Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:16, курсовая работа
Одной из главных  задач российского государства  является защита нарушенных или оспоренных гражданских прав. Поэтому лицо, обнаружив, что принадлежащие ему права и интересы кем-либо нарушены, имеет право обратиться в соответствующий орган, способный разрешить возникший конфликт.
      В нормах гражданского законодательства теперь подведомственность чаще всего прямо не определяется, а содержатся нормы отсылочного характера.
Одной из главных задач российского государства является защита нарушенных или оспоренных гражданских прав. Поэтому лицо, обнаружив, что принадлежащие ему права и интересы кем-либо нарушены, имеет право обратиться в соответствующий орган, способный разрешить возникший конфликт.
В нормах гражданского законодательства теперь подведомственность чаще всего прямо не определяется, а содержатся нормы отсылочного характера.
Так, согласно ст.11 ГК РФ говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.1
    Подведомственность 
является одним из важнейших процессуальных 
институтов, поскольку его 
Правовое понятие «подведомственность» происходит от глагола «ведать» и означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.2
    Существует 
несколько точек зрения относительно 
определения понятия «
Например, П.С. Дружков считает, что подведомственность правильнее относить к «…межотраслевым материально-правовым институтам…»3, что «нормы подведомственности» не являются процессуальными, поскольку они «устанавливают компетенцию различных органов государства и общественности в решении производственно-хозяйственных, оперативных и др. вопросов».4 Основываясь на этом, П.Ф. Елисейкин определяет подведомственность как «свойство дела, позволяющее разграничить отдельные формы защиты субъективного права или охраняемого законом интереса» 5.
Данная точка зрения критикуется, и многие авторы склонны считать, что подведомственность – это процессуальный институт6 и есть ни что иное как «…предпосылка, обязательное условие возбуждения деятельности соответствующего юрисдикционного органа по разрешению определенных юридических дел»7.
Наиболее предпочтительным представляется определение, которое дается в учебнике по гражданскому процессу под редакцией М.С. Шакарян:
Подведомственность — это «относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов» 8.
Она определяет круг споров о праве и иных материально-правовых вопросов индивидуального значения, разрешение которых отнесено к ведению тех или иных органов государства, общественности либо органов смешанного характера.
В зависимости 
от того, относит ли закон разрешение определенной 
категории дел к ведению исключительно 
каких-либо одних органов или нескольких 
различных органов, подведомственность 
подразделяется на исключительную 
 множественную.  
1.2.1.Исключительная подведомственность.
  Абсолютное 
большинство споров, вытекающих из 
гражданских, семейных, жилищных, экологических, 
других правоотношений, рассматривается 
непосредственно только судом и не может 
разрешаться по существу другими органами. 
Такой вид называется исключительной 
подведомственностью. Это понятие означает, 
что для разрешения спора судом не требуется 
обязательного досудебного порядка обращения 
в какие-либо иные органы. К исключительной 
подведомственности относятся споры о 
признании авторства на художественное 
произведение, о восстановлении на работе, 
о признании договора передачи квартиры 
в собственность гражданам недействительным 
и т.д.  
    1.2.2. 
Множественная 
Множественная означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.9 В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности: альтернативную, договорную, императивную и условную.
Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). Оно заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и имеет силу исполнительного листа (ст. 99–100 Семейного кодекса РФ). Родитель может избрать и судебный порядок взыскания алиментов, если соглашение не заключено.
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.
Законом предусмотрены требования к форме соглашения о передаче спора третейскому суду. Оно должно быть заключено обязательно в письменной форме, в виде отдельного третейского соглашения либо в виде третейской оговорки в договоре.
  Соглашение 
считается заключенным в 
Стороны могут аннулировать соглашение о передаче спора третейскому суду только по взаимному согласию. Не допускается односторонний отказ от соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.