Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:28, дипломная работа
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России, эволюция правовой защиты ребенка, правовая защита ребенка в современной России. Обзор практики защиты несовершеннолетних по Краснодарскому краю в 2012 году
Введение…………………………………………………………….
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России……………………………..
Эволюция правовой защиты ребенка……………………………..
Правовая защита ребенка в современной России………………..
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи…………………………………………………………………
Правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России………………………………..
Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав несовершеннолетних детей…………………………
Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав и интересов несовершеннолетних детей………………………….
Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2012 году………………………
Характеристика деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних……………………………………………….
Реализация защиты прав несовершеннолетних в основных сферах их жизнедеятельности Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае……………………………………
Обзор практики по защите прав несовершеннолетних……………..
Заключение………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………
В курортный сезон 2012 года работники аппарата Уполномоченного и специалисты территориальных отделов Роспотребнадзора по Краснодарскому краю на основании соглашения о сотрудничестве провели ряд совместных проверок загородных оздоровительных лагерей, лагерей санаторного типа и детских санаториев. В ходе данных мероприятий выявлены нарушения требований Закона РФ от 30 марта 1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отдельные нарушения норм СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей», нарушения распорядка дня отдыхающих детей.
Кроме того, в связи с
поступившими обращениями совместно
с работниками прокуратуры
При взаимодействии с прокуратурой и другими ведомствами также были восстановлены права на отдых и оздоровление детей с ограниченными возможностями. Так, нашла свое подтверждение поступившая к Уполномоченному информация о том, что администрация ФГБУ «Сергиево-Посадский детский дом для слепоглухих» Министерства труда и социальной защиты РФ планирует направить на отдых в г. Геленджик группу воспитанников с проживанием в частном жилом доме, непригодном для пребывания организованной группы детей. В целях недопущения в дальнейшем подобных ситуаций Уполномоченный обратился к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилину с просьбой уделить особое внимание обеспечению прав воспитанников подведомственных министерству детских учреждений на отдых и оздоровление в условиях специализированных детских оздоровительных организаций.
В сфере защиты прав несовершеннолетних детей ведущее место занимает обязанность родителей по их содержанию. Эта обязанность отражена в Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 27), Конституции РФ (ст. 38) и Семейном кодексе РФ (ст.60, ст.80).
Вместе с тем практика взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей свидетельствует о том, что не всегда родители или один из них должным образом исполняют свои обязанности по содержанию детей. Так, по данным управления Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю, за 12 месяцев 2012 года на исполнении в структурных отделах Управления находилось 65 729 исполнительных документов о взыскании алиментных платежей. Из общего количества находившихся на исполнении исполнительных производств окончено 32 114 исполнительных производства, что на 2,5 % больше, чем за аналогичный период 2011 года. Из них: 3 174 - в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительных документах, 19 414 - в связи с обращением взыскания на доходы должников. Добровольно исполнено должниками 2 190 исполнительных документов о взыскании алиментных платежей.
Службой судебных приставов принимаются определенные меры, направленные на исполнение судебных решений, защите имущественных прав несовершеннолетних, осуществлению контроля за правильностью удержания алиментных платежей. Во исполнение поручений ФССП России «Об организации работы по созданию групп по взысканию алиментных платежей» в структурных отделах Управления создано 50 групп по взысканию алиментных платежей, в их состав включены наиболее опытные и квалифицированные работники.
Структурными подразделениями
объявлено в розыск 770 граждан
по исполнительным производствам о
взыскании алиментных платежей, из
которых разыскано 378 граждан. Проверено
2829 бухгалтерий организаций
Серьезным мотивационным фактором стало размещение фотографий родителей-неплательщиков как на официальных сайтах управлений федеральной службы судебных приставов, так и на стендах для широкого информирования общественности.
Однако, несмотря на проводимую
работу, поступающие в адрес
Как и в предыдущие годы в 2012 году больше всего жалоб поступило на бездействие судебных приставов-исполнителей, которое выразилось в нарушении сроков рассмотрения обращения или оставлении его без рассмотрения, утерей исполнительных листов, непринятии всего комплекса мер, направленных на исполнение требований исполнительных документов, и др.
По обращениям о недостаточной работе либо бездействии судебных приставов информация направлялась в УФССП РФ по Краснодарскому краю и органы прокуратуры. В 40% случаев факты, изложенные в обращениях, нашли свое подтверждение.
В соответствии с действующим законодательством долг по оплате алиментов является приоритетным по отношению ко всем остальным обязательствам. Вместе с тем, в адрес Уполномоченного поступали жалобы в связи с направлением алиментных платежей на погашение других исполнительных листов должника, арестами счетов, на которые поступали алиментные платежи на несовершеннолетних. В этой связи, Уполномоченный считает возможным направить в структурные отделы Управления ФССП по Краснодарскому краю рекомендации о недопустимости использования алиментных платежей в иных целях.
Подводя итоги 2012 года с точки зрения соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних необходимо отметить, что проводимая в Краснодарском крае государственная политика в области семьи и детства дает позитивные изменения: улучшение демографической ситуации, принятие эффективных мер по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей-инвалидов, усиление внимания к проблемам образования, в том числе дошкольного, вопросам охраны здоровья, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и др.
Заключение
Проблема защиты прав несовершеннолетних существовала в России во все времена, не решена она и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно обоснованного комплекса мер, создающих систему правовых условий для реализации прав детей. Именно дети оказались незащищенными в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни, сказались, прежде всего, на семьях и детях. Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность, бегство детей из семей из-за жестокого обращения с ними, рост количества дел о лишении родительских прав – неутешительные факты из жизни российского государства.
Защита прав несовершеннолетних связана со множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами, и, прежде всего недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав несовершеннолетних.
Принятый в последнее время федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2011) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией РФ, в целях создания правовых социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.
Между тем, Конвенция о
правах ребенка ООН, основной международный
документ, регулирующий права детей,
предусматривает обязанность
Несмотря на большое количество нормативных и законодательных актов, действующих в России, все же наблюдается их несовершенство в совокупности в части защиты детей и несовершеннолетних в правах, что является неблагоприятным фактором, который при определенных условиях может способствовать созданию угрозы национальной безопасности в целом. Поэтому необходима дальнейшая разработка правовых основ обеспечения безопасности несовершеннолетних. Данная проблема имеет крайне важное и непреходящее значение, как для теории семейного права, так и для практической деятельности органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления по различным направлениям защиты прав детей.
В целях улучшения координации
мероприятий в области защиты
прав и законных интересов несовершеннолетних
детей представляется целесообразным
рассмотреть вопрос об упорядочении
и оптимизации существующей и
на федеральном, и на региональном уровнях
системы государственных
Важным направлением осуществляемых мероприятий является усиление эффективности использования несудебных форм защиты прав детей, как это принято в других странах. Законом об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации установлена обязанность должностных лиц при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей, действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи. Если ребенок, с участием которого осуществляется правоприменительная процедура, нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее эту процедуру, независимо от предмета рассмотрения обязано сообщить в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер. Речь идет, прежде всего, о должностных лицах органов опеки и попечительства, которые сегодня нуждаются в серьезной реорганизации и обновлении, поскольку их деятельность по решению семейных споров, связанных с защитой прав несовершеннолетних, не приносит ощутимых результатов и не в полной мере соответствует современным целям семейного законодательства.
В последнее время все чаще пропагандируется основанная на зарубежном опыте идея создания системы ювенальных судов (судов по делам семьи и несовершеннолетних), которые более эффективно защищали бы права детей, а также боролись с правонарушениями среди несовершеннолетних.
Представляется, однако, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите семьи и детства к решению данного вопроса следует подойти взвешенно и поэтапно, первоначально уделив главное внимание совершенствованию деятельности уже имеющихся структур и институтов.
В целях реализации требований Конвенции о правах ребенка нуждаются в дополнительной проработке и рассмотрении государственными органами и общественными организациями предложения:
1) о введении в семейное
законодательство Российской
2) о разработке в Российской
Федерации предлагаемых
а) об охране здоровья ребенка;
б) об экологической безопасности ребенка;
в) об основных принципах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних;
г) об охране прав детей-инвалидов;
д) об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера;
3) о внедрении в Российской
Федерации зарубежного опыта
по проведению комплексных
4) об улучшении качества
законопроектов путем
На сегодняшний день законодательство в области защиты прав и интересов несовершеннолетних продолжает изменяться, но данный факт вполне объясним тем, что со временем меняется и отношение к разрешению тех или иных проблем. Законодательство не должно стоять на месте, ему необходимо развиваться, совершенствуя и вырабатывая политику в области защиты интересов и прав детей.
Совершенствование законодательства в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан имеет огромное значение как для семьи, так и для государства. В первом случае семья, имеющая детей, будет иметь определенные гарантии, на охрану прав несовершеннолетних, а во втором – развитое законодательство, в совокупности с его применением, является показателем развитости государства.