Понятие подведомственности в гражданстком судопроизводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является судебная подведомственность дел судам общей юрисдикции

Оглавление

Введение 3
Глава I Понятие и виды подведомственности в гражданском процессе 5
§1 Понятие подведомственности 5
§2 Виды судебной подведомственности 10
§3 Порядок разрешения вопросов о подсудности. 12
Глава II Подведомственность суду отдельных категорий гражданских дел. 15
§1 Подведомственность суду дел из брачно-семейных отношений. 15
§2 Подведомственность суду дел, возникающих из административно-правовых отношений и дел особого производства. 17
Заключение 20
Библиографический список источников 21

Файлы: 1 файл

Понятие подведомственности в гражданском судопроизводстве.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Оглавление

     Введение

     Проблема  подведомственности и подсудности  гражданско-правовых споров занимает одно из самых актуальных мест в теории гражданского процесса.

     Законодательство  Российской федерации непрерывно модифицируется, постоянно протекает процесс  его совершенствования. На данном этапе  развития Россия имеет огромное количество ведомств, велика так же судебная система, огромен гражданско-правовой   институт. Каждый орган государства, выполняя возложенные на него задачи, должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий является важным условием,  обеспечивающим нормальную,  правомерную деятельность всего государственного аппарата, в том числе и судов.

     В условиях построения и осуществления  системы государственной власти на принципах разделения властей  подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать данное положение в государственно-правовом строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начало разделения властей, необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику всех государственных органов с помощью правовых критериев. Поэтому не совсем правильно связывать подведомственность только с реализацией права на обращение в суд за судебной защитой. Значение подведомственности как межотраслевого института права, который объединяет нормы о подведомственности, относящиеся к различным отраслям процессуального права, в настоящее время существенно возросло и изменилось. Более сложная система органов гражданской юрисдикции, наличие множества процессуальных норм, которые сосредоточены в материально-правовых нормативных актах, определяют необходимость их анализа и формулирования выводов общего характера, которые могли быть положены в основу совершенствования законодательства и правореализационной практики.

     Целью моей работы является судебная подведомственность дел судам общей юрисдикции. Поставленная цель предопределила постановку следующих задач:

     - дать понятие подведомственности

     - рассмотреть виды подведомственности

     - рассмотреть порядок разрешения  вопросов о подсудности

     - дать характеристику отдельным  категориям гражданских дел. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I Понятие и виды подведомственности в гражданском процессе

     §1 Понятие подведомственности

     Одной из главных задач российского  государства является защита нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Поэтому лицо, обнаружив, что принадлежащие ему права и интересы кем-либо нарушены, имеет право обратиться в соответствующий орган, способный разрешить возникший конфликт. При этом каждый орган государства, выполняя возложенные на него задачи, должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий обеспечивает нормальную,  правомерную деятельность всего государственного аппарата, в том числе и судов.

     Согласно  ст. 163 Конституции, правосудие в Российской Федерации может осуществляться только судом, никакой другой орган  государственной власти или управления не вправе принять на себя судебные функции и разрешить вопрос, отнесенный законом к ведению суда. Точно так же ни один суд не может принять к производству и разрешить дело, отнесенное по закону к ведению других правоохранительных органов.

     Отсюда  следует, что, принимая дело к производству, суд должен прежде всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться в судебном порядке, не отнесено ли оно законом к ведению какого - либо другого органа. Другими словами, он должен определить подведомственность дела.

     Таким образом, подведомственность в широком  смысле означает отнесение вопроса или спора на рассмотрение и разрешение того или иного компетентного органа, в том числе суда. Подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами1. Общие положения, касающиеся подведомственности гражданских дел судам содержит статья 22 ГПК РФ.

     В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, судебная защита в порядке гражданского судопроизводства осуществляется судами общей юрисдикции (ст.23-27 ГПК РФ), арбитражными (ст.22 АПК РФ) и третейскими судами (ч.3 ст.3 ГПК РФ).

       Правовое понятие «подведомственность»  происходит от глагола «ведать»  и означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.2

       Применительно к судам под  подведомственностью понимаются  гражданские дела, которые эти  суды правомочны рассматривать  и разрешать по существу.

       Любое гражданское дело относится  к одному из видов судопроизводства (исковому, особому, приказному и  т.д.).

       Для определения подведомственности  дел различных видов судопроизводства  применяются разные правила. Для  неисковых дел в законе использован  такой метод определения их  подведомственности суду, как полное  перечисление категорий дел, составляющих  тот или иной вид неискового производства.

       Судам подведомственны дела приказного  производства по требованиям,  основанным, например, на нотариально  удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной  форме, на протесте векселей  в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом, и т.д. (ст. 122 ГПК РФ).

       Суды рассматривают и разрешают  дела, возникающие из публичных  правоотношений, например, по заявлениям  о защите избирательных прав  или права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации, и другие дела (ст. 245 ГПК РФ).

       Судам подведомственны дела особого  производства. Все категории этих  дел перечислены в ст. 262 ГПК  РФ, всего 11 разновидностей дел,  например: дела об установлении  фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении (удочерении) ребенка и т.д. В законе содержится норма (ч. 2 ст. 262), в которой говорится, что к делам особого производства федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

       К ведению судов общей юрисдикции  относятся неисковые дела об  оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, дела, возникающие в связи с исполнением актов судов общей юрисдикции и актов иных органов.3

       Для характеристики подведомственности  исковых дел метод полного  их перечисления по отдельным  категориям не применяется. Это  объясняется тем, что перечислить  в одной или в нескольких  статьях Гражданского процессуального кодекса все исковые дела, подведомственные суду, невозможно ввиду их количественного и качественного разнообразия.

       В связи с этим определение  подведомственности судам исковых  дел и применение правил о  подведомственности вызывают затруднения на практике.

       В течение длительного времени  в теории гражданского процесса  для определения судебной подведомственности  исковых дел пользовались двумя  критериями в совокупности:

     а) характером спорного правоотношения

       б) субъектным составом спорного  правоотношения (ст. 25 ГПК РСФСР 1964 г.).

       По общим критериям судам общей  юрисдикции были подведомственны  исковые дела, вытекающие из гражданских,  семейных, трудовых, жилищных и иных  правоотношений (первый критерий), если  хотя бы одной из сторон  в споре выступал гражданин (второй критерий). Установленные в свое время ст. 25 ГПК РСФСР для определения подведомственности исковых дел два критерия не действуют в том виде, как они применялись в течение нескольких десятилетий.

       Суды общей юрисдикции имеют  право рассматривать исковые дела с участием организаций, например, споры между общественными объединениями или споры с участием органов местного самоуправления, в то же время и арбитражные суды рассматривают споры с участием граждан-предпринимателей.

       Суды общей юрисдикции вправе рассматривать и разрешать споры, вытекающие из любых правоотношений, которые трудно перечислить в виде завершенного перечня. Суды могут рассматривать споры с участием двух сторон - организаций и без участия граждан, например, о ликвидации общественного объединения.4

       В соответствии со ст. 27 АПК  РФ арбитражному суду подведомственны  дела с участием граждан, осуществляющих  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица и имеющих статус индивидуального  предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, если спор при этом вытекает из экономических правоотношений.

     Суды  общей юрисдикции рассматривают  и разрешают исковые дела с  участием граждан, организаций, органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).

       Все исковые и неисковые дела  рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории экономических споров и других дел, отнесенных законом к ведению арбитражных судов (ст. ст. 27 - 33 АПК РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §2 Виды судебной подведомственности

     В теории гражданского процессуального права и в законодательстве различают несколько видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой права в различные органы государства или компетентные организации.

       Исключительная подведомственность  называется в связи с тем,  что большинство гражданско-правовых  споров подлежит рассмотрению  только в судебных органах  (например, лишение родительских прав).

       Альтернативная подведомственность  предоставляет заинтересованному  лицу возможность обращаться  за защитой своих нарушенных  прав как в судебные, так и  внесудебные органы (например, передача  имущественного спора на рассмотрение  третейского суда).5

       Условная подведомственность означает, что необходимым обстоятельством  для разрешения спора судом  является обязательное предварительное  внесудебное его рассмотрение (например, трудовые споры по вопросам  применения законодательства о  труде).

       Подведомственность по связи исковых требований предусматривает, что в случае объединений нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде.

     В силу ст. 25 ГПК. судам подведомственны споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов; договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении между государственными предприятиями, учреждениями, организациями, кооперативными организациями, их объединениями, другими общественными организациями, с одной стороны, и органами железнодорожного или воздушного транспорта, с другой стороны, вытекающие из соответствующих международных договоров; из административно-правовых отношений, например по жалобам на неправильности в списках избирателей, на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий и др.; дела особого производства, например, об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным и др.

Информация о работе Понятие подведомственности в гражданстком судопроизводстве