Перспективы сближения регионов по величине валового регионального продукта на душу населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:41, реферат

Краткое описание

В Центральном Федеральном округе сосредоточено 66% всех промышленных запасов железных руд (добыча составляет более половины от общероссийской), 25% запасов фосфоритов, 25% цементного сырья (добыча - более 40%) и 15% запасов бокситов. Наиболее используемыми из всех природных ресурсов являются стройматериалы (глина, песок, гравий, щебень) и подземные воды. Добывали в этом округе и уголь Подмосковный бассейн). Центральный федеральный округ является не только географическим, но и финансовым центром России.

Оглавление

Введение стр 4.
Раздел 1.. Перспективы сближения регионов по величине валового регионального продукта на душу населения (на примере субъектов РФ, входящих в один из семи федеральных округов).
1.1 Валовый региональный продукт на душу населения как важнейший показатель экономического развития субъектов РФ.
1.2 Факторы, влияющие на изменение валового регионального продукта на душу населения……..стр7.
Раздел 2.Перспективы сближения регионов по величине валового регионального продукта на душу населения (на примере субъектов РФ, входящих в один из семи федеральных округов). стр.24
Вариант 1. Субъекты РФ, входящие в состав Центрального федерального округа.
Раздел 3.Возможные пути сближения субъектов РФ по величине валового регионального продукта на душу населения (обороту розничной торговли на душу населения, объему платных услуг на душу населения, уровню безработицы).стр……30

Заключение стр32
Список литературы стр.34

Файлы: 1 файл

Перспективы сближения регионов по величине валового регионального продукта на душу населения.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение   стр 4.

Раздел 1.. Перспективы сближения  регионов по величине валового регионального продукта на душу населения (на примере субъектов РФ, входящих в один из семи федеральных округов).

1.1 Валовый региональный  продукт на душу  населения как важнейший показатель экономического развития субъектов РФ.

1.2 Факторы, влияющие  на изменение валового  регионального продукта  на душу населения……..стр7.

Раздел 2.Перспективы  сближения регионов по величине валового регионального продукта на душу населения (на примере субъектов РФ, входящих в один из семи федеральных округов).      стр.24

Вариант 1. Субъекты РФ, входящие в состав Центрального федерального округа.

Раздел 3.Возможные пути сближения субъектов РФ по величине валового регионального продукта на душу населения (обороту розничной торговли на душу населения, объему платных услуг на душу населения, уровню безработицы).стр……30 

Заключение     стр32

Список  литературы      стр.34

 

Введение:

В Центральном Федеральном  округе сосредоточено 66% всех промышленных запасов железных руд (добыча составляет более половины от общероссийской), 25% запасов фосфоритов, 25% цементного сырья (добыча - более 40%) и 15% запасов бокситов. Наиболее используемыми из всех природных ресурсов являются стройматериалы (глина, песок, гравий, щебень) и подземные воды. Добывали в этом округе и уголь Подмосковный бассейн). Центральный федеральный округ является не только географическим, но и финансовым центром России. Основными отраслями промышленной специализации являются наукоемкие и трудоемкие производства России. Округ занимает лидирующие в России позиции в машиностроении и металло- обработке, легкой (особенно текстильной) промышленности.

Важную  роль в экономике  ЦФО играет химическая промышленность. Развито  как производство минеральных удобрений, так и химия органического синтеза. В российских масштабах ведется производство синтетических смол, пластмасс, резинотехнических изделий, шин, синтетических красителей. Отраслями специализации Центрального федерального округа являются также полиграфическая и кондитерская промышленности. Используется атомная энергетика (Смоленская АЭС, Тверская АЭС, Костромская АЭС и Обнинская АЭС). Важную роль играет Загорская ГАЭС. Хотя по объему промышленного производства Центральный федеральный округ уступает Приволжскому ФО, практически по всем показателям, характеризующим инвестиционную активность, торговый оборот и финансовую деятельность предприятий ЦФО уверенно занимает первое место. В Центральном ФО максимальный в России денежный доход на душу населения и минимальный в стране уровень безработицы. При этом уровень инфляции и стоимость продуктовой части потребительской корзины находится на среднем по России уровне. Сельское хозяйство играет важную роль в экономике Центрального федерального округа. В состав ЦФО входит Центрально-Черноземный экономический район, являющийся одним из ведущих сельско- хозяйственных районов России. Из зерновых культур на территории округа преобладают озимые - пшеница и рожь. В округе развито мясомолочное животноводство, птицеводство, свиноводство. Ведущие позиции в России Центральный федеральный округ занимает по выращиванию картофеля и овощей. За счет крайне выгодного и важного экономико-географического положения, Центральный ФО обладает самой развитой транспортной сетью в России. Плотность железнодорожного траспорта является самой высокой в России. ЦФО обладает и самым развитым автомобильным транспортом. От Москвы отходят 15 автомагистралей. Речной транспорт имеет важное значение только для Москвы и Московской области при транспортировке крупногабаритных грузов. Трубопроводный транспорт также играет важную роль в экономике округа, обеспечивая поступление топливных ресурсов.

В региональных исследованиях  под неравномерностью социально-экономического развития мы понимаем выявленные и изученные на основе специальных информационно-аналитических технологий различия между регионами по уровню накопленного экономического потенциала, степени фактического благосостояния населения, а также иным характеристикам экономики и социальной сферы регионов. Оценка неравномерности развития позволяет количественно охарактеризовать социально-экономическое состояние того или иного региона РФ, а также установить его место среди регионов России. Реализация на практике цели управления – выравнивания уровней социально-экономического развития регионов Российской Федерации – должна выражаться, прежде всего, в том, что показатели, в которых измеряется этот уровень, должны все более и более сближаться по своим значениям. Эта предпосылка предопределяет необходимость проведения сравнительного анализа регионов по характерным признакам (показателям) с целью определения тенденций межрегиональной неравномерности.

Специфика диагностики неравномерности  социально-экономического развития регионов, на наш взгляд, заключается в следующем: – опора на официальные, открытые источники многоаспектных данных федеральной статистики по всем регионам России; – приоритет количественных данных над качественными с целью снижения ресурсоемкости исследования и уменьшения субъективности оценки; – комплексность оценки, обеспечиваемая значительным количеством информационно значимых показателей; – беспристрастность и непредвзятость оценок, заключающаяся в отсутствии согласования результатов и намерений заказчика и исполнителя работы, нередко представленных одними и теми же органами власти и управления.

Решение региональных проблем, определение направлений  экономического развития,  хозяйственных, особенно рыночных, межрегиональных  отношений  – главная  задача руководителей  региона. Изучение социально-экономического развития должно обеспечить понимание и успешный поиск  путей решения регионально-экономических проблем.  Важнейшим показателем, выступающим основным индикатором социально-экономического развития, является валовой региональный продукт (ВРП), который аналогично валовому внутреннему продукту, характеризует стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах, произведенных всеми участниками производственного процесса.

 

Раздел 1.. Перспективы  сближения регионов по величине валового регионального продукта на душу населения (на примере субъектов РФ, входящих в один из семи федеральных округов).

1.1 Валовый региональный  продукт на душу  населения как  важнейший показатель  экономического развития  субъектов РФ. 

Региональное  единство подразумевает однородность составляющих территориальных единиц по возможности использования финансовых, хозяйственных, природных, социальных и других ресурсов. При этом учитываются проведение эффективной хозяйственной деятельности и обеспечение населения определенным уровнем и качеством жизни, сложившимся на территориальном пространстве. Поэтому, говоря о целостности федеративного государства, надо иметь в виду, что в значительной степени она зависит от уровня регионального единства входящих в нее субъектов.

Региональное  пространство России по своим климатическим и экономико-

хозяйственным признакам чрезвычайно вариабельно. Оно включает одиннадцать временных  зон, что приводит к существенным различиям в условиях проведения хозяйственной политики субъектов, а соответственно и условий жизни населения. Данная тенденция существовала и ранее, но начиная с 90-х годов XX в. она усилилась. Темпы экономического развития, характеризующие различную интенсивность процесса роста субъектов Федерации, привели к усилению неравенства в социально-экономической

области. При этом отметим, что существенные региональные различия наблюдаются не только между федеральными округами, но и внутри округов, между отдельными областями. К основным признакам отличий  относится наличие  разброса экономических  и социальных статистических показателей как характеристик, определяющих сложившееся положение на экономическом пространстве РФ. Региональная дифференциация областей по социально-экономическим показателям в РФ во многих случаях достигает 10–15 раз, что является характерным для стран «третьего мира». Подобная ситуация существует и в развитых странах, но уровень региональных

 диспропорций  в редких случаях превышает  2–3 раза.2 Поэтому одним из критериев определения развитости или неразвитости страны является существующая территориальная структура экономики.

Региональное map расслоение как дифференциация чрезвычайно  отрицательно сказывается на жизни  современного федеративного государствафедеративного государства, поскольку усиливаются дезинтеграционные тенденции, приводящие к весьма отрицательным последствиям в жизни общества. Ученые отмечают наличие предела регионального расслоения, за рамками которого происходит разрушение государства.

Региональную  дифференциацию, т. е. асимметричное  развитие жизни общества, возможно проследить и измерить при помощи статистических показателей – как экономических, так и социальных.

Для изучения этого процесса были рассмотрены  и использованы четыре показателя, характеризующих с разных сторон уровень развития территориальных  округов и областей: региональный валовой продукт (РВП), приходящийся на душу населения; среднедушевой доход населения в месяц; общий уровень преступности и уровень преступности экономической направленности. Отбор этих показателей определялся некоторыми

соображениями.

Для национальной экономики общепризнанной основой  макроэкономических измерений и  оценок является система национальных счетов (СНС). Центральное место в  СНС занимает показатель ВВП, а в  системе региональных счетов (СРС) –  его аналог – валовой региональный продукт (ВРП). Межрегиональное сравнение субъектов Федерации по ВРП на душу населения является одним из основных этапов социально-экономического анализа, показывающего масштаб и эффективность региональных экономик. Численное значение ВРП на душу населения позволяет обосновывать государственную политику по стимулированию регионального экономического развития и поддержке проблемных регионов (депрессивных, отсталых и др.). Учитывая важность и значимость этого показателя, он был отобран для данного исследования. В современных условиях значительно возросла территориальная дифференциация уровня жизни населения в РФ.

Отобранный  показатель – среднедушевой денежный доход населения – является синтетическим, поскольку, с одной стороны, он отражает результат экономической деятельности в отдельном регионе, а с другой – характеризует социальную ситуацию в конкретных условиях места и времени. Этот показатель является одним из важнейших

индикаторов уровня жизни населения, определяя  социальную эффективность

общественного производства. Статистика преступности свидетельствует, что на протяжении длительного времени в России сохраняется сложная криминогенная ситуация, характеризующаяся интенсивной криминализацией общества. Это распространяется даже на те общественные и экономические институты, которые до недавнего времени считались надежно защищенными от нее (финансовая, правоохранительная, внешнеэкономическая деятельность). Рост преступности превратился в одну из наиболее острых государственных проблем, приобрел общенациональное значение. Мониторинговые опросы общественного мнения практически повсеместно подтверждают тот факт, что возрастающее беспокойство населения за свою личную безопасность, жизнь и здоровье близких, сохранность имущества становится важнейшим фактором, провоцирующим состояние нестабильности в массовом сознании. Углубление анализа предполагает изучение структуры преступности.

Соотношение различных видов преступлений в  структуре преступности имеет более  или менее устойчивый характер. Из общей массы выделяется преступность экономической направленности, темпы роста которой особенно заметны по сравнению с другими видами. Все отобранные характеристики являются разноплановыми, но взаимосвязанными показателями, отражающими социально-экономическую направленность развития субъекта. Они занимают ведущее место в иерархии показателей, свидетельствующих об определенном уровне и качестве жизни рассматриваемого субъекта. Комплексное рассмотрение уровней этих показателей позволяет более глубоко изучить региональную дифференциацию федеральных округов и областей, входящих в эти округа.

Еще в 1995 г. в отделе региональных проблем  Аналитического управления Администрации  Президента РФ была сформулирована «Концепция региональной стратегии России (проект)», где рассматривались различные варианты уменьшения асимметричности в развитии субъектов РФ. Отмечалось, что искусственное воздействие на асимметрию развития областей может привести к прямо противоположным желаемым результатам.

Наращивание темпов экономического развития в некоторых  областях ведет к

дальнейшему усилению различий между субъектами, а уменьшение воздействия на них  способствует снижению темпов экономического развития «богатых» регионов, что  приводит к региональному выравниванию, т. е. взаимному сближению, но в целом  отрицательно сказывается на экономическом развитии страны.4 В связи с этим существующая проблема сохранения регионального единства является актуальной и требует своего дальнейшего изучения, в частности, при помощи статистических методов. Статистический показатель – асимметрия (As) – представляет собой наличие в изучаемой совокупности сдвига вариантов в сторону увеличения или уменьшения от среднего значения изучаемого признака. Графическое изображение данного показателя проявляется вытянутостью одной из ветвей распределения. Важным при изучении такого графика служит направленность данной ветви, поскольку различают левостороннюю и правостороннюю асимметрии. В первом случае в совокупности преобладают варианты, значения которых меньше среднего значения рассматриваемого признака. При правосторонней асимметрии преобладают варианты, имеющие значения большие, чем средняя характеристика. Поэтому в зависимости от изучаемого явления левосторонняя или правосторонняя асимметрия является либо положительным, либо отрицательным результатом. Например, положительным моментом можно считать преобладающую численность субъектов РФ по валовому региональному продукту на душу населения (правосторонняя As).

Информация о работе Перспективы сближения регионов по величине валового регионального продукта на душу населения