Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:28, дипломная работа
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России, эволюция правовой защиты ребенка, правовая защита ребенка в современной России. Обзор практики защиты несовершеннолетних по Краснодарскому краю в 2012 году
Введение…………………………………………………………….
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России……………………………..
Эволюция правовой защиты ребенка……………………………..
Правовая защита ребенка в современной России………………..
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи…………………………………………………………………
Правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России………………………………..
Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав несовершеннолетних детей…………………………
Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав и интересов несовершеннолетних детей………………………….
Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2012 году………………………
Характеристика деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних……………………………………………….
Реализация защиты прав несовершеннолетних в основных сферах их жизнедеятельности Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае……………………………………
Обзор практики по защите прав несовершеннолетних……………..
Заключение………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………
Родительская власть распространялась на детей обоего пола, независимо от возраста; достижение ребенком совершеннолетия, поступление сыновей на службу, выход дочерей замуж не прекращали родительской власти, а лишь ограничивали ее. Прекращение родительской власти связывалось только со смертью родителей или лишением их всех прав состояния, если дети не последовали в ссылку за своими родителями.
Нормы дореволюционного российского
права предусматривали и
Таким образом, к моменту
совершения Октябрьской революции
1917 г. в России в родительском правоотношении
ребенок являлся лицом
Первыми же Декретами РСФСР, регулировавшими семейные отношения: «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 г. и «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 г. были уравнены в правах дети внебрачные и рожденные в браке. 16 сентября 1918 г. был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (далее – Кодекс 1918 г.). В этом нормативном акте законодатель отказался от понятия родительской власти, заменив его понятием «родительские права», которые имели срочный характер и принадлежали родителям до достижения детьми совершеннолетия (мужского пола – 18 лет, женского пола – 16 лет). Родительские права осуществлялись совместно, что означало необходимость получения согласия другого родителя при проведении всех «мероприятий в отношении детей» (ст. 151 Кодекса 1918 г.), в случае разногласий вопрос решался местным судом. Статья 153 Кодекса устанавливала, что родительские права должны осуществляться исключительно в интересах детей.
Впервые в семейном законодательстве появилась возможность лишения родительских прав судом при их неправомерном осуществлении. В этом случае суд был обязан разрешить родителям свидания с детьми, если это не вредило детям (ст. 159 Кодекса 1918 г.). Обращает на себя внимание отсутствие четких оснований, установленных законом для применения данной меры ответственности.
К числу обязанностей родителей были отнесены: обязанность заботиться о личности детей, их воспитании и подготовке к полезной деятельности (в связи с чем им было предоставлено право отдавать детей на воспитание и обучение, но они не вправе были заключать договоры о найме детей от 16- до 18-летнего возраста без согласия на то детей), также на родителях лежала обязанность по защите интересов детей – личных и имущественных (ст. 155 Кодекса). Родители были обязаны держать детей при себе, им предоставлялось право требовать возврата детей от любого лица, удерживающего его не на основании закона. Ученые того времени обращали особое внимание на то, что родительские права, по сути, являются обязанностями родителей, которые должны осуществляться исключительно в интересах детей.
Необходимо помнить о том, что эти нормы действовали в условиях Гражданской войны, разрухи, массовых репрессий, приведших к росту количества сирот. В системе органов здравоохранения в 1918 г. функционировала служба материнства и младенчества, в том числе занимающаяся устройством бездомных, обездоленных детей. Государство насколько возможно пыталось оказать помощь детям – росло количество домов ребенка, детских домов, интернатов.
К 1926 г. назрела необходимость пересмотра ряда положений семейного законодательства в связи с произошедшими социальными изменениями. 1 января 1927 г. был введен в действие Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР (далее КЗоБСО), который провозгласил, что одной из целей брака является охрана личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. В целом сама концепция отношений родителей и детей осталась неизменной – права и обязанности принадлежали исключительно родителям, ребенок воспринимался более как «объект» воздействия родителей и иных лиц [20].
Статья 33 КЗоБСО устанавливала следующие обязанности родителей: заботиться о воспитании, подготовить их к общественно-полезной жизни, содержать детей, защищать их интересы. Перечень прав был значительно сокращен, к таковым относились право требовать возврата ребенка, право отдавать его на воспитание и обучение. Основанием для лишения родительских прав признавалось их неправомерное осуществление. Как отмечает А.М. Нечаева, «о лишении родительских прав по суду упоминалось как бы вскользь, тогда как отобранию ребенка у родителей (как по суду, так и органами опеки и попечительства) уделялось значительно больше внимания. Видимо, действительность нуждалась в менее сложных способах защиты прав ребенка».
Кодекс законов о браке,
семье и опеке РСФСР
Произошедшие в России
в 90-х гг. ХХ в. социально-политические
изменения потребовали
Таким образом, формирование
основ правового статуса
1.2 Правовая защита ребенка в современной России
Конвенция ООН о правах ребенка, Всемирная Декларация прав ребенка провозглашают право несовершеннолетнего на особую защиту и помощь, включая право на защиту от всех форм дискриминации и нарушения прав, от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19 Конвенции) и право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (Преамбула, ст. 3, 20 Конвенции. Согласно п. 1 ст. 38 Конституции России, ст. 1 СК РФ детство в Российской Федерации находится под защитой государства.
Основаниями для применения
по отношению к родителям (заменяющим
их лицам) публично-правовых мер воздействия
являются их действия (бездействие), выходящие
за пределы допустимого поведения
(уклонение от воспитания детей, причинение
вреда физическому и
Соотношение терминов «охрана» и «защита» в литературе является спорным. Одни рассматривают охрану, как более емкое понятие, а под защитой понимают конкретные меры, применение которых позволяет восстановить нарушенные права. Так, в понятие «охрана» включаются меры, применяемые до нарушения прав и обязанностей, а защита подразумевает меры, принимаемые после правонарушения, для восстановления нарушенного права.
Другие признают термины
«защита» и «охрана» равнозначными.
Представляется, что следует согласиться
с исследователями, считающими «охрану»
более емким понятием, так как
оно включает в себя «как урегулирование
правом общественных отношений, так
и систему различных
Само понятие «защита» рассматривалось правоведами, во-первых, как система юридических норм, направленных на предупреждение правонарушений и устранение их последствий.
Во-вторых, под защитой понимают государственно-принудительную деятельность, направленную на восстановление нарушенных прав, обеспечение выполнения нарушенной обязанности.
В-третьих, под защитой прав и законных интересов граждан рассматривают применение юрисдикционным органом специальных мер, направленных на обеспечение управомоченному лицу реальной возможности осуществления его права [31].
Понятие правовой защиты тесно
связано с понятием
«санкция», которое является необходимым
компонентом правовой системы, гарантией
надлежащего осуществления закрепленного
в правовой норме правила поведения. Правовые
санкции принято подразделять на меры
защиты и меры ответственности.
Меры ответственности (штрафные санкции) в принципе устанавливаются за виновное правонарушение, а меры защиты (правовосстановительные санкции) могут быть применены за объективно противоправное поведение.
Следует отметить, что выделение мер защиты и мер ответственности признается не всеми учеными. Многие не считают необходимым обособлять меры защиты в отдельную категорию, отличную от мер ответственности. По их мнению, защита и ответственность – две стороны одного явления. Поскольку и меры защиты, и меры ответственности – это санкции, они, «как последствия невыполнения правовой обязанности, всегда несут в себе в той или иной степени элемент наказания, так же как каждая правовая санкция в той или иной мере выполняет и правовосстановительную функцию.
Сторонники противоположной
точки зрения считают, что разграничение
мер защиты и мер ответственности
необходимо. Меры защиты направлены на
защиту прав потерпевших, носят восстановительный
характер, могут применяться независимо
от вины лица, тогда как меры ответственности
предполагают также применение к
нарушителю дополнительных мер воздействия
в виде лишения права или наложения
обременений, носят карательный
характер и применяются только по
отношению к виновным лицам при
наличии состава
Представляется, что следует принять точку зрения тех ученых, которые разграничивают меры защиты и меры ответственности, т. к. это позволяет провести классификацию санкций в зависимости от их правовых последствий, учитывая порядок применения, наличие вины и последствия правовой санкции.
Семейно-правовые санкции, имеющие
целью охрану прав ребенка, обладают
определенной спецификой, вытекающей
из особенностей предмета и метода
семейно-правового