским законодательством в качестве нематериальных благ и защищаются им (ст. ст. 2,150,152 ГК). В частности, ст. 152 ГК предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Также новой для арбитражного процессуального законодательства является категория споров о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке. При этом, отнесение этой категории дел к группе споров возникающих из гражданских правоотношений представляется весьма условным, так как в действительности это определяется характером отношений и видом документа.
Как указывалось, одним из основных признаков, который позволяет правильно ориентироваться во всем многообразии экономических исков, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, подведомственных арбитражным судам, является отнесение споров к области предпринимательской деятельности. В отличие от них, споры, носящие экономический характер, но связанные со сферой потребления, входят в компетенцию судов общей юрисдикции.
В
связи с тем, что ст. 22 АПК не
содержит исчерпывающего перечня экономических
споров, связанных с
Статья
23 АПК предоставляет участникам
гражданских правоотношений возможность
выбирать, в какой орган обратиться
за разрешением спора, подведомственного
арбитражному суду, - к нему или к третейскому.
Эта возможность ограничена, однако, двумя
обстоятельствами, которые необходимо
иметь в виду. Во-первых, речь должна идти
о споре, вытекающем только из гражданских,
а не из административных или каких-либо
иных правоотношений. И, во-вторых,
соглашение возможно лишь по спору,
подведомственному арбитражному суду.
Причем оно может быть реализовано сторонами
не на любой стадии процесса, а лишь до
того, как арбитражный суд принял решение
по существу спора.
2. Подведомственность экономических споров возникающих из административных правоотношений
Арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из административных правоотношений, то есть отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Участниками административных правоотношений могут быть государственные органы и органы местного самоуправления, выполняющие по отношению к другим лицам управленческие, контрольные или основанные на ином властном подчинении функции. В таких отношениях могут находиться непосредственно государственный орган, с одной стороны, и орган местного самоуправления - с другой.
На практике нередко возникает вопрос о возможности рассматривать в качестве участников административных отношений иные органы, не охватываемые понятием государственных органов и органов местного самоуправления. Ответ на этот вопрос можно дать, если попытаться определить, что понимается под «иными органами». К их числу можно отнести органы различных объединений граждан, например исполнительные органы общественных организаций, решения которых могут быть обжалованы в суд, органы других юридических лиц, в том числе и коммерческих организаций. Такое понимание «иных органов», тем не менее, не делает их участниками административных правоотношений, поскольку между ними и лицами, чьи права и интересы могут нарушаться издаваемыми этими органами актами, не существует административного или иного властного подчинения. Поэтому можно сказать, что экономические споры с участием «иных органов» возможны, но возникают они из гражданских, а не из административных правоотношений.
В
контексте изложенного, арбитражному
суду подведомственны споры о
признании недействительными
Арбитражный суд рассматривает споры об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом. Суд не должен осуществлять административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти. Признавая отказ в государственной регистрации незаконным, арбитражный суд обязывает соответствующий государственный орган совершить такую регистрацию (ч. 2 ст. 131 АПК).
К
числу споров возникающих из административных
правоотношений следует также отнести
споры о взыскании с
К подведомственности арбитражного суда также отнесены споры, связанные с возвратом из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта. Например, юридические лица могут обратиться в арбитражный суд с исками о возврате из бюджета незаконно списанных штрафов, других финансовых санкций, недоимок по налогам и иным обязательным платежам в бюджет. Такие требования могут быть предъявлены, в частности, к государственным налоговым инспекциям и другим контролирующим органам.
При
оценке характера оспариваемого
акта с точки зрения подведомственности
имеет значение то, затрагиваются ли
им права и законные интересы организации
или лица, которые с учетом этого получают
возможность обратиться за защитой в арбитражный
суд. Вопрос о недействительности акта,
затрагивающего чьи-либо права и интересы,
может быть поставлен либо в суде общей
юрисдикции, либо в арбитражном, так если
речь идет о гражданине как о физическом
лице и не предпринимателе, то такой
спор, арбитражному суду не подведомствен.
Если же он касается юридического лица
или индивидуального предпринимателя,
то подлежит рассмотрению арбитражным
судом.
3. Подведомственность и подсудность споров с участием иностранных юридических лиц
В условиях интенсификации международных хозяйственных связей, активного проникновения иностранного капитала в экономику РФ, развития предпринимательской деятельности, осуществляемой как российскими, так и иностранными юридическими и физическими лицами нередкими становятся конфликты между субъектами хозяйственных отношений, требующие судебного разрешения. На решение этой задачи нацелены многие новые российские законы, в том числе Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".