Защита прав несовершеннолетних детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:28, дипломная работа

Краткое описание

Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России, эволюция правовой защиты ребенка, правовая защита ребенка в современной России. Обзор практики защиты несовершеннолетних по Краснодарскому краю в 2012 году

Оглавление

Введение…………………………………………………………….
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России……………………………..
Эволюция правовой защиты ребенка……………………………..
Правовая защита ребенка в современной России………………..
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи…………………………………………………………………
Правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России………………………………..
Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав несовершеннолетних детей…………………………
Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав и интересов несовершеннолетних детей………………………….
Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2012 году………………………
Характеристика деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних……………………………………………….
Реализация защиты прав несовершеннолетних в основных сферах их жизнедеятельности Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае……………………………………
Обзор практики по защите прав несовершеннолетних……………..
Заключение………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ вариант окончательный.docx

— 185.57 Кб (Скачать)

Доля обращений граждан, касающихся вопросов охраны здоровья, в 2012 году составила около 6 % (каждое 17-е обращение). В структуре обращений  данной  категории примерно 40 % составили  жалобы на действия (бездействие) работников здравоохранения. Около 30 %  обращений  затрагивали вопросы реализации прав детей-инвалидов (лечение,  оздоровление, установление инвалидности), 12 % - обращения  о лекарственном обеспечении.

Кроме того, в  обращениях граждан поднимались вопросы  уклонения родителей от родительских обязанностей (63 обращения – около 3 %). В 2012 году поступили  42 сообщения  о случаях, представляющих опасность  для  жизни и здоровья несовершеннолетних. По каждому из обращений информация тщательно изучалась и  направлялась в органы прокуратуры, министерство социального развития семейной политики  и др. В тех случаях, когда были установлены факты нарушения  прав детей, приняты меры по защите их прав.

 

Диаграмма № 5. Обращения, касающиеся  прав детей на охрану здоровья в 2011 году(в%)

 

 

40,0 %

 

жалобы на работников здравоохранения

30,0 %

вопросы реализации прав детей-инвалидов

12,0 %

обращения о лекарственном обеспечении

18,0 %

иные обращения по вопросам реализации прав детей на охрану здоровья


 

Динамика обращений за  2011-2012 годы свидетельствует о значительном их увеличении. Так, в 2012 году общее  количество обращений увеличилось  на 26 % в сравнении с 2011 годом.

Сравнительный анализ обращений, поступивших в адрес Уполномоченного  за период 2011- 2012 гг.,  представлен  в таблице №1.      

Как видно из приведенной  таблицы, общая тенденция увеличения числа обращений к Уполномоченному  в 2012 году в сравнении с 2011 годом  нашла свое отражение в большинстве  позиций. В сравнении с 2011 годом             в 2012 году почти на 40 %  увеличились  обращения по вопросам соблюдения жилищных, а также имущественных прав, на  32%  - обращения, связанные со спорами  по воспитанию детей. На 59 %  в сравнении  с 2011 годом увеличилось количество обращений, касающихся прав детей на образование. На 16 % чаще обращались за правовой помощью по вопросам защиты прав детей.

 По территориальной принадлежности наибольшее количество обращений в 2012 году поступило от жителей краевого центра – 32,4 % от всех обращений, на долю остальных муниципальных образований пришлось 58 % обращений.

 

Таблица № 1.

Тематика обращений к  Уполномоченному за период 2011-2012 гг.

 

   

2011 г.

2012 г.

%%

2012 г.

к 2011 г.

 

ОБРАЩЕНИЙ ВСЕГО

1678

2114

126

1

Обращения, касающиеся жилищных прав детей                                   

                                                                          ВСЕГО

316

429

135,8

 

в том числе                

               - выселение (при разводах, смене

                 собственника)

 

58

77

132,8

 

               - препятствие в пользовании жильем

20

14

70,0

 

               - снос, ветхое

14

19

135,7

 

               - отказ в регистрации по месту  жительства 

                 родителей

25

23

92,0

 

               -  вопросы субсидий, участия в  программах

7

16

228,6

 

               - жилищные вопросы инвалидов

20

46

230,0

 

               - вопросы приватизации

2

4

200,0

 

               - споры и жалобы с ЖКХ

5

19

380,0

 

               - улучшение жилищных условий

62

89

143,6

 

               -  жилищные права лиц из  числа 

                 детей-сирот

34

60

176,5

2

Обращения, касающиеся имущественных  прав ребенка                                                            ВСЕГО

177

245

138,4

 

в том числе                - алименты

71

111

156,3

 

                                    - пенсии

5

14

280

 

                                    - наследство

11

6

54,5

 

                                    - пособия на детей

28

40

142,9

 

                                    - материнский капитал

11

16

145,5

 

                                    - социальная защита

28

41

146,4

3

Обращения по спорам о воспитании детей

146

193

132,2

 

в том числе             

- об определении места проживания

40

48

120,0

 

- общение с родителями

49

52

106,1

 

- общение с другими родственниками

20

31

155,0

 

- обращения об удержании ребенка  одним 

из родителей, либо родственниками

22

38

172,7

 

- обращения от родителей лишенных  РП, либо

  ограниченных в РП

6

13

216,7

4

Жалобы на уклонение  родителей от выполнения своих обязанностей 

34

63

185,3

5

Обращения, касающиеся вопросов паспортизации, установления гражданства

17

35

205,9

6

Обращения, касающиеся прав детей на охрану здоровья                                                                          

                                                                           ВСЕГО

122

124

101,6

 

в том числе      - жалобы на действия работников

                            здравоохранения

29

49

169,0

 

           - обращения  о высокотехнологичной помощи

8

5

62,5

 

           - обращения   о санаторно-курортном

             оздоровлении ребенка-инвалида

20

23

115,0

 

           - обращения  об установлении инвалидности

25

9

36,0

 

           - о  лекарственном обеспечении

20

15

75,0

7

Обращения, касающиеся  прав детей на образование                                                                ВСЕГО

167

266

159,3

 

в том числе     

             - жалобы на организацию учебного  процесса

16

24

150,0

 

             - конфликты в школе между учащимися

7

17

242,9

 

             - обучение детей-инвалидов

11

14

127,3

 

             - жалобы на действия учителей                         

               и администрацию ОУ             

37

56

151,4

 

             - обращения, касающиеся прав 

               на дошкольное образование

65

108

166,2

8

Жалобы на  жестокое обращение  с детьми, сообщения о случаях, представляющих угрозу жизни и здоровью детей

31

42

135,5

9

Обращения, касающиеся  прав детей-сирот и лиц из их числа

129

131

101,6

 

в том числе     - вопросы  выплат опекунам и

                           приемным родителям       

9

13

144,4

 

     - вопросы оформления  опеки

29

30

103,5

 

     - вопросы формирования  приемных семей

3

3

100,0

 

     - вопросы по усыновлению

10

24

240,0

 

     - жалобы на органы  опеки

43

36

83,7

 

     - вопросы сопровождения  лиц из числа 

       детей-сирот

16

19

188,8

10

Обращение за квалифицированной  юридической   помощью 

267

310

116,1

11

Жалобы на органы УВД                                                                               

27

40

148,2

12

Иные обращения

246

235

 

                                    

Наибольшее количество обращений  поступило из муниципальных образований  гг.Сочи, Новороссийск, Туапсе, Анапа, Геленджик, Темрюкский, Динской, Северский, Абинский,  Ейский районы. Из других регионов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Пермь, Тюмень; Ямало-Ненецкий АО, Республики Адыгея, Бурятия; Пермский край, Астраханская, Кемеровская, Курганская, Кировская, Нижегородская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Самарская, Челябинская, Свердловская обл. и др. поступило 5,5 % (116 обращений). К Уполномоченному также обращались из стран ближнего и дальнего зарубежья: Украины, Литвы, Великобритании, Бельгии, Португалии. От осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, поступило 1,6 % обращений,  2,5% обращений имели анонимный характер.

В результате рассмотрения  обращений граждан в 2012 года Уполномоченным полностью удовлетворены 30,3 % просьб заявителей, по 50,7 % обращениям заявители получили разъяснения и рекомендации о формах и методах дальнейших действий по  вопросам реализации прав  несовершеннолетних. Принято к сведению 37 обращений, отозвано заявителями 11 обращений. На контроле на конец отчетного периода оставалось 18 обращений.

По отдельным обращениям граждан Уполномоченным было направлено 327 информаций в адрес прокуратуры  Краснодарского края для принятия мер  прокурорского реагирования. Прокуратурой Краснодарского края, прокурорами муниципальных  образований, а также органами прокуратуры  отдельных субъектов РФ (Республики Мордовия, Ставропольского края, Новгородской, Курской, Омской, Ростовской, Владимирской, Иркутской областей) были приняты  меры прокурорского реагирования  в отношении лиц и служб, допустивших  нарушения прав детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Обзор практики по защите прав несовершеннолетних

 

 Право на жилище является основополагающим правом ребенка, и обеспечивает возможность реализации других его прав. Соблюдение данного права, по мнению Уполномоченного, – один из показателей качества жизни детей. Статистика жалоб и обращений граждан в адрес  Уполномоченного на протяжении многих лет свидетельствует о том, что жилищный вопрос остается самой актуальной проблемой для большинства семей. В структуре обращений к Уполномоченному наибольшую долю составляют обращения о реализации жилищных прав несовершеннолетних, при этом в сравнении с 2011 годом их  количество  увеличилось на  36 %.

Как и в предыдущие годы, основными проблемами в реализации жилищных прав детей являлись: нарушение  жилищных прав детей в результате расторжения брака родителей, смены  собственников жилья, неспособность  законных представителей самостоятельно приобрести жилье, улучшить жилищные условия, отсутствие социального жилья и  т.д. Особенно остро проблема улучшения  жилищных условий  стоит перед  социально незащищенными семьями: многодетными, воспитывающими детей-инвалидов, неполными. 

По поручению  Президента РФ с 2011 года  начата активная поддержка многодетных семей, в  том числе направленная на решение  их  жилищного вопроса.  В  2012 году многодетные семьи стали  получать земельные участки  для  индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.  Однако, анализ обращений граждан по данному вопросу свидетельствует о том, что зачастую многодетные семьи не имеют возможности      осуществлять строительство за счет собственных средств. Кредитные организации, как показывает практика,  по объективным причинам отказывают таким гражданам в предоставлении ипотечного кредита:  многочисленный состав иждивенцев, незначительный заработок представляет определенные риски для банков. Действующие  в крае программы государственной поддержки граждан направлены на улучшение жилищных условий и предусматривают предоставление физическим лицам социальных выплат на оплату первоначального взноса. Однако обязательным условием для  получения  данной льготы является  оформление ипотечного жилищного кредита.  Получается замкнутый круг –  на сегодняшний день дети, проживающие в таких семьях, не могут реализовать свои  жилищные права, а их родители  вынуждены тратить  свой и без того незначительный заработок для  найма жилья, либо проживать всей семьей в стесненных условиях  у своих родственников. Ситуация усугубляется, если в многодетной семье воспитывается ребенок-инвалид, нуждающийся  в особых условиях. В этой связи  представляется необходимым принятие действенных мер со стороны государства, направленных на  стимулирование кредитных учреждений по предоставлению ипотечных кредитов многодетным семьям на  льготных условиях, снижению процентных ставок по ипотечным кредитам, а также  формированию рынка доступного арендного жилья, в том числе  путем строительства так называемых «доходных» домов, и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.  

Следует отметить, что Уполномоченным используются все формы защиты жилищных прав несовершеннолетних в пределах  установленной компетенции, включая обращение к главам муниципальных образований с просьбой  об оказании помощи в разрешении жилищного вопроса, оказание содействия в составлении процессуальных документов, а также участие представителей Уполномоченного в судебных заседаниях в интересах несовершеннолетних. Так, споры по жилищным вопросам в 2012 году составили половину  гражданских дел, в  рассмотрении которых Уполномоченный принял участие.

В качестве примера  действенной  защиты жилищных прав семьи с малолетними  детьми может служить положительное  решение вопроса   погашения   ипотечного кредита    средствами  материнского капитала гр. К. из Абинского района. Мать, одна воспитывающая малолетних детей,  обратилась в адрес Уполномоченного,  когда Абинским районным судом уже было вынесено решение по иску ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее Агентство) об обращении взыскания на  заложенное недвижимое имущество в виде квартиры. Гр. К.   приобрела данную квартиру за счет средств ипотечного кредита. В связи с тем, что размер ее заработной платы позволял ей взять ограниченную  сумму, недостаточную для приобретения жилья, формально второй стороной по ипотечному договору выступил по ее просьбе гражданин Ш., не являющийся членом семьи гр. К. При этом имелось нотариально заверенное обязательство гр. Ш.  о переоформлении  по истечении шести месяцев после снятия обременения квартиры в пользу гр. К. и ее несовершеннолетних детей. Фактически заявительница самостоятельно  и добросовестно выполняла обязательства по кредитному договору, однако впоследствии  в связи с рождением второго ребенка стала испытывать материальные трудности. Гр. К. обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ  в Абинском районе с заявлением о направлении средств материнского капитала на погашение остатка долга по  кредитному договору. Пенсионный Фонд РФ отказал в распоряжении средствами  материнского капитала на указанные цели  в связи с тем, что приобретенная квартира оформлена в общую долевую собственность с третьим лицом, являющимся стороной кредитного договора, но не являющегося членом семьи владельца материнского  сертификата. Отказ Пенсионного фонда гр. К. оспорила в судебном порядке, однако  решением Абинского районного суда ей было оказано в удовлетворении исковых требований. В связи  с чем гр. К. обратилась в Агентство с заявлением об исключении  гр. Ш. из кредитного договора, однако ей было отказано в данной просьбе. На повторное обращение гр. К. в Агентство с просьбой о выводе  гр. Ш. из состава должников-залогодателей, заявительница ответ не получила. Более того, Агентство обратилось в суд с исковым заявлением об обращении взыскания на заложенное имущество и взыскании  задолженности с  гр. К. и гр. Ш. в связи с неисполнением заемщиками принятых обязательств. Решением Абинского районного суда требования Агентство были удовлетворены в полном объеме.  Уполномоченным  по правам ребенка в Краснодарском крае и  департаментом по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края  были направлены письма  в Агентство и его региональному оператору с просьбой принять во внимание трудную жизненную ситуацию гр. К. и  внести соответствующие изменения в закладную, кредитный договор для того, чтоб гр. К. имела возможность погасить сумму долга средствами материнского капитала. В результате вопрос был решен положительно, семье удалось сохранить приобретенное жилье, которое являлось единственным для них.

В связи с произошедшим в июле 2012 года стихийным бедствием  на территории гг. Новороссийск, Геленджик, Крымский район в адрес Уполномоченного  поступало 43 обращения граждан по вопросу защиты жилищных, имущественных  прав несовершеннолетних членов семьи, пострадавших от наводнения. Это признание  права несовершеннолетних детей  на получение мер государственной  поддержки в связи с чрезвычайной ситуации, оказание содействие в скорейшем разреши жилищного вопроса. В зависимости от ситуации и с учетом конкретных обстоятельств в целях защиты прав несовершеннолетних Уполномоченный обращался в администрацию муниципального образования, органы прокуратуры, в отдельных случаях – в Крымский районный суд. В результате каждое обращение   было тщательно рассмотрено с учетом прав и законных интересов несовершеннолетних.

Конституция РФ гарантирует  каждому гражданину право  на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В последние годы в системе  образования края происходят позитивные изменения, создаются благоприятные  условия для получения детьми качественного доступного образования. При этом особое внимание уделяется  вопросам обеспечения доступности  качественного дошкольного образования. В настоящее время деятельность органов исполнительной власти края направлена на реализацию задачи, поставленной Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - достижение к 2016 году 100%-ой доступности дошкольного образования для  детей в возрасте от  трёх до семи лет. С целью решения данной проблемы органами местного самоуправления муниципальных образований края приняты и реализуются муниципальные программы, направленные на обеспечение детей дошкольным образованием. К примеру, согласно информации администрации муниципального образования город Краснодар на учете за получением путевок в муниципальные дошкольные образовательные учреждения состоят около 19 тыс. детей. Для решения этой многолетней проблемы администрацией города и Городской Думой принята  долгосрочная целевая программа «Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений на 2011-2015 годы», реализация которой позволит к началу 2015 года полностью ликвидировать в краевой столице очередь в дошкольные образовательные учреждения. Впервые в  2012 году город Краснодар использовал такую инновационную форму как мобильный детский сад.

В крае продолжает свое развитие частно-государственное партнерство, растет сеть частных дошкольных учреждений и семейных детских садов. Ведется строительство новых зданий и реконструкция действующих дошкольных образовательных учреждений, позволяющие значительно расширить количество мест для детей дошкольного возраста. Остаются востребованными среди населения группы кратковременного пребывания детей.

Информация о работе Защита прав несовершеннолетних детей