Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:37, доклад
Критериями прогресса Гете считал дифференциацию и соподчинение частей, Бронн — специализацию, сокращение числа гомологичных органов, погружение важнейших органов внутрь тела, централизацию, Плате — увеличение размеров, приобретение новых органов и функций, повышение энергетического уровня жизнедеятельности, Франц — энергетическую эффективность, интенсификацию функций, Ренш — усложнение, рационализацию (в частности, олигомеризацию), централизацию, пластичность (расширение нормы реакции), независимость от среды (автономизацию) и т. д. Большинство исследователей связывает прогресс с ростом численности и разнообразия или же (в морфологическом плане) с усложнением в сочетании с функциональной интеграцией (развитием нервной системы), активностью, энергетической эффективностью, независимостью от среды, гомеостазом (устойчивостью внутренней среды), заботой о потомстве, способностью к обучению и другими свойствами более или менее общего значения. Часть критериев носит откровенно антропоцентристский характер и непригодна для сопоставления различных эволюционных линий.
Критерии прогресса.
Критериями
прогресса Гете считал дифференциацию
и соподчинение частей, Бронн —
специализацию, сокращение числа гомологичных
органов, погружение важнейших органов
внутрь тела, централизацию, Плате —
увеличение размеров, приобретение новых
органов и функций, повышение
энергетического уровня жизнедеятельности,
Франц — энергетическую эффективность,
интенсификацию функций, Ренш — усложнение,
рационализацию (в частности, олигомеризацию),
централизацию, пластичность (расширение
нормы реакции), независимость от
среды (автономизацию) и т. д. Большинство
исследователей связывает прогресс
с ростом численности и разнообразия
или же (в морфологическом плане)
с усложнением в сочетании
с функциональной интеграцией (развитием
нервной системы), активностью, энергетической
эффективностью, независимостью от среды,
гомеостазом (устойчивостью внутренней
среды), заботой о потомстве, способностью
к обучению и другими свойствами
более или менее общего значения.
Часть критериев носит
Многие
эволюционисты вслед за Дж. Симпсоном
(Simpson, 1956) полагают, что понятие прогресс
имеет смысл лишь в применении
к конкретным эволюционным линиям.
По их мнению, можно говорить о прогрессе
рыб или прогрессе насекомых,
но не организмов вообще. Например, в
эволюции амфибий прогресс заключается
во все более совершенном
Прогресс,
таким образам, заключается в
смене доминирующих типов, и человек
как последний известный нам
доминирующий тип должен быть объективно
признан вершиной эволюции. Я уже
отмечал (Красилов, 1973а и др.), что
смена доминантов в рядах терапсиды—завропсиды—
Ограниченность
биологического критерия связана также
с тем, что конкурентоспособность
— не неизменный атрибут вида, она
зависит от множества условий. Например,
при 22° успех сопутствует одному
виду дрозофил, а при 27° — другому.
В перспективе успех того или
другого вида зависит от направленности
изменения климатических
Под
прогрессом понимается направление
развития, для которого характерно
поступательное движение общества от
низших и простых форм общественной
организации к более высоким
и сложным. Понятию прогресса
противоположно понятие регресс, для
которого характерно обратное движение
— от высшего к низшему, деградация,
возврат к уже отжившим структурам
и отношениям. Представление о
развитии общества как прогрессивном
процессе появилось еще в древности,
но окончательно оформилось в трудах
французских просветителей (А. Тюрго,
М. Кондорсе и др.)- Критерий прогресса
они видели в развитии человеческого
разума, в распространении просвещения.
Столь оптимистичный взгляд на историю
сменился в XIX в. более сложными представлениями.
Так, марксизм усматривает прогресс
в переходе от одной общественно-
Некоторые мыслители отвергают идею прогресса
в общественном развитии, рассматривая
историю как циклический круговорот с
чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая
скорый «конец истории» либо утверждая
представления о многолинейном, независимом
друг от друга, параллельном движении
различных обществ (Н. Я. Данилевский, О.
Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись
от тезиса о единстве всемирной истории,
выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой
из которых он различал фазы возникновения,
роста, надлома, упадка и разложения. О
«закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно
ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая
под прогрессом движение к какой-либо
цели, он считал его возможным только для
отдельного человека, но не для истории.
Последняя же может быть объяснена и как
прогрессивный процесс, и как регресс.
Очевидно, что прогрессивное развитие
общества не исключает возвратных движений,
регресса, циви-лизационных тупиков и
даже срывов. Да и само развитие человечества
вряд ли имеет однозначно прямолинейный
характер, в нем возможны и ускоренные
рывки вперед, и откаты назад. Более того,
прогресс в одной сфере общественных отношений
может сопровождаться и даже быть причиной
регресса в другой. Развитие орудий труда,
техническая и технологическая революции
— яркое свидетельство экономического
прогресса, но они поставили мир на грань
экологической катастрофы, истощили природные
ресурсы Земли. Современное общество обвиняют
в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности.
Высока и цена прогресса: удобства городской
жизни, например, сопровождаются многочисленными
«болезнями урбанизации». Иногда издержки
прогресса настолько велики, что возникает
вопрос: а можно ли вообще говорить о движении
человечества вперед?
В этой связи актуален вопрос о критериях
прогресса. Согласия среди ученых нет
и здесь. Французские просветители видели
критерий в развитии разума, в степени
разумности общественного устройства.
Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон)
оценивали движение вперед по состоянию
общественной нравственности. Г. Гегель
связывал прогресс со степенью сознания
свободы. Марксизм также предложил универсальный
критерий прогресса — развитие производительных
сил. Видя сущность движения вперед во
все большем подчинении сил природы человеку,
К. Маркс сводил общественное развитие
к прогрессу в производственной сфере.
Прогрессивными он считал лишь те социальные
отношения, которые соответствовали уровню
производительных сил, открывали простор
для развития человека (как главной производительной
силы). Применимость подобного критерия
оспаривается в современном общест-вознании.
Состояние экономического базиса не определяет
характер развития всех остальных сфер
жизни общества. Целью, а не средством
любого общественного прогресса является
создание условий для всестороннего и
гармоничного развития человека.
Следовательно, критерием прогресса должна
являться мера свободы, которую общество
в состоянии предоставить личности для
максимального раскрытия ее потенциальных
возможностей. Степень прогрессивности
того или иного общественного строя нужно
оценивать по созданным в нем условиям
для удовлетворения всех потребностей
личности, для свободного развития человека
(или, как говорят, по степени человечности
общественного устройства).