Понятие общественного прогресса, его критерии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:08, реферат

Краткое описание

Проблемы общественного прогресса являются важнейшими проблемами социальной философии. Они всегда волновали мыслителей, исследовавших социум по восходящей линии его развития. Так, еще в античности римский поэт и философ Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" попытался рассмотреть и проследить этапы движения общества от одной ступени к другой.

Оглавление

Введение._________________________________________________________3
Раздел 1. Определение и понятие общественного прогресса.____________6
Черты отличия.________________________________________6
Более широкое понятие общественного прогресса.___________7
Раздел 2. Критерии общественного прогресса.________________________13
2.1. Размышление о прогрессе в наше время.____________________16
Заключение.______________________________________________________18
Список литературы.________________________________________________19

Файлы: 1 файл

социология(2).doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Российский Университет  Дружбы Народов

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: Социология

на тему: Понятие общественного прогресса, его критерии.

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-т группы ЗЮБ - 101

Шибаёв Иван Николаевич

Принял: Цвык Ирина Вячеславовна

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание.

 

Введение._________________________________________________________3

Раздел 1. Определение  и понятие общественного прогресса.____________6

    1. Черты отличия.________________________________________6
    2. Более широкое понятие общественного прогресса.___________7

Раздел 2. Критерии общественного прогресса.________________________13

2.1. Размышление о прогрессе  в наше время.____________________16

Заключение.______________________________________________________18

Список литературы.________________________________________________19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение.

 

Проблемы общественного  прогресса являются важнейшими проблемами социальной философии. Они всегда волновали  мыслителей, исследовавших социум по восходящей линии его развития. Так, еще в античности римский поэт и философ Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" попытался рассмотреть и проследить этапы движения общества от одной ступени к другой. О людях первобытной эпохи он, например, писал:

 

Люди еще не умели  с огнем обращаться, и шкуры,

 

Снятые с диких зверей, не служили одеждой их телу;

 

В рощах, в лесах или  в горных они обитали пещерах 

 

И скрывали в кустах свои заскорузлые члены,

 

Ежели их застигали дожди  или ветра порывы.

 

Со временем жизнь  налаживается, появляются продукты, одежда, возникают города и, таким образом, человечество постоянно и непрерывно совершенствуется.

Особое внимание проблемам  общественного прогресса стали  уделять в Новое время, когда  на историческую арену вышла буржуазия  и устами своих 

 

 

3

представителей проповедовала идею бесконечного прогресса. Так,

 

французский экономист  и социолог Тюрго всемирную историю  рассматривает как последовательность успешных действий человеческого рода. В этой связи он говорит о начале истории человечества, возникновении  народов, создании правительств, образовании языков, достижениях наук и т.д. Несмотря на войны, перевороты и трудности, отмечает Тюрго, человечество постоянно развивается по восходящей линии, поскольку прогресс носит непрерывный характер.

 

Рассматривая вопрос о возникновении общества, французский ученый пишет, что люди прежде всего заселили весь земной шар, затем стали заниматься науками, что способствовало совершенствованию человеческого разума. Он обращает внимание на неравномерность прогресса, выражающегося, с его точки зрения, в том, что искусство и науки у одних народов развиваются быстрее, чем у других народов. Тюрго рисует широкую картину истории Древней Греции, восхищается ее достижениями в области искусства, науки и философии. Но зато отрицательно отзывается о культуре Римской империи, в которой не видит большого прогресса, поскольку этой империей правили деспоты, которые мало заботились о прогрессе человеческого разума.

 

Новое время, по мнению Тюрго, характеризуется  невиданным расцветом науки и  философии. Декарт, Ньютон и другие корифеи науки продвинули вперед математику, физику, наполнили их новым содержанием. "Декарт рассматривал природу как человек, который, бросая на нее широкий взгляд, обнимает ее всецело и составляет ее план, так сказать, с высоты птичьего полета. Ньютон исследовал ее более подробно. Он описал страну, которую другой открыл" . Прогресс общества Тюрго сводит к прогрессу человеческого разума, который, по его мнению, развивается через науки и просвещение. Но

 

4

он не интересуется другими аспектами социального прогресса, прежде всего экономическими, что, конечно, сужает понятие прогресса.

 

Сходные мысли относительно прогресса  высказывал другой выдающийся французский  мыслитель - Кондорсе, для которого человеческий дух был "великим  двигателем исторического развития" . В своей знаменитой книге "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" Кондорсе изложил свое понимание развития человеческого общества. Весь исторический процесс он разделил на десять эпох и дал соответствующую характеристику каждой из них.

 

Каждая эпоха, пишет Кондорсе, представляет собой более прогрессивную ступень  развития общества по сравнению с  предыдущей. Первую эпоху он рассматривает  как эпоху первобытного состояния  людей, когда они были соединены  в племена, которые, по его мысли, образовались из слияния нескольких семейств. Во вторую эпоху совершается переход от пастушеского состояния к земледелию, что следует считать, по утверждению Кондорсе, прогрессивным шагом в истории человечества, ибо земледелие представляет собой более спокойный труд, дававший людям возможность делать жизнь более приятной и интересной. Кроме того, "некоторый прогресс совершается в области ремесел; люди приобретают некоторые познания в искусстве кормления домашних животных, научаются содействовать их размножению и даже усовершенствовать породу" . Появляется больше предметов для удовлетворения потребностей людей, совершенствуются орудия производства, увеличивается их количество, отношения в семье становятся более "приятными" и интимными. При характеристике третьей эпохи особое внимание Кондорсе обращает на разделение труда, которое способствовало прогрессу общества, "ибо производство человека достигает большего совершенства, когда оно ограничивается производством меньшего числа предметов..."

 

 

5

  1. Определение и понятие общественного прогресса.

 

Прогресс (от лат. progressus —  движение вперед) есть такое направление  развития, которое характеризуется  переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более  совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса — Тюрго и Кондорсе — были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам.

 

    1. черты отличия.  

Три характерных черты  отличали первоначальные прогрессистские  концепции.

 

Во-первых, это идеализм, т. е. попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале — в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Между прочим, прогресс был подмечен прежде всего в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.

 

6

Во-вторых, существенным недостатком многих ранних концепций  социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (О. Конт, Г. Спенсер).

 

В-третьих, восходящее развитие по форме  ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.

 

Эти недостатки в значительной степени  были преодолены в марксистском понимании  сущности общественного прогресса, включающем в себя признание его  противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Именно таков, как мы видели, один из возможных вариантов воздействия государства на развитие экономики.

 

 

    1. Более широкое понятие общественного прогресса.

 

Процесс исторического развития человеческого  общества и исторический прогресс —  разные понятия, которые не надо смешивать. Происходящие в развитии общества изменения  совершенно не обязательно 

 

 

7

должны способствовать улучшению человеческой жизни. Они  могут кому-то нравиться, кому-то нет. Одни люди могут радоваться, считая, что в результате этих изменений  человечество совершенствуется и приближается к осуществлению своих лучших идеалов; другие, напротив, печалиться по поводу того, что лучшие человеческие идеалы в этих изменениях рушатся, а люди становятся хуже. Первые будут говорить о прогрессе, вторые — о регрессе. Ведь представления об идеалах общественной жизни различны. Эти представления зависят от особенностей той или иной культуры, от эпохи, в которую люди живут, от их социального положения, от их индивидуального опыта.

 Общественный прогресс  — это характеристика или оценка, которую люди дают объективно  происходящим в истории изменениям в жизни общества. Основой оценки являются представления об идеалах, к которым должно стремиться человеческое общество. Когда изменения происходят в соответствии с идеалами, люди считают их прогрессивными, в противном же случае говорят об отсутствии прогресса.

Исторический процесс  в целом никогда не может быть оценен только как прогресс или только как регресс. Развитие общества противоречиво: прогресс в одних отношениях сочетается с регрессом в других. Не все  новое, что появляется в процессе общественного развития, является прогрессивным.

Если бы не было никаких  общечеловеческих ценностей и идеалов, то суждения людей о прогрессе  носили бы чисто субъективный характер, и было бы совершенно невозможно однозначно определить, в чем состоит прогресс и происходит ли он вообще. Однако в истории общества постепенно осознаются и получают признание некоторые общечеловеческие

 

8

ценности и идеалы — такие как добро, справедливость, свобода, гуманизм и 

др. Стремление к ним  все более становится нормой общественной жизни. Правда, и эти идеалы людьми понимаются неодинаково. Но тем не менее они образуют основу для определения того, что в процессе общественного развития считать прогрессивным.

Как бы ни расходились  люди в понимании тех или иных ценностей и идеалов, есть исходная ценность, не признавать которую невозможно: это — само существование человечества.

Но человечество должно не просто существовать, оно должно существовать по-человечески.

Конечно, раз и навсегда установить, каков должен быть образ  жизни, достойный человека, невозможно. Всякие попытки сделать это опасны, потому что порождают соблазн воплотить «самый лучший» общественной порядок, заставляя силой подчиняться ему тех, кто «не понимает», что он хорош. Это — путь Великого инквизитора из романа Достоевского «Братья Карамазовы», вознамерившегося насилием и обманом привести людей ко всеобщему счастью (в его понимании). История знает немало подобных попыток — начиная от проекта «идеального государства» Платона и кончая «социалистическим экспериментом» XX в. Все они ни к чему хорошему не приводят. Нельзя навязывать будущим поколениям наши сегодняшние представления о том, к каким идеалам жизни им следует стремиться. Предоставим им самим решать этот вопрос. Но каковы бы ни были общечеловеческие идеалы жизни, общество, по крайней мере, должно развиваться в таком направлении, чтобы с его развитием возрастала возможность людей жить в соответствии с ними.

 

 

9

В социальных исследованиях  показателями продвижения страны по пути прогресса часто служат:

рост производимого обществом валового продукта (в целом и на душу населения);

уменьшение голода и нищеты в  обществе;

рост потребностей людей и степени  их удовлетворения;

изменение характера занятости  населения в сторону уменьшения неквалифицированного, в особенности  тяжелого физического, труда и увеличения доли работников квалифицированного труда;

развитие народного образования  и повышение уровня образованности населения;

развитие социального обеспечения  и здравоохранения;

обеспечение гражданских  прав и свобод личности.

Несомненно, все это  — важные задачи, решение которых  свидетельствует о прогрессивном  развитии общества. Они являются, в  сущности, частными выражениями двух его основных критериев. Следует  лишь иметь в виду, что решение таких задач — не самоцель, а условие и средство общественного прогресса.

К размышлению. Встает вопрос, насколько совместимы различные  задачи, с решением которых связывают  общественный прогресс. Нет ли между  ними противоречий? Не может ли получиться так, что общество, продвигаясь в решении какой-то одной из них, вместе с тем лишается возможности успешно решать какую-то другую?

Анализируя процессы, идущие в современном мире, исследователи  высказывают немало опасений такого рода. Отмечается, например, что

 

10

существует обратная зависимость между темпами роста производства и стремлением к социальному равенству (стимул первого — прибыль, а второе требует ее перераспределения в пользу малоимущих); что увеличение национального богатства страны ведет к концентрации его в руках немногих; что чем богаче общество, тем больше в нем слой людей, ведущих паразитическую жизнь; что высокий уровень доходов населения порождает «культ потребления»; что в погоне за материальными приобретениями и чувственными удовольствиями у людей теряется вкус к наслаждению духовными ценностями; что технизация и коммерциализация жизни обедняет духовный мир человека; что существует противоречие между «двумя культурами» — гуманитарной и научно-технической (развитие второй наносит ущерб первой, происходит дегуманизация культуры, образования, искусства); что расширение социальной свободы имеет своей обратной стороной свободу нравов, ослабление семейных уз, сексуальную распущенность и т. д.

«...Открывшаяся нашему взору картина развития культуры за время существования нашего и двух предыдущих поколений заставляет, пожалуй, даже усомниться в том, что культура вообще еще мыслима перед лицом материальных достижений», — пишет А. Швейцер.

Информация о работе Понятие общественного прогресса, его критерии