Понятие подведомственности и ее критерии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 00:27, контрольная работа

Краткое описание

Правовое понятие "подведомственность" происходит от глагола "ведать" и означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Оглавление

1. Понятие подведомственности и ее критерии. Виды подведомственности….3

2. Право кассационного обжалования и порядок его осуществления. Процессуальный порядок, пределы и сроки кассационного обжалования…….8

Задача……………………………………………………………………………….18

Список источников и литературы………………………

Файлы: 1 файл

Моя КР ГПП.doc

— 96.50 Кб (Скачать)


9

 

Содержание

 

 

1. Понятие подведомственности и ее критерии. Виды подведомственности….3

 

2. Право кассационного обжалования и порядок его осуществления. Процессуальный порядок, пределы и сроки кассационного обжалования…….8

 

Задача……………………………………………………………………………….18

 

Список источников и литературы………………………………………………...21

 


1. Понятие подведомственности и ее критерии. Виды подведомственности

 

В связи с тем, что в Российской Федерации существует не одна, а несколько форм защиты права, требуется четкое законодательное распределение между ними объема разрешаемых споров и иных правовых вопросов, т.е. круга ведения (предметной компетенции).

Правовое понятие "подведомственность" происходит от глагола "ведать" и означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.[1]

Любое гражданское дело относится к одному из видов судопроизводства (исковому, особому, приказному и т.д.).

Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства применяются разные правила. Для неисковых дел в законе использован такой метод определения их подведомственности суду, как полное перечисление категорий дел, составляющих тот или иной вид неискового производства.

Судам подведомственны дела приказного производства по требованиям, основанным, например, на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме, на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом, и т.д. (ст. 122 ГПК РФ).

Суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений, например, по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и другие дела (ст. 245 ГПК РФ).

Судам подведомственны дела особого производства. Все категории этих дел перечислены в ст. 262 ГПК РФ, всего 11 разновидностей дел, например: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении (удочерении) ребенка и т.д. В законе содержится норма (ч. 2 ст. 262 ГПК РФ), в которой говорится, что к делам особого производства федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

К ведению судов общей юрисдикции относятся неисковые дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 47 ГПК РФ), дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК РФ), дела, возникающие в связи с исполнением актов судов общей юрисдикции и актов иных органов (разд. VII ГПК РФ).

Для характеристики подведомственности исковых дел метод полного их перечисления по отдельным категориям не применяется. Это объясняется тем, что перечислить в одной или в нескольких статьях ГПК РФ все исковые дела, подведомственные суду, невозможно ввиду их количественного и качественного разнообразия.

В связи с этим определение подведомственности судам исковых дел и применение правил о подведомственности вызывают затруднения на практике.[2]

Суды общей юрисдикции имеют право рассматривать исковые дела с участием организаций, например, споры между общественными объединениями или споры с участием органов местного самоуправления, в то же время и арбитражные суды рассматривают споры с участием граждан-предпринимателей.

Суды общей юрисдикции вправе рассматривать и разрешать споры, вытекающие из любых правоотношений, которые трудно перечислить в виде завершенного перечня. Суды могут рассматривать споры с участием двух сторон - организаций и без участия граждан, например, о ликвидации общественного объединения (ст. 44 Закона "Об общественных объединениях").

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).

Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, альтернативной, условной или определяемой по связи требований.

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Такой вид называется исключительной подведомственностью. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.[3]

Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). Оно заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и имеет силу исполнительного листа (ст. ст. 99 - 100 Семейного кодекса РФ). Родитель может избрать и судебный порядок взыскания алиментов, если соглашение не заключено.

Условная подведомственность означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа..

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Кодекса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

 


2. Право кассационного обжалования и порядок его осуществления. Процессуальный порядок, пределы и сроки кассационного обжалования.

 

Право кассационного обжалования возникает у лиц, участвующих в деле, с момента вынесения решения в окончательной форме и может быть реализовано ими в течение установленного в законе срока путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления прокурора.

Право кассационного обжалования возникает у граждан и организаций только при наличии указанных в законе предпосылок:

если субъекту законом предоставлено такое право;

если объект (судебное решение или определение) в соответствии с законом может быть обжалован в суд кассационной инстанции;

если не пропущен указанный в законе срок на подачу кассационной жалобы.[4]

Право кассационного обжалования не вступивших в законную силу решений принадлежит только лицам, участвующим в деле. При этом не имеет значения, участвовали ли названные субъекты в заседании суда первой инстанции, важно, чтобы они были допущены (привлечены) в процесс.

Право обжалования не вступившего в законную силу решения имеют и правопреемники сторон и третьих лиц.

В отличие от ранее действующего закона прокурор имеет право на подачу кассационного представления только в том случае, если он участвовал в данном деле.

Судебный представитель вправе подать кассационную жалобу на решение, если это полномочие оговорено в доверенности, выданной представляемым. Законным представителям для подачи кассационной жалобы специальных полномочий не требуется. Они могут совершать от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, в том числе самостоятельно обжаловать решение, не имея доверенности на их совершение.

Право кассационного обжалования у лиц, участвующих в деле, может возникнуть только в том случае, если объект по закону может быть обжалован в суд кассационной инстанции. Объектом кассационного обжалования может быть только не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции. Судебные постановления, вынесенные судом второй и надзорной инстанций, в кассационном порядке не могут быть обжалованы.

Решения по первой инстанции выносят районные, краевые, областные суды, суды городов федерального значения и приравненные к ним суды, верховные суды республик, Верховный Суд Российской Федерации. В кассационном порядке могут быть обжалованы решения всех судов, в том числе и решения Верховного Суда Российской Федерации.

Кассационная жалоба может быть подана не только на решение суда в целом, но и на его часть, например резолютивную, по вопросам распределения расходов между сторонами, установления порядка и срока исполнения решения и по другим вопросам, разрешенным судом при рассмотрении дела. Самостоятельным предметом обжалования может быть не только резолютивная, но и мотивировочная часть решения, независимо от того, повлияли ли изложенные в решении выводы о тех или иных фактах на разрешение дела по существу.

Участвующие в деле лица имеют право подать кассационные жалобу, представление и на дополнительное решение, вынесенное в соответствии со ст. 201 ГПК.

Право кассационного обжалования может быть реализовано лицом, участвующим в деле, только в указанные в законе сроки. Кассационные жалоба, представление прокурора могут быть поданы в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме. Жалоба, представление, поданные по истечении указанного срока, оставляются без рассмотрения и возвращаются лицу, подавшему жалобу, представление.

Установленный законом срок не может быть сокращен или продлен по постановлению суда.

Лицам, пропустившим установленный законом срок на подачу жалобы по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается и рассматривается в порядке ст. 112 ГПК.

Кассационные жалоба, представление прокурора, поданные в установленный срок или после восстановления пропущенного срока, могут поступить в кассационную инстанцию уже после рассмотрения дела по другим жалобам или представлению. Суд кассационной инстанции обязан принять их и рассмотреть по существу. Если в результате рассмотрения таких кассационных жалобы, представления суд кассационной инстанции придет к выводу о незаконности или необоснованности ранее вынесенного кассационного определения, оно отменяется и выносится новое определение.

Кассационное производство в гражданском процессе возбуждается путем подачи кассационных жалобы, представления прокурора.

Процессуальное право четко регламентирует порядок подачи кассационных жалобы, представления, а также требования, предъявляемые к ним. В частности, закон устанавливает, куда следует обжаловать не вступившие в законную силу решения судов первой инстанции и в какой орган необходимо подать кассационную жалобу.

Не вступившие в законную силу решения могут быть обжалованы в кассационном порядке в следующие вышестоящие суды:

решения районных судов, решения гарнизонных военных судов - соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд;

решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов - в Верховный Суд Российской Федерации;

решения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Кассационные жалоба, представление подаются через суд, вынесший решение. По действующему закону, кассационные жалоба или представление не могут быть поданы непосредственно в суд кассационной инстанции. Такое решение законодателя верное и объясняется тем, что суд второй инстанции, не имея гражданского дела, не в состоянии правильно определить, вправе ли лицо обжаловать решение, в том ли размере внесена государственная пошлина, представлены ли в нужном количестве копии кассационной жалобы. Истребовать же дело из суда первой инстанции до вступления решения в законную силу для проверки этих обстоятельств тоже невозможно. В силу ч. 2 ст. 343 ГПК РФ до истечения срока, установленного для кассационного обжалования, дело никем не может быть истребовано из суда. Жалобы, поданные непосредственно в суд кассационной инстанции, должны были бы направляться в суд первой инстанции для совершения действий, указанных в ст. 343 ГПК РФ, что приводило бы к затягиванию рассмотрения кассационной жалобы.

Информация о работе Понятие подведомственности и ее критерии