Защита прав несовершеннолетних детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:28, дипломная работа

Краткое описание

Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России, эволюция правовой защиты ребенка, правовая защита ребенка в современной России. Обзор практики защиты несовершеннолетних по Краснодарскому краю в 2012 году

Оглавление

Введение…………………………………………………………….
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России……………………………..
Эволюция правовой защиты ребенка……………………………..
Правовая защита ребенка в современной России………………..
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи…………………………………………………………………
Правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России………………………………..
Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав несовершеннолетних детей…………………………
Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав и интересов несовершеннолетних детей………………………….
Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2012 году………………………
Характеристика деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних……………………………………………….
Реализация защиты прав несовершеннолетних в основных сферах их жизнедеятельности Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае……………………………………
Обзор практики по защите прав несовершеннолетних……………..
Заключение………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ вариант окончательный.docx

— 185.57 Кб (Скачать)

Вместе с тем, в настоящее  время проблема доступности дошкольного  образования остается наиболее острой. Для семей с малолетними детьми она имеет первостепенную важность, что подтверждается многочисленными  обращениями по вопросам получения  путевки в детский сад.  В 2012 году вопросы получения дошкольного  образования поднимались в 40 % от общего количества обращений, касающихся прав детей на образование. Анализ обращений позволяет сделать вывод о том, что их определенная часть вызвана недостаточной осведомленностью  родителей об обязательности постановки на учет для получения путевки, о порядке ее предоставления и существующих льготах для определенных категорий граждан. Работники муниципальных многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг, в которые обращаются граждане, не всегда владеют необходимыми сведениями, а размещенная в центрах печатная информация не удовлетворяет в полном объеме потребности обратившихся граждан. В этой связи возникает необходимость использования всех средств для проведения информационно-разъяснительной работы с родителями дошкольников. 

Следует отметить, что в 2012 году в адрес Уполномоченного  поступали обращения по вопросу  общедоступности  общего образования. К примеру, коллективное обращение  родителей об отказе в приеме детей  в 10-й класс МБОУ гимназия №1 г. Армавира. По данному вопросу Уполномоченный обратился в прокуратуру г. Армавира с просьбой провести проверку законности принятого  администрацией образовательного учреждения решения. Проверкой было установлено, что Устав  гимназии  в части правил приема в образовательное  учреждение ограничивает конституционное  право граждан на общедоступность  всех видов образования, в том  числе независимо от состояния здоровья, места жительства и др. критериев. Так, в качестве обязательных документов  при приеме в гимназию неправомерно требовались  свидетельство о временной регистрации по месту жительства родителей, медицинская карта ребенка, выписка текущих отметок по всем предметам и др. Уставом  гимназии  был закреплен так называемый «порядок приоритета» при комплектовании второй и третьей ступеней обучения, который ставил прием детей в 5-е и 10-е классы в зависимость  от их уровня успеваемости, а также дополнительные испытания в виде тестирования при поступлении в 10-й класс. На  основании результатов проверки прокурором г. Армавира в адрес главы муниципального образования внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении должностных лиц управления образования и гимназии к дисциплинарной ответственности. Принимая во внимание, что  такие обращения были не единичны, поступали  по «телефону доверия» из разных муниципальных образований края, во избежание нарушений прав  несовершеннолетних  в дальнейшем Уполномоченным направлено письмо министру  образования и науки Краснодарского края с просьбой  обратить внимание руководителей органов управления образованием на необходимость приведения уставов образовательных учреждений в соответствие с требованиями законодательства.

В 2012 году в спектре обращений  по вопросам образования имелись  жалобы родителей на конфликты между  учащимися, другими  участниками  образовательного процесса и неправомерные  действия  педагогов. Так, к  Уполномоченному  обратились родители  пятиклассницы  одной из школ        г. Тимашевска с просьбой о содействии в разрешении конфликтной ситуации, сложившейся между их дочерью  и одноклассниками. Обращение было рассмотрено совместно со специалистами  министерства образования и науки  и «Центра диагностики и консультирования»  Краснодарского края с выездом в  образовательное учреждение.  Для  оценки психологического климата детского коллектива привлеченным педагогом-психологом было проведено диагностическое  исследование. Его результаты свидетельствуют  о нестабильности психо-эмоционального состояния у половины  учащихся класса и агрессивном поведении у более трети детей. Столько же детей отметили, что их обижают одноклассники. Кроме того, методом анкетирования в классе выявлены 3 ребенка,  считающиеся в детском коллективе  «отверженными». К их числу отнесена  и дочь заявительницы, у которой педагогом-психологом выявлена склонность к суицидальному поведению. В целях профилактики с матерью ребенка была проведена консультация и даны конкретные рекомендации по преодолению сложившейся ситуации. Для улучшения межличностных отношений в классе, сплочения детского коллектива и снятия эмоциональной напряженности у учащихся педагогом-психологом были даны рекомендации по дальнейшей  работе с классом администрации школы, социальному педагогу, классному руководителю и родителям класса. Данная ситуация стала следствием недостаточно продуманных действий администрации школы, когда классным руководителем в пятом классе, проходящим сложный период адаптации в основной школе,  назначена выпускница педколледжа, не имеющая педагогического опыта. Кроме того, в школе нет своих педагогов-психологов, которые могли бы оказать своевременную помощь и учащимся и классному руководителю.

Практика Уполномоченного  показывает, что формальный подход педагогов к исполнению своих  обязанностей, неразрешенные конфликты  в школе иногда приводят к серьезным  последствиям  для детей.  Так,  в Новокубанском районе хорошо успевающий семиклассник, но имеющий сложности в поведении, в результате неправомерных действий педагогов и администрации школы, органов системы профилактики района едва не оказался  в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа. Не  организовав индивидуально – профилактическую  работу и не оказав  своевременно психолого-педагогическую помощь родителям и ребенку,  администрация школы по сути устранилась от решения конфликтной ситуации. Органы системы профилактики района направили материалы в суд для рассмотрения вопроса о помещении ребенка в специальное образовательное учреждение закрытого типа.  Не согласившись с таким решением,  родители были вынуждены обратиться к Уполномоченному. Данное обращение было рассмотрено комиссионно с участием  работников министерства образования и науки Краснодарского края, управления по делам несовершеннолетних при администрации Краснодарского края,  ГУ МВД России по Краснодарскому краю с выездом в образовательное учреждение. По результатам проведенной проверки Министерством образования и науки Краснодарского края директору школы, в которой обучался ребенок, указано на слабый контроль за предупреждением правонарушений учащихся и недостаточную работу  по профилактике и урегулированию конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

В этой связи Уполномоченный считает необходимым обратить внимание министерства образования и науки  Краснодарского края на решении проблемы обеспечения каждого образовательного учреждения края специалистами-психологами, оказании психологической поддержки  и психологического сопровождения  деятельности педагогов.

Сегодня перед российской школой наряду с другими сферами, влияющими на формирование личности, стоят важнейшие задачи – это  формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина своей страны. Безусловно,  без  высоких профессиональных  и личностных качеств педагога решить эти задачи невозможно. Поэтому неслучайно, проводимая в последние годы  государственная  политика направлена на возрождение  авторитета учителя, подготовку конкурентоспособных  педагогических кадров и их стимулирование к профессиональной деятельности. Такие  требования к педагогическому сообществу исключают саму возможность формального  подхода и неисполнения должностных  обязанностей учителя.

Право на охрану здоровья – одно из основополагающих прав ребенка, его   обеспечение всегда  являлось приоритетным направлением в государственной политике РФ. Сбережение здоровья каждого ребенка явилось одним из ключевых принципов национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017гг.

 В  Краснодарском  крае системно и последовательно  реализуются основные задачи  государственной политики в сфере  здравоохранения, направленные на  профилактику, раннее выявление  и лечение заболеваний, снижение  материнской и младенческой смертности, инвалидности детей, формирование  у детей и их родителей мотивации  к здоровому образу жизни. 

Принимаются меры по решению  кадрового вопроса,  привлечению  молодых специалистов, узких специалистов в сельскую  местность, по обеспечению  доступности и улучшению качества медицинской помощи, совершенствуется материально-техническая база детских  учреждений, увеличиваются объемы оказания высокотехнологичной помощи детям.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые  органами государственной власти, местного самоуправления меры, остается ряд проблем в сфере  реализации права ребенка на охрану здоровья, о чем свидетельствуют  обращения граждан в адрес  Уполномоченного. В целом, доля обращений граждан по вопросам охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, поступивших в адрес Уполномоченного в 2012 году, несколько снизилась и составила 6 %  от общего количество обращений.

 Однако анализ обращений свидетельствует о значительном (почти в 2 раза) увеличении жалоб на действия (бездействие)  работников здравоохранения (гг. Анапа, Краснодар, Армавир, Славянский район).  Доводы жалоб граждан зачастую находили свое подтверждение при проверках, проведенных органами здравоохранения, прокуратуры: нарушение этики и деонтологии со стороны медицинских работников, тактики ведения больного, дородового патронажа, беременности и родов, ведения медицинской документации. По итогам  проведенных проверок принимались меры дисциплинарного взыскания, результаты рассматривались на расширенных совещаниях среди медицинского персонала.

В отдельных случаях действия (бездействие) сотрудников  учреждений здравоохранения, повлекли за собой  смерть ребенка.  Так, Славянским  городским судом вынесен приговор  в отношении двух врачей   Славянской центральной районной больницы, не оказавших в полном объеме медицинскую  помощь пострадавшему ребенку. Специалистами  не было проведено необходимое исследование, позволяющее выбрать правильный курс лечения  подростка в результате полученной травмы, не выявлены показания  к оперативному вмешательству, которое  могло бы спасти ребенка. Ранее в  данном учреждении неоднократно проводились  комиссионные проверки,  по результатам  которых применялись меры дисциплинарного  взыскания,  жесткие кадровые решения.

В отчетном году в крае, как  и в стране в целом, стала актуальной проблема  детских и подростковых суицидов. По уровню смертности от самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. В начале года нашу страну охватила волна подростковых суицидов. Проблема получила широкую огласку в средствах массовой информации, в связи с чем, учитывая особенности подростковой психики, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка обратился к средствам массовой информации с просьбой прекратить подробное освещение данных событий.

В связи с актуальностью  проблемы Уполномоченным вновь были изданы разработанные совместно  со специалистами в области детской  психотерапии и  психиатрии практическое пособие для педагогов и психологов «Проблемы суицидального поведения  у детей и подростков», а также  доработанное  в   2012 году  пособие  для родителей «Детская агрессия и суицид. Как избежать беды». Данное пособие содержит информацию, позволяющую  законным представителям своевременно научить ребёнка контролировать свои отрицательные эмоции и агрессию, вовремя распознать у него признаки суицидального поведения, чтобы  принять необходимые меры по его  предотвращению. Пособие для родителей, распространялось через специалистов  психиатрической, психологической  служб края.

Профилактика  суицидального поведения детей – является сложной межведомственной проблемой (не только органов здравоохранения, но и органов образования, культуры, спорта, семейной политики), работа в данном направлении  должна быть системной и последовательной. Комплекс мер по предотвращению суицидов среди несовершеннолетних  включает в себя развитие психологической и психиатрической службы;  реализацию мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних; широкое информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть Интернет.

Краснодарский край  сочетает на своей территории благоприятные  климатические и экологические  условия, которые позволяют круглогодично  осуществлять оздоровление детей, тем самым обеспечивать право на отдых и оздоровление детей. Организация детского отдыха и оздоровления является одной из приоритетных задач всех государственных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти в Краснодарском крае. Первостепенное внимание при этом обращено на финансирование детской оздоровительной кампании, на организацию деятельности оздоровительных организаций, на качество предоставляемых ими услуг, а также на обеспечение мер безопасности детей в местах отдыха.

По данным министерства социального  развития и семейной политики Краснодарского края,  на проведение детской оздоровительной  кампании 2012 года было направлено из краевого бюджета 1237,99 млн. рублей; из бюджетов  муниципальных образований края – 431,2 млн. рублей; из федерального бюджета  – 82,984 млн. рублей. К проведению кампании дополнительно привлечены 798,5 млн. рублей из средств предприятий, профсоюзных организаций и спонсоров.

В летний период на территории края функционировали 1560 детских оздоровительных  организаций, в  которых отдохнули  более 500 тысяч детей, в том числе  около 183 тысяч детей из других регионов России. Услуги по отдыху и оздоровлению детям предоставляли 109 загородных стационарных лагерей, 46 санаторно-оздоровительных  лагерей, 17 детских санаториев, 28 палаточных лагерей, 12 круглосуточных лагерей  труда и отдыха, а также 1448 лагерей  дневного пребывания.  Существенное влияние на организацию и проведение летней оздоровительной кампании 2012 года оказали неблагоприятные погодные условия, которые привели к чрезвычайным ситуациям и затоплению отдельных  территорий края. На период восстановительных  работ 4862 пострадавших ребенка из Крымского  района и 79 детей Туапсинского района были направлены в санаторно-курортные  организации края. Наряду с отдыхом  и оздоровлением дети получали в  них  необходимую им  помощь специалистов-психологов.

Деятельность Уполномоченного  в сфере реализации прав детей на отдых, досуг и оздоровление осуществлялась в соответствии с установленной законом компетенцией.  В преддверии курортного сезона,  в целях создания безопасных условий для отдыха детей, охраны их жизни и здоровья Уполномоченный обратился с соответствующим письмом к главам муниципальных образований края. Как и в предыдущие годы, в летний период Уполномоченный усилил информационно-просветительскую работу,  акцентируя внимание родителей и общественности на обеспечении безопасности детей: опубликованы обращения Уполномоченного в краевых периодических изданиях, информационном сайте, в каждое  муниципальное образование направлены разработанные Уполномоченным плакаты для их размещения в местах массового скопления людей.

Информация о работе Защита прав несовершеннолетних детей