Понятие подведомственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных задач российского государства является защита нарушенных или оспоренных гражданских прав. Поэтому лицо, обнаружив, что принадлежащие ему права и интересы кем-либо нарушены, имеет право обратиться в соответствующий орган, способный разрешить возникший конфликт.
В нормах гражданского законодательства теперь подведомственность чаще всего прямо не определяется, а содержатся нормы отсылочного характера.

Файлы: 1 файл

курсовая по гпп.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

     Глава 1. Теоретические аспекты

     1.1. Понятие подведомственности

          Одной из главных  задач российского государства  является защита нарушенных или оспоренных гражданских прав. Поэтому лицо, обнаружив, что принадлежащие ему права и интересы кем-либо нарушены, имеет право обратиться в соответствующий орган, способный разрешить возникший конфликт.

      В нормах гражданского законодательства теперь подведомственность чаще всего прямо не определяется, а содержатся нормы отсылочного характера.

    Так, согласно ст.11 ГК РФ говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.1

    Подведомственность  является одним из важнейших процессуальных институтов, поскольку его неразработанность, а также несогласованность действующих  норм о подведомственности приводят к тому, что не только граждане и юридические лица, но и работники суда и прокуратуры испытывают трудности при определении суда, полномочного рассматривать и разрешать конкретное дело.

    Правовое  понятие «подведомственность» происходит от глагола «ведать» и означает в  гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.2

    Существует  несколько точек зрения относительно определения понятия «подведомственность». В основном различие заключается  в том, что одни авторы считают  подведомственность материально-правовым институтом, другие – гражданско-процессуальным.

    Например, П.С. Дружков считает, что подведомственность правильнее относить к «…межотраслевым материально-правовым институтам…»3, что «нормы подведомственности» не являются процессуальными, поскольку они «устанавливают компетенцию различных органов государства и общественности в решении производственно-хозяйственных, оперативных и др. вопросов».4 Основываясь на этом, П.Ф. Елисейкин определяет подведомственность как «свойство дела, позволяющее разграничить отдельные формы защиты субъективного права или охраняемого законом интереса» 5.

    Данная  точка зрения критикуется, и многие авторы склонны считать, что подведомственность – это процессуальный институт6 и есть ни что иное как «…предпосылка, обязательное условие возбуждения деятельности соответствующего юрисдикционного органа по разрешению определенных юридических дел»7.

    Наиболее  предпочтительным представляется определение, которое дается в учебнике по гражданскому процессу под редакцией М.С. Шакарян:

      Подведомственность — это «относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов» 8.

    Она определяет круг споров о праве и  иных материально-правовых вопросов индивидуального  значения, разрешение которых отнесено к ведению тех или иных органов государства, общественности либо органов смешанного характера.

     1.2. Виды подведомственности

В зависимости  от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на исключительную множественную.  

  1.2.1.Исключительная  подведомственность.

  Абсолютное  большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Такой вид называется исключительной подведомственностью. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.  

    1.2.2. Множественная подведомственность.

    Множественная означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.9 В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности: альтернативную, договорную, императивную и условную.

  Альтернативная  подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

  Согласно  п. 2 ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). Оно заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и имеет силу исполнительного листа (ст. 99–100 Семейного кодекса РФ). Родитель может избрать и судебный порядок взыскания алиментов, если соглашение не заключено.

  Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

  Разновидностью  альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

  Законом предусмотрены требования к форме соглашения о передаче спора третейскому суду. Оно должно быть заключено обязательно в письменной форме, в виде отдельного третейского соглашения либо в виде третейской оговорки в договоре.

  Соглашение  считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств связи, обеспечивающих фиксирование такого соглашения (ст. 5, 7 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», принятого 21 июня 2002 г.).

  Стороны могут аннулировать соглашение о  передаче спора третейскому суду только по взаимному согласию. Не допускается  односторонний отказ от соглашения о передаче спора на разрешение третейского  суда.

Информация о работе Понятие подведомственности