Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 02:27, доклад
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса — Тюрго и Кондорсе — были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое
направление развития, которое характеризуется
переходом от низшего к высшему, от менее
совершенного к более совершенному. Заслуга
выдвижения идеи и разработки теории общественного
прогресса принадлежит философам второй
половины XVIII в., а социально-экономической
базой для самого возникновения идеи общественного
прогресса послужило становление капитализма
и вызревание европейских буржуазных
революций. Кстати, оба творца первоначальных
концепций общественного прогресса —
Тюрго и Кондорсе — были активными общественными
деятелями предреволюционной и революционной
Франции. И это вполне объяснимо: идея
общественного прогресса, признание того
факта, что человечество в целом, в главном
идет в своем движении вперед, есть выражение
исторического оптимизма, свойственного
передовым социальным силам. Прогресс
в общем смысле – это развитие от низшего
к высшему, от менее совершенного к более
совершенному, от простого к сложному.
Общественный прогресс – это
постепенное культурное и социальное
развитие человечества.
Идея прогресса человеческого
общества стала формироваться в философии
с древнейших времен и опиралась на факты
умственного движения человека вперед,
что выражалось в постоянном приобретении
и накоплении человеком новых знаний,
позволяющих ему всё более понижать свою
зависимость от природы.
Таким образом, идея общественного
прогресса зародилась в философии на основе
объективных наблюдений социально-культурных
преобразований человеческого общества.
Поскольку философия рассматривает
мир как целое, то, присовокупляя к объективным
фактам социально-культурного прогресса
этические аспекты, она пришла к выводу,
что развитие и совершенствование нравственности
человека не является таким же однозначным
и неоспоримым фактом, как развитие знаний,
общей культуры, науки, медицины, социальных
гарантий общества и т.д.
В философии нет единой теории
общественного прогресса, поскольку различные
философские течения по-разному понимают
и содержание прогресса, и его причинный
механизм, и вообще критерии прогресса,
как факта истории. Основные группы теорий
общественного прогресса можно классифицировать
следующим образом:
1.Теории естественного прогресса.
Эта группа теорий заявляет о естественном
прогрессе человечества, который происходит
сам собой по естественным обстоятельствам.
Главным фактором прогресса
здесь считается естественная способность
человеческого разума увеличивать и накапливать
сумму знаний о природе и обществе. В этих
учениях человеческий разум наделяется
неограниченным могуществом и, соответственно
этому, прогресс считается явлением исторически
бесконечным и безостановочным.
2.Диалектические концепции
общественного прогресса. Эти учения полагают
прогресс явлением внутренне закономерным
для общества, присущим ему органически.
В них прогресс выступает формой и целью
самого существования человеческого общества,
а сами диалектические концепции подразделяются
на идеалистические и на материалистические:
–идеалистические диалектические
концепции общественного прогресса сближаются
с теориями о естественном ходе прогресса
в том, что связывают принцип прогресса
с принципом мышления (Абсолюта, Высшего
Разума, Абсолютной Идеи и т.д.).
–материалистические концепции
общественного прогресса (марксизм) связывают
прогресс с внутренними закономерностями
общественно-экономических процессов
в обществе.
3.Эволюционные теории общественного
прогресса.
Эти теории сложились в попытках
подвести под идею прогресса строго научную
опору. Исходным принципом этих теорий
является идея об эволюционном характере
прогресса, то есть о наличии в человеческой
истории неких постоянных фактов усложнения
культурно-социальной действительности,
которые следует рассматривать строго
как научные факты – лишь с внешней стороны
их неоспоримо наблюдаемых явлений, не
давая никаких положительных или отрицательных
оценок.
Идеалом эволюционного подхода
является система естественнонаучных
знаний, где научные факты собираются,
но для них не предусматривается никаких
этических или эмоциональных оценок.
В итоге вот такого естественнонаучного
метода анализа общественного прогресса,
эволюционные теории выделяют в качестве
научных фактов две стороны исторического
развития общества:
–постепенность и
–наличие естественной причинно-следственной
закономерности в процессах.
Таким образом, эволюционный
подход к идее прогресса
признает наличие неких законов
развития общества, которые, однако, не
определяют собой ничего, кроме процесса
спонтанного и неумолимого усложнения
форм социальных отношений, что сопровождается
эффектами интенсификации, дифференциации,
интеграции, расширения набора функций
и т.д.
Нынешний общественный прогресс
породил много факторов, которые, наоборот,
усложняют жизнь человека, подавляют его
психически и даже создают угрозу его
существованию. Многие достижения современной
цивилизации начинают всё хуже и хуже
вписываться в психофизиологические возможности
человека. Отсюда возникают такие факторы
современной человеческой жизни, как переизбыток
стрессовых ситуаций, нервнопсихический
травматизм, страх перед жизнью, одиночество,
апатия к духовности, перенасыщение ненужной
информацией, сдвиг жизненных ценностей
на примитивизм, пессимизм, нравственное
равнодушие, общий надрыв физико-психологического
состояния, невиданный в истории уровень
алкоголизма, наркомании и духовной угнетенности
людей.
Положительными критериями
общественного прогресса на сегодняшний
день признаны:
1.Экономический критерий.
Развитие общества с экономической
стороны должно сопровождаться повышением
уровня жизни человека, устранением бедности,
исключением голода, массовых эпидемий,
высокими социальными гарантиями по старости,
болезни, инвалидности и т.д.
2.Уровень гуманизации общества.
В обществе должны расти:
степень различных свобод, общая
защищенность человека, уровень доступа
к образованию, к материальным благам,
возможность удовлетворения духовных
потребностей, соблюдение его прав, возможности
для отдыха и т.д.,
и понижаться:
влияние обстоятельств жизни
на психофизическое здоровье человека,
степень подчиненности человека ритму
производственной жизни.
Обобщающим показателем этих
социальных факторов берется средняя
продолжительность жизни человека.
3.Прогресс в нравственном и
духовном развитии личности.
Общество должно становиться
всё более нравственным, моральные нормы
должны укрепляться и совершенствоваться,
а каждый человек должен получать всё
больше и больше времени и возможностей
для развития своих способностей, для
самообразования, для творческой деятельности
и духовной работы.
Таким образом, основные критерии
прогресса сместились в настоящее время
с производственно-экономических, научно-технических,
социально-политических факторов в сторону
гуманизма, то есть в сторону приоритета
человека и его социальной судьбы.
Следовательно,
главным смыслом культуры и
главным критерием прогресса является
гуманизм процессов и результатов общественного
развития.