Перспективы сближения регионов по величине валового регионального продукта на душу населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:41, реферат

Краткое описание

В Центральном Федеральном округе сосредоточено 66% всех промышленных запасов железных руд (добыча составляет более половины от общероссийской), 25% запасов фосфоритов, 25% цементного сырья (добыча - более 40%) и 15% запасов бокситов. Наиболее используемыми из всех природных ресурсов являются стройматериалы (глина, песок, гравий, щебень) и подземные воды. Добывали в этом округе и уголь Подмосковный бассейн). Центральный федеральный округ является не только географическим, но и финансовым центром России.

Оглавление

Введение стр 4.
Раздел 1.. Перспективы сближения регионов по величине валового регионального продукта на душу населения (на примере субъектов РФ, входящих в один из семи федеральных округов).
1.1 Валовый региональный продукт на душу населения как важнейший показатель экономического развития субъектов РФ.
1.2 Факторы, влияющие на изменение валового регионального продукта на душу населения……..стр7.
Раздел 2.Перспективы сближения регионов по величине валового регионального продукта на душу населения (на примере субъектов РФ, входящих в один из семи федеральных округов). стр.24
Вариант 1. Субъекты РФ, входящие в состав Центрального федерального округа.
Раздел 3.Возможные пути сближения субъектов РФ по величине валового регионального продукта на душу населения (обороту розничной торговли на душу населения, объему платных услуг на душу населения, уровню безработицы).стр……30

Заключение стр32
Список литературы стр.34

Файлы: 1 файл

Перспективы сближения регионов по величине валового регионального продукта на душу населения.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

В пятую группу, со средним низким уровнем  жизни, входили 10 административных субъектов. Покупательная  способность населения  в них составляла от 1,69 ПМ в Липецкой до 1,34 ПМ в Воронежской  областях и была ниже, чем в целом по Российской Федерации. При этом в Белгородской, Ярославской, Липецкой и Московской областях душевой ВРП был выше, а в Оренбургской, Смоленской, Тамбовской, Тульской, Воронежской и Рязанской областях этот показатель, примерно, соответствовал среднему российскому значению.

Уровень бедности в субъектах, объединенных в пятую  группу, был выше среднего российского  значения и составлял  от 33,4 до 37,8 процента. Поскольку концентрация денежных доходов  в этих регионах, примерно, соответствовала  средним российским значениям, постольку представительство средних и высокодоходных слоев в них было более низким – от 22,6 до 29,7 процента от общей численности людей, проживающих в этих территориях.

В шестой, самой неблагоприятной, группе по уровню жизни  были представлены 7 административных субъектов: Курская, Костромская, Тверская, Владимирская, Калужская, Брянская и Ивановская области. Покупательная способность населения в этих территориях составляла от 1,24 в Курской до 0,76 ПМ в Ивановской областях. Уровень бедности в этой группе субъектов был наиболее высоким, а представительство средних и высокодоходных слоев было значительно ниже средних российских показателей, вследствие низких размеров средней покупательной способности населения и высокого экономического неравенства.

Особенно  выделялась своим  неблагополучием  Ивановская область, в которой были наиболее низкий душевой  ВРП и покупательная  способность населения. Бедность в этом административном субъекте превысила  пятьдесят процентов  общей численности  ее населения, а доля средних и высокодоходных групп, несмотря на наиболее низкий в ЦФО уровень экономического неравенства, была крайне незначительной.

Покупательная способность населения  Москва имела наиболее высокую в Российской Федерации покупательную  способность населения. Это явилось результатом развития в столице наукоемкого и высокотехнологичного производства, институциональных преобразований форм собственности и развития малого и среднего бизнеса, сосредоточения финансового и торгового капитала и высококвалифицированных кадров, а также формирования эффективной производственной и социальной инфраструктуры рыночной экономики. В регионах, входящих в пятую группу по уровню жизни, покупательная способность душевых денежных доходов обеспечивала средний уровень низкого потребления населения, более, чем в 2 раза ниже по сравнению с Москвой. В этой группе ряд регионов, таких как Белгородская, Ярославская, Липецкая и Московская области, создали экономические предпосылки обеспечения более высокого уровня потребления населения в сравнении с фактически достигнутым. В них могла быть более высокая покупательная способность населения, превышающая средние российские показатели. В Курской и Костромской областях, имевших экономический потенциал, сопоставимый с наиболее успешными регионами ЦФО и входящих в шестую группу регионов, наблюдалась неадекватно низкая покупательная способность населения. Ивановская область входила в число наиболее неблагополучных российских регионов с наиболее низким уровнем жизни населения. Финансово-экономический кризис 1998 г. наиболее заметно повлиял на снижение покупательной способности населения в регионе-лидере – г. Москве и регионе аутсайдере – Ивановской области. Покупательная способность населения не была восстановлена также еще в четырех регионах, отнесенных к 6-ой группе по уровню жизни: во Владимирской, (–0,17 ПМ), Калужской (–0,16 ПМ), Костромской (–0,05 ПМ), Курской (–0,12 ПМ) областях. Наибольшие приросты покупательной способности населения наблюдались в Московской (0,45 ПМ) и Тамбовской (0,44 ПМ) областях. В остальных регионах, относящихся к пятой группе по уровню жизни, покупательная способность восстановила докризисные значения или несколько их превысила.

Москва  входила в состав российских регионов с наименьшим уровнем  бедности (13,6 процентов населения). На другом полюсе Ивановская область входила в число административных субъектов с наиболее высоким значением этого показателя (54,1 процента населения). В остальных регионах ЦФО уровень бедности был выше среднего российского уровня.

Во  всех регионах, входящих в ЦФО, по состоянию на 1-ое полугодие 2002 г. масштабы бедности были выше, чем в 1998 г. Шесть административных субъектов ЦФО входили в число 10-ти российских регионов, в которых наблюдалось наибольшее превышение уровня бедности по сравнению с докризисным периодом: в Ивановской области - на 21,7 процентных пункта, во Владимирской – на 15,2, в Калужской – на 13,7, в Курской - на 12,5, в Костромской – на 12,2, в Брянской области – на 10,6 процентных пункта. Все эти шесть регионов находились в нижней – шестой группе по уровню жизни населения.

В субъектах ЦФО, отнесенных к пятой группе по уровню жизни, превышение уровня бедности по сравнению с 1998г. составляло от 4,5–5 процентных пунктов, Рязанской  и Московской областях, до 10 процентных пунктов в Воронежской и Орловской областях.

В г. Москве в I-м полугодии 2002 г. бедность была на 5,1 процентных пункта выше ее докризисных значений. Среднее и высокообеспеченное население Москва была лидером среди  российских регионов по представительности благосостоятельного населения (67,5 процентов от общей численности жителей), в том числе по удельному весу его средних (42,1 процента) и высокообеспеченных (25,4 процентных пункта) слоев. На другом полюсе, в числе российских регионов-аутсайдеров по данным показателям находились Ивановская (6,0 процента) и Владимирская(13,4 процента )области. Регионов ЦФО не было в числе лидеров по приросту удельного веса благосостоятельных слоев. В Московской области их прирост составлял 8,2 процентных пункта, в Рязанской – 6,3, в Тульской – 2,8, а в г. Москве – 3,8 процентных пункта. В остальных 12-ти регионах удельный вес благосостоятельных слоев либо не изменился (Ярославская и Воронежская области), либо еще не восстановился. В числе 8-ми российских регионов, в наибольших масштабах снизивших представительство благосостоятельных слоев по сравнению с докризисным периодом, находились Владимирская (-5,9 процентных пункта), Курская (-6,3), Калужская (-6,6) и Ивановская (-9,0 процентных пункта) области. Экономическое неравенство Москва входила в число российских регионов с наиболее высоким экономическим неравенством (к-т Джини составлял 0,43), превышающим общероссийский показатель (0,40). Повышенный уровень концентрации денежных доходов в столице выражался в высокой доле благосостоятельных москвичей, превышающей их удельный вес в других регионах нашей страны.

Однако, это не проявлялось  в повышенном уровне бедности, вследствие высокой покупательной  способности среднедушевых  денежных доходов, даже при том, что Москва еще не восстановила докризисный уровень бедности. Наоборот, уровень бедности в г. Москве был одним из самых низких среди регионов, более, чем в 2 раза меньше среднероссийского значения этого показателя.

В других субъектах  ЦФО сочетание  высокого экономического неравенства (коэффициент Джини в регионах пятой группы составлял 0,35–0,40, а в шестой – 0,30–0,35) и низкой покупательной способности среднедушевых денежных доходов обусловило значительно более высокие уровни бедности и меньшие удельные веса средних и высоко доходных слоев населения.

В Москве и других административных субъектах сформировались не столько разные уровни (количественные различия в объемах  потребления), сколько  иное качество жизни (несопоставимая жизнь широких  слоев людей).

Рост  экономического неравенства в Москве по сравнению с докризисным периодом 1998 г. составил 0,02 относительных единицы. В целом ряде регионов, отнесенных по уровню жизни к пятой группе, экономическое неравенство увеличилось более заметно: в Московской и Тамбовской областях – на 0,09 относительных единицы, в Рязанской – на 0,04 относительных единицы. Это привело к росту в них благосостоятельных слоев, обусловленному выросшей покупательной способностью населения. В трех из семи субъектов ЦФО, отнесенных к шестой группе с наиболее низким уровнем жизни – Владимирской, Ивановской и Калужской областях концентрация денежных доходов снизилась. Это обуславливалось тем, что в этих субъектах еще не восстановлена докризисная покупательная способность населения и проявлялось в более высоких уровнях бедности и снизившихся долях средних и высоко обеспеченных слоев.

Из  всего выше изложенного  вытекают следующие  выводы.

1.Москва являлась наиболее успешным российским субъектом, демонстрировавшим достаточно эффективное использование преимуществ диверсифицированной экономики при переходе к рыночной системе хозяйства. Здесь удалось обеспечить населению наиболее высокий уровень жизни, сравнительно низкую бедность, широкое представительство средних и высоко обеспеченных слоев.

2. Все остальные  субъекты, входящие в Центральный округ, продемонстрировали достаточно низкую конкурентоспособность, многие из них еще не преодолели последствия финансово-экономического кризиса 1998 г. Это подтверждалось тем, что среднедушевые доходы людей, проживающих в ЦФО, позволяли им обеспечивать только средний низкий уровень жизни. Он был на две ступени ниже, тех возможностей, которы были обеспечены в г. Москве.

В Центральном федеральном  округе необходимо разработать  и реализовать  долгосрочную стратегию  развития региона, преодоления его отставания от других частей нашей страны.

3. Центральный федеральный  округ (без учета  г. Москвы) был  достаточно однородным  по уровню жизни,  входивших в него  административных  субъектов. Это  проявлялось в  том, что разрывы  между регионами  с наибольшими и наименьшими значениями индикаторов уровня жизни составляли в нем: по покупательной способности – 2,2 раза, по бедности – 1,62, по благосостоянию – 4,95, по экономическому неравенству – 1,9 раза. Эти значения были средними среди других Федеральных округов. Несколько выше среднего в этом округе сложились разрывы в удельном весе благосостоятельных слоев.

4. Белгородская, Ярославская,  Липецкая и Московская  области являлись  наиболее развитыми  в ЦФО. Их экономический  потенциал был  выше средних российских значений. В этих регионах были все возможности достижения более высокого уровня жизни, по сравнению с фактически достигнутым в первом полугодии 2002 г. Путь к этому лежал не только в дальнейшем экономическом росте, что являлось безусловным рычагом улучшения социально-экономической ситуации. В этих субъектах назрели вопросы изменения структуры ВРП, повышения в нем удельного веса предметов конечного потребления населения.

5. Неадекватно низким  по сравнению с  экономическими возможностями  являлся уровень  жизни населения в Курской области. По производству ВРП, она входила в число наиболее развитых регионов ЦФО, что не выражалось в адекватном уровне жизни ее населения.

6. Наиболее неблагополучными  по уровню жизни  в ЦФО являлись  Ивановская и Владимирская  области. По ряду показателей уровня жизни к ним тяготела Калужская область. Особенно ярко комплекс негативных социально-экономических процессов проявлялся в Ивановской области. Все эти субъекты, а также Тверская область по итогам 2002 г. не вышли из шестой группы регионов с низким уровнем жизни.

 

Раздел 2. Анализ дифференциации субъектов РФ Центрального федерального округа по валовому региональному продукту на душу населения. 

В состав Центрального федерального округа (ЦФО) входит 18 субъектов  РФ, в том числе:

- 17 областей (Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская

область, Липецкая область, Московская область, Орловская  область, Рязанская  область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область).

- 1 город (Москва).

Центром округа является город  Москва. Здесь проживает  многонациональное  население. Москва является столицей России. Центральный  федиральный округ является первым по численности населения.

Валовой региональный продукт  по субъектам Российской Федерации, млн. руб. Валовой региональный продукт  на душу населения, 
руб.
Федеральные округа 2000г. 2006г. 2002 2006
       
Центральный 
федеральный округ
1 841 498.9 7 849 633.7 48 205.0 210 518.1
Белгородская  область 42 074.5 181 008.8 27 969.5 119 673.2
Брянская  область 24 650.5 81 969.6 17 413.5 61 888.3
Владимирская  область 33 017.7 111 904.4 21 073.3 76 328.1
Воронежская область 49 523.9 163 246.3 20 365.1 70 849.4
Ивановская 

область

16 900.0 52 452.1 14 240.0 47 949.8
Калужская область 23 903.3 84 790.2 22 438.0 83 817.4
Костромская область 16 662.2 53 028.8 21 984.7 75 154.4
Курская

область

30 167.7 100 482.8 23 677.7 85 349.7
Липецкая 

область

48 067.7 187 751.2 39 050.9 159 467.9
Московская

 область

176 693.6 938 432.0 26 687.7 141 396.4
Орловская

область

22 160.8 62 447.9 25 168.4 75 221.7
Рязанская

область

27 956.5 103 180.4 22 070.3 87 651.4
Смоленская 

область

28 140.6 79 230.0 25 798.1 79 254.3
Тамбовская 

область

23 387.3 78 481.1 19 133.8 69 839.5
Тверская 

область

35 341.1 125 563.8 23 073.1 89 784.4
Тульская  область 42 061.3 143 311.9 24 291.8 90 123.4
Ярославская область 41 756.2 156 478.5 29 828.0 118 186.8
г.Москва 1 159 034.0 5 145 873.9 115 630.5 493 189.4

Информация о работе Перспективы сближения регионов по величине валового регионального продукта на душу населения