Политика : понятия и общественный смысл.

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:59, контрольная работа

Краткое описание

Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.

Оглавление

1. Введение.
2. Происхождение политики.
3. Сущность политики.
4. Функции политики в обществе.
5. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.
6. Заключение.
7. Список литературы.

Файлы: 1 файл

контр. политология.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Содержание

Тема: « Политика: понятия и общественный смысл»

План:

  1. Введение.
  2. Происхождение политики.
  3. Сущность политики.
  4. Функции политики в обществе.
  5. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.
  6. Заключение.
  7. Список литературы.

 

Введение

      Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Происхождение  политики

      Осмыслить происходящее в сфере политики люди пытались еще в глубокой древности: первичные знания о государстве  и власти, политических институтах, явлениях и процессах появились  примерно за пятьсот лет до нашей  эры. За прошедшие с тех пор 2,5 тысячелетия политология прошла длительный путь становления и развития, оформившись, в конечном счете, в автономную, востребованную обществом науку.

      Объективной причиной зарождения и эволюции политического  знания были общественные перемены. В  их основе, как известно, лежат противоречия между классами и другими социальными группами, между личностью, обществом и государством.  Известно, что наиболее насыщенными, наиболее динамичными являются периоды перехода общества от одной социально-экономической формации к другой, отмеченные острыми политическими противоречиями, ликвидацией прежних и появлением новых политических институтов и отношений. 
Естественно поэтому, что периодизация истории политологии в целом совпадает с периодизацией всемирной истории (прежде всего европейской) и состоит из четырех основных этапов: Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время. Каждый из этих этапов характеризуется той или иной степенью зрелости политического знания, и, соответственно, положением этой науки в структуре общественных дисциплин.

      С позиций общественного развития эпоха Древнего мира (VIII в. до н. э. - V в. н. э.) в истории европейской  цивилизации была отмечена завершением  перехода от первобытнообщинных отношений  к классовым и заменой родоплеменной  формы управления обществом государственной. 
В античном мире начальный этап становления науки о политике (точно так же, как и в Древнем Китае) пришелся на VI-IV вв. до н. э. Именно в этот  
период политические идеи обрели форму научных теорий с присущими признаками целостности и системности. В научный оборот были введены такие понятия, как политика, республика, монархия, аристократия, конституция, демократия, олигархия и многие другие, не потерявшие своего значения и в наше время.

      Наиболее  полное воплощение вопросы политической теории на античном этапе развития науки о политике нашли в трудах древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Аристотеля по праву называют отцом политологии. Однако в его трудах, как и в исследованиях других мыслителей Древнего мира, учение о политике еще не получило самостоятельного значения. Оно являлось органической частью философии и этики, где политические вопросы рассматривались в совокупности с проблемами морали и права.

      Как известно, к эпохе Средневековья  относится длительный этап европейской истории, начавшийся в конце V в., когда пала Римская империя, и завершившийся в конце XVI - начале XVII вв., отмеченных первыми буржуазными революциями, означавшими наступление Нового времени. 
В историю Европы этот период вошел как темное, мрачное время, характеризующееся полным политическим и гражданским бесправием крепостных крестьян, темнотой и забитостью народа, преследованием деятелей науки и культуры.  Политические теории Средневековья являлись составной частью теологии, представляющей собой совокупность знаний о Боге и религиозных догмах. Свою законченную форму они получили лишь в XII-XIII вв. В эпоху позднего Средневековья на континенте шел активный процесс возникновения новых государств с реформированием церковной и светской властей, а также изменениями в социальной структуре населения, составлявшего три основные группы: духовенство, дворянство и крестьянство.

      В эпоху Возрождения, охватившую XIV-XVII вв., возникло мануфактурное производство, расширялась торговля, росли города. Необходимы были новые политические знания, принципиально отличавшиеся от теократического. Революционные перемены в развитии политической мысли в эпоху Возрождения, прежде всего, были связаны с именем Никколо Макиавелли (1469-1527), которого иногда называют самым знаменитым итальянцем со времен Юлия Цезаря.

      Исследования  Макиавелли и сделанные им открытия имели принципиальное значение для  дальнейшего развития мировой политической мысли. И если Аристотеля называют отцом  политического знания, то Макиавелли - основателем науки о политике.

      Развитие  политической мысли в этот период (конец XVII -начало XX вв.) стимулировалось  кардинальными переменами в общественной жизни передовых стран Европы и Северной Америки.

      Одновременно  шел процесс становления конституционного государства, т. е. такого института управления обществом, деятельность которого основана исключительно на правовых нормах, распространяющихся на всех без исключения граждан страны, включая ее правящую элиту. Завершающий период оформления политологии в самостоятельную научную дисциплину пришелся на последний этап Нового времени (вторая половина XIX - начало XX вв.).

      На  фоне развития капиталистических отношений  и порождаемого ими социального  неравенства обострились межклассовые противоречия, следствием которых явился резкий рост политической активности масс. 
Классики марксизма рассматривали политическую борьбу как борьбу классов, направленную на завоевание и удержание власти, а государство - как аппарат господства одного класса над другим. Среди тех, кто на рубеже ХIХ-ХХ вв. разрабатывал политическую теорию с немарксистских позиций, более других выделялся немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920), подобно Макиавелли и Мэдисону являвшийся в политике не только теоретиком, но и практиком - он был влиятельным государственным деятелем Веймарской республики и одним из авторов ее Конституции.

      Благодаря трудам М. Вебера и других исследователей - его современников - Гаэтано Моска (1858-1941), Вильфредо Парето (1848-1923), Роберта  Михельса (1876-1936), политическое знание к началу XX в. приобрело черты полноценной научной дисциплины.

      Россия, как известно, в число стран  с развитой наукой вошла довольно поздно - примерно в первой половине XVIII века, т. е. тогда, когда политическое знание в Западной Европе и Северной Америке достигло достаточно высокой степени прогресса. В конце XIX - начале XX вв., т. е. в условиях серьезных перемен в подходе к политической проблематике, политическая мысль в России развивалась достаточно интенсивно, хотя еще находилась под влиянием западной, прежде всего германской науки.

      Российские  ученые активно обращались и к  вопросам правового государства. Значительный вклад в российскую политологию на рубеже ХIХ-ХХ вв. внесли представители социалистического направления в российской политологии – М. Бакунин, В. Плеханов, В. Ленин. Наша страна в советское время не знала ни многопартийной системы, ни альтернативных выборов, ни других реальных атрибутов демократии. Вплоть до 80-х гг. на политологии лежал идеологический запрет.

 

      2. Сущность политики

      Объектом  политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя понятие "Политика" привычно и прочно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания.

      Укажем  на некоторые наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма.

      Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и  общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек – существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе – в семье, селении (общине), государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или "общения" людей.

      Позднее антропологические трактовки политики обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными определениями. Они акцентируют внимание на противоречиях  интересов, которые лежат в основе политики, определяя ее динамику. Формами взаимодействия субъектов политики могут быть борьба, столкновение, соперничество, конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус и др. Акцент на борьбе как основной форме политических отношений особенно был усилен в марксизме, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории.

      В чем же состоит суть, специфика  политических отношений как отношений  между социальными группами? Говоря о политике, мы чаще всего ведем  речь о власти – одного класса над другим, одной социальной группы над другими, одной личности над массой и т.п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах.

      Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть – первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Классик политической науки, немецкий социолог М. Вебер подчеркивал, что политика «означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти»1. Определение политики через власть характерно для многих мыслителей – Н. Макиавелли, В. Парето, К. Маркса и др. Такой подход к пониманию политики характеризуется как силовой, директивный.

      Властные  определения политики конкретизируются и дополняются с помощью институциональных  определений. Последние рассматривают  политику как сферу взаимодействия государства, партий, других общественно-политических институтов и структур, в которых воплощается и материализуется власть и политика. Данные политические институты возникают по мере осознания классами и другими социальными группами своих интересов для их представительства и защиты. Центральное место в политической системе общества занимает государство, представляющее собой универсальную политическую организацию, обладающую легитимным правом на принуждение. Как отмечал В.И. Ленин, самое существенное в политике – «устройство государственной власти»2. Политика предстает в этом случае как «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства»3.В современных условиях все более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе.

      Обладая таким свойством, как власть, политика имеет верховенство в системе общественных отношений, определяет обязательность политических решений для всего общества. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций – управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др. Приверженцами функционального подхода к пониманию политики являются американские ученые Т.Парсонс, Д.Истон, Г.Алмонд и другие представители системного анализа. Т.Парсонс писал: «Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей».

Информация о работе Политика : понятия и общественный смысл.