Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:37, доклад
Критериями прогресса Гете считал дифференциацию и соподчинение частей, Бронн — специализацию, сокращение числа гомологичных органов, погружение важнейших органов внутрь тела, централизацию, Плате — увеличение размеров, приобретение новых органов и функций, повышение энергетического уровня жизнедеятельности, Франц — энергетическую эффективность, интенсификацию функций, Ренш — усложнение, рационализацию (в частности, олигомеризацию), централизацию, пластичность (расширение нормы реакции), независимость от среды (автономизацию) и т. д. Большинство исследователей связывает прогресс с ростом численности и разнообразия или же (в морфологическом плане) с усложнением в сочетании с функциональной интеграцией (развитием нервной системы), активностью, энергетической эффективностью, независимостью от среды, гомеостазом (устойчивостью внутренней среды), заботой о потомстве, способностью к обучению и другими свойствами более или менее общего значения. Часть критериев носит откровенно антропоцентристский характер и непригодна для сопоставления различных эволюционных линий.
Критерии прогресса.
     Критериями 
прогресса Гете считал дифференциацию 
и соподчинение частей, Бронн — 
специализацию, сокращение числа гомологичных 
органов, погружение важнейших органов 
внутрь тела, централизацию, Плате — 
увеличение размеров, приобретение новых 
органов и функций, повышение 
энергетического уровня жизнедеятельности, 
Франц — энергетическую эффективность, 
интенсификацию функций, Ренш — усложнение, 
рационализацию (в частности, олигомеризацию), 
централизацию, пластичность (расширение 
нормы реакции), независимость от 
среды (автономизацию) и т. д. Большинство 
исследователей связывает прогресс 
с ростом численности и разнообразия 
или же (в морфологическом плане) 
с усложнением в сочетании 
с функциональной интеграцией (развитием 
нервной системы), активностью, энергетической 
эффективностью, независимостью от среды, 
гомеостазом (устойчивостью внутренней 
среды), заботой о потомстве, способностью 
к обучению и другими свойствами 
более или менее общего значения. 
Часть критериев носит 
     Многие 
эволюционисты вслед за Дж. Симпсоном 
(Simpson, 1956) полагают, что понятие прогресс 
имеет смысл лишь в применении 
к конкретным эволюционным линиям. 
По их мнению, можно говорить о прогрессе 
рыб или прогрессе насекомых, 
но не организмов вообще. Например, в 
эволюции амфибий прогресс заключается 
во все более совершенном 
     Прогресс, 
таким образам, заключается в 
смене доминирующих типов, и человек 
как последний известный нам 
доминирующий тип должен быть объективно 
признан вершиной эволюции. Я уже 
отмечал (Красилов, 1973а и др.), что 
смена доминантов в рядах терапсиды—завропсиды—
     Ограниченность 
биологического критерия связана также 
с тем, что конкурентоспособность 
— не неизменный атрибут вида, она 
зависит от множества условий. Например, 
при 22° успех сопутствует одному 
виду дрозофил, а при 27° — другому. 
В перспективе успех того или 
другого вида зависит от направленности 
изменения климатических 
     Под 
прогрессом понимается направление 
развития, для которого характерно 
поступательное движение общества от 
низших и простых форм общественной 
организации к более высоким 
и сложным. Понятию прогресса 
противоположно понятие регресс, для 
которого характерно обратное движение 
— от высшего к низшему, деградация, 
возврат к уже отжившим структурам 
и отношениям. Представление о 
развитии общества как прогрессивном 
процессе появилось еще в древности, 
но окончательно оформилось в трудах 
французских просветителей (А. Тюрго, 
М. Кондорсе и др.)- Критерий прогресса 
они видели в развитии человеческого 
разума, в распространении просвещения. 
Столь оптимистичный взгляд на историю 
сменился в XIX в. более сложными представлениями. 
Так, марксизм усматривает прогресс 
в переходе от одной общественно-
     
     Некоторые мыслители отвергают идею прогресса 
в общественном развитии, рассматривая 
историю как циклический круговорот с 
чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая 
скорый «конец истории» либо утверждая 
представления о многолинейном, независимом 
друг от друга, параллельном движении 
различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. 
Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись 
от тезиса о единстве всемирной истории, 
выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой 
из которых он различал фазы возникновения, 
роста, надлома, упадка и разложения. О 
«закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно 
ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая 
под прогрессом движение к какой-либо 
цели, он считал его возможным только для 
отдельного человека, но не для истории. 
Последняя же может быть объяснена и как 
прогрессивный процесс, и как регресс. 
     
     Очевидно, что прогрессивное развитие 
общества не исключает возвратных движений, 
регресса, циви-лизационных тупиков и 
даже срывов. Да и само развитие человечества 
вряд ли имеет однозначно прямолинейный 
характер, в нем возможны и ускоренные 
рывки вперед, и откаты назад. Более того, 
прогресс в одной сфере общественных отношений 
может сопровождаться и даже быть причиной 
регресса в другой. Развитие орудий труда, 
техническая и технологическая революции 
— яркое свидетельство экономического 
прогресса, но они поставили мир на грань 
экологической катастрофы, истощили природные 
ресурсы Земли. Современное общество обвиняют 
в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. 
Высока и цена прогресса: удобства городской 
жизни, например, сопровождаются многочисленными 
«болезнями урбанизации». Иногда издержки 
прогресса настолько велики, что возникает 
вопрос: а можно ли вообще говорить о движении 
человечества вперед? 
     
     В этой связи актуален вопрос о критериях 
прогресса. Согласия среди ученых нет 
и здесь. Французские просветители видели 
критерий в развитии разума, в степени 
разумности общественного устройства. 
Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) 
оценивали движение вперед по состоянию 
общественной нравственности. Г. Гегель 
связывал прогресс со степенью сознания 
свободы. Марксизм также предложил универсальный 
критерий прогресса — развитие производительных 
сил. Видя сущность движения вперед во 
все большем подчинении сил природы человеку, 
К. Маркс сводил общественное развитие 
к прогрессу в производственной сфере. 
Прогрессивными он считал лишь те социальные 
отношения, которые соответствовали уровню 
производительных сил, открывали простор 
для развития человека (как главной производительной 
силы). Применимость подобного критерия 
оспаривается в современном общест-вознании. 
Состояние экономического базиса не определяет 
характер развития всех остальных сфер 
жизни общества. Целью, а не средством 
любого общественного прогресса является 
создание условий для всестороннего и 
гармоничного развития человека. 
     
     Следовательно, критерием прогресса должна 
являться мера свободы, которую общество 
в состоянии предоставить личности для 
максимального раскрытия ее потенциальных 
возможностей. Степень прогрессивности 
того или иного общественного строя нужно 
оценивать по созданным в нем условиям 
для удовлетворения всех потребностей 
личности, для свободного развития человека 
(или, как говорят, по степени человечности 
общественного устройства).