Подведомственность и подсудность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 21:38, доклад

Краткое описание

Ни ГПК РФ, ни АПК РФ не дает легального определения понятия подведомственности. В юридической литературе также отсутствует определение, которое бы признавалось большинством авторов и не вызывало дискуссий.
Например, подведомственность определяется как предметная компетенция судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.1 Или как возможность граждан и юридических лиц обращаться для защиты своих прав в тот или иной орган юрисдикционной системы государства. Существуют и другие определения подведомственности.

Оглавление

Глава 1. Подведомственность
Понятие и виды подведомственности
Подведомственность дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции. Проблемы связанные с определением подведомственности.
Глава 2. Подсудность
Понятие и виды подсудности
Подсудность дел судам: разграничение компетенции судов в теории и практике.

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Глава 1. Подведомственность

  1. Понятие и виды подведомственности
  2. Подведомственность дел арбитражным судам и судам общей   юрисдикции. Проблемы связанные с определением подведомственности.

Глава 2. Подсудность

  1. Понятие и виды подсудности
  2. Подсудность дел судам: разграничение компетенции судов в теории и практике.

 

 

 

Глава 1. Подведомственность

  1. Понятие и виды подведомственности

 

 

  Ни ГПК  РФ, ни АПК РФ не дает легального  определения понятия подведомственности. В юридической литературе также  отсутствует определение, которое бы признавалось большинством авторов и не вызывало дискуссий. 
   Например, подведомственность определяется как предметная компетенция судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.1 Или как возможность граждан и юридических лиц обращаться для защиты своих прав в тот или иной орган юрисдикционной системы государства. Существуют и другие определения подведомственности. 

В научной литературе при определении  судебной подведомственности использовали несколько критериев: круг дел, отнесенных законом к ведению суда, т.е. учитывается  характер дела; компетенция суда —  т.е. полномочия суда на разрешение гражданских дел, отнесенных к ведению суда; судебная юрисдикция в отношении дел отнесенных к ведению суда. Институт судебной подведомственности, на наш взгляд, представляет собой совокупность процессуальных норм, устанавливающих правила и условия, с помощью которых определяется возможность судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.   В социальном плане институт судебной подведомственности означает доступность правосудия для граждан и юридических лиц, в юридическом — пределы судебной власти при осуществлении защиты прав и свобод.

В статье 11 ГК РФ говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских  прав осуществляет в соответствии с  подведомственностью дел, установленной  процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав также может осуществляться в административном порядке. Однако она допускается лишь в случаях, прямо указанных в законе. Кроме того, защиту гражданских прав могут осуществлять нотариальные органы, общественные органы и иные общественные организации. Следовательно, каждый указанный орган правомочен разрешать те спорные вопросы, которые законом отнесены к его компетенции, т.е. их полномочия разграничиваются посредством подведомственности. 

Какие права, свободы и законные интересы можно защищать в суде, указывает ст. 22 ГПК РФ. Некоторые иные кодифицированные акты содержат нормы о подведомственности суду дел, вытекающих из гражданских правоотношений (ст. 11 ГК РФ), из семейных правоотношений (например, ст. 23, 30 СК РФ) и др.

Понятие подведомственности отличается от понятия компетенции. 
Компетенция означает объем правомочий суда или иного органа, применяющего право. А подведомственность есть признак, свойство дела, благодаря которому определяется порядок его рассмотрения и разрешения каким-либо ведомством. Например, дела, вытекающие из семейных отношений, могут разрешаться и судами, и органами опеки и попечительства, т.е. в административном порядке. 2

 

Гражданское процессуальное право  подразделяет подведомственность:

1. Исключительную – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

2. Множественную – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

В этой связи различают следующие  разновидности множественной подведомственности:

1) альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);

2) договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;

3) условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т. е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;

4) императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.3

 

 

  1. Подведомственность дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции. Проблемы связанные с определением подведомственности.

На практике часто возникает  проблема разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и  арбитражными судами глубинно связана  со структурой современной судебной системы России, в составе которой  арбитражные суды занимают самостоятельное и независимое положение, равноправное с судами общей юрисдикции. Действующее процессуальное законодательство РФ не предусматривает ни обязанности, ни права суда, отказывающего в принятии искового заявления или прекращающего производство по причине неподведомственности дела, указывать орган, в который заявителю следует обратиться и который в силу этого был бы обязан принять данное дело к рассмотрению.

В силу этого на практике нередко  возникают ситуации, когда вступившее в законную силу определение гражданского суда об отказе в принятии искового заявления или о прекращении производства по делу по причине его неподведомственности суду общей юрисдикции, а наряду с этим и определение арбитражного суда о прекращении производства по делу по причине его неподведомственности арбитражному суду исключают для истца возможность повторного обращения в суд, относящийся к той же ветви судебной власти, без изменения предмета и оснований иска или ответчика . Вследствие этого истец лишается возможности реализовать свое право на судебную защиту своих интересов.

Итак, в соответствии со ст. 22 ГПК  суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений

Подобные споры могут быть связаны  как с нарушением субъективного  права (когда действиями одного участника либо в результате его действий умаляются чьи-либо права — имущественные, личные), так и с его оспариванием (когда в результате поведения участника спора становятся неясными содержание правоотношения, а также взаимные права и обязанности), о чем сообщает заинтересованное лицо, обращаясь в суд с исковым заявлением о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права.

Судам общей юрисдикции подведомственны  следующие категории гражданских дел:

1)  исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной   власти,   органов   местного   самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных,    трудовых,    жилищных,    земельных,    экологических и иных правоотношений;

2)  дела, по которым выдается судебный приказ. Это дела по требованиям, основанным на:

нотариально удостоверенной сделке: сделке, совершенной в простой  письменной форме, совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте, и другим требованиям, указанным в ст. 122 ГПК;

3)    дела,   возникающие   из   публичных   правоотношений (ст. 245 ГПК):

- по заявлениям граждан, организаций,  прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

- по заявлениям об оспаривании  решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

- по заявлениям о защите избирательных  прав или права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации;

- иные дела, возникающие из публичных  правоотношений и отнесенные  федеральным законом к ведению  суда;

4)  дела особого производства (ст. 262 ГПК):

об установлении фактов, имеющих  юридическое значение;

об объявлении несовершеннолетнего  полностью дееспособным (эмансипация);

о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании и др.;

5)  дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6)  дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Кроме того, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. Закон отдает предпочтение суду общей юрисдикции как наиболее приспособленному для защиты частного интереса.4

При решении вопроса о подведомственности спора арбитражному суду, необходимо обратить внимание на такие критерии, как:

- Предметный характер спора.  Данный критерий отражен в ст. 1 АПК РФ и является основным при решение вопроса о возможности рассмотрении конкретного дела арбитражным судом. Так в соответствии со ст. 1 АПК РФ арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности. Экономическим признается спор, возникающий из конкретного гражданского, земельного, административного, налогового, таможенного, финансового или иного правоотношения по поводу определенного имущества (имущественные права) или выполняемых работ и оказываемых услуг.

В качестве примера можно привести гражданское дело по иску Негосударственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Московская академия экономии и  права» (далее - НОУ ВПО «МАЭП») к  территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Калмыкия о признании добросовестным приобретателем недвижимого имущества – первого и второго этажей административного здания.

Определением Элистинского городского суда от 10 марта 2011 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам от 27 сентября 2011 г., производство по данному делу прекращено в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции. Как следовало из материалов дела, спорное недвижимое имущество приобреталось в собственность и эксплуатировалось НОУ ВПО «МАЭП». Рассматриваемый спор между сторонами – юридическими лицами был связан с экономической деятельностью НОУ ВПО «МАЭП» и носил экономический характер, что свидетельствовало о подведомственности дела арбитражному суду.5

- Субъектный состав участников  спора. Арбитражные суды рассматривают  дела с участием юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей, а также в случаях, установленных  законом, 
с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, так же дела с участием иностранных, международных организаций, иностранных организаций, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено законом.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, к числу субъектов судопроизводства в арбитражных судах относятся  Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Так, Чагиров обратился в Черноземельский  районный суд с иском к Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой  службы № 3 по Республике Калмыкия о  признании незаконной регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя. В обоснование иска указал, что он ошибочно подал заявление о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя вместо заявления на открытие крестьянского (фермерского) хозяйства. Изучение материалов дела показало, что налоговый орган на основании заявления истца произвел государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Установив данные обстоятельства, Черноземельский районный суд обоснованно прекратил производство по иску в связи с подведомственностью спора арбитражному суду.6 

Информация о работе Подведомственность и подсудность