Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:28, дипломная работа
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России, эволюция правовой защиты ребенка, правовая защита ребенка в современной России. Обзор практики защиты несовершеннолетних по Краснодарскому краю в 2012 году
Введение…………………………………………………………….
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России……………………………..
Эволюция правовой защиты ребенка……………………………..
Правовая защита ребенка в современной России………………..
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи…………………………………………………………………
Правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России………………………………..
Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав несовершеннолетних детей…………………………
Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав и интересов несовершеннолетних детей………………………….
Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2012 году………………………
Характеристика деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних……………………………………………….
Реализация защиты прав несовершеннолетних в основных сферах их жизнедеятельности Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае……………………………………
Обзор практики по защите прав несовершеннолетних……………..
Заключение………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………
- об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства по данному вопросу;
- о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения;
- о лишении родительских прав;
- о восстановлении в родительских правах;
- об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ограничении родительских прав);
- об отмене ограничения родительских прав;
- об усыновлении ребенка;
- об отмене усыновления.
Все перечисленные категории дел связаны с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, где законодатель в качестве критерия для определения последствий, которые указаны в той или иной норме права, применяемой судом, называет интересы детей.
Таким образом, практически по всем категориям споров о праве на воспитание детей суду надлежит установить, будет ли отвечать интересам детей то или иное действие (передача ребенка от одного родителя другому, определение места проживания ребенка с конкретным родителем, лишение родительских прав, отмена усыновления и пр.) [22].
В то же время в нормах
брачно-семейного
Самой распространенной судебной ошибкой при рассмотрении и разрешении подобных дел является невыясненность всех необходимых обстоятельств, вынесение судебного решения на основе непроверенных и недостаточных доказательств, что влечет необоснованность решения. Поэтому в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ неоднократно подчёркивалась недопустимость разрешения дела по существу только на основании утверждении сторон, назывался примерный перечень наиболее типичных обстоятельств, которые необходимо устанавливать при рассмотрении спора о праве на воспитание детей: конкретные условия воспитания детей, их возраст, особенности психического развития ребенка, характер взаимоотношений родителей между собой и каждого из них с ребёнком, отношение детей к родителям, положительное или отрицательное воздействие родителей на развитие детей, а также личные качества родителей, личная привязанность ребёнка. Если спор о праве на воспитание детей возник в связи с расторжением брака, следует обратить внимание на причины семейного конфликта, что может быть важно для правильного определения места проживания ребенка – с учетом его интересов.
По вопросам применения ст. 69 Семейного кодекса РФ (лишение родительских прав) Верховный Суд РСФСР разъяснил, что уклонением от выполнения родителями своих обязанностей в отношении детей следует также считать отсутствие заботы об их нравственном воспитании, а злоупотребление родительскими правами может выражаться в создании препятствий для общения ребенка со сверстниками; жестокость может проявляться в психическом насилии, унижении человеческого достоинства ребенка. По своему характеру все вышеуказанные обстоятельства являются психологическими, которые невозможно профессионально определить исходя, только из жизненного опыта – необходимо применение специальных знаний.
Сказанное позволяет выделить типичные обстоятельства материально-правового характера, имеющие психологическое содержание, которые подлежат установлению судом по конкретным категориям дел, а именно:
а) влияние поведения родителей (воспитателей) на психическое состояние и развитие детей;
б) степень привязанности ребенка к родителям (воспитателям) с учетом особенностей психического развития детей и их возраста (те же ст. СКРФ);
в) учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, о месте его жительства;
г) при возбуждении дела по ст. 69 СК РФ (решение вопроса о лишении родительских прав)[27].
Анализ норм брачно-семейного
законодательства, подлежащих применению
при рассмотрении судом споров о
праве на воспитание детей, показывает,
что в большинстве случаев
они имеют социально-оценочный
характер с включением психологических
элементов. Это главный фактор, предопределяющей
в принципе возможность использования
судебно-психологической
Чаще всего может быть назначена, экспертиза в отношении родителей (одного из них) или фактических: воспитателей, а также экспертиза по психологическому анализу ситуации (семейного конфликта).
Экспертиза в отношении
родителей или фактических
Среди конкретных психологических
обстоятельств в контексте
• индивидуально-личностные особенности родителей (в познавательной, эмоциональной, волевой сферах);
• установки и доминанты поведения (особенно действующие в конфликтных ситуациях, типичные способы разрешения конфликтов);
• основные мотивационные линии поведения в семье;
• структура потребностей и социальных ценностей;
• выявление истинных и мнимых причин семейного конфликта .
Специфика устанавливаемых
в ходе психологической экспертизы
обстоятельств подсказывает и ее
виды: экспертиза по дифференцированному
определению психологических
Заключение эксперта-психолога такого рода выступает прямым доказательством, иногда - косвенным.
Другой распространенный в делах по спорам о детях вид экспертизы – психологический анализ семейной ситуации. В большинстве случаев для правильного разрешения судом дела необходимо знать и учитывать не только особенности поведения родителей, но и специфику его воздействия на детей, их психическое состояние и психическое развитие. Это, в свою очередь, предполагает выявление индивидуально-личностных особенностей ребенка, мотиваций его поведения, факторов, влияющих на изменение поведения, формирование доминант поведения, личностных ценностей, социальных ориентиров и т.п.
Однако назначить судебную
экспертизу в отношении ребенка
с юридической точки зрения нельзя:
он не является субъектом процесса.
С процессуальных позиций, ребенок
недееспособен, хотя сам процесс
ведется в его интересах, объектом
защиты выступают права и интересы
ребенка. Иногда (при опросе ребенка)
пытаются применить процессуальные
правила, регламентирующие статус свидетеля.
Это недопустимо и по той причине,
что ребенок имеет объективно
обусловленный материально-
Интерес ребенка – главный критерий для правильного разрешения дела, но выразителями этого интереса в процессе выступают другие заинтересованные лица (родители), чей интерес может объективно противоречить интересу ребенка. По этой причине для правильного, объективного установления истинных интересов ребенка суд нуждается в непредвзятой информации, которая, во-первых, отражала бы определенные факты действительности, во-вторых, была бы получена из процессуально нейтрального (незаинтересованного в исходе дела) источника. Такая информация, с одной стороны, могла бы использоваться для проверки объяснений сторон судом, с другой – служить самостоятельным судебным доказательством определенных обстоятельств. Именно этим объясняется в целом доказательственная значимость выводов, содержащихся в заключении эксперта-психолога .
2.3 Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав и интересов несовершеннолетних детей
Семейное право, как известно,
относится к числу материальных
прав. Соответственно Семейный кодекс
Российской Федерации считается
преимущественно материально-
Процессуальные нормы в Семейном кодексе РФ, как и прежде, не составляют специального раздела, а содержатся практически во всех главах этого кодекса и рассчитаны на применение при разбирательстве конкретных категорий семейных дел.
По своему содержанию большая часть этих процессуальных правил регулирует:
1) подведомственность;
2) состав участвующих в деле лиц;
3) особенности предъявляемых в суде требований (предмет и основание иска);
4) особенности доказывания
по конкретным делам (предмет
доказывания, распределение
Значительно меньшая группа
таких правил определяет особенности
движения процесса: правила отложения
разбирательства дел о
Процессуальные правила, включенные в кодекс, по сфере применения относятся к специальным, поскольку ориентированы на конкретные категории дел. Некоторые из них являются исключительными, ограничивающими право на судебную защиту при определенных обстоятельствах. Так, согласно ст.17 Семейного кодекса РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. В ст. 28 Семейного кодекса ограничено право на обращение в суд с иском о признании брака недействительным супруга, знавшего о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, либо о фиктивности брака. Этот супруг может обратиться в суд лишь с требованием о расторжении брака.
Роль процессуальных правил,
содержащихся в Семейном кодексе
РФ, велика, поскольку они призваны
специализировать процессуальную форму
защиты семейных прав, сделать ее более
эффективной с учетом специфики
брачно-семейных правоотношений. Вместе
с тем их включение не в специализированный
нормативный акт создает
Особенно остро стоит вопрос о применении тех процессуальных правил, которые не соответствуют общим процессуальным нормам.
Так, ст. 24 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что при расторжении брака в судебном порядке суд обязан по своей инициативе определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода, а также с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей, если супруги не представили суду соглашение по этим вопросам либо это соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов. Здесь содержатся по существу императивные правила о соединении исковых требований, причем допускается, что инициатором такого соединения выступают не сами супруги, а суд. Между тем по общим положениям процессуального законодательства о соединении и разъединении нескольких исковых требований инициатива соединения исковых требований принадлежит только истцу. Судья лишь оценивает целесообразность такого соединения. Кроме того, процессуальное законодательство не предоставляет суду полномочий рассматривать какие-либо исковые требования, не заявленные сторонами в установленном законом порядке, тогда как в ст. 24 Семейного кодекса РФ на суд такие обязанности возлагаются.
Нельзя не отметить, что процессуальные правила разрешения комплекса вопросов при вынесении судом решения о расторжении брака направлены на защиту интересов детей, права которых нарушаются при прекращении совместной жизни их родителей. Однако эффективность этих норм существенно снижается вследствие того, что они не соответствуют правилам гражданского процессуального законодательства. Хотя некоторыми авторами высказываются соображения о том, что специальная процессуальная норма, содержащаяся в нормативных актах материального права, может совсем по-иному регулировать то или иное процессуальное отношение, большинство процессуалистов не разделяют этого взгляда. Мало того, в Гражданском процессуальном РФ сформулировано общее положение о том, что нормы гражданского процессуального права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому процессуальному кодексу [27].
Анализ специальных