Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:28, дипломная работа
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России, эволюция правовой защиты ребенка, правовая защита ребенка в современной России. Обзор практики защиты несовершеннолетних по Краснодарскому краю в 2012 году
Введение…………………………………………………………….
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России……………………………..
Эволюция правовой защиты ребенка……………………………..
Правовая защита ребенка в современной России………………..
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи…………………………………………………………………
Правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России………………………………..
Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав несовершеннолетних детей…………………………
Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав и интересов несовершеннолетних детей………………………….
Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2012 году………………………
Характеристика деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних……………………………………………….
Реализация защиты прав несовершеннолетних в основных сферах их жизнедеятельности Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае……………………………………
Обзор практики по защите прав несовершеннолетних……………..
Заключение………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………
Эти ничем не обоснованные ограничения при установлении происхождения ребенка, родившегося вне брака, устранены. Однако трудно согласиться с новыми ограничениями в установлении происхождения детей, родившихся вне брака, которые содержатся в ст. 50 Семейного кодекса РФ. В этой статье, озаглавленной «Установление судом факта признания отцовства», говорится о том, что в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке по правилам гражданского процессуального законодательства. Данное правило ограничивает возможности судебной защиты прав детей на установление отцовства после смерти предполагаемого отца по сравнению даже с прежним семейным законодательством.
При установлении отцовства важно ответить на вопрос: когда возникают права и обязанности – с момента рождения ребенка или с момента обращения в суд с иском об установлении отцовства. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 25 октября 1996 года N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» разъяснил судам, что при рассмотрении дела об установлении отцовства датой рождения ребенка определяется, какой нормой следует руководствоваться.
Следовательно, если исходить
из тех разъяснений, которые даны
Пленумом Верховного Суда РФ, то в зависимости
от времени рождения внебрачного
ребенка по делам об установлении
отцовства применяются либо нормы
Семейного кодекса РФ, либо правила
Кодекса о браке и семье. Эти
новые ограничения прав детей
на установление отцовства усложняют
судебную защиту и порождают определенное
неравенство детей в
Таким образом, в особом производстве
судом могут устанавливаться
либо факт признания отцовства, либо
факт отцовства в случае смерти предполагаемого
лица, что зависит от даты рождения
ребенка. Пределы судебной защиты прав
детей расширены введением
Определенные возражения
вызывают положения ст. 18 Семейного
кодекса РФ. В ней указывается,
что расторжение брака
1) при взаимном согласии
на расторжение брака супругов,
не имеющих общих
2) по заявлению одного
из супругов, если другой признан
судом безвестно отсутствующим,
Упомянутый перечень почти не изменился по сравнению с прежним, определяемым ранее. Единственное уточнение касается указания на общих несовершеннолетних детей, наличие которых препятствует расторжению брака в загсе при взаимном согласии супругов. Хотя данное уточнение не вызывает возражений, все же правильнее было бы указать, что расторжение брака в органах загса производится только в случаях. В современном гражданском процессуальном праве, как и в семейном, усиливаются начала диспозитивности, характеризующиеся предоставлением субъектам материально-правовых и процессуальных отношений большей свободы в распоряжении своими материальными и процессуальными правами.
Усиление диспозитивных начал в Семейном кодексе РФ наиболее активно проявилось в регулировании брачных и семейных имущественных правоотношений. Супруги получили право заключить брачный договор - либо до государственной регистрации заключения брака, либо в любое время в период брака. Этим договором они вправе изменить предусмотренный законом режим совместной собственности и установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Споры, связанные с изменением, расторжением брачного договора, а также с признанием его недействительности полностью или частично, должны разрешаться в судебном порядке. По алиментным правоотношениям между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем может быть заключено соглашение об уплате алиментов, подлежащее нотариальному удостоверению.
В судебном порядке могут
рассматриваться споры об изменении
или расторжении этого
В новом семейном законодательстве получили дальнейшее развитие, наряду с диспозитивными, и публичные начала судебной защиты брачных и семейных прав, в особенности прав несовершеннолетних и иных категорий граждан, нуждающихся в государственной защите. Данная тенденция проявляется, в частности, в тех процессуальных правилах Семейного кодекса РФ, которые закрепляют права и обязанности прокурора, а также органов опеки и попечительства по вступлению в процесс, участию в нем в различных процессуальных формах [21].
В Семейный кодекс РФ [9] включены нормы об обязательном участии в процессе:
прокурора - по делам о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, ограничении родительских прав;
органов опеки и попечительства
- по делам: о признании брака
Все эти нормы носят
императивный характер и подчеркивают
публичность судебной защиты прав несовершеннолетних
и недееспособных граждан. В Семейный
кодекс РФ включены также правила, согласно
которым прокурор и органы опеки
и попечительства имеют право
на обращение в суд с исковыми
требованиями в защиту прав других
лиц. Такое право принадлежит, в
числе других заинтересованных лиц,
прокурору, органам опеки и попечительства
и носит диспозитивный
Процессуальные особенности
разбирательства брачных и
3 Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка в
Краснодарском крае в 2012 году
3.1 Характеристика деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних
В 2012 году деятельность органов государственной власти Краснодарского края была всецело направлена на реализацию основных задач государственной демографической политики, формирование комфортной и доброжелательной среды для детей, семей, воспитывающих детей.
В целях эффективного
решения актуальных вопросов в сфере
детства реализуются ряд федеральных
и краевых целевых программ, в
том числе краевая целевая
программа «Дети Кубани» на 2009-2013
годы (далее – Программа). Так, только
за годы реализации вышеназванной Программы
объем ее финансирования увеличился
с 6 млн. 530 тыс. руб. («Дети Кубани»
на 1999-2000 годы) до 9 млрд. 043 млн. руб. 669 тыс.
руб. («Дети Кубани» на 2009-2013 годы).
В составе действующей Программы
реализуются семь подпрограмм: «Дети
и семья», «Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»,
«Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Одаренные
дети Кубани», «Организация отдыха, оздоровления
и занятости детей и
Принимаются меры по стимулированию
рождаемости, созданию благоприятных
условий для увеличения количества
семей, воспитывающих трех и более
детей. В рамках реализации Указа
Президента РФ от 7 мая 2012 года № 606 "О
мерах по реализации демографической
политики Российской Федерации" Законом
Краснодарского края от 01.08.2012 года № 2568-КЗ
«О дополнительных мерах социальной поддержки
отдельных категорий граждан» установлена
ежемесячная денежная выплата в размере
величины прожиточного минимума при
рождении третьего или последующих детей
- до достижения ими возраста трех лет.
Кроме того, Законом Краснодарского края
от 04.10.2011 г. № 2344-КЗ «О внесении изменений
в закон Краснодарского края «О социальной
поддержке многодетных семей в Краснодарском
крае» на Кубани введен «краевой материнский
капитал» в размере 100 тыс. руб. при рождении
третьего и последующего ребенка. В
2012 году многодетные семьи стали получать
земельные участки для индивидуального
жилищного строительства или ведения
личного подсобного хозяйства.
Особое значение в крае
уделяется реализации прав детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из их числа.
Результативная работа по профилактике
социального сиротства
В настоящее время 90% детей,
то есть 9 из 10 детей, лишенных родительского
попечения, воспитываются в замещающих
семьях (в среднем в Российской
Федерации – 78%). Целенаправленная социальная
политика администрации Краснодарского
края в области семейного устройства
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, также
позволила значительно
По-прежнему самой динамично развивающейся формой семейного устройства детей в регионе остается приемная семья. На сегодняшний день в крае более двух тысяч приемных семей. Численность детей в приемных семьях (4 598 детей) вчетверо превышает численность воспитанников учреждений (996 детей). Необходимо отметить, что половина детей-инвалидов от общего числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на воспитание в приемные семьи. Успешно реализуется разработанная и утвержденная программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В каждом муниципальном образовании Краснодарского края действуют Школы приемных родителей. Результатом проводимых мероприятий стало снижение количества возвратов детей из замещающих семей. В крае продолжается системная работа по реорганизации государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем создания и развития на их базе служб по сопровождению семей и детей.
Краснодарский край выбран
в качестве одного из четырех пилотных
регионов для апробирования Концепции
Федеральной целевой программы
«Россия без сирот». Данный выбор
обусловлен имеющимся в крае опытом
разработки и реализации инновационных
моделей решения проблем
Следует отметить, что в 2012 году в крае принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование механизма реализации жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа:
- Закон Краснодарского края от 26.12.2012г. № 2645-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае";
- Закон Краснодарского края от 26.12.2012 г. № 2642-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае";
- Постановление главы
администрации (губернатора)