Политика : понятия и общественный смысл.

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:59, контрольная работа

Краткое описание

Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.

Оглавление

1. Введение.
2. Происхождение политики.
3. Сущность политики.
4. Функции политики в обществе.
5. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.
6. Заключение.
7. Список литературы.

Файлы: 1 файл

контр. политология.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

      Политика  выступает как организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы), способность воздействовать практически на любые стороны жизни. Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними. Политика глубоко опосредована экономической сферой общества, экономическими отношениям и интересами, концентрированным выражением которых она является. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на экономику и другие сферы общественной жизни. Тесная связь существует между политикой и моралью, политикой и культурой, политикой и идеологией, политикой и правом.

      Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают  всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального  явления. Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.

      Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики. 

      Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями. Внешнеполитический курс любого государства определяется, главным образом, характером его внутренней политики, и в то же время существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном итоге и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу – сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

 

      3.Функции  политики в обществе

      Политика  выполняет в общественной жизни следующие функции:

      1. Выражение общественно значимых  интересов всех групп и слоев общества. Выражение интересов включает в себя: 
а) осознание интересов;  
б) их оформление в идеологии;  
в) институализацию интересов посредством создания политической 
партии или общественного движения.

      2. Рационализация возникающих в  обществе противоречий. Достижение социальными группами своих интересов неизбежно сопровождается конфликтами между ними. Политика призвана перевести разрешение этих конфликтов в русло цивилизованного диалога. Другими словами, для достижения своих интересов можно выводить людей на улицы, переворачивать машины, бить витрины; а можно создать политическую партию, путем участия в избирательной кампании провести своих представителей в парламент и разрешать все вопросы за столом переговоров с представителями других партий в парламенте.

      3. Руководство и управление общественными  процессами в интересах тех  или иных групп или общества  в целом. Руководство заключается  в определении основных целей  и приоритетов развития, а также  в выработке путей и средств  их достижения; управление представляет собой деятельность по реализации выработанных стратегических решений.

      4. Интеграция различных социальных  групп за счет подчинения их  интересов интересам целого. Политика  призвана выразить единый общенародный  интерес и определить место  в нем каждой социальной группы.

      5. Обеспечение инновационного характера  общественного развития. Это означает, что политика призвана обеспечить  соответствие политических форм  потребностям экономического и  социального развития общества. Другими словами, политика должна создавать условия, благоприятные для экономического и социального развития.

      6. Наконец, политика выполняет своеобразную  человекотворческую функцию. Она  заключается в том, что политика  представляет собой специфическую  сферу самореализации личности, т.е. позволяет человеку проявить себя как социально активное, социально значимое существо. 

 

      4. Взаимодействие политики  с другими сферами  общественной жизни

      Понимание природы политики неизбежно предполагает и осознание се связей с другими  сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, равным образом и сама, оказывая воздействие на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ее структуру и сущность.

      Как правило, в стабильных демократических  обществах функциональная связь  политики с другими общественными  сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию  к понижению роли политического  регулирования общественных отношений  и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической жизни и т. д. В то же время в переходных условиях или при нарастании авторитарных тенденций, как правило, увеличивается и роль политических методов регулирования социальных процессов. При тоталитарных же режимах правления политические методы управления, по сути, девальвируют значение и экономических, и моральных, и правовых регуляторов.

      Таким образом, говоря об отношениях политики с другими сферами общественной жизни, необходимо видеть различный характер связующих их уз.

      Так, в отношениях политики с экономикой, прежде всего, необходимо отметить значительную детерминирующую роль последней в формировании политической власти. Конечно, было бы явным преувеличением считать, что экономика всегда определяет политическую область жизни (например, классический марксизм). Источники политики того или иного государства, класса, нации, группы чаще всего невозможно однозначно свести к экономическим детерминантам. Но, в свою очередь, и политика не может рассматриваться как прародительница экономики. Хотя, будучи формой, властно-государственного принуждения, политика сохраняет регулирующие способности по отношению к экономике в тех случаях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы всего общества. При этом характер такого влияния может быть трояким: либо позитивным, либо негативным, либо нейтральным.

      Например, сегодня в России без помощи Президента и правительства в принципе невозможно установить режим хозяйственной конкуренции, утверждение рыночных отношений, развитие предпринимательства, т. е. всего того, что составляет суть экономической реформы. В то же время оппозиция также пытается использовать материальную силу государства, но не для поощрения, а для воспрепятствования этим тенденциям, для возврата к идеалам «плановой экономики». И от того, удастся ли исполнительной власти отстоять курс на реформы или же она не устоит перед натиском политических оппонентов, и будет зависеть характер политического воздействия на экономику.

      Следует помнить, что политика и экономика связаны опосредствованно - через социальные отношения. Экономика, предопределяя материальные устои жизнедеятельности людей, обуславливает характер социального расслоения общества. В зависимости же от экономического содержания своих социальных интересов различные группы обращаются к политическим формам их удовлетворения, побуждая тот или иной характер деятельности государства. Форма реакции государства на социальные требования групп будет, разумеется, зависеть от конкретно-исторической ситуации. А следовательно и характер отношений между экономикой и политикой тоже будет весьма различным.

      Политика  и право. Правовая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического господство тех или иных сил. Вместе с тем, правовые нормы сглаживают групповую заостренность политических требований, ибо вынуждены ориентироваться не только на сторонников данной политической линии, но и на всех граждан государства, предъявляя им общеобязательные требования, независимые от партийных пристрастий и антипатий. Право является той системой требований к совместному существованию людей, которая предопределена самой природой общества и без которой невозможно его существование.

      Право также регулирует политическое поведение  граждан. Оно определяет границы  и возможности деятельности, как  оппозиции, так и правящих структур, выступая, таким образом, одной из важных предпосылок легитимизации  политического режима. Конечно, в конкретных политических системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но и в определенной степени и в демократических странах политическая лояльность нередко становится выше закона, а закон, в свою очередь, может очень слабо соотноситься с правом. Так, например, в недавнем прошлом право было в нашей стране безгласной служанкой политики, областью жизни, никак не регламентировавшей властный беспредел тоталитарной бюрократии.

      Политика  и мораль. Практический опыт показывает, что в политике, как и в любом  другой сфере общественной жизни, процесс  реализации интересов изначально связан с моральным выбором человека. Политика изначально соединяет в  себе две различные системы координат в отношениях человека с государственной властью: пользы и нравственности. И если политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, эффективности или неэффективности в достижении целей, то мораль помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношений Добра и Зла.

      Конечно, моральность политики - величина относительная. В стабильных демократических режимах  мораль является одним из важнейших  источников взаимно уважительного  диалога правящих групп и общества. В то же время режимы, для которых характерно отсутствие нравственной рефлексии, неизбежно превращают цинизм, вероломство, человеконенавистничество в доминирующие нормы власти и управления, способствуя тем самым возрастанию коррупции, криминализации правления, а в конечном счете - превращению политики в инструмент разжигания ненависти между различными группами населения и дезинтеграции общества. Аморальная политика является прямым поощрением и выражением диктатуры, насилия над личностью, фашизма.

      Правда, столь же опасен и гиперморализм, вытесняющий критерии политической оценки ситуации абстрактными пожеланиями, наивными предположениями, оторванными от жизни требованиями. Как правило, такая мистификация сознания политических субъектов также неизбежно ведет к доминирующему положению группировок, манипулирующих общественным мнением в угоду своим эгоистическим интересам. Поэтому приверженность людей моральным идеалам в такой ситуации может обернуться глубокой жертвенностью, неоправданными уступками, формой поощрения демагогов.

      Выдержать необходимый баланс между политическими  и моральными критериями весьма непросто. И чаще всего это удается людям, имеющим непосредственный опыт разностороннего  политического участия с крепкими нравственными устоями. Не обладающие моральными принципами, легко перешагивают через все внутренние ограничения в использовании средств для сохранения и повышения своего властного статуса.

 

      Заключение

      Пока  существует политика, разрешать ее противоречивые отношения с моралью  до конца, раз и навсегда, попросту невозможно. В то же время вполне возможно придать этому конфликту цивилизованную форму. Прежде всего это возможно за счет проведения властями гуманно ориентированной политики, исключающей привилегированное положение правящих элит или какой-либо иной социальной (национальной, религиозной) или политической группы, политики, ориентированной на гражданский мир, поиск консенсуса между политическими силами.

      В то же время такая линия должна дополняться соответствующими механизмами  отбора правителей и усиления демократического контроля за их деятельностью со стороны общественного мнения. При этом и сам человек должен стараться не перекладывать груз моральной ответственности за свой политический выбор на ту или иную партию, государство или иных лиц. Только это сделает мораль надежным источником политического развития, а политику - средством укрепления статуса универсальных норм и ценностей морали. 
 
Литература

    1. В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. Введение в политологию. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М., 2005, гл. 1.
    2. Бутенко А. П. Наука, политика, власть: проблемы взаимоотношения и соотношения// Социально-гуманитарные знания.- М., 2003. №3.
    3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М., 2000.
    4. Ильин В.В. Политология. Учебник для ВУЗов, М.: Университет, 1999.

     
     
     

       

Информация о работе Политика : понятия и общественный смысл.