Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:28, дипломная работа
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России, эволюция правовой защиты ребенка, правовая защита ребенка в современной России. Обзор практики защиты несовершеннолетних по Краснодарскому краю в 2012 году
Введение…………………………………………………………….
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России……………………………..
Эволюция правовой защиты ребенка……………………………..
Правовая защита ребенка в современной России………………..
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи…………………………………………………………………
Правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России………………………………..
Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав несовершеннолетних детей…………………………
Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав и интересов несовершеннолетних детей………………………….
Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2012 году………………………
Характеристика деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних……………………………………………….
Реализация защиты прав несовершеннолетних в основных сферах их жизнедеятельности Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае……………………………………
Обзор практики по защите прав несовершеннолетних……………..
Заключение………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………
Вместе с тем, в настоящее время проблема доступности дошкольного образования остается наиболее острой. Для семей с малолетними детьми она имеет первостепенную важность, что подтверждается многочисленными обращениями по вопросам получения путевки в детский сад. В 2012 году вопросы получения дошкольного образования поднимались в 40 % от общего количества обращений, касающихся прав детей на образование. Анализ обращений позволяет сделать вывод о том, что их определенная часть вызвана недостаточной осведомленностью родителей об обязательности постановки на учет для получения путевки, о порядке ее предоставления и существующих льготах для определенных категорий граждан. Работники муниципальных многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг, в которые обращаются граждане, не всегда владеют необходимыми сведениями, а размещенная в центрах печатная информация не удовлетворяет в полном объеме потребности обратившихся граждан. В этой связи возникает необходимость использования всех средств для проведения информационно-разъяснительной работы с родителями дошкольников.
Следует отметить, что в 2012 году в адрес Уполномоченного поступали обращения по вопросу общедоступности общего образования. К примеру, коллективное обращение родителей об отказе в приеме детей в 10-й класс МБОУ гимназия №1 г. Армавира. По данному вопросу Уполномоченный обратился в прокуратуру г. Армавира с просьбой провести проверку законности принятого администрацией образовательного учреждения решения. Проверкой было установлено, что Устав гимназии в части правил приема в образовательное учреждение ограничивает конституционное право граждан на общедоступность всех видов образования, в том числе независимо от состояния здоровья, места жительства и др. критериев. Так, в качестве обязательных документов при приеме в гимназию неправомерно требовались свидетельство о временной регистрации по месту жительства родителей, медицинская карта ребенка, выписка текущих отметок по всем предметам и др. Уставом гимназии был закреплен так называемый «порядок приоритета» при комплектовании второй и третьей ступеней обучения, который ставил прием детей в 5-е и 10-е классы в зависимость от их уровня успеваемости, а также дополнительные испытания в виде тестирования при поступлении в 10-й класс. На основании результатов проверки прокурором г. Армавира в адрес главы муниципального образования внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении должностных лиц управления образования и гимназии к дисциплинарной ответственности. Принимая во внимание, что такие обращения были не единичны, поступали по «телефону доверия» из разных муниципальных образований края, во избежание нарушений прав несовершеннолетних в дальнейшем Уполномоченным направлено письмо министру образования и науки Краснодарского края с просьбой обратить внимание руководителей органов управления образованием на необходимость приведения уставов образовательных учреждений в соответствие с требованиями законодательства.
В 2012 году в спектре обращений
по вопросам образования имелись
жалобы родителей на конфликты между
учащимися, другими участниками
образовательного процесса и неправомерные
действия педагогов. Так, к Уполномоченному
обратились родители пятиклассницы
одной из школ
г. Тимашевска с просьбой о содействии
в разрешении конфликтной ситуации,
сложившейся между их дочерью
и одноклассниками. Обращение было
рассмотрено совместно со специалистами
министерства образования и науки
и «Центра диагностики и
Практика Уполномоченного показывает, что формальный подход педагогов к исполнению своих обязанностей, неразрешенные конфликты в школе иногда приводят к серьезным последствиям для детей. Так, в Новокубанском районе хорошо успевающий семиклассник, но имеющий сложности в поведении, в результате неправомерных действий педагогов и администрации школы, органов системы профилактики района едва не оказался в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа. Не организовав индивидуально – профилактическую работу и не оказав своевременно психолого-педагогическую помощь родителям и ребенку, администрация школы по сути устранилась от решения конфликтной ситуации. Органы системы профилактики района направили материалы в суд для рассмотрения вопроса о помещении ребенка в специальное образовательное учреждение закрытого типа. Не согласившись с таким решением, родители были вынуждены обратиться к Уполномоченному. Данное обращение было рассмотрено комиссионно с участием работников министерства образования и науки Краснодарского края, управления по делам несовершеннолетних при администрации Краснодарского края, ГУ МВД России по Краснодарскому краю с выездом в образовательное учреждение. По результатам проведенной проверки Министерством образования и науки Краснодарского края директору школы, в которой обучался ребенок, указано на слабый контроль за предупреждением правонарушений учащихся и недостаточную работу по профилактике и урегулированию конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
В этой связи Уполномоченный
считает необходимым обратить внимание
министерства образования и науки
Краснодарского края на решении проблемы
обеспечения каждого
Сегодня перед российской школой наряду с другими сферами, влияющими на формирование личности, стоят важнейшие задачи – это формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина своей страны. Безусловно, без высоких профессиональных и личностных качеств педагога решить эти задачи невозможно. Поэтому неслучайно, проводимая в последние годы государственная политика направлена на возрождение авторитета учителя, подготовку конкурентоспособных педагогических кадров и их стимулирование к профессиональной деятельности. Такие требования к педагогическому сообществу исключают саму возможность формального подхода и неисполнения должностных обязанностей учителя.
Право на охрану здоровья – одно из основополагающих прав ребенка, его обеспечение всегда являлось приоритетным направлением в государственной политике РФ. Сбережение здоровья каждого ребенка явилось одним из ключевых принципов национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017гг.
В Краснодарском
крае системно и
Принимаются меры по решению
кадрового вопроса, привлечению
молодых специалистов, узких специалистов
в сельскую местность, по обеспечению
доступности и улучшению
Вместе с тем, несмотря на принимаемые органами государственной власти, местного самоуправления меры, остается ряд проблем в сфере реализации права ребенка на охрану здоровья, о чем свидетельствуют обращения граждан в адрес Уполномоченного. В целом, доля обращений граждан по вопросам охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, поступивших в адрес Уполномоченного в 2012 году, несколько снизилась и составила 6 % от общего количество обращений.
Однако анализ обращений свидетельствует о значительном (почти в 2 раза) увеличении жалоб на действия (бездействие) работников здравоохранения (гг. Анапа, Краснодар, Армавир, Славянский район). Доводы жалоб граждан зачастую находили свое подтверждение при проверках, проведенных органами здравоохранения, прокуратуры: нарушение этики и деонтологии со стороны медицинских работников, тактики ведения больного, дородового патронажа, беременности и родов, ведения медицинской документации. По итогам проведенных проверок принимались меры дисциплинарного взыскания, результаты рассматривались на расширенных совещаниях среди медицинского персонала.
В отдельных случаях действия
(бездействие) сотрудников учреждений
здравоохранения, повлекли за собой
смерть ребенка. Так, Славянским
городским судом вынесен
В отчетном году в крае, как и в стране в целом, стала актуальной проблема детских и подростковых суицидов. По уровню смертности от самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. В начале года нашу страну охватила волна подростковых суицидов. Проблема получила широкую огласку в средствах массовой информации, в связи с чем, учитывая особенности подростковой психики, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка обратился к средствам массовой информации с просьбой прекратить подробное освещение данных событий.
В связи с актуальностью
проблемы Уполномоченным вновь были
изданы разработанные совместно
со специалистами в области
Профилактика суицидального поведения детей – является сложной межведомственной проблемой (не только органов здравоохранения, но и органов образования, культуры, спорта, семейной политики), работа в данном направлении должна быть системной и последовательной. Комплекс мер по предотвращению суицидов среди несовершеннолетних включает в себя развитие психологической и психиатрической службы; реализацию мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних; широкое информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть Интернет.
Краснодарский край сочетает
на своей территории благоприятные
климатические и экологические
условия, которые позволяют
По данным министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, на проведение детской оздоровительной кампании 2012 года было направлено из краевого бюджета 1237,99 млн. рублей; из бюджетов муниципальных образований края – 431,2 млн. рублей; из федерального бюджета – 82,984 млн. рублей. К проведению кампании дополнительно привлечены 798,5 млн. рублей из средств предприятий, профсоюзных организаций и спонсоров.
В летний период на территории
края функционировали 1560 детских оздоровительных
организаций, в которых отдохнули
более 500 тысяч детей, в том числе
около 183 тысяч детей из других регионов
России. Услуги по отдыху и оздоровлению
детям предоставляли 109 загородных
стационарных лагерей, 46 санаторно-оздоровительных
лагерей, 17 детских санаториев, 28 палаточных
лагерей, 12 круглосуточных лагерей
труда и отдыха, а также 1448 лагерей
дневного пребывания. Существенное
влияние на организацию и проведение
летней оздоровительной кампании 2012
года оказали неблагоприятные
Деятельность Уполномоченного в сфере реализации прав детей на отдых, досуг и оздоровление осуществлялась в соответствии с установленной законом компетенцией. В преддверии курортного сезона, в целях создания безопасных условий для отдыха детей, охраны их жизни и здоровья Уполномоченный обратился с соответствующим письмом к главам муниципальных образований края. Как и в предыдущие годы, в летний период Уполномоченный усилил информационно-просветительскую работу, акцентируя внимание родителей и общественности на обеспечении безопасности детей: опубликованы обращения Уполномоченного в краевых периодических изданиях, информационном сайте, в каждое муниципальное образование направлены разработанные Уполномоченным плакаты для их размещения в местах массового скопления людей.