Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 17:52, контрольная работа
Суд руководит ходом процесса, направляет действия лиц, участвующих в процессе, обеспечивает выполнение и осуществление ими прав и обязанностей, выносит постановления, имеющие властный характер, разрешает материально-правовой спор, чем и осуществляет защиту нарушенного или оспоренного субъективного права. Руководящая роль суда в процессе, властный характер его действий, содержание правомочий и обязанностей определяются содержанием и особенностями норм гражданского процессуального права, которые он применяет.
1. Ведение…………………………………………………………………..……3
2. Подсудность и ее виды в гражданском процессе……………………..……4
2.1 Понятие подсудности……………………………………………..………4
2.2 Предметная (родовая) подсудность………………………………………5
2.3 Территориальная подсудность……………………………………………6
2.4 Персональная подсудность……………………………………………….11
3. Заключение…………………………………………………………………….14
4. Список литературы……………………………………………………………16
•
при получении судебного
В соответствии с упомянутым постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 года № 13 органы, намеревающиеся осуществить такого рода действия, направляют необходимые материалы в суды (общие и военные) среднего звена. Возможно их направление и в суды (общие и военные) основного звена, которые не вправе отказать в приеме материалов и рассмотрении поставленного в них вопроса.
Однако в УПК и данном постановлении Пленума нет прямого указания относительно того, где территориально должны приниматься подобные судебные решения. Ответ на это следовало бы искать в ч. 2 ст. 9 Закона об оперативно-розыскной деятельности, где сказано, что «рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан... осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких (оперативно-розыскных. — КГ.) мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении»;
•
при судебном рассмотрении вопросов,
возникающих в связи с
В соответствии со ст. 9 Закона о реабилитации жертв политических репрессий вопросы признания конкретных лиц жертвами политических репрессий (когда органы прокуратуры дают отрицательное заключение) должны рассматриваться:
• в отношении тех, к кому репрессии применены судами, — как правило, судами, вынесшими последнее решение по делу, связанному с лишением или ограничением прав или свобод конкретного лица, либо (при упразднении суда, вынесшего решение по делу) судами среднего звена соответствующих субъектов Федерации, где находились упраздненные суды;
• в отношении тех, к кому репрессивные меры применялись внесудебными органами («особые совещания», «тройки» и т.п.), — общими или военными судами среднего звена, действующими на территории того субъекта Федерации, где в свое время функционировали такого рода внесудебные органы.
Что касается случаев, когда политические репрессии применялись в административном порядке (административная ссылка и высылка, направление в так называемые трудовые отряды и т.д.), то при отказе органа внутренних дел в признании конкретного гражданина жертвой политических репрессий этот гражданин вправе обжаловать такой отказ в судебном порядке, установленном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года (ВВС, 1993, № 19, ст. 685). Как предусмотрено ч. 4 ст. 4 этого Закона, жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа либо должностного лица.
Персональная подсудность
Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства (признаки, особенности) лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как его принадлежность к числу военнослужащих, а также воинское звание или должностное положение (необязательно, как будет показано ниже, связанное с воинской службой). По первому из названных свойств определяют, относится ли данное дело к ведению военных судов (другими словами: устанавливают подведомственность дела). Что касается второго свойства (воинское звание или должностное положение), то оно приобретает значение, когда нужно избрать тот конкретный суд в системе судов, где должно рассматриваться данное дело (т.е. определить подсудность). Особым случаем влияния персонального фактора (должностного положения) на подсудность уголовного дела является правило об определении подсудности дел о преступлениях, совершенных судьями. Подведомственность и подсудность военных судов устанавливается в статьях 11—20 Положения о военных трибуналах, которое, хотя и продолжает действовать, должно применяться с учетом радикальных перемен, произошедших после событий конца 1991 — начала 1992 годов.
Как и прежде, этим судам подведомственны уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими, понятие которых Положение о военных трибуналах не дает. Не дается оно исчерпывающе и в других законодательных актах, в том числе ст. 331 УК. О его содержании можно получить более или менее полное представление лишь после анализа нескольких нормативных актов: Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 года (ст. 1), Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 года (ст. 35), Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 года (ст.ст. 1, 16 и 25), ст. 331 УК и Указа Президента РФ «Об утверждении общевойсковых уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» от 14 декабря 1993 года № 2140 (п. 3). Оно несколько уточняется также в официальном разъяснении Государственно-правового управления Президента РФ от 30 марта 1995 года № 10.
В соответствии со всеми этими предписаниями военнослужащими признаются лица, проходящие особый вид государственной службы в Вооруженных Силах РФ, пограничных войсках, внутренних войсках, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, а также в Главном управлении охраны РФ, Службе безопасности Президента РФ, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности. Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральном дорожно-строительном управлении при Министерстве обороны РФ, Федеральном управлении специального строительства при Правительстве РФ, Государственной противопожарной службе МВД РФ, некоторых других учреждениях, органах и т.п. Но одного только состояния на службе в названых структурах недостаточно для того, чтобы считаться военнослужащим. Нужно еще быть офицером, прапорщиком, мичманом, курсантом военного образовательного учреждения, профессионального образовательного учреждения, старшиной, сержантом, солдатом или матросом, поступившим на военную службу по контракту или призыву. К военнослужащим приравниваются лица, проходящие военные сборы.
В военных судах в качестве подсудимых могут оказаться и не военнослужащие. Поэтому к их ведению отнесены также дела:
• о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ;
• о шпионаже, в том числе совершенном военнослужащими;
• о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды;
• о всех групповых преступлениях, если хотя бы один из подсудимых является военнослужащим;
• о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них подсудно венному суду.
Особыми
правилами определяется подсудность
военных судов, находящихся вместе
с российскими войсками за пределами России.
Например, Соглашение, заключенное с Республикой
Молдова, предусматривает общее правило,
что лица, входящие в состав российских
воинских формирований (военнослужащие
и гражданский персонал воинских формирований
из числа граждан РФ), и члены их семей
должны нести уголовную ответственность
по молдовским законам, и дела о совершенных
ими преступлениях подлежат рассмотрению
в молдовских судах. Но это общее правило
не распространяется на случаи, когда
названные лица совершают преступления
в местах дислокации российских воинских
формирований, преступления против Российской
Федерации или против лиц, входящих в состав
российских воинских формирований, воинские
преступления, а также при исполнении
должностных и специальных обязанностей.
Дела о таких преступлениях подсудны
российским военным
судам (см. ст. 9 и 10 Соглашения).
Заключение
В заключение работы представляется необходимым сделать ряд важнейших выводов.
Подсудность
— это относимость
В науке гражданского процессуального права различаются несколько видов подсудности: родовая (предметная), территориальная (пространственная) и персональная.
Родовая подсудность определяется в зависимости от рода дела, его свойства, характера, значимости и т.д.
Родовая подсудность не только помогает правильно определить суд, который будет рассматривать дело по первой инстанции, но и служит критерием распределения нагрузки судов (какое количество дел будет разрешаться тем или иным судом). Кроме того, от уровня судебного звена зависит уровень квалификации судей. Следовательно, более значимые, сложные дела будут сразу разрешаться судом более высокой инстанции. Это также повышает степень независимости суда.
С
помощью территориальной
Общим правилом территориальной подсудности является место жительство (место нахождения) ответчика.
Персональная подсудность определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого).
Подсудность определяется положением, в котором находятся обстоятельства дела ко времени предъявления иска. Последующие изменения не имеют значения. Отсюда общее начало: где дело началось, там оно должно быть и окончено.
Подсудность,
как правило, имеет территориальный
характер: она распространяется только
на определенные местности в государстве,
территория которого разделяется на
судебные округа. Суды, находящиеся в этих
округах являются компетентными только
для дел, возникающих в пределах данной
территории. Исключение составляет высший
суд государства, например, Верховный
суд РФ, распространяющий свою деятельность
на все государство).
Информация о работе Подсудность и ее виды в гражданском процессе