Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:02, контрольная работа
Обращение за судебной защитой прав и интересов возможно лишь в соответствующий по подсудности суд, то есть в суд, компетентный рассмотреть и разрешить то или иное гражданское дело. Значение института подсудности проявляется, прежде всего, в том, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту.
Введение 2-3стр
Виды подсудности гражданских дел 5-17стр
Виды подспудности арбитражных дел 17-20стр
Заключение 20-22стр
Список используемой литературы 23 стр
Содержание
Введение
Виды подсудности
гражданских дел
Виды подспудности
арбитражных дел
Заключение
Список используемой
литературы
Введение.
Обращение за судебной защитой прав и интересов возможно лишь в соответствующий по подсудности суд, то есть в суд, компетентный рассмотреть и разрешить то или иное гражданское дело. Значение института подсудности проявляется, прежде всего, в том, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту.
…Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом1. Таким образом, признание Конституцией права гражданина на рассмотрение его дела в надлежащем суде и тем судьей, к компетенции которого оно отнесено законом, является одной из гарантий права на судебную защиту и беспрепятственного доступа к правосудию. При определении подсудности имеется в виду компетенция судебных органов как судов первой инстанции.
Каждый из судов первой инстанции вправе разрешать лишь те гражданские дела, которые законом отнесены к его компетенции, то есть подсудны ему. Подсудность устанавливает объем и пределы компетенции того или иного суда относительно круга гражданских дел, которые он правомочен рассмотреть в качестве суда первой инстанции.
Разграничение компетенции между судами по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции осуществляется, с одной стороны, по роду и характеру дел, подлежащих разрешению судами различного уровня, с другой - в соответствии с территориальной юрисдикцией однородных судов. По этим основным признакам в процессуальной науке различают два вида подсудности: родовую и территориальную.
Нормы о подсудности, служащие разграничению правомочий судов различного уровня по рассмотрению гражданских дел внутри системы судов общей юрисдикции, составляют родовую подсудность, именуемую иначе предметной.
Нормы о подсудности,
территориально разграничивающие юрисдикцию
одного и то же уровня судов судебной
системы, составляют территориальную
подсудность, которую иногда обозначают
как местную или
На сегодняшний день система судов общей юрисдикции, согласно законодательству, состоит из: мировых судей; федеральных районных судов; судов субъектов РФ: верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, судов автономных округов; военных судов и специализированных судов; Верховного Суда Российской Федерации.
Актуальность темы проявляется в том, что при определении подсудности должны соблюдаться все нормы гражданского процессуального права, что в противном случае может привести к грубейшим нарушениям Российского законодательства, а также к нарушению прав и свобод граждан.
Целью данной работы станет
анализ института подсудности
Виды подсудности гражданских дел.
Термин «подсудность» можно определить как разграничение компетенции по разрешению гражданских дел между судами внутри единой судебной системы, то есть установление конкретного суда.
Общее правило подсудности
закреплено в статьей 28 ГПК Российской
Федерации, согласно которому иск к
частному лицу предъявляется в суде
по месту жительства ответчика, а
иск к организации
В соответствии с п. 2 статьи 54 ГК Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Таким образом, подсудность делится на два основных вида: родовую (определяется уровнем судебной системы, на котором дело будет рассматриваться по первой инстанции) и территориальную (определяет разграничение компетенции между однородными судами, то есть различными судами одного и того же звена судебной системы).
Родовая подсудность гражданских дел.
Как мы уже говорили ранее, родовая подсудность - это разграничение компетенции по рассмотрению гражданских дел между различными звеньями (то есть по вертикали) судебной системы. Рассмотрение гражданских дел по первой инстанции в принципе входит в компетенцию всех судов Российской Федерации - от мирового судьи и до Верховного Суда. Основные критерии отнесения конкретных гражданских дел в компетенцию суда того или иного дела является род дел, предмет спора или субъектный состав спора. В статьях 23-27 ГПК Российской Федерации сформулированы правила о родовой подсудности. По правилам родовой подсудности определяется суд общей юрисдикции соответствующего уровня, который вправе рассматривать то или иное дело. …Именно родовая подсудность позволяет разграничить подведомственные судам общей юрисдикции дела в зависимости от их рода между судами различных уровней2.
Для приближения судебной
системы к населению и
- дела о выдаче судебного приказа. Дела о выдаче судебного приказа подсудны мировому судье независимо от суммы требований;
- дела о расторжении брака,
если между супругами
- дела о разделе между
- иные возникающие из семейно-
- дела по имущественным спорам,
за исключением дел о
- дела, возникающие из трудовых
отношений, за исключением дел
о восстановлении на работе
и дел о разрешении
- дела об определении порядка пользования имуществом.
В настоящее время этот перечень является исчерпывающим и случаев отнесения федеральным законом к компетенции мирового судьи каких-либо иных дел, разрешаемых в порядке гражданского судопроизводства, кроме перечисленных нет.
Нередко, бывают случаи, когда соединенные в одном исковом заявлении требования подсудны судам, представляющим разные звенья системы судов общей юрисдикции. В этом случае, частью 1 статьи 33 ГПК Российской Федерации установлено правило, в соответствии с которым мировой судья должен передать дело в районный суд, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения, а именно: если одни требования подсудны районному суду, а другие - мировому судье, то все требования подлежат рассмотрению в районном суде. О передаче дела в районный суд мировой судья выносит определение.
В соответствии со статьей 24 ГПК Российской Федерации районные суды в качестве судов первой инстанции рассматривают все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Исключения из этого правила составляют дела, предусмотренные статьями 23, 25, 26 и 27 ГПК Российской Федерации. …При характеристике подсудности районных судов ГПК Российской Федерации применил метод исключения. Это означает, что Кодекс подробно регулирует подсудность других вышестоящих судов, а затем указывает, что все остальные дела подлежат рассмотрению и разрешению в районном суде3. Иными словами, к компетенции районных судов относятся все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26, 27 ГПК Российской Федерации, то есть отнесенных к подсудности мировых судей, военных судов, судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ. Районные суды, таким образом, являются основным звеном системы судов общей юрисдикции4.
Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа. Статья 26 ГПК Российской Федерации регламентирует родовую подсудность гражданских дел верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, суду автономной области и судам автономных округов (то есть судов субъектов Российской Федерации). Названные суды по первой инстанции рассматривают дела:
- связанные с государственной тайной. К ним относятся, во-первых, подведомственные судам общей юрисдикции дела, рассмотрение которых может повлечь исследование вопросов, затрагивающих государственную тайну, и, во-вторых, дела, непосредственно возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой;
- об оспаривании нормативных
правовых актов органов
- о приостановлении деятельности и ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;
- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
- о расформировании
избирательных комиссий
Федеральными законами к подсудности судов субъектов РФ могут быть отнесены и другие дела.
Рассмотрим гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам. …В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами5. Законом о военных судах от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации» созданы военные суды. …Военному суду в порядке гражданского судопроизводства подсудны дела, вытекающие как из гражданских, так и из административных правоотношений по вопросам защиты нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений6.